Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ





§ 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРА

Согласно международному праву каждое государство и другие субъ­екты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе меж­дународный мир, безопасность и справедливость. Принцип мирного раз­решения международных споров является императивным принципом международного права. Он закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, в Декла­рации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других универсаль­ных, региональных и двусторонних договорах.

Проблема использования мирных средств разрешения международ­ных споров обсуждалась еще на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. Как справедливо отмечал Ф.Ф. Мартене, "в истории развития мирных средств для разрешения международных столкновений Гаагская конференция мира, созванная Государем Императором в мае 1899 г., всегда займет весьма почетное место"1. Конференция 1907 г. одобрила Конвенцию о мирном решении международных столкновений. Статья 1 этой Конвенции гласит: с целью предупредить по возможности обра­щение к силе в отношениях между государствами договаривающиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспе­чить мирное решение международных несогласий. Конвенция закрепля­ет ряд эффективных средств мирного разрешения споров, в том числе добрые услуги и посредничество, международные следственные комис­сии, международные третейские суды и т.д. (подробнее см. § 2 настоя­щей главы).



Однако Гаагские конференции мира не ставили вопроса о запреще­нии войны как средства разрешения споров. Только парижский Договор об отказе от воины в качестве орудия национальной политики 1928 г. осудил обращение к войне для урегулирования международных споров. Государства - участники Договора признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или кон­фликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должны "всегда изыскиваться только в мирных средствах".



Таким образом, принцип мирного разрешения международных спо­ров сформировался до второй мировой войны и был закреплен в ряде

Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных наро-**• Т. 1. М., 1996. С. 267. 5* 131

международных договоров. Однако в дальнейшем он был конкретизиро­ван и развит в Уставе ООН (п. 2 ст. 2, ст. 33 - 38 Устава ООН). Един­ственно правомерным способом решения споров и разногласий между государствами объявляются мирные средства, перечень которых дан в Уставе ООН (подробнее см. § 3 настоящей главы).

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенст­ва государств и при соблюдении принципа свободного выбора средств в соответствии с обязательствами по Уставу ООН и принципами справед­ливости и международного права. Применение какой-либо процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно со­гласованную между государствами в отношении существующих или бу­дущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассмат­риваться как несовместимое с принципом суверенного равенства госу­дарств.

Государства, являющиеся сторонами в споре, должны продолжать соблюдать в своих взаимоотношениях их обязательства в соответствии с основными принципами международного права, касающимися суверени­тета, независимости и территориальной неприкосновенности государств, а также другими общепризнанными принципами и нормами современно­го международного права.

Устав ООН делит споры на две категории: а) особо опасные, про­должение которых может угрожать поддержаншо международного мира и безопасности (ст. 34); б) любые другие споры (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36). Наряду с термином "споры" в Уставе ООН употребляется понятие "ситуация" (ст. 34, п. 1 ст. 33). Ситуация также "может при­вести к международным трениям" или вызвать "спор".



Устав ООН не содержит критериев разделения споров и ситуаций на указанные две категории, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности. В соответствии со ст. 34 Устава ООН "Совет Безопасно­сти уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуа­ции угрожать поддержанию международного мира и безопасности".

Таким образом, деление международных конфликтов на "споры" и "ситуации" является условным и относительным. Ситуация - более ши­рокое понятие, чем спор. Как споры, так и ситуации могут угрожать миру и безопасности и в силу этого рассмотрение их входит в компе­тенцию Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и других органов ООН (см. § 3 настоящей главы).

Устав ООН, а также другие международные договоры не содержат четкого разграничения между политическими и юридическими спорами. Согласно п. 3 ст. 36 Устава ООН споры юридического характера долж­ны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд. Статут Суда содержит перечень правовых споров, по которым юрисдик­ция Суда является обязательной. Речь в этой статье идет о спорах, ка-

сакяцихся толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размеров воз­мещения, причитающегося за нарушение международных обязательств. Разумеется, данный перечень правовых споров не является исчерпы­вающим.

