Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В РАМКАХ ОБСЕ





Приверженность государств - участников Организации по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) урегулированию споров меж­ду ними мирными средствами является одним из краеугольных камней деятельности ОБСЕ. Эта приверженность подтверждается в Заключи­тельном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., в Парижской хартии для новой Европы 1990 г.

В соответствии с Хельсинским Заключительным актом все десять принципов Декларации принципов (см. гл. III), которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, будут применяться одинаково и неукоснительно при интерпретации каждого из них с учетом других.

В Итоговом документе Венской встречи государства-участники под­твердили свою приверженность принципу мирного урегулирования спо­ров, будучи убеждены в том, что он является существенным дополнени­ем к обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, причем оба эти фактора являются существенными для под­держания и укрепления мира и безопасности.

В Парижской хартии для новой Европы государства-участники тор­жественно провозгласили свою полную приверженность десяти принци-



пам, закрепленным в Хельсинском Заключительном акте с целью под­держания и укрепления демократии, мира и единства в Европе.

Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны решаться исключительно мирными средствами, требуются соответст­вующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры в рамках ОБСЕ разработаны и закреплены, в частности, в следующих докумен­тах: Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.); Ре­зультаты Совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Жене­ва, 12 — 23 октября 1992 г.). В случае возникновения спора участники ОБСЕ обращают особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития любого спора между ними, которое будет представлять угрозу международному миру и безопасности. Они предпринимают соответст­вующие шаги для надлежащего доведения своих споров до урегулирова­ния. В этих целях государства-участники: а) рассматривают споры на раннем этапе; б) воздерживаются в течение спора от любых действий, которые могут ухудшить положение и сделать более трудным мирное урегулирование спора или воспрепятствовать ему; в) стремятся, исполь­зуя все соответствующие средства, достичь договоренностей, позволяю­щих сохранить между ними добрые отношения, в том числе принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре. В целях согласования соответствующей процедуры урегулиро­вания спора заинтересованные государства - участники ОБСЕ, в част­ности, консультируются друг с другом на как можно более раннем эта­пе. В случае невозможности урегулирования спора между собой госу­дарства - члены ОБСЕ прилагают усилия к тому, чтобы согласовать процедуру урегулирования, соответствующую характеру и особенностям конкретного спора. Если спор подлежит передаче на согласованную сторонами процедуру урегулирования спора, то государства разрешают данный спор посредством этой процедуры.



Государства - члены ОБСЕ впервые в практике разрешения споров на региональном уровне приняли на себя более твердые обязательства, чем они установлены общими нормами международного права. В част­ности, они прилагают усилия к включению в свои будущие договоры положений, предусматривающих урегулирование споров, которые воз­никают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рассмотрению возможности выполнения третьей стороной соответст­вующей роли обязательного или необязательного характера. Государства взяли обязательство воздерживаться, насколько это возможно, от огово­рок к процедурам урегулирования спора. Государства рассматривают возможность принятия обязательной юрисдикции Международного суда посредством либо договора, либо одностороннего заявления в соответст­вии с п. 2 ст. 36 Статута Суда и сведения к минимуму, где это возмож­но, любых оговорок в связи с таким заявлением. Члены ОБСЕ рассмат­ривают возможность на основе специального соглашения, передачи в



5

Международный суд или в Арбитраж, используя в случае необходимо­сти Постоянную палату третейского суда, таких споров, которые подпа­дают под разрешение посредством подобных процедур. Наконец, госу­дарства рассматривают возможность признания юрисдикции междуна­родных органов по мирному урегулированию споров или контрольных механизмов, созданных в соответствии с многосторонними договорами, касающимися среди прочего защиты прав человека, или снятия сущест­вующих оговорок (если они имеются) в отношении подобных механиз­мов.

Участники Совещания стран СБСЕ в октябре 1992 г. одобрили изме­нения к Валлеттским положениям о процедуре СБСЕ по мирному уре­гулированию споров и Конвенцию по примирению и арбитражу в рам­ках СБСЕ.

