Сделай Сам Свою Работу на 5

ГОСУДАРСТВА - ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА





Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. |Но не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы)2.

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в межамериканской Конвенции о правах и обя­занностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государ­ство как лицо международного права должно обладать следующими ус­ловиями: 1) постоянное население; 2) определенная территория; 3) пра­вительство; 4) способность вступать в отношения с другими государст­вами.

Австрийский юрист-международник А. Фердросс сформулировал следующие признаки государства: 1) государство есть объединение лю-

2 Курс международного права. Т. I. M., 1989. С. 165.

Курдюков Г.И. Государства в системе международно-правового регулиро­вания. Казань, 1979. С. 103.

дей, над которыми оно осуществляет личное верховенство; 2) непре­рывность существования государства, под которой понимается сама субстанция государства - конкретный, образующий его, организованный народ; 3) полное самоуправление или самостоятельность; 4) порядок суверенного государства образуется непосредственно на основе между­народного права; 5) эффективность государства; 6) территориальное верховенство государства; 7) систематическое соблюдение норм между­народного права1.



V/Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

Суверенитетявляется отличительным политико-юридическим свой­ством государства. Государственный суверенитет - это присущее госу­дарству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государ­ства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фун­даментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникно­вения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъяв­ления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением дан­ного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. "политическое существование госу­дарства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, зако­нодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ве­домствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов".



В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью. Правосубъектность других участников международных правоотношений проявляется главным обра­зом в их взаимоотношениях с государствами.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверен­ность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их меж­дународных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

С I Территорияявляется неотъемлемым свойством государства. Она за­крепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права, i Согласно Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых дей­ствий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против



территориальной целостности, политической независимости или единст­ва любого государства.

Государства - участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от лю­бых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от лю­бых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население.Аристотель отмечал, что "тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, либо недоразвитый в нравственном смысле человек и по своей природе толь­ко и жаждет войны"1. ГНаселение является постоянным признаком госу­дарства. Согласно Устава ООН, Декларации о предоставлении незави­симости колониальным странам и народам 1960 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. на­роды являются субъектом права на самоопределение. В силу этого пра­ва они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно опреде­ленного народом.

Власть.Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организо­ванной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали пра­вительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле по­нимается как единство власти и суверенитета2.

Государства выступают в международных отношениях как суверен­ные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, спо­собной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения госу­дарств в сфере международного общения, создаются самими же госу­дарствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагаю­щих принципов современного международного права. Согласно Декла-

 

1 Фердросс А. Международное право. М., 1959. С. 118-121.

1 Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. Кн. 1. М., 1984. С. 378-379.

Курдюков Г.И. Государства в системе международно-правового регулиро­вания. Казань, 1979. С. 117-118.

4К.А.Векяшев 97

рации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., все государства пользуются суверенным равенст­вом. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равно­правными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В частности, понятие суверенного равенства включает следующие элементы: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое госу­дарство обязано уважать правосубъектность других государств; г) тер­риториальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно выби­рать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полно­стью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Каждое государство имеет право на независимость и поэтому на свободное осуществление, без диктата со стороны какого-либо другого государства, всех своих законных прав, включая право выбора своей собственной формы государственного управления.

Каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над сво­ей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пре­делах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов. Любое государство обязано воздерживаться от разжигания междо­усобицы на территории другого государства и предупреждать на своей территории организованную деятельность, направленную к разжиганию такой междоусобицы.

Государство обязано относиться ко всем находящимся под его юрис­дикцией лицам с уважением к правам человека и основным свободам, без различия в отношении расы, пола, языка или религии.

Каждое государство обязано воздерживаться от использования войны в качестве орудия национальной политики и воздерживаться от угрозы силой или применения ее против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с международным правом и правопо­рядком.

Государство должно добросовестно выполнять свои обязательства, возникающие из договоров и других источников международного права, и не может ссьшаться на положения своей конституции или своих зако­нов как на оправдание невыполнения им этой обязанности.

Любое государство обязано поддерживать свои отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в со­ответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства под­чинен супрематии (верховенству) международного права.

