Сделай Сам Свою Работу на 5

ОН ПРОЯВЛЯЕТ ТАКТИЧНОСТЬ И МУДРОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЯ СВОЙ ПРИЗЫВ





Сознательный мусульманин, занимающийся делом исламского призыва, увещевает людей изобретательно и тактично. Призывая их к истине, он проявляет мудрость и постепенно обучает их установлениям религии, подчиняясь велению Всеблагого и Всевышнего Аллаха, который сказал:

«Призывай к пути Господа своего с помощью мудрости и доброго увещания ...» (Пчелы, 125)

Это значит, что прежде всего призывающий должен уметь находить правильный подход к сердцам, внушая им любовь к вере и желание обратиться к религии и опасаясь допустить что-нибудь такое, что может оттолкнуть людей, обидеть их или вызвать их гнев. Придерживаясь этих принципов, он не выкладывает людям всё, что ему известно, сразу же, а учит их постепенно и обращается к ним с увещаниями лишь время от времени, пытаясь понять, что лежит у них на сердце, и стараясь не нагонять на них скуку, не обременять их и не вести слишком долгих разговоров. Именно так поступал и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), увещевая людей, о чём нам известно со слов Абдуллы ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах. Сам Абдулла ибн Мас'уд имел обыкновение увещевать людей по четвергам, и однажды какой-то человек сказал ему: "О Абу Абду-р-Рахман, мне бы очень хотелось, чтобы ты наставлял нас ежедневно!" В ответ он сказал ему: "Поистине, я не делаю этого только потому, что не желаю вызвать у вас скуку. По этой причине я обращаюсь с увещеваниями по примеру посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который тоже обращался к нам с увещаниями в разное время, опасаясь наскучить нам". (Аль-Бухари и Муслим)



Если призывающий тактичен и осуществляет свой призыв правильными методами, он никогда не станет произносить свою проповедь слишком долго, особенно в тех случаях, когда выступает перед большим количеством людей, среди которых могут оказаться пожилые, слабые и больные. Краткость проповеди свидетельствует о том, что читающий её понимает, в чём состоит суть призыва, и хорошо разбирается в психологии своих слушателей. Именно к этому призывал проповедников Пророк (мир ему и благословение Аллаха) о чём сообщает Аммар ибн Йасир, да будет доволен Аллах ими обоими:



«Поистине, длительность молитв человека и краткость его проповедей свидетельствуют о его понимании, так удлиняйте свои молитвы и будьте кратки в проповедях.» (Муслим)

Мудрый и тактичный призывающий всегда проявляет доброту к тем людям, к которым он обращается, и не теряет терпения, сталкиваясь с их невежеством, ошибками, многочисленными утомительными вопросами и неспособностью к быстрому усвоению. В этом он берёт пример с господина призывающих и последнего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который предоставлял людям, задававшим ему вопросы, полную свободу действии, мягко отвечал им и учил их, относился к ним как любящий наставник, друг и учитель и не прекращал объяснять им то, что их интересовало, до тех пор, пока они не понимали суть дела, покидая его радостными, ликующими, понимающими и довольными.

Пример этого приводится в сообщении одного из сподвижников по имени Муавийя ибн Аль-Хакам Ас-Сулами, да будет доволен им Аллах, который сказал:

"Однажды, когда я молился вместе с посланником Аллаха, кто-то из присутствовавших[190] чихнул, а я сказал: "Да помилует тебя Аллах!" После этого люди стали бросать на меня (осуждающие) взгляды, и я воскликнул: "Да лишится меня мать моя![191] Что вы так смотрите на меня?!" Тут они принялись хлопать себя руками по бёдрам, и когда я увидел, что они стараются заставить меня замолчать, то рассердился на них, но всё же умолк. А когда посланник Аллаха, и да станут отец мой и мать выкупом за него, закончил молиться (он обратился ко мне) и не видел я ни до, ни после него такого наставника! Клянусь Аллахом, он не ударил и не обругал меня, а только сказал: "Поистине, во время этой молитвы не годится произносить что-нибудь из того, что (обычно) говорят люди! Молитва - это только прославление и возвеличивание Аллаха и чтение Корана" - или же посланник Аллаха сказал нечто подобное. А после этого я сказал: "О посланник Аллаха, совсем недавно я был язычником, а потом Аллах дал нам ислам, но среди нас ещё есть люди, которые ходят к прорицателям!"[192] Он сказал: "А ты не ходи к ним". Я также сказал: "И есть среди нас люди, которые верят в дурные приметы". Он сказал: "Они ощущают подобное в своих сердцах, но пусть это их не останавливает!"[193]. (Муслим)