Согласно этим документам механизм ОБСЕ по урегулированию спо­ров состоит из одного или более членов, выбираемых при общем согла­сии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначающим институтом. В список включаются до четырех фамилий лиц, назначаемых каждым государством-участником, изъявив­шем желание стать участником механизма. Ни один из членов механиз­ма не может быть гражданином какого-либо вовлеченного в спор госу­дарства или постоянно проживать на его территории. По соглашению между сторонами в число членов могут включаться лица, чьи фамилии не значатся в списке.

Если стороны в споре не достигли соглашения о составе механизма в течение двух месяцев со времени первоначального обращения одной из сторон с просьбой о создании механизма, старшее должностное лицо назначающего института в консультации со сторонами в споре выбирает из списка семь человек.

Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ от 23 ок­тября 1992 г. регламентирует создание Суда, Примирительной комиссии и Арбитражного трибунала.

Суд ОБСЕ по примирению и арбитражусоздается для урегулиро­вания путем примирения и в соответствующих случаях арбитража спо­ров, переданных ему на рассмотрение государствами - членами ОБСЕ. Решения Суда принимаются большинством голосов членов, участвую­щих в голосовании. Местом пребывания Суда является Женева. Расхо­ды Суда покрываются государствами - участниками Конвенции 1992 г. Стороны в споре и любая вступившая в дело сторона несут свои собст­венные судебные издержки.

Любое государство - участник Конвенции 1992 г. может передать на рассмотрение Примирительной комиссиилюбой спор с другим госу­дарством-участником, который не был урегулирован в разумный период времени путем переговоров. Любое государство - участник Конвенции 1992 г. может подать Секретарю ОБСЕ заявление с просьбой о создании Примирительной комиссии для спора между ним и другим государст-

вом-участником или несколькими государствами-участниками. Просьба о создании Примирительной комиссии может быть также представлена по соглашению между двумя или несколькими государствами - участ­никами либо между одним или несколькими государствами - участни­ками Конвенции и одним или несколькими другими государствами -участниками ОБСЕ. Такое соглашение доводится до сведения секретаря ОБСЕ.

Каждая сторона в споре назначает из списка мировых посредников одного посредника в состав Примирительной комиссии. Президиум Су­да назначает еще трех мировых посредников.

Примирительное разбирательство осуществляется конфиденциально, и все стороны в споре имеют право быть заслушанными. Если в ходе разбирательства стороны в споре придут с помощью Примирительной комиссии к взаимоприемлемому урегулированию, то они включают ус­ловия этого урегулирования в резюме выводов. С подписанием этого документа разбирательство завершается. В случае, когда Примиритель­ная комиссия считает, что изучены все аспекты спора и все возможно­сти поиска решения, она составляет заключительный доклад. В нем из­лагаются предложения Комиссии по мирному урегулированию споров (см. о ней далее).

Просьба о создании Арбитражного трибуналаможет быть пред­ставлена в любой момент по соглашению между двумя или несколькими государствами - участниками Конвенции 1992 г. или между одним или несколькими государствами - участниками этой Конвенции и одним или несколькими другими государствами - участниками ОБСЕ.

Арбитражный трибунал обладает по отношению к сторонам в споре полномочиями по установлению фактов и проведению расследований, необходимыми ему для выполнения своих задач. Слушание в Трибунале проходят in camera, если Трибунал не принимает иное решение по просьбе сторон в споре.

Функции Арбитражного трибунала состоят в том, чтобы решать пе­реданные ему споры в соответствии с международным правом. Данное положение не ограничивает права Трибунала разрешать дело ex aeguo et bono при согласии на это сторон в споре.

Решение Арбитражного трибунала является окончательным и обжа­лованию не подлежит. Вместе с тем стороны в споре или одна из сто­рон могут обратиться в Трибунал с просьбой дать толкование своего решения в том, что касается его смысла или сферы применения. При получении замечаний сторон в споре Трибунал в кратчайшие сроки дает свое толкование по вынесенному им решению.

Спор между двумя государствами - участниками ОБСЕ может быть передан на рассмотрение Комиссии по примирению,если об этом до­говорятся стороны в споре. Они назначают одного мирового посредника из списка, который ведется для целей Валлеттской процедуры мирного Урегулирования споров (Валлеттский список). Комиссия стремится про-

В

яснить спорные вопросы между сторонами и попытаться достичь разре­шения спора на взаимоприемлемых условиях. Если Комиссия сочтет, что это может облегчить достижение дружественного урегулирования спора, она может предложить возможные условия урегулирования и установить срок, в который стороны должны проинформировать Комис­сию о том, согласны ли они с такими рекомендациями. Если обе сторо­ны не уведоми о таком согласии в срок, секретарь Комиссии направля­ет доклад Комиссии Комитету старших должностных лиц ОБСЕ.