В качестве субъектов международного права могут выступать госу­дарства, различные по своему устройству, - унитарные и федеративные. Унитарноегосударство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает. Сложными государствами являются федерации.-Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т.д.) сохраняют при этом опреде­ленную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внеш­них сношениях, следовательно, не являются субъектами международно­го права. В этом случае только федерация в целом выступает на меж­дународной арене в качестве единого субъекта международного пра­ва. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., "федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом". Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностран­ной державой.

Основной закон ФРГ прямо указывает на то, что ведение сношений с иностранными государствами принадлежит Федерации. В той мере, в какой Земли обладают законодательной компетенцией, они могут с со­гласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами (ст. 32).

- Российская Федерация является демократическим федеративным го­сударством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов -равноправных субъектов Российской Федерации.)' Республика в составе Российской Федерации имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, авто­номный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно ст. 71 "к" Конституции 1993 г. в ведении Российской Федерации находятся внеш­няя политика и международные отношения, оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориаль­ного моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоньгда континентального шельфа Российской Федерации".> В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы ко­ординации международных и внешнеэкономических связей субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской ^Дерации обладают всей полнотой государственной власти.

•Хотя в конституциях ряда республик (например, Татарстана) призна­ку международная правосубъектность этих республик, тем не менее акая правосубъектность носит специфический характер. Иными слова-

4* 99

ми, международная правосубъектность республик ограничивается рам­ками Конституции Российской Федерации. Республики не вправе всту­пать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними межправительственные договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, быть членами межправительствен­ных организаций. Республики могут заключать международные догово­ры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров Российской Федерации. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в ино­странных государствах, которые не являются дипломатическими учреж­дениями.

~ Например, в соответствии с Соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и полномочий в области международ­ных и внешнеэкономических связей 1994 г. в совместном ведении нахо­дятся вопросы защиты экономических интересов Республики Башкорто­стан с иностранными государствами, участие в подготовке вопросов, связанных с установлением торгово-экономического режима в отноше­ниях с иностранными государствами, международными торгово-эконо­мическими и валютно-финансовыми организациями, затрагивающих ин­тересы Республики Башкортостан. Республика Башкортостан вправе самостоятельно осуществлять связи с иностранными государствами в области экономики, науки, культуры и спорта, за исключением тех, которые отнесены к ведению федеральных органов исполнительной вла­сти и совместному ведению Российской Федерации и Башкортостана.

Башкортостан имеет право участвовать в решении вопросов в облас­ти международных и внешнеэкономических связей Российской Федера­ции, непосредственно затрагивающих его интересы. Наконец, эта рес­публика вправе заключать договоры с субъектами иностранных федера­ций, административно-территориальными образованиями других стран в рамках своей компетенции по осуществлению международных и внеш­неэкономических связей.

В соответствии со ст. 14 Договора о разграничении предметов веде­ния и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы 1998 г. Москва вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти Российской Федерации уча­стником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному зако­нодательству и международным договорам Российской Федерации. Мо­сква вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с адми­нистративно-территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством.

Помимо федерации, история знает и другую форму сложного госу-рствеяного объединения - конфедерацию,т.е. союз суверенных госу-Доств объединившихся для достижения общих целей (например, вза-Дмяой обороны, внешних сношений и т.д.), которые определены в со-ашении о ее создании. Конфедерация как таковая может наряду с осударСТВами-членами выступать субъектом международного права, ели при ее создании государства-члены возложили на конфедерацию осуществление определенных задач в области международных отноше­ний. Например, согласно Союзной конституции Швейцарской конфеде­рации 1874 г. 22 суверенных кантона создали Союз, который являлся конфедеративным государством. Только этот Союз имел право объяв­лять войну и заключать мир, а также заключать союзы и договоры с иностранными государствами. В виде исключения кантоны сохраняли право заключать с иностранными государствами договоры по вопросам, касающимся публичного хозяйства, местных пограничных отношений и полиции. Тем не менее "эти договоры не должны были содержать ниче­го противного Союзу или правам других кантонов" (ст. 9). Официаль­ные сношения между кантонами и иностранными правительствами или их представительствами происходили через посредство Союзного совета. Он же рассматривал договоры кантонов друг с другом или с иностран­ными государствами и, если они были приемлемыми, утверждал их.