Доброта благородного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по отношению к тем людям, которых он призывал к благу, доходила до того, что он даже не укорял сделавшего что-нибудь дурное открыто, щадя его чувства и не желая унижать, а если хотел выразить ему своё порицание или обратить его внимание на то, что он поступает неподобающим образом, то прибегал для этого к иносказанию. Этот метод оказывает наибольшее воздействие на сердца и души и даёт наилучшие результаты в деле исправления всевозможных недостатков. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

"Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнавал, что какой-нибудь человек говорил что-то (неподобающее), он не говорил: "О чём думает такой-то, когда говорит (то-то)?!", но говорил: "О чём думают люди, когда говорят то-то и то-то?!" ("Жизнь сподвижников", 3/129)

Для того, чтобы достичь успеха в своём деле, призывающий должен разъяснять свои слова тем, к кому он обращается, и повторять сказанное для них, поскольку так поступал и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Об этом сообщает Анас, да будет доволен им Аллах, который сказал: «"Когда посланник Аллаха говорил что-нибудь, он повторял сказанное трижды, чтобы добиться понимания, и когда он приходил к кому-нибудь из людей и приветствовал их, то повторял своё приветствие трижды".» (Аль-Бухари)

Что же касается Аиши, да будет доволен ею Аллах, то она сказала: "Речь посланника Аллаха была ясной и чёткой, и его понимал каждый из тех, кто его слушал". (Абу Дауд)

ОН НЕ ЛИЦЕМЕРИТ

Истинный мусульманин более чем кто-либо иной далёк от лицемерия, заискивания, запретной угодливости и лживых восхвалений, поскольку руководство его религии удерживает его от падения в ту опасную бездну, в которой сегодня уже оказалось множество людей, незаметно для самих себя впадающих в губительное и отвратительное лицемерие.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал нам, как можно избежать ужасного падения в болото лицемерия и угодничества, поскольку, когда люди из племени бану Амир стали восхвалять его, говоря: "Ты - наш господин". Он сказал: "Господин - это Аллах!" А когда они сказали: "Ты - самый достойный и самый могущественный из нас!" Он сказал:

«Говорите то, что приходит вам на ум (или: ...часть того, что приходит вам на ум), но не допускайте того, чтобы шайтан превращал вас в своих помощников![194] Поистине, не хочу я, чтобы вы поднимали меня выше того места, которое отвёл мне Аллах Всевышний! Я - Мухаммад ибн Абдулла, Его раб и Его посланник.» ("Жизнь сподвижников", 3/99)

Запретив восхвалявшим называть его господином и превозносить его достоинства и могущество, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) преградил путь тем, кто расточает людям неумеренные похвалы, поскольку среди восхваляемых могут оказаться и недостойные похвал, хотя сам он, несомненно, и в самом деле является господином мусульман и самым великим и достойным из них. Он поступил так, зная о том, что если двери восхвалений откроются настежь, то это приведёт к опасным проявлениям лицемерия, несовместимым с чистым духом ислама и неприемлемым для истины, на которой основывается эта религия. Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда запрещал своим сподвижникам хвалить человека в лицо, чтобы это не привело восхваляющего к лицемерию, а восхваляемого - к опьянению гордости, высокомерия и самолюбования.

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором сообщается, что Абу Бакра,[195] да будет доволен им Аллах, сказал:

"Как-то раз один человек стал расхваливать другого в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который воскликнул: "Горе тебе, ты перерезал горло своему товарищу, ты перерезал горло своему товарищу!", и повторил это трижды, а потом сказал: "Если кому-либо из вас придётся восхвалять своего брата, пусть скажет: "Я считаю такого-то таким-то, а отчёт он даст Аллаху, я же никого не восхваляю пред Аллахом, а только считаю так-то и так-то", если он уверен в том, что говорит о человеке".