Политические споры как наиболее важные и сложные (например, по территориальным проблемам, определению границ) решаются политиче­скими средствами.

Перечень видов мирных средств, предусмотренных в Уставе ООН, не является исчерпывающим, а некоторые из них являются декларативно-рекомендательными. В этой связи СССР в своем Меморандуме о повы­шении роли международного права, представленном 44-й сессии Гене­ральной Ассамблеи ООН 29 сентября 1989 г., предложил выработать и принять универсальный и всеобъемлющий международно-правовой акт, который явился бы действенным инструментом по укреплению между­народного правопорядка.

В этом договорном документе принцип разрешения всех споров ме­жду государствами только мирными средствами, закрепленный в Уставе Организации Объединенных Наций, мог бы получить свое дальнейшее развитие и конкретизацию.

Такой документ - Генеральный акт мирного разрешения споров -мог бы содержать следующие обязательства государств:

обязательство принимать все зависящие от них меры по предотвра­щению возникновения межгосударственных конфликтов, руководствуясь при этом общепризнанными принципами и нормами международного права;

обязательство государств, если у них все же возникнут споры, кон­фликты с другими государствами, незамедлительно вступить с ними в прямые переговоры для мирного и по возможности быстрого и полного улаживания таких разногласий в духе взаимопонимания и взаимоуступ­чивости, прибегая в надлежащих случаях к проведению предваритель­ных консультаций и созданию совместных рабочих механизмов;

обязательство государств в условиях, когда становится очевидным, что путь прямых переговоров затруднителен или отсутствует прогресс на таких переговорах и продолжение спора может угрожать поддержа­нию международного мира и безопасности, информировать надлежащим образом в зависимости от характера и существа разногласий Совет Безопасности, Генеральную Ассамблею или Генерального секретаря ООН, а также другие соответствующие универсальные или региональ­ные международные организации;

обязательство государств впредь до полного разрешения споров предпринимать вее усилия для того, чтобы достичь временной догово­ренности в течение этого периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению и

вообще не прибегать к какому-либо действию, способному усугубить или расширить спор;

обязательство государств благожелательно рассматривать в надле­жащих случаях возможности использования таких средств мирного раз­решения споров при помощи третьей стороны, как добрые услуги, со­действующие организации и успешному ходу прямых переговоров, или посредничество, помогающее находить компромиссные пути урегулиро­вания разногласий, отметив при этом весьма позитивный опыт оказания добрых услуг и посредничества со стороны Генерального секретаря ООН и не участвующих в спорах государств;

обязательство государств прибегать к согласительной процедуре как одному из способов разрешения споров. В этом разделе можно было бы предусмотреть в соответствии со сложившейся практикой образование по договоренности сторон согласительной комиссии из числа граждан спорящих сторон и приглашение, с общего согласия, граждан третьих государств, в том числе из числа посредников, включенных в список Генерального секретаря ООН. Детальная процедура организации работы согласительных комиссий могла бы быть изложена в приложении к ос­новному документу;

обязательство государств в полной мере использовать возможности ООН для установления фактических обстоятельств спора и конфликтов, в том числе путем использования возможностей Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и Генерального секретаря ООН;

обязательство, предусматривающее, что в случае, когда прямые пе­реговоры или добрые услуги, посредничество, примирение не привели в разумные сроки к мирному урегулированию спора, спорящие государст­ва должны прибегнуть к процедурам, влекущим за собой обязательные решения, т.е. передать спор по требованию любой из спорящих сторон на арбитражное или судебное разбирательство. В этой связи, разумеет­ся, возрастает роль главного судебного органа ООН - Международного суда.

