Сделай Сам Свою Работу на 5

Объяснение поведения толпы





Локализованные общности: толпа

Одна из основных форм коллективного поведения — действия толпы, временного собрания людей, чье внимание сфокусировано на определенном объекте, оказываю-щих влияние друг на друга. Историк Питер Ласлетт (Laslett, 1984) отмечает, что толпа — это современный феномен; в средневековой Европе большое число людей собиралось в одном месте — чаще всего только на поле боя. Сегодня на спортив­ных состязаниях, рок-концертах и даже в крупных университетах можно встретить толпы людей, насчитывающие свыше 25 тыс. человек.

Однако у каждой толпы есть свои особенности. Герберт Блумер (Blumer, 1969) выделил четыре категории таковых.

Случайная толпа — это неопределенная общность людей, которые взаимодей­ствуют слабо или не взаимодействуют вообще. Например, отдыхающие на пляже или зеваки, собравшиеся на месте автомобильной катастрофы, почти не осведом­лены finvr n mwrp


_________________________ Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 589

Конвенциональная толпа образуется в результате намеренного планирования; ее можно наблюдать на аукционах, лекциях в колледже или похоронах. В каждом слу­чае взаимодействие людей определяется нормами, соответствующими ситуации.



Экспрессивная толпа формируется вокруг эмоциональных событий — религи­озной службы, поединка борцов или празднования Нового года на Таймс-сквер в Нью-Йорке. Главная причина присоединения людей к экспрессивным толпам за­ключается в возбуждении; это спонтанный и эмоциональный феномен.

Действующая толпа представляет собой общность, характеризующуюся выра­женным стремлением; ее образуют, например, люди, «штурмующие» концертный зал или спасающиеся бегством из горящего театра. Она отличается высоким эмо­циональным накалом, который может достигать лихорадочного возбуждения и выливаться в насилие, творимое чернью.

Любая толпа способна трансформироваться из одной в другую. Например, в 2001 г. 10 тыс. фанатов (конвенциональная толпа) заполнили стадион в Йоханнесбур­ге (ЮАР), чтобы посмотреть футбольный матч. После забитого гола они взорвались эмоциями ирванулись на поле. Всего за несколько секунд погибли 47 человек. После восстановления порядка оказалось, что на трибунах и футбольном поле лежат тела погибших, словно это была битва, а не спортивное состязание (Nessman, 2001).



Намеренные действия толпы — не всегда результат накала эмоций. Участники протестующих масс — еще одной категории, которую можно добавить в список Блумера, — устраивают стачки, бойкоты, забастовки и марши в политических це­лях (McPhail & Wohlstein, 1983). Примером этого служит описанная во вступле­нии демонстрация, прошедшая в Сиэтле в 1999 г. во время заседания ВТО. Люди, которые образуют подобные общности, демонстрируют низкий эмоциональный уровень (свойственный конвенциональной толпе), в то время как другие достаточ­но эмоциональны, чтобы поступать, подобно членам действующей толпы. Кроме того, иногда протест начинается мирно, а агрессия нарастает при появлении поли­ции или противников или когда эти люди полны решимости изменить существую­щее положение дел.

Чернь и бунты

Если действующая толпа прибегает к насильственным действиям, она превращает­ся в чернь,эмоционально очень сильно заряженную толпу, готовую к насилию или разрушению. Несмотря на накал эмоций или благодаря им, чернь, как правило, очень скоро рассеивается. Период ее существования зависит от преследуемых людьми це­лей и от действий лидеров, успокаивающих или, наоборот, будоражащих толпу.

Самый известный пример поведения черни в США — линчевание. Это слово происходит от фамилии Чарльза Линча, колониста из Вирджинии, который пытал­ся самостоятельно поддерживать закон и порядок до появления официальных су­дов. Вскоре понятие стало синонимом незаконных убийств и насилия.



Линчевание всегда было сопряжено с расовыми мотивами. После Гражданской войны оно превратилось в насильственную форму контроля над свободными аф-роамериканцами. Те, кто оспаривал превосходство белых, рисковал быть повешен-


690Часть V, Социальные изменения


Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения 691


 


Такое совершали, как правило, белые бедняки, почувствовавшие соперничество со стороны освобожденных рабов; пик судов Линча пришелся на 1880-1930 гг. За это время полиция зарегистрировала около 5 тыс. случаев линчевания, хотя, несом­ненно, на самом деле их было намного больше. Подавляющая часть убийств совер­шена в южных штатах, где сельская экономика зависела от дешевой и покорной рабочей силы. На западе линчеванию чаще всего подвергались выходцы из Мек­сики и Азии. Примерно в 25% всех случаев белые линчевали других белых. С жен­щинами так поступали редко; известно только о 100 жертвах — главным образом не белой расы (White, 1969, первое изд. — 1929; Grant, 1975).

