Сделай Сам Свою Работу на 5

ОН ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ ПРЯМОТЫ





Истинный и искренний мусульманин отличается своей прямотой[201] и открытостью. Он не виляет из стороны в сторону, не говорит ничего невнятного и не обманывает, несмотря на все те трудности и неудобства, с которыми человек может столкнуться во взаимоотношениях с другими людьми из-за своей прямоты.

Объясняется это тем, что в жизни и поведении мусульманина прямота является не просто достойным нравственным качеством, которого он может придерживаться или не придерживаться по своему собственному усмотрению, а образом действий, обязательным для него в силу велений Аллаха и Его посланника и стоящим на втором месте по важности после веры в Аллаха во многих аятах Корана.

Так, например Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, к тем, кто говорил: "Господь наш — Аллах" — а потом не отклонялся от этого, нисходят ангелы (возвещая): "Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам! (По воле Аллаха) мы — ваши покровители в этой жизни и в мире вечном, в котором для вас то, чего пожелают ваши души, и в котором для вас то, чего вы потребуете, в качестве угощения от Прощающего, Милосердного".»(Разъяснены, 30-32)



Как велика награда, предназначенная для верующих, которые не отступают от прямоты! Какой достойный прием ожидает их в Судный день! И сколь радостную весть принесут им нисходящие к ним ангелы!

Все это ожидает их потому, что прямота является высокой и труднодостижимой вершиной, на которую восходят лишь богобоязненные верующие, искренне поклоняющиеся Аллаху и избавившиеся от оков поклонения всему иному, будь то богатство, высокое положение, власть, наслаждения или любые другие вещи, вызывающие любовь людских сердец в этой жизни. И поэтому неудивительно, что награда Аллаха таким людям будет велика, а сами они займут пред Ним весьма и весьма высокое место.

Лучшим доказательством высоты положения прямоты и трудности достижения этой вершины является то огромное впечатление, которое произвело ниспослание того аята, где говорится о прямоте, на пробужденного и обладающего обостренным восприятием посланника, представляющего себе масштабы прямоты, а также ее огромную значимость и важность в определении участи человека. Об этом говорит Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, в своем толковании того аята, где приводятся слова Всевышнего: "И придерживайся прямоты, как тебе велено...". (Худ, 112). Ибн Аббас сказал: "Ни один изо всех ниспосланных посланнику Аллаха аятов Корана не был столь тяжким и трудным для него, как этот". (Муслим)



Вот почему когда сподвижники сказали Пророку (мир ему и благословение Аллаха): "У тебя рано появилась седина", он дал им такой ответ: "Седым сделала меня сура "Худ" и подобные ей суры!", имея в виду слова Всевышнего: "И придерживайся прямоты, как тебе велено...". (Худ, 112). (Муслим)

К числу кратких, но заключающих в себе много смысла указаний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) относилось указание, данное им Суфйану ибн Абдулла Ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, и соответствовавшее словам Всеблагого и Всевышнего Аллаха: "Поистине, к тем, которые говорили: "Господь наш — Аллах", а потом придерживались прямоты...". (Разъяснены, 30). Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Скажи: "Уверовал я в Аллаха!", а потом придерживайся прямоты...»

Эти слова были сказаны им после того, как Суфйан попросил его: "О посланник Аллаха, скажи мне об исламе нечто такое, после чего я уже никого, кроме тебя, не буду спрашивать о нем". (Муслим) Это и побудило имама Муслима назвать главу о прямоте "Главой, в которой говорится обо всех особенностях ислама", ведь прямота, в основе своей восходящая к вере в Аллаха, объединяет в себе все достоинства и все высокие нравственные качества, и в ней берут свое начало все благие свойства и праведные дела.



