Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава ГХ. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ





§ 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ

Внешняя политика государствапредставляет собой его общий курс в международных делах. Она определяет цели, задачи и направления, а также способы, формы и методы деятельности государства в области международных отношений.

Главные внешнеполитические цели демократического государства заключаются в том, чтобы гарантировать и защищать права своих граж­дан, создавать благоприятные условия для экономического и социально­го развития страны, обеспечивать ее безопасность.

Важнейшим средством осуществления внешней политики государств является дипломатия. Под дипломатиейпонимается официальная дея­тельность глав государств, правительств, ведомств иностранных дел, специальных делегаций и миссии, дипломатических представительств_гю осуществлению мирными средствами целей и задач внешней политики государств.

Можно говорить о дипломатии в широком и в узком значениях этого слова. Если речь идет о дипломатии в широком смысле слова, то под ней подразумевают науку международных отношений или внешних сношений государств, а в более узком смысле - это наука или искусст­во переговоров. В Оксфордском словаре английского языка указано, что дипломатия - это ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломатов.



Среди основных форм дипломатической деятельности государств можно назвать следующие: дипломатическая переписка; участие в меж­дународных конференциях и совещаниях; подготовка и заключение ме­ждународных договоров; повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его дипломатическими представительствами; участие представителей государства в деятельности международных ор­ганизаций; освещение в печати позиции правительства по общеполити­ческим вопросам; публикация официальной информации о важнейших международных событиях; официальное издание международных актов и документов.

Международные отношения, внешняя политика и дипломатия тесно связаны между собой. Каждый из этих элементов не может существо­вать сам по себе. Конкретные внешнеполитические действия государств порождают различные международные события, переплетение которых, в свою очередь, образует международные процессы. А переплетение последних, их развитие порождает международные проблемы. Движение и развитие международных событий, международных проблем и процес-



сов, совокупность взаимосвязей между ними образуют внешнеполитиче­скую обстановку. Развиваясь по своим закономерностям, эта обстанов­ка, в свою очередь, оказывает воздействие на внешнюю политику госу­дарств, их дипломатическую деятельность.

Российская дипломатия решает задачи, поставленные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: создание благоприятных внешних условий для продолжения реформ в России, установление и поддержание подлинно равноправных отношений с ве­дущими державами, отвечающих статусу и потенциалу Российской Фе­дерации. Цель российской внешней политики - отстаивать националь­ные интересы России, не сползая к конфронтации, а укрепляя основы стабильности и сотрудничества в международных отношениях.

Российская внешняя политика нацелена на построение такой сис­темы международных отношений, которая исходит из того, что совре­менный мир - многополюсный; в нем не должно быть доминирования какого-то одного центра силы. Мир XXI в. должен меньше опираться на военную силу и гораздо больше - на силу права. Именно поэтому Рос­сия предложила заключить Договор о ядерной стабильности и безопас­ности с участием всех ядерных держав и провести III Конференцию мира в 1999 г.



§ 2. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВА ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

В юридической науке нет единого подхода относительно термина "право внешних сношений". Чаще употребляется термин "дипломати­ческое и консульское право". Однако этим термином не охватывается та широкая область общественных отношений, которая регулируется нормами права внешних сношений. Правда, термин "дипломатическое и консульское право" трактуют в широком и узком смысле.

Под правом внешних сношенийпонимается система международно-правовых норм, определяющих статус и функции органов внешних сношений государств, в частности нормы о дипломатических предста­вительствах и консульских учреждениях, специальных миссиях, пред­ставительствах государств при международных организациях, иммуните­тах и привилегиях дипломатов и консулов. То же самое понимается под дипломатическим правом в широком смысле1.

В узком смысле дипломатическое право представляет собой сово­купность международно-правовых норм, регулирующих статус и функ­ции только дипломатических представительств. Некоторые авторы эту систему норм относят к посольскому праву.

Подробнее см.: Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990; Санд-ровский К.К. Право внешних сношений. Киев, 1986.

