Сделай Сам Свою Работу на 5

УМЕНИЕ ОТЛИЧАТЬ СРЕДСТВО ОТ ЦЕЛИ, ДОБРО ОТ ЗЛА





Я обнаружил, что самоактуализированным людям не свойственны терзания поповоду правомерности того или иного своего поступка. Все мои испытуемые,независимо от того, насколько уверенно они формулировали исповедуемые иминравственные принципы, твердо придерживались их в повседневной жизни.Поведение самоактуализированного человека высоконравственно, а, кроме того,оно и более последовательно, более логично и более однозначно, чем поведениесреднестатистического человека. Это люди с твердыми моральными устоями,люди, которые никогда не совершают дурных поступков. Понятно, что ихпонимание добра и зла, их представления о хорошем и плохом не всегдасовпадают с общепринятыми. Доктор Дэйвид Леви как-то сказал, что в средние века таких людейназывали божьими или святыми людьми. Некоторые из моих испытуемых говорили отом, что верят в Бога, но в их описаниях Бог представал скорее как некоеметафизическое понятие. Если мы определим веру в терминах социальныхотношений и поведения, то всякого самоактуализированного человека, дажесамого закоренелого атеиста, мы должны будем признать глубоко верующимчеловеком. Но если придерживаться общепринятого понимания религиозности,если понимать ее как веру в некое сверхъестественное начало и отправлениекультовых обрядов, тогда мы придем к прямо противоположному выводу. В поведении самоактуализированных людей четко проявляется их умениеотличать средство от цели. Можно было бы сказать, что эти люди ориентированына цель, что средства не имеют для них большого значения и всегда подчиненыцели. Но это заявление толкает нас к слишком простому пониманию проблемы, внекоторых деталях искажает истину. Дело в том, что самоактуализированныелюди часто очень своеобразно понимают саму цель, их поступки зачастуюнацелены не на достижение какого-то конкретного результата, хотя и он вконце концов не безразличен им. Как правило, причины их поступков кроются всамой деятельности и в переживаниях, связанных с этой деятельностью. Ониумеют получать удовольствие от самого процесса, умеют чувствоватьсамоценность деятельности, и она важна для них не меньше, а быть может, ибольше, чем результат. Они устремлены к цели, но и дорога любопытна им.Путешествие так же приятно для них, как и момент прибытия. Даже самаяобыденная, самая рутинная работа в их руках становится веселой игрой,способом самовыражения. Этим они похожи на детей, как, впрочем, и многимдругим. Вертхаймер заметил как-то, что дети настолько креативны, чтоспособны привнести смысл в любую рутинную, механическую деятельность, такую,например, как перекладывание книг с одного стеллажа на другой, и превратитьее в веселую, забавную игру.

ФИЛОСОФСКОЕ ЧУВСТВО ЮМОРА





Своеобразное чувство юмора ѕ одна из первых характеристиксамоактуализированных людей, которую мне удалось обнаружить, оно былоприсуще абсолютно всем моим испытуемым. Вам не удастся заставить этих людейулыбнуться в ответ на плоскую шутку, на то, что кажется смешным обычномучеловеку. Злобные, обидные или пошлые шутки нисколько не позабавят их. Им понраву юмор мягкий, философичный, юмор, который можно назвать сущностнымюмором. В их шутках всегда заметен легкий оттенок грусти, их юмор нацелен наглупость, недостатки, претенциозность, их забавляет высокомерие человека,возомнившего себя венцом творения и "пупом Земли", забывшего, сколь ничтожномалое место отведено ему в универсуме. Самоактуализированный человекспособен к самоиронии, однако, она никогда не перерастает в мазохизм или вшутовство. За образец такого чувства юмора можно принять чувство юмораЛинкольна. Я уверен, что Линкольн ни разу не позволил себе оскорбительнойили унизительной шутки. На мой взгляд в большинстве его шутливыхвысказываний, дошедших до нас, обязательно содержится некий подтекст, некоеиносказание, его шутки не просто смешны, но и назидательны, как назидательныпритчи и басни. Если взяться за труд количественного измерения чувства юмора, то мнепридется признать, что мои испытуемые шутят гораздо реже, чемсреднестатистический человек. При всем желании я бы не решился назвать ихвесельчаками или балагурами, они не блещут остроумием в компаниях, не травятанекдоты, не устраивают веселых розыгрышей. Философичный юморсамоактуализированного человека может вызвать улыбку, но не гомерическийхохот, он порожден ситуацией и вплетен в ее канву, он неотделим от нее, онестествен и спонтанен, его нельзя запланировать или повторить.Неудивительно, что среднестатистический человек, чье чувство юмора не стольутонченно, привыкший хохотать до упаду, до колик в животе, воспринимает этихлюдей как чересчур серьезных. Чувство юмора этих людей объемлет собой самые разные аспектычеловеческого бытия и проявляет себя в самых разных формах. Можно сказать,что юмор пронизывает само восприятие жизни этих людей. Тщеславие, гордыня,стремление к успеху, суета, амбиции, борьба, ѕ все человеческие недостаткимогут показаться им забавными и комичными. В полной мере я осознал ихотношение к жизни, когда однажды волей судеб оказался в студии такназываемого "кинетического искусства". В небольшом помещении я обнаружилмассу разнообразнейших предметов, которые беспорядочно, с дребезжанием игрохотом перемещались в разных направлениях. В этом безумном, хаотичном,грохочущем круговращении я увидел замечательную пародию на нашу жизнь. Также легко, с юмором эти люди воспринимают и свою профессиональнуюдеятельность. Работа, сколь бы ответственно они ни относились к ней,одновременно является для них и развлечением, и игрой.

КРЕАТИВНОСТЬ



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.