Глава ГХ. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
§ 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ
Внешняя политика государствапредставляет собой его общий курс в международных делах. Она определяет цели, задачи и направления, а также способы, формы и методы деятельности государства в области международных отношений.
Главные внешнеполитические цели демократического государства заключаются в том, чтобы гарантировать и защищать права своих граждан, создавать благоприятные условия для экономического и социального развития страны, обеспечивать ее безопасность.
Важнейшим средством осуществления внешней политики государств является дипломатия. Под дипломатиейпонимается официальная деятельность глав государств, правительств, ведомств иностранных дел, специальных делегаций и миссии, дипломатических представительств_гю осуществлению мирными средствами целей и задач внешней политики государств.
Можно говорить о дипломатии в широком и в узком значениях этого слова. Если речь идет о дипломатии в широком смысле слова, то под ней подразумевают науку международных отношений или внешних сношений государств, а в более узком смысле - это наука или искусство переговоров. В Оксфордском словаре английского языка указано, что дипломатия - это ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломатов.
Среди основных форм дипломатической деятельности государств можно назвать следующие: дипломатическая переписка; участие в международных конференциях и совещаниях; подготовка и заключение международных договоров; повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его дипломатическими представительствами; участие представителей государства в деятельности международных организаций; освещение в печати позиции правительства по общеполитическим вопросам; публикация официальной информации о важнейших международных событиях; официальное издание международных актов и документов.
Международные отношения, внешняя политика и дипломатия тесно связаны между собой. Каждый из этих элементов не может существовать сам по себе. Конкретные внешнеполитические действия государств порождают различные международные события, переплетение которых, в свою очередь, образует международные процессы. А переплетение последних, их развитие порождает международные проблемы. Движение и развитие международных событий, международных проблем и процес-
сов, совокупность взаимосвязей между ними образуют внешнеполитическую обстановку. Развиваясь по своим закономерностям, эта обстановка, в свою очередь, оказывает воздействие на внешнюю политику государств, их дипломатическую деятельность.
Российская дипломатия решает задачи, поставленные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: создание благоприятных внешних условий для продолжения реформ в России, установление и поддержание подлинно равноправных отношений с ведущими державами, отвечающих статусу и потенциалу Российской Федерации. Цель российской внешней политики - отстаивать национальные интересы России, не сползая к конфронтации, а укрепляя основы стабильности и сотрудничества в международных отношениях.
Российская внешняя политика нацелена на построение такой системы международных отношений, которая исходит из того, что современный мир - многополюсный; в нем не должно быть доминирования какого-то одного центра силы. Мир XXI в. должен меньше опираться на военную силу и гораздо больше - на силу права. Именно поэтому Россия предложила заключить Договор о ядерной стабильности и безопасности с участием всех ядерных держав и провести III Конференцию мира в 1999 г.
§ 2. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВА ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
В юридической науке нет единого подхода относительно термина "право внешних сношений". Чаще употребляется термин "дипломатическое и консульское право". Однако этим термином не охватывается та широкая область общественных отношений, которая регулируется нормами права внешних сношений. Правда, термин "дипломатическое и консульское право" трактуют в широком и узком смысле.
Под правом внешних сношенийпонимается система международно-правовых норм, определяющих статус и функции органов внешних сношений государств, в частности нормы о дипломатических представительствах и консульских учреждениях, специальных миссиях, представительствах государств при международных организациях, иммунитетах и привилегиях дипломатов и консулов. То же самое понимается под дипломатическим правом в широком смысле1.
В узком смысле дипломатическое право представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих статус и функции только дипломатических представительств. Некоторые авторы эту систему норм относят к посольскому праву.
Подробнее см.: Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990; Санд-ровский К.К. Право внешних сношений. Киев, 1986.
Право внешних сношений включает в себя подотрасли: право внутригосударственных органов внешних сношений; право зарубежных органов внешних сношений, в том числе дипломатическое и консульское право; право специальных миссий; право постоянных представительств государств при международных организациях; право дипломатического протокола.
