Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и виды финансово-правовых норм





НОРМЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА И ФИНАНСОВЫЕ

ПРАВООТНОШЕНИЯ

Понятие и виды финансово-правовых норм

Норма права – это установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Нормам финансового права присущи все общие черты правовой нормы, но имеются и свои особенности.

Особенности норм финансового права обусловлены тем, что они регулируют отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Эти особенности выражаются:

1. в содержании финансово-правовых норм;

2. в характере установленных в них предписаниях;

3. в юридических свойствах прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает образование, распределение и использование денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.



Нормы финансового права определяют правила взимания налогов, формирования бюджетов, функционирования внебюджетных фондов, денежного обращения и расчетов, предоставления кредита, валютного регулирования и т.д.

При этом содержание финансово-правовых норм носит императивный, т.е.властно-распорядительный характер. Выражается это в том, что нормы содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения. Они точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. В финансово-правовых нормах закреплен обязательный для всех уровней власти порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов, распределения полученных доходов, уплаты налогов и т.д. Вместе с тем, государства устанавливает ответственность за нарушение тех правил, которые содержатся в нормах финансового права.



Особенности в юридических свойствах прав и обязанностей, содержащихся в финансово-правовых нормах обусловлены участием в финансовых общественных отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуправления, организаций и учреждений, компетенция которых определяется в положениях и уставах. При этом их обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории – одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это касается грждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности , праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников[1].



Нормы финансового права регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Финансово-правовые нормы можно классифицировать по нескольким основаниям. Например, в зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений нормы могут быть трех видов – обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы – это требование об обязательном выполнении каких-либо действий. Например, при осуществлении внешнеторговой деятельности граждане Российской Федерации обязаны в предусмотренные договорами сроки обеспечить получение на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., ст. 19)

Запрещающие финансово-правовые нормы – это запрет на совершение каких-либо действий. Например, органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г., ст. 9)

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансового правоотношения на совершение определенных действий. Например, налоговый орган вправе контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам (ст. 31 НК РФ). Центральный банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации от 10 июля 2002 г., ст.44).

Финансово-правовые нормы, помимо способа воздействия на участников финансовых отношений, могут быть классифицированы в зависимости от своего содержания. В этом случае они подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Процессуальные же нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. С помощью процессуальных норм реализуются нормы материальные. Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую законом деятельность законодательных и исполнительных органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней.

Структура финансово-правовой нормы является традиционной и состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов – участников этих правоотношений. Например, согласно ст.136 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

Основа финансово-правовой нормы – диспозиция. Она содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности. Так, согласно ч.1 ст.81 Бюджетного кодекса РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписания государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.

В связи с тем, что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности – в большинстве случаев они выражаются в материальной форме. Так, распространенную санкцию в области финансового права – пеню – финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. При нарушении срока платежа неизбежно применяется эта санкция.

Норма права, регулирующая специфические общественные отношения – отношения в области финансовой деятельности государства, несет на себе еще одну, присущую только нормам финансового права нагрузку, - она должна не только регулировать отношения по распределению и финансовому контролю, и стимулировать действия субъектов в области финансовой деятельности государства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.