Сделай Сам Свою Работу на 5

НА ФОРМИРОВАНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ





И РАЗВИТИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО

ПРАВА

Существует ряд областей государственной жизни, в которых влияние международного права на сферу национально-правового регулирования проявляется наиболее активным и заметным образом. Прежде всего это сфера внешнеполитическая, закрепляемая соответственно в основных законах государств - конституциях. Ранее было показано, как консти­туционные принципы внешней политики Советского государства, а также республик, входящих в его состав, в том числе и России (запрещение пропаганды войны, содействие сотрудничеству с другими странами, поддержание и укрепление мира и безопасности и т.д.), за­фиксированные в национально-правовых актах, сказались на реальном ходе нормотворчества в международном праве. В данном случае необ­ходимо рассмотреть неотделимый от этого обратный процесс.

Абстрагируясь от разнообразных факторов, определяющих сущест­венные различия между Конституцией СССР 1977 г., Конституцией РСФСР 1978 г. и Конституцией Российской Федерации 1993 г., очевид­но, что прослеживается определенная преемственность ряда их положе­ний. Вместе с тем Конституция Российской Федерации идет намного дальше по пути создания необходимых материально-правовых предпо­сылок для реального воздействия внутригосударственных норм на раз­витие международного права, с одной стороны, и усвоение демократи­ческих стандартов, выработанных международным правом, - с другой. Так, сегодня Конституция России включает не отдельные принципы международного права как основы правовой системы, а все "обще­признанные принципы и нормы международного права" (ст. 15). Причем важное значение имеет тот факт, что положения, относящиеся к выше­указанному, содержатся в разделе, определяющем иерархию, т.е. сопод­чинение соответствующих предписаний, действующих в государстве.



Другой областью, которая непосредственно подвержена воздействию международного права, выступает внутригосударственное регулирование организации и обеспечения в целом внешних сношений данной страны с Другими государствами (дипломатическое представительство, представи­тельство в международных организациях), а также заключение, испол­нение и денонсация международных договоров. Не менее важной явля­ется область защиты и осуществления прав и свобод человека. Положе­ние в современном мире сегодня таково, что государства не могут не полагаться на разработанные в международной сфере стандарты прав человека при создании национально-правовых норм или в ходе право­применительной деятельности. Бели государство является стороной в Международных пактах о правах человека 1966 г. и если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами,



то в силу ст. 2 (п. 2) Пакта о гражданских и политических правах оно обязуется принять меры, -которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте.

Чтобы активно присутствовать на международной арене и участво­вать в решении конкретных международных проблем, государства должны вступать в разнообразные политические и иные отношения с другими государствами, заключать международные договоры, причем делать это, не только сообразуясь со своими нормами национального законодательства, но и подчиняться нормам и принципам международ­ного права. Таким образом, чтобы избежать коллизии, следует иметь такое национальное право, которое не противоречило бы установлениям международного права. Подобное согласование международного и внут­ригосударственного права может быть обеспечено несколькими спосо­бами.

Хотя международное право не предписывает, каким образом госу­дарство осуществит реализацию взятого на себя международно-правового обязательства, так как это целиком лежит в плоскости осу­ществления государственного суверенитета, нельзя сказать, что между­народное право игнорирует этот вопрос. Механизм согласования, увязки международного и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответст­вии с конституционными и иными предписаниями.



Среди юридических форм согласования международного и внутриго­сударственного права в науке международного права различают: транс­формацию (прямую и опосредствованную), инкорпорацию, рецепцию, отсылку к международному договору1.

Под прямой трансформацией в международно-правовой литературе чаще всего понимают то, что международный договор, заключенный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона. При этом аргументация связывается с конституциями госу­дарств, которые объявляют международное право либо частью права страны, либо превышающим силу законов. Как устанавливается в ст. VI Конституции США, договоры, которые заключены или будут заключе­ны Соединенными Штатами, являются верховным правом страны, и су­дьи каждого штата обязываются их исполнять, даже если бы в консти-

1 СВ. Черниченко различает, например, 5 видов трансформации: автомати­ческую инкорпорацию, отсылку, индивидуальную инкорпорацию, адаптацию, легитимацию. (См.: Черниченко СВ. Личность и международное право. М.: Международные отношения, 1974. С. 49-53). Р.А. Мюллерсон, критикуя тер­мин "трансформация", предлагает ввести иное понятие - "имплементация меж­дународного договора", который в общем-то тоже довольно условен. (См.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982. С. 56-74 и след.).

туции и законах отдельных штатов встречались противоречащие им по­становления. В ст. 55 Конституции Франции закрепляется: "Договоры и соглашения, должным образом ратифицированные и одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов, с момента опубликова­ния при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной". Можно считать, что Россия также придерживается анало­гичных позиций, поскольку соответствующая воля государства в пред­писаниях ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г. выражена недвусмысленным образом: "Общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".

При опосредствованной трансформации имеется в виду, что кон­ституция или другие законодательные акты государств регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров внут­ри государств. Например, ст. 12 Конституции Нигерии говорит, что "ни один договор между Федерацией и какой-либо другой страной не будет иметь силы закона, кроме как в объеме, в котором любой такой договор был введен в право Национальным собранием". Статья 96 Конституции Испании предусматривает, что "законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего законодательства". Еще более интересными и опреде­ленными выглядят в этом отношении положения Гражданского кодекса Испании: "Правовые нормы, содержащиеся в международных договорах, не имеют прямого применения в Испании. Эти нормы применяются лишь после введения их во внутреннее право путем полного опублико­вания в Официальном бюллетене государства" (ст. 1.5).