Право внешних сношений - одна из старейших отраслей права. Так, институт послов появился в глубокой древности, а нормы об их неприкосновенности стали зачатками подотрасли дипломатического права. Особенно усиленно дипломатическое право развивается после того, как в Европе стали учреждаться постоянные дипломатические представительства (XVI - XVIII вв.).
Общепризнанно, что основными источниками права внешних сношений являются международный договор и международный обычай. Первым многосторонним договором права внешних сношений, в котором приняли участие восемь европейских государств, был Венский протокол 1815 г. (Венский регламент) о рангах дипломатических представителей с дополнением, внесенным Аахенским протоколом 1818 г.
Частичная кодификация права внешних сношений впервые была предпринята в региональном масштабе в 1928 г. в Латинской Америке. 20 февраля 1928 г. 20 латиноамериканскими странами и США подписана Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, которая действует в отношении этих стран и в настоящее время.
Начиная с 1961 г. право внешних сношений развивается как договорное. Среди договоров данной отрасли права особое место занимают Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., в которых участвуют: в первой - 174, а во второй — 152 государства, в том числе и Россия1. Оба эти документа можно назвать сердцевиной права внешних сношений.
Венская конвенция 1961 г. определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов; Венская конвенция 1963 г. регулирует порядок открытия консульского учреждения, консульские функции, классы глав консульских учреждений, назначение и отзыв глав консульских учреждений, их работников, преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений, штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.
Кроме двух названных конвенций, в праве внешних сношений действуют также Конвенция о специальных миссиях 1969 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.; Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.; Конвенция
1 Далее - Венская конвенция 1961 г. и Венская конвенция 1963 г.
о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.; Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 г.; Конвенция о предотвращении преступлений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1977 г.; Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г.
К источникам права внешних сношений относятся также двусторонние соглашения между государствами и другими субъектами международного права. Например, часто государства заключают между собой консульские конвенции, в которых предусматривается больший объем иммунитетов и привилегий для консульских учреждений и их сотрудников, чем тот, который определен Конвенцией 1963 г.
Те области отношений, которые остались не урегулированными договорными нормами, регулируются относящимися к внешним сношениям обычными нормами международного права. Так, например, все вопросы дипломатического протокола и церемониала - нормы обычного права. Бели какое-либо государство не участвует в многосторонних конвенциях по дипломатическому и консульскому праву, оно все равно должно придерживаться положений этих конвенций, поскольку они издавна были обычными нормами международного права.
§ 3. ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
Среди различных органов государства особое место занимают органы внешних сношений. Они действуют не только на территории данного государства, но и за его пределами. Главная их задача - установление и поддержание официальных отношений между государствами и иными субъектами международного права, осуществление дипломатическими средствами внешнеполитического курса страны.
Органы внешних сношений государства- это действующие на его территории и за ее пределами органы, представляющие страну в ее официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права.
Государственные органы внешних сношений по месту их нахождения и деятельности можно разделить на две группы - внутригосударственные (центральные) и зарубежные.
В свою очередь, внутригосударственныеорганы внешних сношений делятся на конституционные и специализированные. Образование первых предусматривается конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых зависит от законодательства, практики и наличия соответствующих международных договоров, на основании которых государство осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области.
■
Конституционными органамивнешних сношений являются парламент, глава государства, правительство и его глава.
Парламенткак общенациональный представительный орган власти решает обычно вопросы войны и мира, территориальных изменений, ратификации международных договоров, определяет расходы на внешнеполитические мероприятия. В ряде стран правительство подотчетно парламенту в области внешней политики.
В Российской Федерации парламент - Федеральное Собрание - решает вопросы войны и мира, статуса и защиты государственной границы, ратифицирует и денонсирует международные договоры России. Причем принятые Государственной Думой федеральные законы по этим вопросам подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции).
Глава государстваосуществляет высшее представительство страны в ее международных отношениях. Он официально назначает на должность и освобождает от нее глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников других стран. Глава государства, равно как глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, представляет свою страну по всем вопросам внешних сношений ex officio (по должности). Три указанных лица пользуются защитой международного права, иммунитетами и привилегиями.