Итак, если человеку обязательно будет нужно похвалить кого-нибудь, то он должен оставаться правдивым и говорить о восхваляемом лишь то, что соответствует истине, придерживаясь умеренности и не впадая в крайности. И благодаря одному только этому общество может очиститься от поразившей его чумы лицемерия, лжи, низкопоклонства, двуличия и соглашательства.

В "Аль-адаб аль-муфрад" Аль-Бухари приводит сообщение Раджа, передававшего со слов Михджана Аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, что:

Однажды, когда посланник Аллаха и Михджан находились в мечети, то посланник Аллаха увидел молившегося человека, совершавшего поясные и земные поклоны. Посланник Аллаха спросил: "Кто это?", а Михджан принялся превозносить его, говоря: "О посланник Аллаха, это - такой-то и такой-то человек!", на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Прекрати и не говори этого ему, ибо ты погубишь его!"

В той версии хадиса, которую приводит Ахмад, сообщается, что Михджан, да будет доволен им Аллах, сказал: "О Пророк Аллаха, это - такой-то, и он является одним из лучших людей Медины!" (Или же он сказал: "...и он молится в Медине больше всех!"), на что посланник Аллаха дважды иди трижды сказал ему: "Только не говори об этом ему самому, ибо ты погубишь его! Поистине, вы - люди, которым (Аллах) желает преуспевания!"

Таким образом, благородный посланник (мир ему и благословение Аллаха) назвал открытую похвалу уничтожением, так как подобные вещи оказывают сильное воздействие на душу человека, которая по природе своей склонна к выслушиванию похвал. Однако в результате этого восхваляемый начинает превозноситься над людьми, задирать нос и кривить щёки в знак пренебрежения к другим. Если же похвалы лицемерных и лживых льстецов, которых всегда предостаточно вокруг влиятельных и облечённых властью людей, раздаются вновь и вновь, то это становится привычным и порождает в душе человека непреодолимые желания, он отказывается выслушивать добрые советы и критические замечания и не воспринимает ничего, кроме восхвалений. И неудивительно, что подобное приводит к исчезновению истины, справедливости и добродетели и разложению общества.

Вот почему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказывал своим сподвижникам бросать прах в лица восхваляющих, чтобы количество их в исламском обществе не умножалось, ведь когда их становится много, получают распространение лицемерие и угодничество, а общество постигает беда.

Аль-Бухари и Муслим, а также Ахмад и Ат-Тирмизи, ссылавшиеся на разных передатчиков, приводят сообщение о том, что когда какой-то человек начал восхвалять одного из властителей, Аль-Микдад, да будет доволен им Аллах, принялся бросать ему в лицо прах со словами: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Если увидите восхваляющих, забросайте их лица прахом!

И поэтому благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, чувствовали неловкость, когда люди расточали им похвалы, несмотря на то, что они были достойны их больше, чем кто бы то ни было. Они опасались нежелательных последствий этого и боялись, что восхваления приведут их к гибели, неуклонно придерживаясь нравственных принципов ислама, которые не имеют ничего общего с подобными пустыми и ничтожными вещами.

Нафи', а также некоторые другие, передали, что однажды, когда какой-то человек обратился к Ибн Умару, да будет доволен им Аллах, со словами: "О лучший из людей!" (или: "О сын лучшего из людей!"), тот сказал ему: "Я не лучший из людей и не сын лучшего из людей, а один из рабов Аллаха, и я надеюсь на Аллаха Всевышнего и боюсь Его. Вы же, клянусь Аллахом, не перестанете (восхвалять) человека, пока не погубите его!" ("Жизнь сподвижников", 3/103)

Вот пример мудрого высказывания одного из видных сподвижников, отличавшегося обострённым восприятием ислама, неуклонно следовавшего наставлениям Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и придерживавшегося их и явно, и тайно!

Благородные сподвижники глубоко проникли в суть этого замечания Пророка (мир ему и благословение Аллаха) неустанно направлявшего их к очищению от лицемерия в словах и делах, и им стала ясна огромная разница между истиной, которую произносят ради лика Аллаха, и лицемерием и угодничеством.

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что однажды люди сказали ему: "Поистине, когда мы приходим к нашим правителям, то говорим им совсем не то, что говорим, когда выходим от них", на что Ибн Умар сказал: "При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы считали подобное лицемерием!" (Аль-Бухари).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.