§ 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕШЕНИЯ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)

Декларация о принципах международного права 1970 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основе суверенного ра­венства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулиро­вания спора или согласие на такую процедуру не должно рассматри­ваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Согласно ст. 33 Устава ООН государства должны стремиться к ско­рейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбит-

ража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках подобного урегулирования стороны должны согласовывать та­кие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

В своем развитии мирные средства разрешения споров не остаются неизменными. Они развиваются в зависимости от исторической эпохи и особенностей соотношения сил на международной арене. Одни из мир­ных способов разрешения конфликтов известны с древнейших времен (добрые услуги, посредничество и др.), другие получили развитие лишь в XIX в. (согласительная процедура, арбитраж), третьи возникли на протяжении второй половины XX в. (международные суды, примири­тельные комиссии, разрешение споров с помощью международных ор­ганизаций), i/

Международные переговоры.Они являются наиболее динамичным и эффективным средством разрешения споров. Не случайно в ст. 33 Устава ООН переговоры названы в числе основных средств урегулиро­вания международных споров и конфликтов. Они позволяют принимать разнообразные варианты решения спорных вопросов. Признание госу­дарствами и межправительственными организациями этого принципа нашло отражение во многих договорах и учредительных актах органи­заций. Так, согласно ст. 42 Венской конвенции о правопреемстве госу­дарств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. в случае возникновения спора между двумя или несколькими участниками Конвенции относительно ее толкования или применения они будут по просьбе любого из них стре­миться разрешить его путем проведения консультаций и переговоров. В соответствии со ст. 15 Договора о правопреемстве в отношении внешне­го государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. все споры меж­ду двумя или несколькими сторонами по выполнению и толкованию Договора будут разрешаться путем переговоров на основе подачи соот­ветствующей письменной претензии.

В ходе переговоров государства или международные организации мо­гут принимать самые разнообразные варианты решения спорных вопро­сов. Переговоры не только являются средством урегулирования между­народного спора, но и выполняют функции вспомогательного средства. Практически все способы разрешения межгосударственных конфликтов всегда начинаются с непосредственных переговоров о применении этих способов и очень часто завершаются такими переговорами.

Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними. Послед­ним, как правило, придается форма международной конференции.

Международное право не устанавливает единообразного порядка ве­дения переговоров. Как показывает практика, нормальные переговоры проходят следующие основные стадии: выступление государства или

группы государств (например, ЕС) или иных субъектов международного права с инициативой проведения переговоров; достижение договоренно­сти между спорящими сторонами о переговорах (время, место, уровень и т.п.); выработка процедуры ведения переговоров; собственно перего­воры; принятие согласованного в ходе переговоров акта1.

Переговоры различаются: по предмету спора - переговоры по поли­тическим, экономическим, социальным и другим вопросам; по количе­ству участников - двусторонние и многосторонние; по статусу участ­вующих должностных лиц - переговоры на высшем уровне (глав госу-у дарств, глав правительств), на уровне министров иностранных дел, по­слов или специально уполномоченных на это должностных лиц.

Консультации.Этот способ мирного разрешения споров сложился в начале XX в. Предметом консультаций являются обычно вопросы, имеющие жизненно важное значение для государств или международ­ных организаций. В международной практике используются две разно­видности консультаций: факультативные и обязательные. Факультатив­ными являются консультации, к которым стороны прибегают по взаим­ному согласию2. Применение обязательных консультаций предусмотре­но в двусторонних и многосторонних международных договорах. На­пример, ст. XXII Генерального соглашения по торговле услугами 1994 г. гласит: каждый член должен благожелательно отнестись к консульта­ции и создать для нее соответствующие условия в связи с представлени­ем, которое может быть сделано любым другим членом ВТО по любому вопросу, затрагивающему функционирование настоящего Соглашения. При таких консультациях должна применяться Договоренность о разре­шении споров (ДРС). Совет по торговле услугами или Орган по разре­шению споров может по запросу члена ВТО консультироваться с лю­бым членом ВТО или членами ВТО в отношении любого вопроса, по которому невозможно было достичь удовлетворительного решения пу­тем консенсуса. В ст. 283 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. предусмотрено, что государства-участники без промедления должны проводить обмен мнениями, когда процедура урегулирования спора бы­ла прекращена без достижения урегулирования или когда спор урегули­рован и обстоятельства требуют консультаций относительно способа осуществления урегулирования. Согласно ст. IX Договора по космосу 1967 г. если какое-либо государство - участник Договора имеет основа­ния полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством-участником или гражданами этого государства - участни­ка Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие не­бесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности дру­гих государств - участников Договора в деле мирного исследования и