И прежде всего прямота требует от мусульманина того, чтобы он всегда придерживался одних и тех же принципов в отношениях с людьми, избегая двуличия, свойственного обманщикам, к которым благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) обращается с угрозой, говоря:

«Поистине, худшим из людей является двуличный, который к одним подходит с одним лицом, а к другим — с другим!» (Аль-Бухари и Муслим)

ОН НАВЕЩАЕТ БОЛЬНОГО

Истинный мусульманин навещает больного, рассматривая подобные посещения как одну из исламских обязанностей, к выполнению которой побуждает его религия единобожия, а не как одолжение или добровольное дело. Приходя к больному, он полностью уверен в том, что выполняет веление посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

«Кормите голодного, навещайте больного и освобождайте оказавшегося в плену.» (Аль-Бухари)

Кроме того, сообщается, что Аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Посланник Аллаха приказывал нам навещать больного, провожать погребальные носилки, желать блага чихнувшему,[202] способствовать поклявшемуся в выполнении клятвы,[203] помогать притесняемому, принимать приглашение[204] и распространять мир"[205]. (Аль-Бухари и Муслим)

И эта привычка, основы которой в жизни мусульман заложил благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) пустила в жизни исламского общества такие глубокие корни, что превратилась в обязанность каждого мусульманина по отношению к его брату, выполнения которой он вправе требовать от него, если тот вообще станет пренебрегать ее выполнением или допускать какие-либо упущения, ведь пренебрегающий правами своего брата или соблюдающий их не полностью, с точки зрения чистого шариата, совершает грех, проявляет нерадивость и обижает прежде всего самого себя. Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пять вещей входят в число обязанностей каждого мусульманина по отношению к другому: отвечать на приветствие, навешать больного, провожать погребальные носилки, отвечать на приглашение и желать блага чихнувшему.» (Аль-Бухари и Муслим)

В другой версии этого хадиса сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению к друг другу". Люди спросили: "Что это за обязанности?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

«Если встретишься с ним, приветствуй его, если он пригласит тебя, прими его приглашение, если попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если умрет, проводи его (в последний путь).» (Аль-Бухари и Муслим)

Об этом говорится во многих аятах Корана и хадисах, призывавших людей навещать своих братьев во время болезни. Эти аяты и хадисы пробуждают в людях братские чувства по отношению к другим и способствуют тому, что человек начинает испытывать внутреннюю необходимость навестить больного.

Так, например, сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, мусульманин, навестивший своего больного брата, будет пребывать среди плодов рая до тех пор, пока не вернется (от него).» (Муслим)

И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

«Если мусульманин навестит больного мусульманина утром, семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться к Аллаху с мольбами за него до самого вечера, а если он навестит его вечером, семьдесят тысяч ангелов обязательно станут обращаться с мольбами за него до самого утра и будут для него собраны райские плоды.[206]» (Ат-Тирмизи)

Благодаря своей проницательности и хорошему знанию особенностей человеческой души посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) понимал, какое большое воздействие оказывает посещение как на самого больного, так и на его родных, и поэтому никогда не упускал возможности навестить больных, обратиться к Аллаху с мольбами за них и сказать им самые теплые слова сочувствия. И его благородство было столь велико, что он навестил даже заболевшего юношу-иудея, прислуживавшего ему, о чем сообщил Анас, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Когда юноша-иудей, прислуживавший Пророку (мир ему и благословение Аллаха) заболел, Пророк пришел навестить его, селу его изголовья и сказал ему: "Прими ислам!" Этот юноша посмотрел на стоявшего рядом отца, который сказал ему: "Повинуйся Абу-ль-Касиму!",[207] и он действительно принял ислам, после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел со словами: "Хвала Аллаху, который спас его от огня!" (Аль-Бухари)

Таким образом, мы видим, что придя к этому заболевшему юноше, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не упустил возможности также и призвать его к исламу. Он знал, что его посещение окажет большое воздействие и на этого юношу, и на его отца, по отношению к которым он проявил такое великодушие и доброту, и они действительно подчинились велению благородного посланника, а простое посещение больного закончилось тем, что человек был выведен на правильный путь. А когда Пророк покидал больного, он воздавал хвалу Аллаху за то, что Он спас душу от огня. Сколь же великим человеком был этот посланник и как тонко и мудро он призывал людей к истинному пути!

Свидетельством большого значения, которое благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) придавал посещению больных, является то, что он ввел этот обычай и соблюдал его, придерживаясь определенных правил, что осталось в памяти его сподвижников и было зафиксировано в чистой сунне.

