Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава VH. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ





§ 1. ПРАВО ДОГОВОРОВ, ЕГО ИСТОЧНИКИ И КОДИФИКАЦИЯ

Право международных договоров- это отрасль международного права, представляющая совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международ­ного права по поводу заключения, действия и прекращения междуна­родных договоров.

Международный договор означает международное соглашение, за­ключенное субъектами международного права в письменной форме ирегулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связан­ных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный договор является основным источником междуна­родного права, важным инструментом осуществления внешней функции государств. На основе международных договоров учреждаются и функ­ционируют межгосударственные организации. Изменения, которые про­исходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают ос­тальные отрасли международного права. В силу этого право междуна­родных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь одной из ведущих ее отраслей1. В настоящее время в мире насчитывается более 500 тыс. многосторонних и двусторонних договоров.



Объектом права международных договоров являются сами междуна­родные договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и дру­гих областях.

Кодификация и источники права международных договоров.Под кодификацией права международных договоров понимается приведение многочисленных норм в согласованную систему на основе общепри­знанных принципов международного права. Первые попытки кодифика­ции договорных норм были предприняты еще Лигой Наций. Однако только после создания ООН удалось разработать и принять ряд важных универсальных договоров, являющихся основными источниками права международных договоров. Комиссия международного права ООН с самого начала своей деятельности весьма активно и успешно занимает­ся кодификацией и прогрессивным развитием права международных Договоров, ею были разработаны проекты ряда международных актов,



См.: Талалаев А.Н. Право международных договоров. М., 1980.

составляющих основу источников права международных договоров. Та­кими являются следующие конвенции:

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Она подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международного договора для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в уни­версальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в свя­зи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров.

Конвенция 1969 г. является основным источником права междуна­родных договоров.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении дого­воров от 23 августа 1978 г. В этой Конвенции кодифицированы и про­грессивно развиты нормы, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные ас­пекты правопреемства в отношении многосторонних договоров, в том числе учредительных актов международных организаций, и договоров, принятых в рамках международных организаций. В Конвенции под­черкнуто значение института правопреемства как средства укрепления правовой основы международных отношений.



Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организа­циями от 21 марта 1986 г. Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организа­циями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учре­дительными актами международных организаций, и к любому догово­ру, принятому в рамках международной организации. Конвенция регла­ментирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т.д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных догово­ров 1969 г.

Россия и международные договоры. Всоответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нор­мы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрен­ные законом, то применяются правила международного договора.

В Конституции 1993 г. закреплен порядок заключения и осуществ­ления Российской Федерацией международных договоров.

онные основы договорной деятельности Российской Федерации детально регламентированы в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 г. Этот закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных дого­воров). Закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - пра­вопреемника СССР.

В соответствии с Конституцией (ст. 71) заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Феде­рации находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государ­ствами, а также с международными организациями от имени Россий­ской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правитель­ства Российской Федерации (межправительственные договоры), от име­ни федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомст­венного характера).

Международный договор Российской Федерации, затрагивающий во­просы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заклю­чается по согласованию с органами государственной власти заинтересо­ванного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соот­ветствующая функция.

Основные положения или проект международного договора, затраги­вающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной вла­сти органам государственной власти заинтересованного субъекта, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предполо­жения рассматриваются при подготовке проекта договора. Непредстав­ление в определенный срок (как правило, не менее двух недель) ответа не препятствует внесению федеральным ведомством предложения о за­ключении международного договора Российской Федерации. Орган, принимающий решение о подписании международного договора, в дан­ном случае может исключить или изменить положения проекта догово­ра, затрагивающие полномочия субъекта, направить проект договора на согласование органом государственной власти заинтересованного субъ­екта или возвратить соответствующие документы федеральному ведом­ству с требованием обеспечить согласование с субъектом1.

См.: Комментарий к Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации". М., 1996. С. 14.

6 К. А. Бскяшев 161

Согласие Российской Федерации на обязательность для нее между­народного договора сможет выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной вла­сти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установ-. ленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", иными актами зако­нодательства Российской Федерации.

Согласие Российской Федерации на обязательность международного договора может быть выражено в отношении не всего договора в целом, а только его части, что, однако, должно быть предусмотрено в самом договоре или с чем должны согласиться другие стороны.

§ 2. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОРЫ. СТОРОНЫ В ДОГОВОРАХ

В соответствии с международным правом правоспособность заклю­чать международные договоры является неотъемлемым правом субъек­тов международного права, важнейшим элементом международной пра­восубъектности.