1 См.: Курс международного права. Т. 3. М., 1990. С. 155.

2 Там же. С. 159.

использования космического пространства (включая Луну и другие не­бесные тела), то оно должно, прежде чем приступить к такой деятель­ности или эксперименту, провести соответствующие международные консультации. Согласно Венской конвенции о представительстве госу­дарств в их отношениях с международными организациями универсаль­ного характера 1975 г., если между двумя или несколькими государст­вами - участниками Конвенции возникает спор по поводу ее примене­ния или толкования, то по просьбе любой из них между ними проводят­ся консультации. По просьбе любой из сторон в споре для участия в консультациях приглашается организация, при которой государство имеет своего постоянного представителя, или конференция, созываемая данной организацией или под ее эгидой (ст. 84).

Международные следственные комиссии.Компетенция и порядок создания таких комиссий определяются Уставом ООН и ст. 9 - 35 Кон­венции 1907 г. Комиссии учреждаются на основании особого соглаше­ния между спорящими сторонами. Основная задача комиссий - облег-чипГразрешение споров выяснением вопроса факта посредством" бес­пристрастного и добросовестного расследования. Например, в 1904 -1905 гг. работала следственная комиссия в связи с инцидентом у Дог­гер-банка, когда проходившая мимо берегов Англии эскадра адмирала Рожественского, подозревая присутствие японских миноносцев, открыла огонь по британским рыболовным судам. В результате выводов следст­венной комиссии Россия признала обязанность возместить причиненные убытки и уплатила Англии 1625 тыс. франков.

Стороны вправе назначить при комиссии особых агентов с поруче­нием представлять их и служить посредниками между ними и комисси­ей. Стороны, кроме того, могут поручить назначенным ими советникам или адвокатам излагать и поддерживать их интересы перед комиссией. В установленные сроки каждая сторона спора сообщает комиссии и другой стороне изложение фактов и, в частности, акты, бумаги и доку­менты, а также список свидетелей и экспертов, которых она желает выслушать. Допросом свидетелей руководит председатель комиссии. Члены комиссии вправе задавать каждому свидетелю вопросы, касаю­щиеся существа спора. Совещания комиссии происходят при закрытых дверях и являются секретными. Любое решение комиссии принимается большинством голосов. Окончательный доклад комиссии по существу рассмотренного спора ограничивается лишь установлением фактов и не имеет характера третейского решения. За сторонами сохраняется пол­ная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактически­ми выводами.

С 1937 г. Постоянная палата третейского суда выступает в качестве международной согласительной комиссии. Данная процедура осуществ­ляется в соответствии с Факультативными правилами 1996 г.

Примирительные комиссии.Пока немногие международные догово­ры предусматривают создание примирительной комиссии для рассмот-

I

рения спора или конфликта. Наиболее обстоятельно порядок образова­ния и деятельности такой комиссии изложен в ст. 85 Венской конвен­ции о представительстве государств в их отношениях с международны­ми организациями универсального характера 1975 г. В общих чертах он сводится к следующему.