Так, например, он всегда садился у изголовья больного, о чем нам уже известно из того хадиса, в котором сообщается о посещении им юноши-иудея. Об этом же сообщает и Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Когда Пророк навешал больного, он всегда садился у его изголовья, а потом семь раз повторял: "Прошу Аллаха Великого, Господа великого трона, чтобы Он исцелил тебя!"

Ас'алю-Ллаха-ль-'Азым, Рабба-ль-'арши-ль-'азым ан йашфийакя (Аль-Бухари в "Аль-Адаб аль-муфрад".)

И одним из правил, соблюдавшихся Пророком (мир ему и благословение Аллаха) было то, что он поглаживал тело больного правой рукой и при этом обращался к Аллаху с мольбами за него, как сообщает об этом госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: "Пророк всегда навешал болевших членов своей семьи, поглаживал больного своей правой рукой и говорил: "О Аллах, Господь людей, удали болезнь, исцели так, чтобы не осталось болезни, Ты — Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления".

Аллахумма, Рабба-н-нас азхиб аль-ба'с, ишфи, Анта-ш-Шафи, ля шифа'а илля шифа'икя, шифа'ал ля йугадиру сакман. (Аль-Бухари и Муслим)

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) навестил одного заболевшего бедуина, а когда он заходил к больному, то всегда говорил:

«Не беда, очистишься[208] с позволения Аллаха.

Ляба'са, тахурун инша-Аллах.» (Муслим)

И достойный обычай посещения больных стал переходить от одного поколения мусульман к другому и закрепился в жизни исламского общества, превратившись в символ связи мусульман друг с другом, а также их взаимной любви, сочувствия и солидарности, что помогает преодолевать болезни, утешает опечаленных, заставляет забыть о скорби и отчаянии, укрепляет узы взаимного расположения и братства, способствует воспитанию верности и вызывает улыбку надежды.

ОН ПРИХОДИТ НА ПОХОРОНЫ

Богобоязненный и сознательный мусульманин приходит на похороны и провожает покойного в последний путь, повинуясь велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

«Пять вещей входят в число обязанностей одного мусульманина по отношению к другому: отвечать на приветствие, навешать больного, провожать погребальные носилки, отвечать на приглашение и желать блага чихнувшему.» (Аль-Бухари и Муслим)

Он не забывает поддерживать и распространять исламские традиции и принимая участие в похоронах, во время которых часто имеют место всевозможные нововведения и отклонения. Примером этого могут служить не совершение заупокойной молитвы, громкие причитания, крики и тому подобные вещи, от исправления которых людей отвлекает то, что они занимаются подготовкой покойного, проводами его на кладбище и попытками облегчить тяжесть несчастья, постигшего его семью.

Если он приходит к умирающему во время агонии или видит, что больной уже находится при смерти, то подсказывает ему слова свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, поступая так в соответствии с велением посланника Аллаха, который сказал:

«Подсказывайте своим умирающим (слова, свидетельства о том, что) нет бога, кроме Аллаха...» (Муслим)

После того, как человек скончается, мусульманин обращается к Аллаху с такой же мольбой за него, с которой обратился к Нему Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказавший после смерти Абу Саламы такие слова:

«О Аллах, прости Абу Саламу, возвысь степень его среди получивших правильное руководство, замени его для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети ее для него!

Аллахумма-гфир ли-Аби Салама, уa-рфа' дараджатаху фи-ль-махдийина, уа-хлюфху фи 'акыбихи фи-ль-габирина, уа-гфир ляна уа ляху, йа Рабба-ль-'алямин, уа-фсах ляху фи кабрихи, уа наввир ляху фихи.» (Муслим)

После этого он приводит членам семьи покойного несколько благородных хадисов, которые могут облегчить постигшее их горе, разъясняя им, что следует смириться с утратой и проявить терпение в надежде на великую награду Аллаха, уготованную Им для проявляющих терпение. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Аллах Всевышний говорит: "Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для того из верующих рабов Моих, который в надежде на Мою награду проявит терпение, если Я заберу у него кого-нибудь из тех, кого он любит в этом мире".» (Аль-Бухари)

