Сделай Сам Свою Работу на 5

ОН ОТЛИЧАЕТСЯ ЛЁГКОСТЬЮ ХАРАКТЕРА





Мусульманин проявляет лёгкость характера в общении с людьми и не чуждается их. Общаясь с людьми, он мягко шутит с ними, если шутки являются уместными, не преступая при этом пределы разумного, не впадая в крайности и не нанося обид. С другой стороны, будучи серьёзным, он не проявляет суровости, чопорности и сухости. Он шутит так, как это предписывает делать ислам, а это значит, что в своих шутках он проявляет великодушие и не отступает от истины. Именно так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда шутил со своими сподвижниками. Передают со слов многих сподвижников, что однажды они сказали благородному посланнику: "Поистине, ты подшучиваешь над нами!" — на что он ответил:

«Поистине, не говорю я ничего, кроме истины!» (Аль-Бухари в "Аль-Адаб аль-муфрад")

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) шутил часто, но в своих шутках он никогда не отступал от истины. Точно также поступали и его благородные сподвижники, и о том, как они шутили с благородным посланником, существует много интересных сообщений.

Так, например, в различных сборниках хадисов и жизнеописаниях приводятся сообщения о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто шутил с маленьким мальчиком по прозвищу Абу Умайр, который был сыном одного из его сподвижников. У этого мальчика была птичка, с которой он привык играть. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что он чем-то опечален, и спросил людей: "Почему я вижу Абу Умайра грустным?" Они сказали: "О посланник Аллаха, умерла птичка, с которой он играл" — и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стал в шутку говорить ребёнку: "О Абу Умайр, что сделала птичка?" (здесь используется игра слов). ("Жизнь сподвижников", 3/149)



Сообщается, что однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) подошёл какой-то человек, попросивший посадить его верхом на верблюдицу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в шутку сказал ему:

"Мы посадим тебя на сына верблюдицы". Человек воскликнул: "О посланник Аллаха, что же я буду делать с сыном верблюдицы?!"[139] — и тогда посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Но разве рожает верблюдов кто-нибудь, кроме верблюдиц?" (Аль-Бухари в "Аль-Адаб аль-муфрад")



Имам Ахмад приводит со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, другой хадис, в котором сообщается, что один бедуин, по имени Захир, всё время привозил Пророку (мир ему и благословение Аллаха) подарки из пустыни, Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) снаряжал его в обратный путь, когда он собирался уезжать, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Поистине, Захир — наша пустыня, а мы — его город.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сильно любил его. Этот человек был очень некрасив собой, и однажды, когда он был занят продажей своих товаров, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к нему и обнял его сзади так, что тот не мог обернуться и увидеть его. Он воскликнул: "Отпусти меня! Кто это?" — а когда повернулся и узнал Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то крепко прижался спиной к его груди. Что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он принялся повторять: "Кто купит этого раба?" Услышав это, тот сказал: "О посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, ты увидишь, что я — не ходовой товар!" На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Но не таков ты пред Аллахом!" (или же он сказал: "Но пред Аллахом цена тебе высока!")

Передают также, что однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришла одна старая женщина, которая сказала ему: "О посланник Аллаха, попроси Аллаха, чтобы Он ввёл меня в рай!" Он ответил ей: "О мать такого-то, поистине, старуха в рай не войдёт!" — после чего эта старуха, плача, пошла своей дорогой. Тогда он приказал: "Скажите ей, что она не войдёт в рай, будучи старухой, ибо, поистине Аллах Всевышний говорит: "Поистине, сотворили Мы их (новым) творением и сделали их девственницами[140]". (Воскресение, 35 — 36). (Ат-Тирмизи)



К числу хадисов, свидетельствующих о том, что по складу характера посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был жизнерадостным человеком и любил шутить, относится также и хадис, передаваемый имамом Ахмадом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: "Однажды, когда я была молодой и худенькой девушкой и сопровождала Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в одной из его поездок, он сказал людям: "Поезжайте вперёд!" — и они поехали, а потом обратился ко мне: "Подойди (поближе), и я посоревнуюсь с тобой!"[141] — и я стала соревноваться с ним и обогнала его. Он ничего не сказал, но через некоторое время, когда я прибавила в весе, уже забыв об этом, и снова отправилась с ним в путь, он сказал людям: "Поезжайте вперёд!" — и они поехали, а потом обратился ко мне: "Подойди (поближе), и я посоревнуюсь с тобой!" — и я стала соревноваться с ним, но на этот раз он обогнал меня, после чего стал смеяться и говорить: "Это тебе за тот раз!"

И поэтому благородные сподвижники не усматривали в шутках ничего дурного, ведь они видели, как ведёт себя благородный посланник, являвшийся для них имамом, вождём и учителем, а он иногда позволял себе шутить и веселиться. Известны интересные примеры и того, как шутили и развлекались и сами сподвижники, что указывает на атмосферу терпимости, существовавшую в исламском обществе на первых порах его развития и далёкую от чопорности, угрюмости и подавленности.