Если спор не был разрешен в результате консультаций, то любое го­сударство, участвующее в консультациях, может передать спор в при­мирительную комиссию и сообщить об этом письменно организации, при которой представлено такое государство (далее - Организация), и другим государствам, участвующим в консультациях. Каждая примири­тельная комиссия состоит из трех членов: двух членов, назначаемых каждой из сторон в споре, и председателя. Каждое государство - участ­ник Конвенции заблаговременно назначает лицо, призванное действо­вать в качестве члена такой комиссии. Оно уведомляет об этом назна­чении. Последняя ведет список назначаемых лиц. Если государство не делает этого заблаговременно, оно может произвести такое назначение в ходе примирительной процедуры, вплоть до того момента, когда комис­сия начнет составлять доклад о результатах своей деятельности.

Председатель комиссии избирается двумя другими членами. Если между двумя другими членами в течение одного месяца после направ­ления уведомления не было достигнуто соглашения или если одна из сторон в споре не использовала своего права назначить одного из чле­нов комиссии, председатель назначается по просьбе одной из сторон в споре главным должностным лицом Организации. Это назначение долж­но быть произведено в течение одного месяца после поступления такой просьбы. Главное должностное лицо Организации назначает в качестве председателя квалифицированного юриста, который не должен являться ни сотрудником Организации, ни гражданином государства - стороны в споре.

Комиссия устанавливает свои собственные правила процедуры и принимает свои решения и рекомендации большинством голосов. Она может рекомендовать Организации, если последняя на то уполномочена ООН, запросить консультативное заключение Международного суда относительно применения или толкования Конвенции 1975 г.

Если комиссия не в состоянии достичь соглашения между сторонами в споре о разрешении спора в течение двух месяцев с момента назначе­ния председателя, она должна подготовить в возможно короткий срок доклад о своей работе и направить его сторонам в споре. Доклад дол­жен содержать заключения комиссии относительно фактов и вопросов права, а также рекомендации, которые она сделала сторонам в споре в целях содействия разрешения спора. Рекомендации комиссии не имеют обязательной силы для сторон в споре до тех пор, пока все стороны в споре не примут их. Тем не менее любая сторона в споре имеет право заявить в одностороннем порядке, что она будет выполнять относящиеся к ней рекомендации доклада.

В отличие от следственных комиссий, которые занимаются только установлением фактов, составляющих предмет международного спора, примирительные комиссии дают толкование фактам и выносят рекомен­дации в целях содействия разрешению спора.

Добрые услуги и посредничество.Согласно ст. 2 Конвенции 1907 г. государства в случае серьезного разногласия между ними обязаны при­бегнуть к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных стран. Право предлагать добрые услуги или посредниче­ство принадлежит непричастным к спору государствам.

Задача посредника заключается "в согласовании противоположных притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло меж­ду государствами, находящимися в споре" (ст. 4 Конвенции 1907 г.) Обязанности посредника прекращаются с того момента, когда одна из спорящих сторон или сам посредник удостоверяется, что предложенные средства примирения не были приняты. Добрые услуги и посредничество не являются обязательными. Они имеют исключительно значение совета.

В случае возникновения между государствами спора, представляю­щего опасность для мира и международной безопасности, спорящие го­сударства избирают государство, которому оно поручает войти в кон­такт с государством, избранным другим государством с целью предупре­дить нарушение мирных отношений. Примирительный период не может превышат11_тридцап1 дней. В этот период спорящие государства пре­кращают всякие непосредственные отношения между собой по предмету спора. Государства-посредники должны приложить все свои старания по решению спора. ^ ■>........"""•

Добрые услуги или посредничество могут оказывать государства (в том числе коллективно) или международные организации. Оказывающие добрые услуги государство или международная организация сами в ходе переговоров не участвуют, если об этом не попросят сами спорящие стороны. При посредничестве третья сторона вправе участвовать в пере­говорном процессе и выдвигать устные или письменные предложения по существу спора.