И он напоминает им о том, как пристало вести себя мусульманину в случае смерти кого-нибудь из близких ему людей, подчеркивая, что ему необходимо следовать в этом наставлениям Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что Усама ибн Зайд, да будет доволен им Аллах, сказал:

"В свое время одна из дочерей Пророка (мир ему и благословение Аллаха) послала к нему человека, чтобы позвать его к себе и сообщить ему о том, что ее сын находится при смерти. Пророк сказал посланцу: "Возвращайся к ней и скажи, что Аллаху Всевышнему принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и всему Он определил свой срок, так вели же ей проявлять терпение и безропотно переживать утрату в надежде на награду Аллаха!" (Аль-Бухари и Муслим)

Кроме того, в подобные тяжелые моменты сознательному мусульманину следует напомнить о запретности громких причитаний, разрывания на себе одежды, нанесения себе ударов по щекам и криков, вызывающих слезы и волнение. Он должен разъяснять людям, особенно невежественным, что любые подобные действия приводят к тому, что покойного, находящегося в своей могиле, подвергают мучениям, а тот, кто допускает подобное, совершает тяжкое прегрешение. Об этом поведал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

Из-за причитаний над покойным его подвергают мучениям в его могиле.

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: "Все то время, пока над покойным причитают...". (Аль-Бухари и Муслим)

Сообщается также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«He относится к нам тот, кто бьет себя по щекам, или рвет на себе рубаху или взывает к Аллаху так, как это делалось во времена джахилийи1 (Аль-Бухари и Муслим)

Умм Атыйа Нусайба, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Когда мы давали клятву,[209] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял с нас клятву и в том, что мы не будем причитать над покойными". (Аль-Бухари и Муслим)

Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если причитавшая над покойным не покается в этом до своей собственной смерти, то в День воскресения она будет воскрешена в рубахе из жидкой смолы и панцире из струпьев.» (Муслим)

Что же касается льющихся из глаз слез, то они гасят собой пламя боли, бушующее в сердце, и если плачущие не причитают, воздерживаются от громких выкриков и вообще не совершают ничего запретного, то их не в чем упрекать. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего о том, что в свое время посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) которого сопровождали Абду-р-Рах-ман ибн Ауф, Са'д ибн Абу Ваккас и Абдулла ибн Мас'уд, да будет доволен ими Аллах, навестил больного Са'да ибн Убаду. И посланник Аллаха заплакал, а когда другие увидели это, то начали плакать и они, что же касается посланника Аллаха, то он сказал: "Разве вы не слышите? Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слезы из глаз, ни за скорбь сердца, но подвергает мучениям или милует за это", и он указал на свой язык. (Муслим)

Передают со слов Усамы ибн Зайда, да будет доволен им Аллах, что когда посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передали маленького сына его дочери, находившегося при смерти, глаза посланника Аллаха наполнились слезами, и тогда Са'д спросил: "Что же это, о посланник Аллаха?" В ответ он сказал:

«Это — милосердие, которое Аллах Всевышний поместил в сердца Своих рабов, и, поистине, помилует Аллах из рабов Своих только милосердных!» (Аль-Бухари и Муслим)

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел к своему сыну Ибрахиму, находившемуся при смерти, он начал плакать, а Абду-р-Рахман ибн Ауф спросил: "И ты (плачешь), о посланник Аллаха?" Он ответил: "Поистине, это — милосердие, о Ибн Ауф", а потом сказал: "Да, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно Господу нашему, (хотя) поистине, мы и опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!" (Аль-Бухари и Муслим)

Благочестивый мусульманин старается присутствовать на похоронах вплоть до завершения погребения, так как за это человеку полагается огромная награда, о чем поведал нам благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха), который однажды сказал:

«Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один кират, а тот, кто останется до завершения погребения, получит награду в два кирата.»