Стороной договора могут быть все субъекты международного права.

Согласно Венской конвенции 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры (ст. 6), а также участвовать в многосторонних (универсальных, региональных, субрегиональных) дого­ворах. Этим правом каждое государство пользуется в силу своего суве­ренитета. Субъектами международных договоров могут быть унитарные и федеративные государства. Субъекты федерации могут заключать ме­ждународные договоры, если это право признано за ними в федеральной конституции1. Так, ст. 73 Конституции России вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти и вправе заключать международные договоры с иностранными государствами.

В практике встречаются многосторонние договоры, в которых наряду с государствами участвуют несубъекты международного права. Такие договоры условно называют смешанными или сложными. Примером может служить Эксплуатационное соглашение о Международной ор-

1 См.: Foreign Relations and Federal States. Ed. by Brian Hocking. London and New York, 1993.

ганизации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) от 3 сентября 1976 г.

Каждая нация, являющаяся субъектом международного права, обла­дает правоспособностью заключать международные договоры вне зави­симости от формы колониального режима и от признания другим госу­дарством. Так, например, Организация освобождения Палестины (ООП) и Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО) от имени своих народов подписали заключительный акт Третьей конференции ООН по морскому праву в 1982 г.

Международные организации также имеют право заключать между­народные договоры, о чем сказано в ст. 5 Венской конвенции 1986 г. Из всех международных организаций наиболее широкой договорной право­способностью обладает ООН. Она вправе заключать договоры с госу­дарственными и международными организациями по политическим, экономическим, гуманитарным, военным и другим вопросам .

Правом на заключение договоров обладают все специализированные учреждения ООН, а также региональные организации общей компетен­ции. Правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации, при этом предмет и цель договора должны соответствовать учредительному акту организации, заключающей договор, и не противоречить основным принципам меж­дународного права, в том числе Венской конвенции 1986 г.

Право на участие в договоре. Виды договоров.Право субъекта ме­ждународного права быть участником того или иного договора (двустороннего, универсального, регионального) зависит от вида догово­ра и заинтересованности субъекта в предмете договора.

В зависимости от числа участников договоры делятся на двусторон­ние и многосторонние. Последние, в свою очередь, подразделяются на общие (или универсальные) и локальные.

Как определено в Заключительном акте Венской конвенции ООН по праву договоров 1969 г., общими многосторонними договорами являют­ся такие договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представ­ляют интерес для международного сообщества в целом. Такие договоры Должны быть открыты для всеобщего участия.

Локальными считаются договоры, в которых участвуют ограниченное число государств (например, государства одного географического ре­гиона). Статья 52 Устава ООН предусматривает возможность заключе­ния региональных соглашений или создания региональных органов.

Любое государство вне зависимости от его признания имеет право на полноправное участие в международных договорах общего и специаль-

Подробнее см.: Дружков М.П. Заключение многосторонних договоров в Рамках и под эгидой международных организаций. Киев, 1986; Лукашук И.И. Стороны в международных договорах. М., 1966. С. 91-109. 6* 163

ного характера. Отказ предоставить государству возможность участия в многостороннем договоре по мотивам непризнания его некоторыми уча­стниками противоречит международному праву. Однако государства имеют право при подписании многостороннего договора или присоеди­нения к нему сделать оговорку о непризнании какого-либо правительст­ва, подписавщего многостороннюю конвенцию; в этом случае договор не порождает правоотношений между стороной, сделавшей оговорку, и стороной, в отношении которой сделана оговорка.

Договор и третьи государства.Договор, как правило, создает обяза­тельства лишь для его участников и не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия (ст. 34 Венской конвен­ции 1969 г.).

Объектом международного договора не могут быть права и интересы третьих государств. Договор, нарушающий права третьих государств, должен считаться недействительным. Однако в договоре могут быть предусмотрены права для третьих государств или третьих организаций. Право для третьего государства возникает из положения договора, если участники этого договора имеют намерение посредством этого положе­ния предоставить такое право либо третьему государству, либо группе государств, к которой он принадлежит, либо всем государствам и если третье государство соглашается с этим. Например, Конвенция о режи­ме судоходства на Дунае 1948 г. предоставляет всем государствам пра­во осуществлять торговую навигацию по Дунаю на основе равенства (ст. 1).

§ 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ

Порядок заключения договоров.Любой международный договор является результатом согласования воль государств или других субъек­тов международного права. Государства заключают договор в лице сво­их высших органов государственной власти или управления.