Совет министров или Комитет старших должностных лиц могут предписать двум любым государствам-участникам прибегнуть к проце­дуре примирения (так называемое директивное примирение) и передать спор на рассмотрение Примирительной комиссии.

§ 5. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В РАМКАХ СНГ

Соглашение от 8 декабря 1991 г. о создании СНГ закрепляет наме­рение его участников урегулировать спорные проблемы согласительны­ми средствами. Споры относительно толкования и применения норм учредительного договора СНГ подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими странами, а при необходимости - на уровне глав правительств и государств - участников СНГ. Алма-Атинская дек­ларация 1991 г. подтверждает стремление стран СНГ к мирному урегу­лированию споров. Эти общие нормы и намерения подробно раскрыты в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 г. на заседании Совета глав госу­дарств в Минске.

В соответствии с разделом IV Устава государства - члены СНГ при­нимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. Они оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких кон­фликтов, в том числе и в рамках международных организаций.

Государства - члены Содружества воздерживаются от действий, спо­собных нанести ущерб другим государствам-членам и привести к обост­рению возможных споров. Государства добросовестно и в духе сотруд­ничества прилагают усилия к справедливому мирному разрешению сво­их споров посредством переговоров или достижению договоренностей о надлежащей альтернативной процедуре урегулирования спора. Если государства-члены не разрешают спор при помощи указанных выше средств, они могут передать его в Совет глав государств.

В последующем принцип мирного разрешения споров был закреплен и развит в ряде совместных документов, принятых государствами СНГ. Так, в Декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимо­отношениях между государствами - участниками СНГ от 20 марта 1992 г. подчеркивается, что в случае возникновения споров государства прила-

гают усилия к справедливому решению их на международном уровне. В этих целях используются такие средства мирного урегулирования спо­ров, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, ар­битраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, со­гласованную до возникновения споров, и применяют принципы, поло­жения и нормы по мирному урегулированию споров, разработанных в рамках ООН об ОБСЕ.

В Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целост­ности и неприкосновенности границ государств - участников СНГ, при­нятой 15 апреля 1994 г., члены Содружества подтверждают свою готов­ность способствовать урегулированию споров и конфликтов посредст­вом использования согласованных в каждом конкретном случае меха­низмов, предусматриваемых для этих целей соответствующими доку­ментами, принятыми в рамках СНГ, ООН и СБСЕ (в дальнейшем -ОБСЕ).

В соответствии с Меморандумом о поддержании мира и стабильно­сти в СНГ от 10 февраля 1995 г. государства - члены Содружества бу­дут решать все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только мирными средствами. В случае возникновения ситуации, затра­гивающей интересы безопасности каждого государства, оно может обра­титься к другим государствам - участникам СНГ с просьбой безотлага­тельно провести консультации.

Совет глав государств СНГ на своем заседании 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества. Предотвращение и урегулирование конфликтов должно быть предметом заботы в первую очередь конфликтующих сторон.

СНГ как региональная организация предпринимает необходимые ша­га в целях урегулирования конфликтов на территории государств Со­дружества в соответствии с гл. VII Устава ООН. Под урегулированием конфликтов понимается комплекс политических, социально-правовых, экономических мер, направленных на прекращение конфликтов. Урегу­лирование конфликтов может включать широкий набор средств, в том числе проведение операций по поддержанию мира. Необходимыми ус­ловиями проведения таких операций являются:

подписание между конфликтующими сторонами соглашения о пре­кращении огня и ясно выраженная политическая воля сторон по урегу­лированию конфликта политическими средствами;

согласие конфликтующих сторон на проведение операций по под­держанию мира и использование коллективных сил по поддержанию мира в соответствии с поставленными перед ними задачами, а также установление тесного сотрудничества сторон с руководством этими си­лами для осуществления такой операции;

J

принятие сторонами в конфликте обязательств об уважении между­народного статуса, нейтральности, привилегии и иммунитетов персонала коллективных сил по поддержанию мира в соответствии с международ­ным правом;

открытость операций по поддержанию мира, нейтральный и беспри­страстный характер этой деятельности.