§ 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ НАРОДОВ И НАЦИЙ

Когда говорят о международной правосубъектности наций и наро­дов1, имеют в виду прежде всего те из них, которые находятся в коло­ниальной зависимости и лишены собственной национальной государст­венности. Субъектами международного права являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и соз­дание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов международного права, как правило, возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган (например, таковым является Организация освобождения Палестины), который до создания независимого государства выступает от их имени.

В настоящее время зависимыми являются примерно 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Кай-мановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гу­ам, Новая Каледония, остров Святой Елены, Подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и др.

Нацией считается исторически сложившаяся общность людей, которая ха­рактеризуется следующими признаками: общностью территории; общностью экономической жизни; общностью психологического склада, проявляющегося в общности культуры. Термином "народ" называют самые различные формы национальной и этнической общности людей. Нередко этим термином обозна­чается и такая общность людей, как племя.

( / Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уста-Уве ООН (п. 2 ст. 1). Сама Организация на основе этого принципа пре­следует цель развивать дружественные отношения между нациями. В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим ру­ководством международную систему опеки для управления теми терри­ториями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно ст. 76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки является способствование поли­тическому, экономическому и социальному прогрессу населения терри­торий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрес­сивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в Декларации о предоставлении независимо­сти колониальным странам и народам, единогласно принятой Генераль­ной Ассамблеей ООН на своей XV сессии 14 декабря 1960 г. В преам­буле Декларации справедливо отмечается, что все народы имеют неотъ­емлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интере­сах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного эконо­мического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предос­тавления независимости колониальным странам и народам:

1) подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуа­тация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Ус­таву ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;

2) все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и. культурное"развитие;

3) недостаточная политическая, экономическая и социальная подго­товленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;

4) любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены, с тем чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целост­ность их национальных территорий должна уважаться;

5) в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженными ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возмож­ность пользоваться полной независимостью и свободой;

6) всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полно­стью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

Нормативный характер этого единогласно принятого документа чет­ко выражен в ее п. 7, содержащем прямое указание на обязанность го­сударств "строго и добросовестно соблюдать положения... настоящей Декларации" .

Данный принцип конкретизирован также в Декларации о принципах международного права 1970 г., во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г., Заключи­тельном акте Совещания в Хельсинки 1975 г. и во многих других ис­точниках международного права.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все наро­ды имеют право свободно определять без вмешательства извне свой по­литический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и са­моопределения народов.

Способами осуществления народом права на самоопределение явля­ются создание суверенного и независимого государства, свободное при­соединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно опреде­ленного народом.

Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильствен­ных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу ^независимость.

Территория колонии или другая несамоуправляющая территория имеет статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею. Такой отдельный и отличный статус может сущест­вовать до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющей­ся территории не осуществит свое право на самоопределение в соответ­ствии с Уставом ООН, и в особенности с его целями и принципами.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. призывает государства уважать равноправие и право на­родов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами ме­ждународного права. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в услови­ях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутрен­ний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуще-

Эта резолюция была квалифицирована в 1970 г. Международным судом ООН в его консультативном заключении о Намибии как важная часть обычного права.

ствлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, со­циальное и культурное развитие. Следует отметить, что Заключитель­ный акт особо подчеркивает важность исключения любой формы нару­шения принципа равноправия и самоопределения народов.

Согласно ст. 1 Международного пакта об экономических, социаль­ных и культурных правах 1966 г. все народы имеют право на самоопре­деление. В силу этого права они свободно устанавливают свой полити­ческий статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социаль­ное и культурное развитие. Все народы могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Все государства -участники Пакта, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с Уставом ООН поощрять осуществление права на самоуправление и уважать это право.

Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверенитет, означающий реализацию каж­дой нацией своего права на самостоятельное и независимое существо­вание как в политическом смысле, так и с точки зрения свободного и всестороннего развития всех иных сфер общественной жизни. Нацио­нальный суверенитет неприкосновенен и неотчуждаем. В силу этого международная правосубъектность наций и народов не зависит отволе-изъявления других участников международных отношений.