Россия в XVIII - XX вв. неоднократно выступала в качестве посред­ника в разрешении споров между другими государствами. Например, Версальский (англо-американский) мирный договор 1783 г., подтвер­дивший независимость США, был заключен при посредничестве России и Австрии. \

СССР, а затем Российская Федерация неоднократно предлагали свои добрые услуги по разрешению региональных конфликтов. Например, в 4966 г. СССР с успехом предоставил добрые услуги при урегулирова­нии индо-пакистанского вооруженного конфликта из-за Кашмира. В свою очередь, в 1962 г. Советское правительство приняло добрые услу­ги и посредничество Генерального секретаря ООН в связи с кризисом в районе Карибского моря. Усилиями Генерального секретаря ООН раз­решен ряд других международных споров и конфликтов.

Международный третейский суд.По мнению крупнейшего юриста-международника Ф.Ф. Мартенса, третейское разбирательство является "разумнейшим способом миролюбивого разрешения международных столкновений"1. Этот институт мирного разрешения споров возник в древние века. Международными третейскими судьями были гесирега-tores. В средние века ими были папы и германский император. В XIX в. веке было создано более 60 международных третейских судов. Согласно ст. 38 Конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. по вопросам юридического характера (свойства) и преимущест­венно по вопросам толкования или применения международных догово­ров третейский суд признается государствами самым действенным и вместе с тем самым справедливым средством решения споров, не урегу­лированных дипломатическим путем. Конвенция рекомендует государ­ствам-участникам обращаться в случае необходимости к третейскому суду. Одним из таких органов является созданная в 1899 г. Постоянная палата третейского суда (далее - Палата). Она находится в г. Гааге и компетентна для всех случаев третейского разбирательства. Каждое государство-участник Конвенции 1907 г. назначает не более четырех лиц, которые известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи. Члены Па­латы назначаются на шестилетний срок. Полномочия их может быть возобновлены. Назначенные лица вносятся в качестве членов Палаты в особый список, который сообщается всем государствам - участникам Конвенции 1907 г.

Бели государства пожелают обратиться к Палате для решения воз­никшего между ними несогласия, то выбор третейских судей, призван­ных образовать надлежащий суд для разрешения этого спора, должен быть сделан из общего списка членов Палаты. Палата компетентна рас­сматривать любой спор между государствами - участниками Конвенции 1907 г. Юрисдикция Палаты может быть распространена на споры меж­ду государствами - участниками и неучастниками Конвенции 1907 г.

После достижения государствами согласия о создании третейского суда они сообщают в Международное бюро (оно является своеобразной канцелярией Палаты) свое решение обратиться к Палате, текст своей третейской записи и имена судей. Члены суда при исполнении своих обязанностей и вне своей страны пользуются дипломатическими приви­легиями.

Обращение к Палате не может иметь место в том случае, если, по мнению государства - участника спора, такой спор не относится к кате­гории тех споров, которые подлежат обязательному третейскому разби­рательству.

1 Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных наро­дов. Т. 2. М., 1996. С. 279.

Совещания суда происходят при закрытых дверях и являются сек­ретными. Любое решение принимается большинством голосов и являет-ся_окончательным.

Рассмотрение споров в Палате производится в соответствии с Фа­культативными Правилами рассмотрения арбитражных споров между двумя государствами 1992 г., Правилами рассмотрения арбитражных споров между двумя участниками, из которых одно является государст­вом, 1993 г. и Правилами рассмотрения споров между государствами и международными организациями 1996 г.

Палата с 1902 по 1996 г. рассмотрела более 30 споров между госу­дарствами, например, споры между Норвегией и Швецией о морских границах (1908 - 1909 гг.), между США и Великобританией - о рыбо­ловстве в Атлантическом океане (1909 - 1910 гг.) и о порядке пользо­вания международным аэропортом Хитроу (1989 - 1992 гг.). В качестве международной комиссии по примирению Палата рассмотрела три спора.