 

Право внешних сношений включает в себя подотрасли: право внут­ригосударственных органов внешних сношений; право зарубежных ор­ганов внешних сношений, в том числе дипломатическое и консульское право; право специальных миссий; право постоянных представительств государств при международных организациях; право дипломатического протокола.

Право внешних сношений - одна из старейших отраслей права. Так, институт послов появился в глубокой древности, а нормы об их непри­косновенности стали зачатками подотрасли дипломатического права. Особенно усиленно дипломатическое право развивается после того, как в Европе стали учреждаться постоянные дипломатические представи­тельства (XVI - XVIII вв.).

Общепризнанно, что основными источниками права внешних сноше­ний являются международный договор и международный обычай. Пер­вым многосторонним договором права внешних сношений, в котором приняли участие восемь европейских государств, был Венский протокол 1815 г. (Венский регламент) о рангах дипломатических представителей с дополнением, внесенным Аахенским протоколом 1818 г.

Частичная кодификация права внешних сношений впервые была предпринята в региональном масштабе в 1928 г. в Латинской Америке. 20 февраля 1928 г. 20 латиноамериканскими странами и США под­писана Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, которая действует в отношении этих стран и в настоящее время.

Начиная с 1961 г. право внешних сношений развивается как дого­ворное. Среди договоров данной отрасли права особое место занимают Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., в которых участвуют: в первой - 174, а во второй — 152 государства, в том числе и Россия1. Оба эти документа можно назвать сердцевиной права внешних сношений.

Венская конвенция 1961 г. определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавли­вает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и им­мунитеты дипломатов; Венская конвенция 1963 г. регулирует порядок открытия консульского учреждения, консульские функции, классы глав консульских учреждений, назначение и отзыв глав консульских учреж­дений, их работников, преимущества, привилегии и иммунитеты кон­сульских учреждений, штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.

Кроме двух названных конвенций, в праве внешних сношений дейст­вуют также Конвенция о специальных миссиях 1969 г.; Венская кон­венция о представительстве государств в их отношениях с междуна­родными организациями универсального характера 1975 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.; Конвенция

1 Далее - Венская конвенция 1961 г. и Венская конвенция 1963 г.

о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.; Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 г.; Конвенция о предотвращении преступлений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.; Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г.

К источникам права внешних сношений относятся также двусторон­ние соглашения между государствами и другими субъектами междуна­родного права. Например, часто государства заключают между собой консульские конвенции, в которых предусматривается больший объем иммунитетов и привилегий для консульских учреждений и их сотруд­ников, чем тот, который определен Конвенцией 1963 г.

Те области отношений, которые остались не урегулированными до­говорными нормами, регулируются относящимися к внешним сношени­ям обычными нормами международного права. Так, например, все во­просы дипломатического протокола и церемониала - нормы обычного права. Бели какое-либо государство не участвует в многосторонних конвенциях по дипломатическому и консульскому праву, оно все равно должно придерживаться положений этих конвенций, поскольку они из­давна были обычными нормами международного права.

§ 3. ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

Среди различных органов государства особое место занимают органы внешних сношений. Они действуют не только на территории данного государства, но и за его пределами. Главная их задача - установление и поддержание официальных отношений между государствами и иными субъектами международного права, осуществление дипломатическими средствами внешнеполитического курса страны.

Органы внешних сношений государства- это действующие на его территории и за ее пределами органы, представляющие страну в ее официальных отношениях с другими государствами и иными субъекта­ми международного права.

Государственные органы внешних сношений по месту их нахождения и деятельности можно разделить на две группы - внутригосударст­венные (центральные) и зарубежные.

В свою очередь, внутригосударственныеорганы внешних сношений делятся на конституционные и специализированные. Образование пер­вых предусматривается конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых зависит от законодательства, практики и наличия соответствующих международных договоров, на основании которых государство осуществляет внешние сношения в ка­кой-либо специальной области.