Коллективные силы по поддержанию мира формируются на коали­ционной основе с участием государств, давших согласие на участие в операциях по поддержанию мира. При этом каждое государство Содру­жества самостоятельно определяет формы своего участия в операциях по поддержанию мира. Решение о выделении воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицейского) и гражданского персонала для участия в операциях по поддержанию мира принимается в соответствии с национальным законодательством.

Принудительные действия при урегулировании конфликтов (принуж­дение к миру) допускаются только при наличии соответствующих пол­номочий Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН1.

Нарастание интеграционного процесса и расширение экономических связей стран Содружества невозможно без четкого взаимного использо­вания решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов. Основным арбитражным органом СНГ является Экономический суд, созданный на основании ст. 32 Устава Содружества.

Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения эко­номических обязательств в рамках Содружества. К ведению Суда отно­сится разрешение споров, возникающих при использовании экономиче­ских обязательств. Суд может разрешить и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем от 6 июля 1992 г.

Согласно ст. 3 Положения к ведению Экономического суда относит­ся разрешение межгосударственных экономических споров, возникаю­щих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав прави­тельств Содружества и других его институтов; а также о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Со­дружества.

По результатам рассмотрения спора Экономический суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством -

1 См.: Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997. С. 18-21.

участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомен­дуется принять соответствующему государству в целях устранения на­рушения и его последствий. Государство, в отношении которого приня­то решение Суда, обеспечивает его исполнение.

Помимо рассмотрения споров Суд осуществляет толкование приме­нения положений соглашений, других актов Содружества и его институ­тов. Кроме того, он уполномочен толковать акты законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противореча­щие соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным де­лам, а также по запросам высших органов власти и управления госу­дарств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономиче­ские споры.

Судьи Экономического суда избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов, сроком на десять лет, на строго профессиональной основе из числа хозяйственных, ар­битражных судей и иных лиц, являющихся специалистами высокой ква­лификации в области экономических отношений.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум. Он состоит из председателя Экономического суда, его замести­телей и судей этого Суда, а также председателей высших хозяйствен­ных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, раз­решающих в государствах-участниках экономические споры.

За период деятельности Суд рассмотрел ряд принципиальных споров между государствами - участниками Содружества. Так, по запросу Ар­битража Республики Молдова Суд в 1996 г. разрешил спор между этой Республикой и Беларусью по поводу взимания таможенных пошлин. По запросу правительства Таджикистана Суд вьшес решение о толковании ст. 1 и 2 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании от­ношений собственности от 9 октября 1992 г. В октябре 1996 г. Суд по иску Администрации Нижегородской области вынес решение рекомен­довать правительству Казахстана поставить в Нижегородскую область часть недопоставленного зерна.

I

Я

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое международный спор и ситуация?

2. Каковы основные процедуры мирного разрешения международных споров?

3. Какова роль главных органов ООН в мирном разрешении споров?

4. Каковы особенности механизма мирного разрешения споров ОБСЕ?

5. Каковы основные органы по разрешению споров, которые учреж­дены в рамках СНГ?

ЛИТЕРАТУРА

■ Блищенко И.П. Прецеденты в международном праве. М., 1977.

Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977.

Энтин МЛ. Международные судебные учреждения. М., 1984.

Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета Европы. М., 1997.

Adede A.O. The system for settlement of disputes under the United Nations Convention on the Law of the Sea. Dordrecht / Boston / Lancaster, 1987.

Amerasinghe C.F. Documents on International Administrative Tribunals. Oxford, 1989.

Bin Ch. General Principles of Law as applied by International Courts and Tribunals. Cambridge, 1987.

Dispute Settlement Through the United Nations. Ed. by K. Venkata Raman. N 4. 1977.

Petersmann E.-U. The GATT / WTO Dispute Settlement System: International Law, International Organizations and Dispute Settlement. The Hague - Boston - London, 1997.

Rousseau Ch. Droit International Public. Tome V. Les rapports conflictuels. Paris, 1983.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.