Сделай Сам Свою Работу на 5

ОН ИЗБЕГАЕТ ДУРНЫХ МЫСЛЕЙ О ЛЮДЯХ





Одним из свойств истинного мусульманина является то, что он не думает о других плохо, не позволяя своему воображению разыгрываться настолько, чтобы приписывать людям, какие-нибудь недостатки или обвинять их в чём-либо. Он поступает так, выполняя веление Аллаха Всевышнего, который сказал:

«О те, кто уверовал! Избегайте подозрений (ведь), поистине, некоторые подозрения греховны.» (Комнаты, 12)

Давая людям свои наставления, благородный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) строго предостерегал людей от подозрений и догадок, не подкреплённых реальными фактами и уверенностью. Так, например, он сказал:

«Не подозревайте, ибо подозрения — самые лживые речи!» (Аль-Бухари и Муслим)

Итак, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) считал подозрения самыми лживыми речами, так как же истинный и искренний мусульманин, который даже не знает вкуса лжи, может произносить слова, являющиеся наиболее лживыми?!

Предостерегая людей от подозрительности и называя подозрения самыми лживыми речами, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) направляет мусульман к тому, чтобы они судили о людях по тем делам, которые они могут видеть, и держались подальше от подозрений, предположений, сомнений, сплетен и догадок. Это значит, что мусульманину не пристало стараться проникнуть в тайники людских душ, выяснять, в чём состоят их секреты, и пускаться в рассуждения о том, что может повредить их репутации, так как о таящемся в глубинах душ ведомо Аллаху, Который знает тайное и скрытое, и Который всё откроет и за всё рассчитает. Что же касается человека, то ему следует судить о своём брате лишь по тем делам, которые он видит, и именно так поступали наши праведные предшественники из числа сподвижников и последователей, ощутившие свежее дыхание наставлений религии, свободных от всяких примесей.



Абду-р-Раззак передаёт слова Абдуллы ибн Утбы ибн Мас'уда, который сказал: "Я слышал, как Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о людях судили на основании содержания откровений, но откровения прекратились, и сейчас мы судим о вас по вашим делам, которые мы видим. И если кто-нибудь обнаруживает пред нами что-то благое, мы доверяем ему и приближаем его к себе, не касаясь того, что у него в глубине души, ибо за это с ним рассчитается Аллах. Что же касается обнаружившего пред нами нечто дурное, то мы не доверяем и не верим такому, даже если он говорит, что нет у него на душе ничего плохого". ("Жизнь сподвижников", 2/151)



И поэтому богобоязненный и сознательный мусульманин проявляет осмотрительность в каждом своём слове и в каждом суждении, никогда не забывая слова Всеблагого и Всевышнего Аллаха, который обращается к нему:

«И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце — все они будут об этом спрошены!» (Ночное путешествие, 36)

Итак, он неуклонно подчиняется этому мудрому запрещению, благодаря чему говорит, опираясь только на знании, и не выносит суждений, если не обладает полной уверенностью.

И его страх и опасение впасть в грех пересудов и подозрений, порочащих честь других людей, неизменно возрастают, как только глазам его сердца представляется ангел — недремлющий страж, которому поручено следить за ним и который записывает каждое слово, слетающее с его языка. Аллах Всевышний сказал:

«Не проронит (человек) и слова, чтобы не записал его недремлющий страж.» (Каф, 18)

Мусульманин, понимающий значение этих указаний, трепещет от страха перед ответственностью за всё то, что говорит, и поэтому он всегда проявляет сдержанность в своих речах, взвешивает свои слова и хорошо обдумывает их, прежде чем сказать что-либо. Он поступает так по той причине, что, благодаря наставлениям религии, хорошо усвоил, что любое сказанное им слово может как высоко вознести его к благоволению его Господа, так и низвергнуть туда, где он испытает на себе всю силу Его гнева и ярости, о чём посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:



«Поистине, иногда человек говорит слова столь угодные Аллаху, что не может даже и представить, каких пределов достигают его речи, за которые Аллах записывает его тем, кто угоден Ему до самого Дня воскрешения! И, поистине, иногда человек говорит слова столь неугодные Ему, что не может даже и представить, каких пределов достигают его речи, за которые Аллах записывает его тем, на кого Он будет гневаться до самого Дня воскресения!» (Малик)

Сколь же велика ответственность за слово и какие серьёзные последствия могут повлечь за собой слова невоздержанных на язык людей, которые занимаются пересудами и порочат других!