 

 

Конституционными органамивнешних сношений являются парла­мент, глава государства, правительство и его глава.

Парламенткак общенациональный представительный орган власти решает обычно вопросы войны и мира, территориальных изменений, ратификации международных договоров, определяет расходы на внеш­неполитические мероприятия. В ряде стран правительство подотчетно парламенту в области внешней политики.

В Российской Федерации парламент - Федеральное Собрание - ре­шает вопросы войны и мира, статуса и защиты государственной грани­цы, ратифицирует и денонсирует международные договоры России. Причем принятые Государственной Думой федеральные законы по этим вопросам подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции).

Глава государстваосуществляет высшее представительство страны в ее международных отношениях. Он официально назначает на должность и освобождает от нее глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях, принимает веритель­ные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланни­ков других стран. Глава государства, равно как глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, представляет свою страну по всем вопросам внешних сношений ex officio (по должности). Три ука­занных лица пользуются защитой международного права, иммунитетами и привилегиями.

В Российской Федерации Президентнаделен Конституцией весьма широкими полномочиями в области внешней политики и международ­ных сношений. Он определяет основные направления внешней полити­ки, представляет страну в международных отношениях, назначает и от­зывает после консультаций с соответствующими комитетами или ко­миссиями палат Федерального Собрания дипломатических представите­лей Российской Федерации в иностранных государствах или при меж­дународных организациях.

Президент России осуществляет руководство внешней политикой го­сударства, ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и от­зывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представите­лей (ст. 86 Конституции). Правительство и его глава практически осу­ществляют внешнеполитический курс страны. Они вносят на утвержде­ние главы государства и парламента различные предложения по внеш­неполитическим вопросам, организуют выполнение международных до­говоров Российской Федерации.

К специализированным органам внешних сношенийотносятся та­кие органы, деятельность которых специально сосредоточена на внеш­них сношениях. В России такими органами являются прежде всего Министерство иностранных дел и Министерство промышленности и торговли. •»

Внешнеполитическое ведомство- орган непосредственного опера­тивного руководства в области внешних отношений. В России, Вели­кобритании, Франции и многих других странах оно называется мини­стерством иностранных дел, в США - государственным департаментом. Внешнеполитическое ведомство непосредственно представляет и защи­щает интересы и права государства в международном общении. Оно под­держивает установленные между государствами дипломатические и кон­сульские отношения, осуществляет связи с международными организа­циями, контролирует деятельность всех дипломатических, консульских и других официальных представительств государства за границей, обра­батывает поступающую от зарубежных представительств информацию, готовит визиты делегаций на зысшем и правительственном уровнях.

Указом Президента России от 14 марта 1995 г. утверждено Положе­ние о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Основ­ными задачами МИД определены: реализация внешнеполитического курса России; координация международных связей субъектов Россий­ской Федерации, обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других инте­ресов России на международной арене; защита прав и интересов граж­дан и юридических лиц страны за рубежом; обеспечение дипломатиче­ских и консульских отношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями; координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными органи­зациями.

12 марта 1996 г. Президент России подписал Указ "О координиру­ющей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".

Зарубежные органы внешних сношенийможно разделить на две группы - постоянные и временные. К постоянным относятся диплома­тические представительства государств (посольства и миссии), кон­сульские учреждения, торговые представительства и постоянные пред­ставительства государств при международных организациях.

К временным зарубежным органам внешних сношений следует отне­сти специальные миссии, направляемые в другие государства для уча­стия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и т.д., деле­гации и группы наблюдателей на международных конференциях, деле­гации для участия в работе сессий международных организаций и др.

§ 4. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Дипломатическое представительство- это орган одного государст­ва, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними. Существуют два вида представи-

тельств - посольства и миссии. Посольства- это представительства первого, высшего класса (у Ватикана - нунциатуры). Миссии- пред­ставительства второго класса (у Ватикана - интернунциатуры). За по­следние полвека резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. Сейчас миссии стали довольно редкими. Дипломатические представительства учреждаются в соответствии с соглашениями между государствами1.