По Конституции Российской Федерации Президент Российской Фе­дерации ведет переговоры и подписывает международные договоры без необходимости предъявления полномочий.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Федераль­ным конституционным законом "О Правительстве Российской Федера­ции" 1997 г. в пределах своих полномочий заключает международные договоры (ст. 21). Председатель Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международ­ные договоры.

Федеральный министр, руководитель иного федерального органа ис­полнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести пере-

говоры и подписывать международные договоры межведомственного характера.

В зависимости от органов, заключающих международные договоры, различаются межгосударственные, межправительственные и межведом­ственные договоры.

Полномочия.В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы государств, главы правительств и министры иностранных дел мо­гут представлять свое государство без специальных полномочий. К та­кой категории лиц относятся также главы дипломатических представи­тельств, но только в целях принятия текста договора; для подписания договора им нужны специальные полномочия. Однако в подавляющем большинстве органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально на то уполномоченных лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями. В полномочи-ях удостоверяются право на ведение перетйВоровгЩЯйятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выраже­ния согласия на обязательность договора. Полномочия должны выда­ваться компетентными органами государства в соответствии с его внут­ригосударственным правом. Например, полномочия на ведение перего­воров и на подписание международных договоров Российской Федера­ции предоставляются: а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом, а в отношении договоров, за­ключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящим­ся к ведению Правительства, - Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных дого­воров оформляются от имени Президента или Правительства Министер­ством иностранных дел; б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, - Правительством Российской Федерации. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел; в) в отно­шении договоров межведомственного характера - федеральным минист­ром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти. Выдача полномочий должностным лицам международных организа­ций регулируется внутренним правом каждой организации.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних (на специальной конференции или в рамках международной организации) полномочия сдаются в секретариат или специальный комитет по проверке полномо­чий.

Стадии заключения договоров.Одним из основных этапов разра­ботки договора являются переговоры по согласованию текста догово­ра. Форма принятия договора определяется в процессе переговоров, а если договор принимается в рамках международной конференции, -Правилами процедуры.

Принятие текста договора чаще всего осуществляется голосованием. Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно. Многосто-

ронние договоры могут приниматься путем консенсуса (без голосова­ния) или 2/3 голосов. Консенсуальная форма активно применялась при подготовке Заключительного акта Совещания в Хельсинки (1975 г.) .

Установление аутентичности текста. После завершения перегово­ров наступает необходимость зафиксировать тот факт, что подготовлен­ный текет является окончательным и дальнейшим изменениям не под­лежит. Это называется установлением аутентичности договора. Аутен­тичность текста двустороннего договора может устанавливаться путем парафирования, т.е. постановки уполномоченными своих инициалов. Кроме этого, применяются следующие способы установления аутентич­ности текста многосторонних договоров: путем включения его текста в заключительный акт международной конференции, принятия междуна­родной организацией специальной резолюции, например открывающей договор для подписания, и др. Часто стадия установления аутентичности совпадает с подписанием договора.

Подписание договора является важнейшим способом выражения со­гласия государства на обязательность для него договора, если он не тре­бует последующей ратификации. Оно дает также право подписавшему договор государству совершить ратификацию, присоединение.

Ратификация - это утверждение договора высшим органом государ­ственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства силу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие государства на обяза­тельность для него договора выражается ратификацией, если: а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) уча­ствующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под усло­вием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального зако­на. Согласно ст. 106 Конституции Государственная Дума России при­нимает федеральные законы о ратификации международных договоров. Затем такой закон рассматривается в Совете Федерации и одобряется им. Федеральный закон подписывается Президентом Российской Феде­рации и только после этого закон вступает в силу. Закон о ратифика­ции договора подлежит опубликованию. Решения о ратификации вно­сятся Президентом или Правительством, в зависимости от того, кем бы­ли приняты решения о подписании. Предложение о ратификации меж­дународного договора должно содержать заверенную копию официаль­ного текста международного договора, обоснование целесообразности

1 См.: Правила процедуры в многосторонней дипломатии. М., 1986. С. 41.

его ратификации, определение соответствия договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-эконо­мических и иных последствий ратификации.

Ратификации подлежат международные договоры Российской Феде­рации:

а) исполнение которых требует изменения действующих или приня­тия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные прави­ла, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с дру­гими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключитель­ной экономической зоны и континентального шельфа Российской Фе­дерации;

г) об основах межгосударственных отношений по вопросам, затраги­вающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разо­ружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединени­ях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридиче­скую обязательность решений их органов для Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона международных договорах Российской

Федерации"). (

Равным образом подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационны­ми грамотами, грамоты многостороннего договора сдаются государству-депозитарию, определенному участниками договора.