Люди спросили: "Что это за два кирата?" Он ответил:

«Они подобны двум огромным горам.» (Аль-Бухари и Муслим)

Побуждая людей к присутствию на похоронах вплоть до завершения погребения покойного, ислам укрепляет братские связи между мусульманами и воспитывает в них чувство верности. Кроме того, это помогает близким умершего проявлять терпение и утешает их, особенно если им известно о том, что ходатайство людей, стоящих плотными рядами во время молитвы за их покойного, будет принято, о чем сообщил благородный посланник:

«Если кто-нибудь из мусульман умрет и встанут у его погребальных носилок сорок человек,[210] поклоняющихся только Аллаху, Аллах непременно примет их ходатайство за него.» (Муслим)

Мусульманину обязательно нужно знать, как проводится заупокойная молитва, и помнить, с какими мольбами следует обращаться к Аллаху во время такой молитвы по примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Когда погребальные носилки ставят на землю и люди выстраиваются в ряды для совершения молитвы, имам произносит слова "Аллах велик" в первый раз, обращается к Аллаху с просьбой о защите и читает суру "Фатиха". Затем он произносит слова "Аллах велик" во второй раз, после чего обращается к Аллаху с мольбами за Пророка (мир ему и благословение Аллаха), читая молитвы Ибрахима.[211] Затем он произносит слова "Аллах велик" в третий раз и обращается к Аллаху с мольбами за покойного и за всех мусульман. Сообщается, что Ауф ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

"Посланник Аллаха совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что обращаясь к Аллаху с мольбами за покойного он сказал: "О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его,[212] и окажи ему милость, и окажи ему хороший прием,[213] и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом,[214] и очисть его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!" (Муслим)

Аллахумма-гфир ляху (ляха), уа-рхамху (ха), уа 'афихи (ха), уа-'фу'анху (ха), уа акрим нузуляху (ха), уа васси' мудхаляху (ха), уа-гсильху (ха) би-ль-ма'и, уа-с-сальджи уа-ль-баради, уа наккыхи (ха) мин аль-xamaua кяма наккайта-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, уа абдильху (ха) даран хайран мин дарихи (ха), уа ахлян хайран мин ахлихи (ха), уа зауджан хайран мин зауджихи (ха), уа адхыльху (ха)-ль-джан-ната уа а'ызху (ха) мин 'азаби-ль-кабри уа 'азаби-н-нар!

И Ауф ибн Малик, слышавший эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "И я даже сам захотел оказаться на месте покойного!"

Затем имам произносит слова "Аллах велик" в четвертый раз, после чего обращается к Аллаху с такой мольбой: "О Аллах, не лишай нас награды за него,[215] и не вводи нас в искушение после него и прости нам и ему" (Аллахумма, ля тахримна аджраху, уа ля тафтинна ба'адаху уа-гфир ляна уа ляху), а потом произносит слова "Мир вам и милость Аллаха". (Ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллах!)

После этого мусульманин принимает участие в похоронной процессии, провожая носилки с телом покойного до тех пор, пока их не опустят на землю у могилы, а затем вплоть до завершения погребения просит для него прощения и обращается к Аллаху с мольбами укрепить его.[216] Так поступал сам посланник Аллаха и так он приказывал поступать всем другим, о чем сообщает Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, который сказал: «После завершения погребения покойного Пророк становился у его могилы и говорил:

Молите о прошении для вашего брата и просите (Аллаха) укрепить его[217], ибо, поистине, сейчас ему задают вопросы!» (Абу Дауд)

Сообщается, что незадолго до смерти Амр ибн Аль-Ас, да будет доволен им Аллах, сказал: "Когда вы зароете меня в землю, постойте вокруг моей могилы столько времени, сколько потребуется для того, чтобы зарезать жертвенное животное и раздать его мясо, чтобы я мог радоваться вам и знать, что отвечать посланцам моего Господа!" (Муслим)

Участие мусульманина в похоронах означает, что он в полной мере принимает участие в жизни того общества, в котором живет, ведь жизнь состоит не только из радостей и счастливых событий. Радости в ней чередуются с печалями, веселье — со скорбями, благополучие — с невзгодами, а улыбки — со слезами. Что же касается истинного мусульманина, осознающего, как ему следует относиться ко всем этим вещам, то он не отстраняется ни от одной из них, так как он должен выполнить определенную миссию, сказать определенные слова и исполнить определенные обязанности в любых обстоятельствах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.