Поистине, богобоязненный мусульманин, обладающий внутренней чистотой, не прислушивается к людской болтовне и не обращает внимания на те сплетни, слухи и пересуды, которые ему приходится слышать помимо своей воли и которых так много сегодня. Из этого следует, что он никогда не пойдёт на то, чтобы передавать дальше услышанное им от людей, если не будет полностью уверен в достоверности того, что они говорят. Более того, нет никакого сомнения в том, что он посчитает передачу всех подобных предположений и слухов другим, без полной уверенности в их достоверности, — запретной ложью, о которой посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Чтобы стать лжецом, (человеку) достаточно передавать дальше всё то, что он услышит.» (Муслим)

ОН УМЕЕТ ХРАНИТЬ ТАЙНУ

Одним из качеств истинного мусульманина является то, что он умеет хранить тайну и не разглашает доверенное ему кем бы то ни было. Умение хранить тайну свидетельствует о достоинстве и силе личности и характера человека, что и было присуще лучшим мусульманам и мусульманкам, воспринявшим руководство Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и следовавшим его примеру.

Одним из наиболее убедительных примеров того, что первым сподвижникам было присуще такое достоинство, как умение хранить тайну, и они никогда не отступали от этого, может служить поведение Абу Бакра и Усмана в той ситуации, когда Умар предлагал каждому из них в жёны свою овдовевшую дочь Хафсу, и сохранение ими от него тайны посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Имам Аль-Бухари передаёт со слов Абдуллы ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что о случившемся после того, как дочь Умара овдовела, Умар рассказывал следующее:

"Я повстречался с Усманом ибн Аффаном и предложил ему в жёны Хафсу, сказав: "Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар". Он ответил: "Я подумаю над этим". И я ждал несколько дней, а потом он встретил меня и сказал: "Я решил, что не стану жениться сейчас". А через некоторое время я встретил Абу Бакра Ас-Сиддика и сказал ему: "Если хочешь, я выдам за тебя Хафсу бинт Умар" — однако Абу Бакр промолчал и вообще ничего не сказал мне в ответ, и я рассердился на него ещё больше, чем на Усмана, а ещё через несколько дней к ней посватался Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и я выдал её замуж за него. А потом меня встретил Абу Бакр и сказал: "Ты, наверное, рассердился на меня после того, как предложил мне в жёны Хафсу, а я ничего не ответил тебе". Я сказал: "Да!" Тогда он сказал: "Я знал о том, что о ней упоминал Пророк и только это помешало мне ответить на твоё предложение. Я никак не мог выдать тайну посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а если бы Пророк отказался от неё, то я обязательно взял бы её сам!"

Однако способностью хранить тайну отличались не только мужчины из числа наших предшественников, но также женщины и дети, которые в полной мере восприняли руководство ислама, в результате чего их сердца и умы были озарены его ярким светом. Свидетельство этому мы можем обнаружить в хадисе, переданном имамом Муслимом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Однажды, когда я был занят игрой с другими мальчиками,[154] ко мне подошёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) который приветствовал нас и отправил меня с одним поручением. Из-за этого я поздно вернулся к матери, а когда я пришёл домой, она спросила: "Почему ты задержался?" Я ответил: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал мне поручение". Она спросила: "А что ему было нужно?" Я ответил: "Это тайна". Тогда она сказала мне: "Никому не выдавай тайны посланника Аллаха". Анас сказал: "Клянусь Аллахом, если бы я раскрыл эту тайну кому-нибудь, то раскрыл бы её и тебе, о Сабит!"

[155]Мать Анаса видела, что её сын хочет сохранить тайну посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и укрепила в нём это желание, велев ему не раскрывать этой тайны никому. И мы видим, что он и в самом деле не раскрыл её никому, в том числе и последователю Сабиту Аль-Бунани, передавшему этот хадис с его слов. Что же касается этой женщины, то она не стала ни о чём допытываться от своего маленького сына из любопытства и желания выведать ту тайну, которую он скрыл от неё. Это и есть пример настоящего исламского воспитания и того высокого уровня, которого человек, будь то мужчина, женщина или ребёнок, может достичь благодаря ему.

Поистине, разглашение тайн является одной из самых дурных привычек человека, ведь в этой жизни можно говорить не обо всём том, что тебе становится известно. Есть много таких вещей, сохранения которых в тайне требуют мужское достоинство, честь или ревность, особенно если они имеют отношение к супружеской жизни, а это значит, что о подобном открыто говорят лишь те, у кого помутился разум, или же совершенно лишённые внутренней силы и ничтожные люди. Вот почему такие болтливые мужчины относятся не просто к числу дурных людей, но к худшим из них пред Аллахом, как пояснил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Поистине, в День воскресения среди людей, оказавшихся в наихудшем положении пред Аллахом, будет и такой мужчина, который проводит ночи со своей женой, а потом начинает рассказывать о том, что между ними происходило.» (Муслим)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.