Правовой статус Посольства Российской Федерации определен По­ложением о нем, которое утверждено Указом Президента России от 28 октября 1996 г. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккреди­тованным в государстве пребывания. Посол представляет страну, непо­средственно руководит работой Посольства, несет персональную ответ­ственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осущест­вление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД России структуру Посольства, распределяет должностные обязан­ности между его сотрудниками. Основные права и обязанности Посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве.

Персонал дипломатического представительства делится на диплома­тический, административно-технический и обслуживающий.

К дипломатическому персоналуотносятся послы, посланники, со­ветники, торговые представители и их заместители, специальные атташе ■ (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, пер­вые, вторые, третьи секретари, атташе. В Венской конвенции 1961 г. они называются членами дипломатического представительства.

Число сотрудников каждого ранга в разных представительствах не­одинаково. Если это большое посольство, то здесь может быть несколь­ко советников, несколько первых, вторых и третьих секретарей, не­сколько атташе. А если это небольшое посольство, то число дипломатов здесь может ограничиваться послом и одним либо двумя дипломатиче­скими работниками.

К административно-техническому персоналуотносятся заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики, делопроизводители, маши­нистки и другие сотрудники представительства, исполняющие адми­нистративные или технические функции.

К обслуживающему персоналуотносятся шоферы, курьеры, швей­цары, лифтеры, дворники и другие лица, функции которых заключаются в обслуживании дипломатического представительства.

Частные домашние работники,о которых упоминает Венская кон­венция 1961 г., исполняют обязанности домашних работников у сот-

 

1 Подробнее см.: Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.

рудников дипломатического представительства. Они не являются слу­жащими аккредитующего государства.

Относительно численности персонала представительства аккреди­тующее и принимающее государства договариваются между собой. Если такого соглашения между ними нет, то государство пребывания может предложить, чтобы эта численность сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая условия в государстве пребывания и потребности данного представительства (ст. 11 Венской конвенции).

Необходимо различать классы и ранги дипломатов.Как правило, класс дипломата совпадает с рантх>м. Но если вопрос о классе дип­ломата определен международным правом, то вопрос о ранге регули­руется внутригосударственным законом, правительством каждого го­сударства. Можно отметить, что почти во всех странах - в предста­вительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третье­го секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советни­ка-посланника, посла. Существует ряд градаций этих рангов.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. основными функция­ми дипломатического представительства являются: 1) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребы­вания и сообщение о них своему правительству; 5) поощрение дружест­венных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Следует отметить, что наряду с указанными функциями дипломати­ческие представительства выполняют и консульские функции. Для этого в составе посольств и миссий существуют консульские отделы.

Глава дипломатического представительства- это единственное ли­цо, которое представляет свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава дипломатического представительства является также высшим представителем по сравнению со всеми другими предста­вителями данного государства в стране пребывания.

Венская конвенция 1961 г. закрепила практику деления глав дипло­матических представительств на три класса: послы и папские нунции; посланники и папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Конвенции 1961 г., между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.

В настоящее время поверенные в делах и посланники назначаются весьма редко. Обычно государства обмениваются послами, что соот-

ветствует принципу суверенного равенства государств. Следует отличать постоянного поверенного в делах, который возглавляет подведомствен­ное ему дипломатическое представительство в качестве постоянного руководителя, от временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы представительства при отсутствии постоянного ди­пломатического представителя (например, на период болезни, отпуска).

Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах - при минист­ре иностранных дел страны пребывания.

■В дипломатическом праве есть понятие дипломатический корпус.Под ним понимается совокупность всех глав иностранных дипломати­ческих представительств, аккредитованных в данном государстве. В ши­роком смысле в понятие "дипломатический корпус", кроме глав дип­ломатических представительств, включаются также дипломатические работники представительств, а также члены их семей. Дипломатический корпус не является организацией. Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель (дуайен, старшина). В католиче­ских странах обычно главой дипломатического корпуса является пап­ский нунций.