В качестве субъекта международного права нации и народы, борю­щиеся за свое самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организа­циями, подписывать международные договоры (например, Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому пра­ву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе меж­правительственных организаций и конференций. Они пользуются защи­той норм международного права.

§ 4. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

-По смыслу ст. 3 Венской конвенции о праве договоров между госу­дарствами и международными организациями или между международ­ными организациями 1986 г. международные организации являются субъектами международного права.

Любая межправительственная (межгосударственная) facto является субъектом международного права, том современного международного права прежде в сударства согласились наделить ее соответствую]

изация ipso ется субъек-■ому, что го-правами и обя-

занностями, которые четко определены в учредителБЩу[х_акдах_(уставах, статутах, договорах, конвенциях и др.) и полнохтыосоответствуют ос­новным принципам международного права.

Международная правосубъектность межправительственной организа-хдта проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязан­ностей, которыми государства наделяют организацию и от характера которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приоб­ретать Другие права и обязанности .

Межправительственные организапии являются субъектами междуна­родного права потому, что их учредительные акты регулируют отноше­ния между организациями и их государствами-членами, т.е. межгосудар­ственные по своему характеру отношения. Эти учредительные акты регламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса организа­ции, полномочия на заключение международных договоров. Они содер­жат и другие нормы, определяющие цели и задачи организации, полно­мочия ее органов, порядок взаимоотношений организации с государст­вами - членами и нечленами, а также иными международными органи­зациями.

Учредительные акты многих межправительственных организаций со­держат четкие положения о правосубъектности таких организаций. Та­ковыми, например, являются Уставы Европейского союза (ст. 211), Цен­трального американского банка экономической интеграции (ст. 1), Аф­риканского банка развития (ст. 50), Международного фонда сельскохо­зяйственного развития (ст. 10), Международного совета по оливковому маслу (ст. 6.1) Как правильно отмечают голландские юристы Г. Шер-мерс и Н. Блоккер, такие положения учредительных актов "обязывают государства-членов признать организацию в качестве сепаратной меж­дународной личности, компетентной совершать действия, которые по традиционному международному праву могут совершать только госу­дарства"2.

Впрочем, отсутствие в учредительном документе межправительст­венной организапии положений о ее правосубъектности не означает, что данная организация не является субъектом международного права. В этом плане справедливо мнение норвежского юриста Ф. Сейерстеда, который разработал концепцию объективной правосубъектности между­народной организации. Поскольку любая организация имеет хотя бы один орган и тем самым она как бы дистанцируется от государств-членов, считает он, она ipso facto становится международной юридиче­ской личностью. Правосубъектность с точки зрения теории "объектив­ности" существует вне зависимости от воли государств-членов .

Например, в Статуте Лиги Наций не было даже намека на право­субъектность этой организации. В дальнейшем заключенное в 1926 г.

Шибаева Е.А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 53.

Schermers H.G., Blofcker N.M. International Institutional Law. Third Rev. Ed. The^Hague. 1995. P. 978.

Seyersted F. The Legal Nature of International Organizations H. Nordisk Tid-sskrift for International Ret, Vol. 51, 1982. P. 203-205.

Соглашение между Лигой Нацией и Швейцарией относительно места пребывания Организации признало, что "Лига Наций, которая обладает международной личностью и юридической правоспособностью, не мо­жет в принципе, в соответствии с международным правом, быть пресле­дуема Швейцарским судом без ее явно выраженного согласия". Впо­следствии Лига Наций путем заключения соответствующих соглашений приобрела значительные международные права и обязанности. Она име­ла свои представительства в столицах ряда государств-членов; ее долж­ностные лица и служебные помещения обладали привилегиями и имму­нитетами1.

Международная правосубъектность межправительственных организа­ций не означает, что объем такой правосубъектности одинаков. В каж­дом конкретном случае правомочия организации устанавливаются ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими субъ­ектами международного права. Безусловно, наибольшим объемом меж­дународной правосубъектности обладает ООН.