ОН ОТЛИЧАЕТСЯ КРОТОСТЬЮ

Благочестивый мусульманин, душа которого пропитана руководством ислама, постоянно приучает себя к кротости и подавлению гнева, поступая так во исполнение слова Аллаха Всеблагого и Всевышнего:

«… и которые сдерживают гнев и прощают людям. Аллах любит совершающих благие деяния!» (Семейство Имрана, 134)

Это было сказано потому, что сильным с точки зрения ислама является не тот, кто обладает сильными мускулами и может бороться с людьми и побеждать их, нет, силён лишь уравновешенный и кроткий человек, способный владеть собой в те моменты, когда им овладевает гнев.

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

He тот силён, кто может победить многих, силён тот, кто сдерживает себя, когда им овладевает гнев.» (Аль-Бухари и Муслим)

Показателем степени мужества мужчин является не привычка поддаваться вспышкам гнева, подчиняясь быстротечным переживаниям, а способность сдерживать себя и не давать проявляться своему гневу. Сдерживая себя и не позволяя себе распускаться в моменты раздражения, человек получает возможность владеть ситуацией, предотвращать возникновение ссор, достигать своих целей и добиваться благоволения Аллаха и людей. Именно поэтому когда какой-то человек обратился к благородному посланнику с просьбой дать ему наставление, он сказал ему лишь одну короткую фразу: "He гневайся!" — после чего этот человек ещё несколько раз повторил свою просьбу, говоря: "Дай мне совет" — на что благородный посланник неизменно отвечал ему всё теми же словами, вместившими в себя самую суть всех достойных нравственных качеств: "Не гневайся!" (Аль-Бухари)

Передают, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Ашаджжу Абд аль-Кайсу:

«Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах: кротость и терпеливость.» (Муслим)

При этом истинному мусульманину иногда приходится гневаться, но гневается он не за себя, а за Аллаха, и происходит это в тех случаях, когда нарушается какой-нибудь из Его запретов, или искажается какой-нибудь из установленных Им обрядов или отменяется какое-нибудь из Его установлений. Именно так и поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о чём сообщается в хадисе, приводимом Аль-Бухари и Муслимом, где говорится, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не мстил за себя, но мстил за Аллаха в тех случаях, когда нарушался какой-нибудь из Его запретов".

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) гневался, а цвет его лица изменялся тогда, когда он видел, что кто-нибудь наносит ущерб престижу религии своими действиями, или ошибается в применении её установлений или допускает послабления в применении наказаний, установленных шариатом.

Так, например, он разгневался, когда один человек пришёл к нему и сказал: "Поистине, я опаздываю на утреннюю молитву из-за такого-то, который проводит её с нами (слишком) долго". И никто не видел, чтобы благородный Пророк гневался сильнее, чем в тот день во время произнесения проповеди, когда он сказал:

«О люди, поистине, есть среди вас такие, которые внушают (другим) отвращение (к религии)! Пусть тот из вас, кто проводит молитву с людьми, будет краток, ведь позади него могут оказаться старые, малые и те, у кого есть неотложные дела!» (Аль-Бухари и Муслим)

И он разгневался также и в тот день, когда после одной из своих поездок вернулся к Аише и увидел в её доме тонкую занавеску, украшенную изображениями.[142] Увидев эту занавеску, он разорвал её, цвет его лица изменился и он воскликнул:

«О Аиша, в День Воскресения самым сильным мучениям пред Аллахом подвергнутся те, кто пытается уподобиться Аллаху в творении!» (Аль-Бухари и Муслим)

И он разгневался в тот день, когда Усама ибн Зайд обратился к нему с просьбой за одну женщину из племени бану Махзум, которая совершила кражу, после чего посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел отсечь ей руку в соответствии с установлением шариата. Узнав об этом, люди сказали: "Кто поговорит о ней с посланником Аллаха?" А потом они сказали: "Кто же осмелится на это, кроме Усамы ибн Зайда, любимца посланника Аллаха?" И Усама заговорил с ним об этом, но в ответ ему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), гневаясь, сказал: "Как можешь ты ходатайствовать об отмене наказания из числа наказаний, установленных Аллахом Всевышним?!" А потом он поднялся с места, обратился к людям с проповедью и сказал:

«Поистине, уничтожил Он тех людей, которые были до вас, за то, что когда кражу среди них совершал знатный, они не трогали его, а когда крал слабый, то подвергали его установленному наказанию! И клянусь Аллахом, если бы украла что-нибудь Фатима, дочь Мухаммада, то я обязательно отрубил бы руку и ей!» (Аль-Бухари и Муслим)

Вот в каких случаях гневался посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и таковыми являются основания для проявления гнева в исламском шариате, указывающем на то, что гневаться допустимо в таких обстоятельствах, когда это делается ради Аллаха, но не ради себя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.