В Российской Федерации Президентнаделен Конституцией весьма широкими полномочиями в области внешней политики и международных сношений. Он определяет основные направления внешней политики, представляет страну в международных отношениях, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах или при международных организациях.
Президент России осуществляет руководство внешней политикой государства, ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (ст. 86 Конституции). Правительство и его глава практически осуществляют внешнеполитический курс страны. Они вносят на утверждение главы государства и парламента различные предложения по внешнеполитическим вопросам, организуют выполнение международных договоров Российской Федерации.
К специализированным органам внешних сношенийотносятся такие органы, деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях. В России такими органами являются прежде всего Министерство иностранных дел и Министерство промышленности и торговли. •»
Внешнеполитическое ведомство- орган непосредственного оперативного руководства в области внешних отношений. В России, Великобритании, Франции и многих других странах оно называется министерством иностранных дел, в США - государственным департаментом. Внешнеполитическое ведомство непосредственно представляет и защищает интересы и права государства в международном общении. Оно поддерживает установленные между государствами дипломатические и консульские отношения, осуществляет связи с международными организациями, контролирует деятельность всех дипломатических, консульских и других официальных представительств государства за границей, обрабатывает поступающую от зарубежных представительств информацию, готовит визиты делегаций на зысшем и правительственном уровнях.
Указом Президента России от 14 марта 1995 г. утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Основными задачами МИД определены: реализация внешнеполитического курса России; координация международных связей субъектов Российской Федерации, обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене; защита прав и интересов граждан и юридических лиц страны за рубежом; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами, сношений с международными организациями; координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
12 марта 1996 г. Президент России подписал Указ "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".
Зарубежные органы внешних сношенийможно разделить на две группы - постоянные и временные. К постоянным относятся дипломатические представительства государств (посольства и миссии), консульские учреждения, торговые представительства и постоянные представительства государств при международных организациях.
К временным зарубежным органам внешних сношений следует отнести специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и т.д., делегации и группы наблюдателей на международных конференциях, делегации для участия в работе сессий международных организаций и др.
§ 4. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
Дипломатическое представительство- это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними. Существуют два вида представи-
тельств - посольства и миссии. Посольства- это представительства первого, высшего класса (у Ватикана - нунциатуры). Миссии- представительства второго класса (у Ватикана - интернунциатуры). За последние полвека резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. Сейчас миссии стали довольно редкими. Дипломатические представительства учреждаются в соответствии с соглашениями между государствами1.
Правовой статус Посольства Российской Федерации определен Положением о нем, которое утверждено Указом Президента России от 28 октября 1996 г. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет страну, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности Посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве.
Персонал дипломатического представительства делится на дипломатический, административно-технический и обслуживающий.
К дипломатическому персоналуотносятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе ■ (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе. В Венской конвенции 1961 г. они называются членами дипломатического представительства.
Число сотрудников каждого ранга в разных представительствах неодинаково. Если это большое посольство, то здесь может быть несколько советников, несколько первых, вторых и третьих секретарей, несколько атташе. А если это небольшое посольство, то число дипломатов здесь может ограничиваться послом и одним либо двумя дипломатическими работниками.
К административно-техническому персоналуотносятся заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики, делопроизводители, машинистки и другие сотрудники представительства, исполняющие административные или технические функции.
К обслуживающему персоналуотносятся шоферы, курьеры, швейцары, лифтеры, дворники и другие лица, функции которых заключаются в обслуживании дипломатического представительства.
Частные домашние работники,о которых упоминает Венская конвенция 1961 г., исполняют обязанности домашних работников у сот-
1 Подробнее см.: Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.
рудников дипломатического представительства. Они не являются служащими аккредитующего государства.
Относительно численности персонала представительства аккредитующее и принимающее государства договариваются между собой. Если такого соглашения между ними нет, то государство пребывания может предложить, чтобы эта численность сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая условия в государстве пребывания и потребности данного представительства (ст. 11 Венской конвенции).