Однако сколь бы ни была широка правосубъектность той или иной межправительственной организации, это - специальная правосубъект­ность, существенно отличающаяся от универсальной правосубъектности государств как основных субъектов международного права.

Основные черты правосубъектности межправительственных органи­заций подробно изложены в § 3 гл. V настоящего учебника.

§ 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОДОБНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Определенным объемом международной правосубъектности облада­ют государственно-подобные образования. Они наделяются соответст­вующим объемом прав и обязанностей и тем самым становятся субъек­тами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом; имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры.

Таковыми, в частности, являются вольные города и Ватикан.

Вольные города.Вольным городом называется государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью2. Одним из первых таких городов был Великий Новгород. К числу вольных городов относились и ганзейские города (в состав Ганзейского Союза входили Любек, Гамбург, Бремен, Росток, Данциг, Рига, Дерпт, Ревель, Амстердам, Кеннигсберг, Киль, Штраль-зунд и др. - всего 50 городов). В XIX и XX вв. статус вольных городов

1 Шибаева Е.А. Правовой статус межправительственных организаций. М., 1972. С. 10-11.

2 Моджорян Л.А. Основные права и обязанности государств. М., 1965. С. 55.

определялся международно-правовыми актами или резолюциями Лиги Наций и Генеральной Ассамблеи ООН и других организаций. Например, статус Кракова был установлен в ст. 4 российско-австрийского догово­ра, в ст. 2 российско-прусского договора, в дополнительном австро-российско-прусском договоре от 3 мая 1815 г.; в ст. 6-10 Заключитель­ного акта Венского конгресса от 9 июня 1815 г.; в Конституции вольно­го города 1815/1833 гг. Впоследствии договором от 6 ноября 1846 г., заключенным Австрией, Пруссией и Россией, статус Кракова был изме­нен и он вошел в состав Австрии.

Статус вольного города Данцига (в настоящее время Гданьск) был определен в ст. 100-108 Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г., в польско-данцигской Конвенции от 9 ноября 1920 г. и в ряде других соглашений (например, в соглашении от 24 октября 1921 г. и в решениях Верховного комиссара Лиги Наций, признанных впоследствии польским правительством).

Статус Триеста был предусмотрен в разд. III ч. 2 Мирного договора с Италией 1947 г. и в приложениях VI-X к нему. В октябре 1954 г. Италия, Великобритания, США и Югославия парафировали текст Ме­морандума о взаимопонимании, на основании которого Италия получи­ла во владение зону А (Триест с окрестностями), за исключением не­большой части территории, отнесенной к зоне В, которая осталась в Югославии.

Статус Иерусалима был определен резолюцией Генеральной Ассамб­леи № 181/11 от 23 ноября 1947 г. (эта резолюция в силу не вступила)1.

В соответствии со ст. 100 Версальского мирного договора 1919 г. был создан вольный город Данциг. Он находился под контролем комис­сара, назначенного Советом Лиги Наций. Данциг был включен в преде­лы таможенной границы Польши, которой предоставлялось право веде­ния внешних сношений Данцига и защиты интересов его граждан в дру­гих странах.

Объем международной правосубъектности вольных городов опреде­лялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Последние не являлись государствами или подопечными территориями, а занимали как бы промежуточное положение. Вольные города не обла­дали полным самоуправлением. Вместе с тем они подчинялись только международному праву. Для жителей вольных городов создавалось спе­циальное гражданство. Многие города имели право заключать междуна­родные договоры и вступать в межправительственные организации. Га­рантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.). Неотъем­лемым признаком вольного города являются его демилитаризация и ней­трализация.

Моджорян Л.А. Основные права и обязанности государств. М., 1965.

Особый международно-правовой статус имел Западный Берлин. По­сле окончания второй мировой войны в результате раскола Германии образовались два суверенных государства: Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика, а также особая политико-территориальная единица - Западный Берлин. Правительство СССР по согласованию с правительством ГДР в 1958 г. предложило придать Западному Берлину, находившемуся на территории ГДР, статус демилитаризованного вольного города, способного осуществлять между­народные функции в условиях гарантии со стороны четырех держав: Великобритании, СССР, США и Франции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.