Утверждение ^принятие) означает одобрение договора тем органом, в компетенцию которого входит его заключение. Утверждаются только те договоры, которые не подлежат ратификации, но предусматривают не­обходимость их утверждения. Согласно ст. 20 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" утверждение, приня­тие международных договоров осуществляются: а) в отношении догово­ров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, ука­занным в п. 1 ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", - в форме федерального закона; б) в отноше­нии иных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, -Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заклю-

чаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, - Правительством Российской Федерации; в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, - Прави­тельством Российской Федерации. Однако Президент Российской Феде­рации принимает решения об утверждении, принятии международных договоров 4по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью.

Утверждение, принятие международных договоров межведомственно­го характера осуществляются федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры.

Присоединение имеет место тогда, когда государство, не участвую­щее в заключении договора, изъявило желание стать его участником на условиях, в нем предусмотренных. Присоединение возможно как к дей­ствующему договору, так и к договору, который не вступил в силу.

В Российской Федерации присоединение осуществляется теми же органами, что и утверждение (ст. 21 Федерального закона "О междуна­родных договорах Российской Федерации").

Оговорка - одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международ­ного договора или присоединении к нему, посредством которого госу­дарство желает исключить или изменить юридическое действие опреде­ленных положений договора в их применении к данному государству1.

Оговорка не может быть сделана, если: а) данная оговорка запреща­ется договором; б) договор предусматривает, что можно сделать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; в) оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Право на оговорку является суверенным правом каждого государст­ва. Оно дает возможность стать участником договора государствам, ко­торые принимают основные положения договора, его объект и цели, но в силу различных причин не могут согласиться с отдельными, чаще все­го второстепенными, частями договора.

Оговорка и возражение против нее должны быть сделаны в письмен­ной форме и доведены до сведения договаривающихся государств - уча­стников договора или имеющих право стать ими.

Если оговорка сделана при подписании договора, подлежащего ра­тификации, принятию или утверждению, она обычно содержится в ра­тификационной грамоте, в протоколе об обмене или сдаче на хранение ратификационных грамот или же в обоих этих документах. Государст­во - участник договора может в любое время снять свою оговорку или возражения против нее.

, В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" при подписании, ратификации, ут-

1 Дипломатический словарь. Т. П. М., 1986. С. 295.

верждении, принятии международных договоров Российской Федерации или присоединении к договорам могут быть сделаны оговорки при со­блюдении условий договора и соответствующих норм международного права. Оговорки могут быть сняты в любое время в том же порядке, в каком они были сделаны. Решения о принятии оговорок или об их сня­тии оформляются соответствующим федеральным законом.

Депозитарий. Депозитарием называется хранитель подлинника мно­гостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о приня­тии, присоединении, денонсации и т.д.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное ад­министративное должностное лицо такой организации (например, Гене­ральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах чело­века 1966 г.).

Если депозитариями являются несколько государств (например, по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, кос­мическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. депозитариями являются правительства Российской Федерации, Великобритании и США), то можно сдать документы, относящиеся к данному договору, одному из указанных правительств.

Права и обязанности депозитария установлены Венской конвенцией 1969 г. (ст. 77), но иногда они определяются в самом многостороннем договоре. Функции депозитария состоят: а) в хранении подлинного тек­ста многостороннего договора и переданных депозитарию полномочий;

б) в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также в препровождении их участни­кам и государствам, имеющим право становиться участниками договора;

в) в получении подписей под договором, в информировании участников о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору;

г) в информации государств о том, когда число подписей, ратификаци­онных грамот или документов о принятии, утверждении или присоеди­нении, необходимых для вступления договора в силу, было получено или депонировано; д) в регистрации договора в Секретариате ООН .

Регистрация. Важной стадией заключения международных договоров является регистрация. Вопрос о целесообразности регистрации решают сами государства-участники. Согласно ст. 102 Устава ООН всякий дого­вор, заключенный любым членом Организации, может быть зарегистри­рован в Секретариате ООН, который вносит зарегистрированный дого­вор в специальный реестр и публикует его.

Секретариат ООН опубликовал на 1 января 1998 г. около 1000 то­мов "Сборников договоров ООН". Отказ в регистрации договора в Сек-

■М

I

1 Дипломатический словарь. Т. I. M., 1985. С. 301.