Необходимо различать классы и ранги дипломатов.Как правило, класс дипломата совпадает с рантх>м. Но если вопрос о классе дипломата определен международным правом, то вопрос о ранге регулируется внутригосударственным законом, правительством каждого государства. Можно отметить, что почти во всех странах - в представительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла. Существует ряд градаций этих рангов.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. основными функциями дипломатического представительства являются: 1) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
Следует отметить, что наряду с указанными функциями дипломатические представительства выполняют и консульские функции. Для этого в составе посольств и миссий существуют консульские отделы.
Глава дипломатического представительства- это единственное лицо, которое представляет свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава дипломатического представительства является также высшим представителем по сравнению со всеми другими представителями данного государства в стране пребывания.
Венская конвенция 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса: послы и папские нунции; посланники и папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Конвенции 1961 г., между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.
В настоящее время поверенные в делах и посланники назначаются весьма редко. Обычно государства обмениваются послами, что соот-
ветствует принципу суверенного равенства государств. Следует отличать постоянного поверенного в делах, который возглавляет подведомственное ему дипломатическое представительство в качестве постоянного руководителя, от временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы представительства при отсутствии постоянного дипломатического представителя (например, на период болезни, отпуска).
Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах - при министре иностранных дел страны пребывания.
■В дипломатическом праве есть понятие дипломатический корпус.Под ним понимается совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. В широком смысле в понятие "дипломатический корпус", кроме глав дипломатических представительств, включаются также дипломатические работники представительств, а также члены их семей. Дипломатический корпус не является организацией. Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель (дуайен, старшина). В католических странах обычно главой дипломатического корпуса является папский нунций.
Министерство иностранных дел публикует список дипломатического корпуса в этой стране. Для удостоверения дипломатического качества членам дипломатического корпуса власти страны пребывания выдают дипломатические карточки.
Порядок назначения глав дипломатических представительстврегулируется нормами международного и внутригосударственного права. В каждой стране существует свой порядок назначения дипломатических представителей.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. перед назначением главы дипломатического представительства у правительства соответствующего государства запрашивают согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя. Отказ в выдаче агремана не_тр_ебует мотивировки.
После полученТйГагремана глава аккредитующего государства принимает решение о назначении главы дипломатического представительства, которое обычно публикуется в печати.
Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства. В верительной грамоте содержится просьба "верить" ее обладателю как лицу, которое представляет свое государство в государстве пребывания.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, сущест-
вующей в этом государстве. Однако практика должна применяться единообразно: либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания.
Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях: 1) отозвания представителя аккредитующим государством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что данный представитель является лицом, утратившим его доверие (persona поп grata); 3) разрыва дипломатических отношений; ф войны между этими двумя государствами; (5) прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права.
Самым распространенным случаем прекращения функций главы дипломатического представительства является его отзыв по инициативе руководства своего государства. В этом случае главе государства пребывания направляется отзывная грамота, которую вручает ему либо сам отъезжающий дипломатический представитель либо его преемник.
В практике государств довольно часто бывает так, что глава дипломатического представительства в одном государстве одновременно является главой дипломатического представительства в другом или даже в нескольких государствах, если последние не возражают. Такая практика называется кумуляцией (совмещением) дипломатического представительства.
§ 5. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ
Сотрудники дипломатического представительства пользуются определенными привилегиями и иммунитетами. Иммунитет- это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии- это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Иммунитеты и привилегии в полном объеме предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей.
Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания максимально благоприятных условий для осуществления функций дипломатического представительства. Юридической природой таких иммунитетов и льгот является суверенное равенство государств; ни одно из них не может подчинить своей власти другое, а дипломатическое представительство как орган государства и его дипломатический персонал как сотрудники государственного учреждения и олицетворяют государство.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на две категории: иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.
К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Согласно Венской конвенции 1961 г., под "помещениями представительства" понимаются здания или его части, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, а также обслуживающий данное здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянка. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.