Термин "трансформация" носит условный характер, так как в дейст­вительности нормы международного права не утрачивают присущей им правовой природы. Никакого "превращения" одних норм в другие не происходит и произойти не может. Сущность явления, именуемого трансформацией, состоит в обеспечении государством посредством сво­их властных полномочий выполнения международных обязательств. Как таковые последние реализуются во внутригосударственном праве. В этом плане подразумевается не формальный юридико-технический при­ем преобразования международно-правовых норм во внутригосударст­венные предписания, а вся совокупность мер, предпринимаемых госу­дарством в целях обеспечения исполнения международно-правового обя­зательства в пределах национальной территории. Например, в связи с подписанием Российской Федерацией 17 марта 1992 г. Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий правительство Рос­сии издало специальное постановление от 4 ноября 1993 г. № 1118 "О принятии Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий", содержащее перечень действий компетентных государственных органов по реализации участия Российской Федерации в названной Конвенции, в том числе устанавливающее обязанность МИД РФ уведо-

мить депозитария о принятии Конвенции Правительством РФ, возла­гающее организацию выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции', на Государственный комитет по охране ок­ружающей среды, а выполнение функции по оповещению и действиям при ликвидации последствий промышленных аварий - на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС Россий­ской Федерации).

Теория трансформации в ее "материальном" понимании не устраняет справедливости тезиса о том, что международный договор есть источник международного права, а одним из основных источников внутригосудар­ственного права продолжает быть национальный закон даже и тогда, когда он воспроизводит положения договора. В случае, если формули­ровки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.

Если в национальном законе в индивидуальной или общей форме зафиксировано правило о том, что при расхождении норм национально­го права и норм международного договора в регулировании определен­ных общественных отношений применяются нормы международного договора, речь идет об отсылке к международным договорам. Так, п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит, что если "междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международно­го договора". В данном случае это формула общей (генеральной) от­сыпки. Обычные же отсылки к международным договорам, будучи весьма распространенным средством взаимодействия международного и внутригосударственного права, часто применяются в специальных актах но отдельным вопросам.

В мировой юридической литературе в свое время весьма оживленно обсуждался вопрос о делении норм международных договоров на так называемые "самоисполнимые" и "несамоисполнимые". Особое значе­ние эта проблема получила в теории и практике США. Однако и для нашего государства она является значимой, особенно в свете положений новой Конституции, как в части уже упоминавшейся ст. 15, так и дру­гих (например, ст. 17, 18), устанавливающих, что, во-первых, права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам между­народного права и в соответствии с Конституцией, и, во-вторых, эти права и свободы являются "непосредственно действующими и обеспечи­ваются правосудием".

"Самоисполнимые" нормы договора - это такие, которые, будучи соответствующим образом санкционированы государством, предназна­чены для непосредственного регулирования внутригосударственных от­ношений, если это в принципе допускается отечественным правом, хотя именно содержащие такие нормы договоры и требуют прежде всего из-

дания трансформационного акта со стороны заключившего договор го­сударства.

"Несамоисполнимые" нормы - это нормы, которые в силу сформу­лированных в них положений, для того чтобы быть применимыми, нуж­даются в конкретизации со стороны национального правопорядка. В частности, монреальский Протокол 1984 г., касающийся изменения Конвенции о международной гражданской авиации, предусматривает, что каждое гражданское воздушное судно выполняет приказ о посадке согласно установленным в соглашении требованиям. С этой целью каж­дое договаривающееся государство "принимает все необходимые поло­жения в своих национальных законах и правилах, с тем чтобы сделать его выполнение обязательным для любого гражданского воздушного судна, зарегистрированного в этом государстве или эксплуатируемого эксшгуатантом, основное место деятельности которого или постоянное местопребывание которого находится в этом государстве. Каждое Дого­варивающееся государство предусматривает суровые наказания за любое нарушение таких применяемых законов или правил и передает дело своим компетентным органам в соответствии со своими законами или правилами" (ст. 3-bis).

Из самих приведенных предписаний видно, что речь идет о "несамоисполнимом" в данном случае договоре, так как: 1) он устанав­ливает обязанность государств; 2) чтобы осуществить выполнение дого­вора, государствам нужно предусмотреть специальные положения в сво­ем национальном праве (ввести новые или изменить старые); 3) хотя в цитируемой статье говорится о действиях гражданского воздушного судна (точнее, командиров экипажа, т.е. физических лиц) и наказаниях за них, сама по себе она неприменима, поскольку лишь обусловливает введение специальных норм и в уголовное или иное законодательство, но не решает вопросы состава деяния, его квалификации и, наконец, санкции.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что взаимоотношения международного и внутригосударственного права характеризуются осо­бым состоянием - постоянным и неразрывным взаимодействием, под­тверждение чему можно найти, в частности, в праве договоров: с одной стороны, участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), ибо в силу международного права государство должно на основе заклю­ченных в договоре обязательств привести в соответствие с международ­ным договором свое внутреннее законодательство. С другой стороны, нарушение определенных положений внутригосударственного права при ряде обстоятельств, если это имело отношение к ненадлежащему изъяв­лению воли государства и касалось нормы внутреннего права особо важного значения, может повлечь за собой недействительность договора (ст. 46).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.