ретариате ООН не позволяет сторонам ссылаться на него в споре, раз­бираемом в системе органов мирного разрешения споров, действующей в ООН, в частности в Международном суде ООН.

В Российской Федерации договоры публикуются в Собрании законо­дательства Российской Федерации и Бюллетене международных догово­ров.

§ 4. ФОРМА И СТРУКТУРА ДОГОВОРОВ

Форма договоров.Она выбирается по усмотрению сторон - госу­дарств и других субъектов международного права. Международное пра­во не предписывает обязательной формы договора, и она не оказывает влияния на действие договора. Существуют две основные формы: пись­менная и устная. Доминирующей в международной практике стала письменная форма. Международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное с иностранным госу­дарством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме. Соглашение, не зафиксированное ни в каких доку­ментах, принято называть джентльменским соглашением.

Международный договор является родовым понятием, т.е. охватывает все международные соглашения. В практике встречаются различные наименования договоров: договор, конвенция, соглашение, пакт и т.д. Встречается и такая форма международного договора, как обмен нота­ми и памятными записками.

Распространенной формой политических договоров являются заявле­ния и коммюнике глав государств и правительств, а также итоговые документы международных совещаний на высшем уровне (например, совместное советско-американское заявление от 21 ноября 1985 г.).

Структура договоров.Договор представляет собой единую систему взаимосвязанных норм, которые все вместе и каждая в отдельности обя­зательны для сторон. Договор, как правило, состоит из трех основных частей: преамбулы (указывает мотивы заключения договора и его цели), содержания договора (статьи договора, определяющие предмет договора, права и обязанности сторон) и заключительной части (постановления о порядке вступления договора в силу, сроке действия и его прекраще­ния). Иногда имеется четвертая, дополнительная часть договора - при­ложения (содержат технико-юридические нормы по выполнению усло­вий договора), обладающие, как правило, силой постановлений основ­ной части договора.

Язык договора.Международное право не содержит предписаний об общеобязательном языке договоров. Текст двустороннего договора чаще всего составляется на языках обеих договаривающихся сторон. Оба языковых варианта признаются при этом аутентичными, т.е. имеющими одинаковую силу, равноподлинными.

Многосторонние договоры могут быть составлены на одном языке, на официальных языках ООН или на всех языках государств-участников. Так, Международная конвенция об охране птиц 1950 г. составлена на французском языке; Устав ВОЗ составлен на русском, английском, испанском, китайском и французском языках.

Непосредственно с языком международных договоров связан вопрос о правилах альтерната (чередования). Главное правило альтерната за­ключается в том, чтобы при любом перечислении в тексте договора до­говаривающихся государств, их представителей, языков, столиц и т.п. на первом месте всегда стояли государство, фамилия представителя, язык того из участников, кому принадлежит данный экземпляр договора, включающий тексты на языках обоих участников. Применение правила альтерната подчеркивает равенство договаривающихся сторон. При под­писании многостороннего договора подписи уполномоченных лиц ста­вятся одна под другой в порядке русского, английского, французского или иного алфавита по договоренности сторон.

§ 5. ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

Принцип "договоры должны соблюдаться".Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Принцип соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda) является одним из основных принципов международного права. Государства в своих взаимных отношениях не могут отклоняться от выполнения договора. Несоблюдение принципа pacta sunt servanda является неправомерным деянием. К участнику договора, нарушившему его, могут быть применены различные формы международной ответст­венности.

В соответствии с принципом pacta sunt servanda любой участник до­говора, во-первых, обязан добросовестно и неукоснительно выполнять свои обязательства; во-вторых, не имеет права заключать договоры, противоречащие ранее заключенным им договорам. Разрыв дипломати­ческих или консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные между ними договором. Отказ от выполнения или частичное выполнение договора может иметь место только на основании международного права.

Договор или часть договора применяется временно до вступления до­говора в силу в двух случаях: а) если это предусматривается самим до­говором; б) если участвовавшие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом. В Российской Федерации решения о временном применении международного договора или его части прини­маются органом, принявшим решение о подписании международного договора.

• I

Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Россия после распада СССР автоматически стала стороной всех действующих международных договоров вместо Союза ССР.

Международные договоры Российской Федерации подлежат добросо­вестному выполнению в соответствии с условиями самих международ­ных договоров, нормами международного права, Конституцией Россий­ской Федерации, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", иными актами законодательства Российской Федерации. До вступления для Российской Федерации международного договора она воздерживается от действий, которые лишили бы договор объекта и цели. Международный договор подлежит выполнению Рос­сийской Федерации с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.