Взбешенная толпа людей, у которых нет никакой конкретной цели, приво­дит к бунту,который представляет собой социальный взрыв, отличающийся высо­ким накалом эмоций, проявлением насилия и неуправляемостью. В отличие от чер­ни бунтовщики обычно не имеют четких ориентиров, за исключением, возможно, выражения чувства своей неудовлетворенности. Их действия подпитываются не­иссякаемым гневом, который воспламеняет любой незначительный инцидент, под­талкивающий людей к насилию, уничтожению собственности и избиению окружа­ющих (Smelser, 1962; М. Rosenfeld, 1997). Если действия черни обычно прекраща­ются после достижения цели (или окончательного блокирования ее), бунт стихает, когда его участники дадут выход своим эмоциям, или пока полиция или обществен­ные лидеры постепенно не возьмут его под свой контроль.

На протяжении всей истории США бунты возникали как реакция на соци­альную несправедливость. Например, промышленные рабочие выражали таким образом возмущение условиями труда. В 1886 г. упорная борьба трудящихся на чикагском заводе за 8-часовой рабочий день внезапно вылилась в Хеймаркетский бунт; тогда погибли И человек и многие были ранены. Подобные бунты, подтал­киваемые гневом и отчаянием, нередко происходят в тюрьмах.

Кроме того, в США с пугающей регулярностью вспыхивают расовые бунты. В первой половине XX в. толпы белых атаковали афроамерпкаицев в Чикаго, Де­тройте и других городах. В 1960-е гг. бунты потрясли гетто в ряде городов, когда, казалось бы, обычные события приводили к вспышкам ярости, вызванными пред­убеждениями и дискриминацией. Внезапный бунт 1992 г. в Лос-Анджелесе поро­дило оправдание полицейских, избивших шофера Родни Кинга. В результате ак­тов насилия и поджогов тогда погибли более 50 человек, тысячи были ранены, а материальный ущерб составил несколько сот миллионов долларов.

В основе бунтов не всегда лежит ненависть. Они также могут начинаться с по­ложительных чувств. Например, в 2000 г. молодой человек, участвовавший в нью-йоркском параде, посвященном национальному дню пуэрториканцев, начал обрыз­гивать водой молодых женщин. За следующие несколько часов десятки женщин сообщили об оскорблениях, домогательствах и насилии, что, как говорилось в од­ном заявлении, сопряжено было с «марихуаной, алкоголем, жаркой погодой, буй­ством гормонов и упущениями в работе полиции» (Barstow & drivers, 2000). Не­сколько дней спустя сотни молодых людей пришли в ликующее буйство от побе­ды баскетбольной команды Los Angeles Lakers и принялись крушить автомобили, разбивать окна, совершать поджоги и избивать прохожих. По словам одного уче­ного, в культуре, где возможно все, люди полагают возможным поступать так, как

,,». -,..,.ъ,,^„,т /г>;<-<-.. <)ллл\


Толпа, чернь и социальные изменения

13 апреля 2001 г., Ь£инциннати, штат Огайо. 7}сю неделю в городе бесчинство­вали афроал1ерикани,ы, возллущенные телл. что полицейские расстреляли не­вооруженного чернокожего лсужчину. Каллнялш и бейсбольнылли биталли были серьезно изувечены десятки ни в челл не повинных людей как белых, так и чернокожих. 'ЦХоллогает ли насилие обратить вниллание на его причины или только скрывает их?

Чего же люди добиваются, прибегая к бунту? Коллективные действия позволяют таким образом получить власть. Социальные изменения, к которым стремится тол­па, начиная с нарушения общественного порядка, оказываются поэтому весьма противоречивыми. На протяжении всей истории защитники существующего по­ложения видят в «черни» угрозу. Люди, приветствующие перемены, напротив, счи­тают такую форму проявлением праведного протеста.

Более того, толпа нередко не преследует вообще никакой политической цели. Например, демонстранты и их противники могут одновременно выкрикивать ло­зунги в поддержку абортов и против них, отражая весь спектр политических идей (Rude, 1964; Canetti, 1978; Tarrow, 1994).

Объяснение поведения толпы

Чем можно объяснить поведение толпы? Социологи разработали несколько раз­личных теорий.

Теория заражения.Впервые теория коллективного поведения была сформули­рована французским социологом Поставом Лебоном (1841-1931). Согласно тео­рии заражения Лебона (Le Bon, 1960, первое изд. — 1895), толпа оказывает гипно­тическое влияние на своих членов. Защищенный анонимностью, обеспечиваемой большим числом людей, человек избавляется от личной ответственности и зара­жается общими эмоциями. Таким образом, толпа подобна живому организму — разжигает эмоции и заставляет людей совершать иррациональные и даже насиль­ственные действия.