Министерство иностранных дел публикует список дипломатического корпуса в этой стране. Для удостоверения дипломатического качества членам дипломатического корпуса власти страны пребывания выдают дипломатические карточки.

Порядок назначения глав дипломатических представительстврегу­лируется нормами международного и внутригосударственного права. В каждой стране существует свой порядок назначения дипломатических представителей.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. перед назначением главы дипломатического представительства у правительства соответст­вующего государства запрашивают согласие (агреман) на принятие на­значаемого лица в качестве такого представителя. Отказ в выдаче агре­мана не_тр_ебует мотивировки.

После полученТйГагремана глава аккредитующего государства при­нимает решение о назначении главы дипломатического представитель­ства, которое обычно публикуется в печати.

Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства. В верительной грамоте содержится просьба "верить" ее обладателю как лицу, которое представляет свое государство в государстве пребывания.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. глава дипломатическо­го представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, сущест-

вующей в этом государстве. Однако практика должна применяться еди­нообразно: либо с момента вручения верительных грамот, либо с мо­мента сообщения о прибытии и представления заверенных копий вери­тельных грамот министерству иностранных дел государства пребывания.

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях: 1) отозвания представителя аккредитующим госу­дарством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что данный представитель является лицом, утратившим его доверие (per­sona поп grata); 3) разрыва дипломатических отношений; ф войны меж­ду этими двумя государствами; (5) прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права.

Самым распространенным случаем прекращения функций главы ди­пломатического представительства является его отзыв по инициативе руководства своего государства. В этом случае главе государства пре­бывания направляется отзывная грамота, которую вручает ему либо сам отъезжающий дипломатический представитель либо его преемник.

В практике государств довольно часто бывает так, что глава дипло­матического представительства в одном государстве одновременно явля­ется главой дипломатического представительства в другом или даже в нескольких государствах, если последние не возражают. Такая практика называется кумуляцией (совмещением) дипломатического представи­тельства.

§ 5. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ

Сотрудники дипломатического представительства пользуются опре­деленными привилегиями и иммунитетами. Иммунитет- это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государ­ства пребывания. Привилегии- это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Иммунитеты и привилегии в полном объеме предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.

Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания мак­симально благоприятных условий для осуществления функций диплома­тического представительства. Юридической природой таких иммуните­тов и льгот является суверенное равенство государств; ни одно из них не может подчинить своей власти другое, а дипломатическое представи­тельство как орган государства и его дипломатический персонал как сотрудники государственного учреждения и олицетворяют государство.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. дипломатические им­мунитеты и привилегии подразделены на две категории: иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.

К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Согласно Венской конвенции 1961 г., под "помещениями представительства" понимаются здания или его час­ти, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собствен­ности на них, а также обслуживающий данное здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянка. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.

• Запрещение вступать в помещения представительства без согласия его главы носит абсолютный характер. Из этого правила нет никаких исключений. Оно должно соблюдаться даже в случае пожара в дипло­матическом представительстве или захвата последнего террористами. Кстати, на практике при чрезвычайных обстоятельствах главы дипло­матических представительств нередко дают согласие местным властям на вступление в помещения представительства.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность прини­мать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения вся­кого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других ис­полнительных действий (ст. 22 Венской конвенции).

Вместе с тем неприкосновенность помещения дипломатического представительства не дает права использовать его в качестве убежища для лиц, которые преследуются властями государства пребывания. Лишь в практике латиноамериканских государств право убежища в предста­вительствах общепризнанно.

В ст. 24 Венской конвенции 1961 г. установлено, что архивы и до­кументы представительства неприкосновенны в любое время и неза­висимо от их местонахождения. Это касается и периода разрыва дип­ломатических отношений и времени вооруженного конфликта между двумя государствами.

Помещения представительства обладают фискальным иммунитетом, т.е. они, как собственные, так и арендованные, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и по­шлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслу­живания.