Международные судебные органы.Универсальным судебным орга­ном является Международный суд ООН. Согласно Манильской деклара­ции о мирном разрешении международных споров, одобренной XXXVII Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 1982 г., государства в полной мере сознают роль Международного суда, который является главным судебным органом ООН. Государства должны иметь в виду, что споры юридического характера, как общее правило, передаются в соответствии с положениями статута Суда. Желательно, чтобы государства рассмот­рели возможность включения в договоры, когда это уместно, положе­ний, предусматривающих передачу в Международный суд споров, кото­рые могут возникнуть при толковании или применении таких договоров. Государствам надлежит рассмотреть возможность определения дел, для решения которых может быть использован Международный суд ООН.

Органам ООН и ее специализированным учреждениям следует изу­чить вопрос о целесообразности использования возможности запраши­вать консультативные заключения Международного суда по юридиче­ским вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности, при условии что они должным образом уполномочены на это.

Международный суд ООН учрежден Уставом ООН в 1945 г. в каче­стве главного судебного органа Объединенных Наций. Участниками Статута Международного суда являются все государства - члены ООН, а также Швейцария и Науру. Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц вы­соких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляе­мым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области междуна­родного права.

Суд состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того яи^уьумр' iiiiii

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безо­пасности из числа лиц, внесенных в список по предложению нацио-

нальных групп Постоянной палаты третейского суда. Что касается госу­дарств - членов ООН, не представленных в Палате, то кандидаты вы­ставляются национальными группами, назначенными для этой цели их правительствами, с соблюдением условий, установленных для членов Палаты ст. 44 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. Условия, на которых государство - участник Ста­тута Международного суда, но не являющееся членом ООН, может пе­редать спор для рассмотрения Суда, определяются Генеральной Ассамб­леей ООН по рекомендации Совета Безопасности. В любом случае ни­какая группа не может выставить более четырех кандидатов, причем не более двух кандидатов могут состоять в гражданстве государства, предъявляемого группой. Число кандидатов, выставленных группой, ни в коем случае не может превышать более чем вдвое число мест, подле­жащих заполнению. Согласно ст. 6 Статута Международного суда каж­дая группа до выставления кандидатур запрашивает мнение высших су­дебных установлений, юридических факультетов, правовых высших учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, занимающихся изучением права.

Генеральный секретарь ООН составляет в алфавитном порядке спи­сок всех лиц, чьи кандидатуры были выставлены на должность судей. Такой список представляется Генеральной Ассамблее и Совету Безо­пасности ООН. Последние приступают к выборам членов Суда незави­симо друг от друга. Избранными считаются кандидаты, получившие аб­солютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности.

Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда ис­текает через три года, а срок полномочий еще пяти судей — через шесть лет. Члены Суда могут не исполнять никаких политических или адми­нистративных обязанностей и не могут посвящать себя никакому дру­гому занятию профессионального характера.

Член Суда не может быть отрешен от должности, кроме случая, ко­гда, по единогласному мнению других членов, он перестает удовлетво­рять предъявляемым требованиям. Об этом Секретарь Суда уведомляет Генерального секретаря ООН. По получению этого уведомления место судьи считается вакантным.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе сторон может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя невозможным принять участие в за­седаниях, выделяются дополнительно два судьи.

Сторонами по делам, разбираемым Судом, являются только государ­ства. К его ведению относятся все дела, которые будут переданы ему

сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Государства — участники Статута Международного суда могут в лю­бое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спо­рам, касающиеся: а) толкования договора; б) любого вопроса междуна­родного права; в) наличия факта, который представит собой нарушение международного обязательства; г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств.

Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет при этом: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательст­во всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) об­щие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судеб­ные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Однако эти условия не огра­ничивают права Суда разрешать дело ex aequo et bono (по справедливо­сти и по добру), если стороны с этим согласны.

Дела возбуждают в Суде в зависимости от обстоятельств или ноти­фикацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря Суда. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны. Секретарь немедленно сообщает заявление всем заин­тересованным лицам. Суд имеет право принять любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Впредь до вынесения окончательного решения сообщение о предлагае­мых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопас­ности ООН.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.