Критическая оценка.Идея Лебона, заключающаяся в том, что толпы обеспе­чивают анонимность и иногда вызывают сильные эмоции, несомненно, верна. Од­нако, как указывает Кларк Мак-Фейл (McPhail, 1991), многие исследования сви­детельствуют, что «беснующаяся толпа» не имеет какого-либо самостоятельного существования: ее действия обусловлены намерениями и решениями конкретных людей. Например, в истории с футбольным матчем в Йоханнесбурге (ЮАР) толпа не просто «сошла с ума». Расследование показало, что на матч было продано слиш­ком много билетов, поэтому стадион оказался переполнен: негде было даже стоять. Когда же попытались втиснуться еще и другие люди, ограждение не выдержало; это и привело к трагическому исходу (Nessman, 2002).

Кроме того, сильные эмоции, которые иногда связаны с коллективным поведени­ем, не всегда иррациональны, как утверждает теория заражения. Напротив, они могут быть результатом логичного и обоснованного чувства несправедливости (Jasper, 1998).

Теория конвергенции.Согласно теории конвергенции, поведение толпы проду­цируется не ею самой, а конкретными людьми с похожими взглядами. Иными ело-


692 Часть V, Социальные изменения


Глава 20. Коллективное поведение и социальные движения


 


Некоторые утверждают, что толпа подпитывается необузданными эмоциями, словно она разумное существо.

Однако в большинстве случаев ее формируют люди, объединенные чувством несправедливости, чтобы выразить

свой гнев и противостоять власти. Несмотря на то что некоторые люди могут поступать иррационально, социальное

беспокойство обычно связано с более широкими политическими вопросами (в данном случае 200 тыс.

британцев вышли на улицы Лондона в марте 1990 г., выступая против непопулярного налога)

определенным образом, теория конвергенции утверждает противоположное: люди, тяготеющие к определенным действиям, собираются вместе и образуют толпу.

Время от времени в новостях появляются сообщения, что белые люди объединя­ются, угрожая расправой афроамериканцам, которые пытаются обосноваться в их районе. Как утверждают сторонники теории конвергенции, в таких случаях расовая ненависть или насилие вызваны вовсе не настроениями толпы. Напротив, они созре­вали какое-то время среди многих местных жителей, а толпа образуется, когда те собираются вместе, чтобы воспротивиться присутствию чернокожих соседей.

Критическаяоценка. Связывая поведение толпы с более широкими соци­альными силами, сторонники теории конвергенции утверждают, что оно не ирра­ционально, как заявлял Лебон. Образующие подобную общность выражают соб­ственные убеждения и ценности (Berk, 1974). Однако стоит поддержать и позицию Лебона: иногда, находясь в толпе, люди совершают поступки, на которые не осме­лились бы в одиночку, потому что толпа снимает с них всякую ответственность. Кроме того, она усиливает настрой людей, создавая критическую массу участни­ков с одинаковыми взглядами.

Теория возникающих норм.Ральф Тернер и Лыонс Киллиан (Turner & Killian, 1993), пытаясь объяснить, что же движет толпой, разработали теорию возникаю­щих норм. По мнению авторов, социальное поведение никогда нельзя предсказать полностью, но если людей объединяют схожие интересы, в толпе могут возникнуть некоторые образцы поведения.

Согласно этим ученым, толпа — общность люден, имеющих различные интересы


нормы могут быть особенно смутными и изменчивыми: например, один человек ре­шает разбить витрину магазина, а другой присоединяется к нему и начинает грабить магазин. Другими словами, люди по ходу дела создают собственные правила.

Критическая оценка.Теория возникающих норм объясняет движущие силы толпы с позиций символического интеракционизма. По мнению Тернера и Кил-лиана (Turner & Killian, 1972), поведение толпы не является ни иррациональным, как утверждает теория заражения, ни намеренным, как подразумевает теория кон­вергенции. Несомненно, оно отражает желания участников, однако толпа также управляется нормами, возникающими по мере развития ситуации.

Таким образом, поведение людей в значительной степени определяется при­нимаемыми решениями, хотя случайные наблюдатели могут это ине осознавать. Например, испуганные зрители, бросающиеся к выходам из горящего театра, ка­жутся жертвами иррациональной паники, однако сами они воспринимают такое бегство как вполне разумное решение, поскольку ситуация угрожает их жизни.

Кроме того, теория возникающих норм указывает, что составляющие толпу люди принимают различные роли. Некоторые становятся лидерами, другие — их помощниками, рядовыми последователями, пассивными наблюдателями или даже противниками (Weller & Quarantelli, 1973; Zurcher & Snow, 1981).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.