• Запрещение вступать в помещения представительства без согласия его главы носит абсолютный характер. Из этого правила нет никаких исключений. Оно должно соблюдаться даже в случае пожара в дипломатическом представительстве или захвата последнего террористами. Кстати, на практике при чрезвычайных обстоятельствах главы дипломатических представительств нередко дают согласие местным властям на вступление в помещения представительства.
На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий (ст. 22 Венской конвенции).
Вместе с тем неприкосновенность помещения дипломатического представительства не дает права использовать его в качестве убежища для лиц, которые преследуются властями государства пребывания. Лишь в практике латиноамериканских государств право убежища в представительствах общепризнанно.
В ст. 24 Венской конвенции 1961 г. установлено, что архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это касается и периода разрыва дипломатических отношений и времени вооруженного конфликта между двумя государствами.
Помещения представительства обладают фискальным иммунитетом, т.е. они, как собственные, так и арендованные, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания.
Официальная корреспонденция дипломатического представительства неприкосновенна. Помимо обычных дипломатических курьеров иммунитетом пользуются и временные (ad hoc) дипломатические курьеры, однако этот иммунитет сохраняется только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению.
Венская конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий. Первая из них относится к таможенным привилегиям. В соответствии со ст. 36 государство пребывания, как принято его законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования представительства.
Второй привилегией дипломатического представительства является его право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения (ст. 29).
К числу привилегий дипломатического представительства следует отнести и свободу сношений со своей страной, ее дипломатическими и консульскими представительствами в других государствах. В этих целях государство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.
Кроме перечисленных, некоторые привилегии предоставляются дипломатическим представительствам на основе международной вежливости, а также в силу сложившихся в дипломатической практике обыкновений. Так, дипломатическое представительство имеет право на внеочередную и гарантированную отправку и получение различной корреспонденции.
Ко второй категории иммунитетов и привилегий относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов Венская конвенция 1961 г. называет неприкосновенность личности главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала (далее -дипломатов). Они не могут быть арестованы или задержаны в какой бы то ни было форме. Государство пребывания должно относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.
Неприкосновенны резиденция дипломата, а также все его бумаги, корреспонденция, имущество, а также средства его передвижения. Следовательно, запрещается задерживать средства передвижения или производить в них обыск. Вместе с тем дипломат, находящийся за рулем автомобиля и нарушивший правила дорожного движения, может быть остановлен, и ему может быть указано на нарушение правил.
Дипломаты пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этого государства поступают требования о производстве следствия и суда в отношении Дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому только правительство страны дипломата может отказаться от иммунитета. Так, в 1996 г. правительство Грузии отказалось от иммунитета
8 К. А. Векяшеь 225
своего дипломата Г. Махарадзе, совершившего автодорожную аварию, в результате которой погибла 16-летняя американская девушка.
Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно: 1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, которое находится на территории государства пребывания; 2) исков о наследовании, когда дипломат выступает как частное лицо; 3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Иногда бывает так, что дипломат сам возбуждает иск в суде государства пребывания. В этом случае он отказывается от неподсудности по данному делу, и на него не распространяется судебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им делом.
Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются иммунитетом и от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.
Если случился автомобильный инцидент, в котором виноват дипломат, и в результате этого инцидента причинен значительный материальный ущерб, то и в этом случае нельзя против дипломата возбудить дело о взыскании убытков в суде. В подобных случаях все претензии к дипломату можно предъявлять через министерство иностранных дел, которое может направить претензию в соответствующее посольство с просьбой принять меры к возмещению причиненного ущерба.
Личный багаж дипломатов не досматривается, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом.
Дипломаты пользуются дипломатическими привилегиями, т.е. они освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин - личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, - кроме косвенных налогов, налогов на наследство и некоторых сборов. Они освобождаются от всех трудовых, государственных и военных повинностей.
Дипломаты пользуются таможенными привилегиями. Государство пребывания разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членов их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов.
Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются также все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами государства пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому статусу, кроме гражданской и административной юрисдикции, а также некоторых таможенных льгот. Что касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении их
обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе.
§ 6. ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|