Официальная корреспонденция дипломатического представительства неприкосновенна. Помимо обычных дипломатических курьеров имму­нитетом пользуются и временные (ad hoc) дипломатические курьеры, однако этот иммунитет сохраняется только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению.

 

Венская конвенция 1961 г. предоставляет представительствам не­сколько привилегий. Первая из них относится к таможенным привиле­гиям. В соответствии со ст. 36 государство пребывания, как принято его законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех тамо­женных пошлин предметы, предназначенные для официального пользо­вания представительства.

Второй привилегией дипломатического представительства является его право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государст­ва на помещениях представительства, включая резиденцию главы пред­ставительства, а также на его средствах передвижения (ст. 29).

К числу привилегий дипломатического представительства следует отнести и свободу сношений со своей страной, ее дипломатическими и консульскими представительствами в других государствах. В этих целях государство может пользоваться всеми подходящими средствами, вклю­чая использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.

Кроме перечисленных, некоторые привилегии предоставляются ди­пломатическим представительствам на основе международной вежли­вости, а также в силу сложившихся в дипломатической практике обык­новений. Так, дипломатическое представительство имеет право на вне­очередную и гарантированную отправку и получение различной коррес­понденции.

Ко второй категории иммунитетов и привилегий относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов Венская конвен­ция 1961 г. называет неприкосновенность личности главы дипломатиче­ского представительства и членов дипломатического персонала (далее -дипломатов). Они не могут быть арестованы или задержаны в какой бы то ни было форме. Государство пребывания должно относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и дос­тоинство.

Неприкосновенны резиденция дипломата, а также все его бумаги, корреспонденция, имущество, а также средства его передвижения. Сле­довательно, запрещается задерживать средства передвижения или произ­водить в них обыск. Вместе с тем дипломат, находящийся за рулем ав­томобиля и нарушивший правила дорожного движения, может быть ос­тановлен, и ему может быть указано на нарушение правил.

Дипломаты пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этого государства поступают требования о производстве следствия и суда в отношении Дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Им­мунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осу­ществления функций дипломатического представительства. Поэтому только правительство страны дипломата может отказаться от иммуни­тета. Так, в 1996 г. правительство Грузии отказалось от иммунитета

8 К. А. Векяшеь 225

своего дипломата Г. Махарадзе, совершившего автодорожную аварию, в результате которой погибла 16-летняя американская девушка.

Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрис­дикции, кроме случаев относительно: 1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, которое находится на территории государства пребывания; 2) исков о наследовании, когда дипломат выступает как частное лицо; 3) исков, которые относятся к любой деятельности, осу­ществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Иногда бывает так, что дипломат сам возбужда­ет иск в суде государства пребывания. В этом случае он отказывается от неподсудности по данному делу, и на него не распространяется су­дебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбуж­денным им делом.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются им­мунитетом и от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

Если случился автомобильный инцидент, в котором виноват дипло­мат, и в результате этого инцидента причинен значительный матери­альный ущерб, то и в этом случае нельзя против дипломата возбудить дело о взыскании убытков в суде. В подобных случаях все претензии к дипломату можно предъявлять через министерство иностранных дел, которое может направить претензию в соответствующее посольство с просьбой принять меры к возмещению причиненного ущерба.

Личный багаж дипломатов не досматривается, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз ко­торых запрещен законом.

Дипломаты пользуются дипломатическими привилегиями, т.е. они освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин - личных и имущест­венных, государственных, районных и муниципальных, - кроме косвен­ных налогов, налогов на наследство и некоторых сборов. Они освобож­даются от всех трудовых, государственных и военных повинностей.

Дипломаты пользуются таможенными привилегиями. Государство пребывания разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользо­вания членов их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов.

Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются также все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому статусу, кроме гражданской и адми­нистративной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот. Что касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются имму­нитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении их

обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на за­работок, получаемый ими по службе.

§ 6. ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.