Сделай Сам Свою Работу на 5

Чясть 2. Уроки псикологии в cpehheu школе






Шестой клйсс



 


«Как проявляются способы поведения в конфликте?»Ве­дущий зачитывает варианты действий человека. Подростки должны определить способ поведения в конфликте по дей­ствиям, присущим каждому из них: молчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за спиной обидчика, пол­ный отказ от отношений (уход);

— требование безоговорочного послушания, критика пози­
ции другого, угрозы, унижение другого, поиск союзников, при­
менение физического насилия, перекрикивание (наступление);

— полное согласие, чувство бессилия, плач (отступление);

— поиск справедливого исхода, допущение некоторых ус­
тупок, проведение беседы, заявление о своих чувствах и пра­
вах (обсуждение).

Работа в тетради.Ведущий просит ребят письменно закон­чить предложение «В конфликте я обычно....» (наступаю, от­ступаю, договариваюсь, ухожу от него).

«Конфликтные ситуации».Далее ведущий задает учащим­ся конфликтные ситуации, а они, разделившись на три коман­ды, придумывают и проигрывают варианты их развития (на­ступление, обсуждение, отступление, уход).

«Учительница Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание»-.



«Мама лишила Толю на неделю компьютера за несправед­ливое замечание в дневнике».

«Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке го­рохом из трубочек>>.

Работа со сказкой.

Сказка про цветной снег

, Жил на свете человек, который умел видеть цвет снега. Зи­мой, когда люди, закутанные в шубы и шапки, быстро перебе­гали от дома к автобусу или входу в метро, он медленно шел по улице и внимательно смотрел по сторонам, разглядывая снег, который лежал на газонах. «О, вчера снег был светло-си­ний, а сегодня — розовый», — радовался он. Иногда он разго­варивал со снегом, просил его принять тот или иной оттенок.


Шло время. Человек стал большим начальником. Он теперь не ходил пешком, его возил в машине личный шофер. У него уже не было времени разговаривать со снегом. Да и непри­лично это вроде бы. А чтобы совсем не было искушения рас­сматривать снег, человек заказал себе темные очки в красивой дорогой оправе. Через них снег всегда казался коричнево-се­рым. Правда, такими же казались и люди: однообразно-серы­ми и скучными. Но это не страшно. Ведь многие живут и ви­дят вокруг себя только серый цвет.



Но однажды машина, в которой ездил человек, сломалась. Он пошел к метро пешком, особо не разглядывая обычное се­рое окружение. Но вдруг его внимание привлекла пожилая женщина в стареньком пальто, которая голыми руками копа­лась в мокрой урне. «Она достает оттуда бутылки, — дога­дался человек. — Надо дать ей денег, может быть, какое-то время она сможет отдохнуть», — подумал он и полез за бу­мажником. Но его не оказалось. «Забыл на работе, — огор­чился человек, — но я могу ей дать что-нибудь другое». Он полез в карман. Но там не было ничего, кроме платка. В пор­тфеле были бумаги, не представлявшие для старушки никакой ценности. «Очки, — вдруг вспомнил он, — они дорогие, она сможет продать их». Он быстро снял очки и протянул жен­щине. Снял — и от удивления зашатался. Вокруг него лежал разноцветный снег: розовый, зеленый, синий. Снег искрился и, казалось, пел.

Человек глубоко вдохнул запах снега.

— Я не буду больше надевать очки. Я хочу видеть так, как умею. Я хочу жить в мире цветов и запахов, чувств и нера­зумных поступков, — сказал он.

А вокруг него лежал разноцветный снег, и на нем кружи­лись в танце разноцветные люди. И разноцветными улыбками были раскрашены их лица.

Вопросы Эля обсужЭения

— В чем было главное богатство человека?

— Почему он перестал им пользоваться?

— Что помогло снова обрести контакт с самим собой?



Чясть 2. Уроки психологии в cpsuheu школе


Цастой клясс



 


ЗйНЯТиЕ 18. KOHCTPyKTUBHOE Pfi3PEU]EHUE



Конфликтов

«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Лучшее разрешение конфликта — то, при котором выигрывают оба участника».

Работа в тетради.Учащиеся вспоминают способы поведе­ния в конфликте. Обсуждают их последствия и чувства участ­ников. В тетради на основании обсуждения делается запись: «Наступление — злость. Отступление — обида, страх, печаль, унижение. Уход — страх, обида, зависть. Обсуждение — спо­койствие, радость».

«Как выиграть обоим участникам конфликта?»На осно­вании записи в тетради делается вывод, что во всех вариан­тах, кроме варианта обсуждения, один из участников чувству­ет себя проигравшим, обиженным, грустным, злым или испу­ганным. Ведущий предлагает подробнее рассмотреть тот вариант, когда оба участника будут чувствовать себя победи­телями, выигравшими, сохранят хорошее настроение и распо­ложение друг к другу.

Работа в тетради.В тетради записываются конкретные

шаги, позволяющие обоим участниками остаться в выигрыше.

' 1. Узнать желания друг друга. (Почему ты этого хочешь?)

,2. Обсудить, какое решение будет справедливым. (Полезно

спросить подростков, как они понимают справедливость.)

3. Договориться о взаимных уступках.

«Разыграем конфликт».Ведущий предлагает подросткам сначала придумать, потом разыграть конфликтную ситуацию, азатем — ее конструктивное разрешение.

«Как оставаться спокойным».Ведущий рассказывает уча­щимся, что для конструктивного разрешения конфликта необ-


ходимо оставаться спокойным. Учащимся раздают листы с фразами*, которые могут помочь оставаться спокойными. Для этого необходимо мысленно проговорить их в процессе конф­ликта. Подростки вклеивают их в тетради, подчеркивают те фразы, которыми они уже пользуются. Выделяют те, которы­ми хотелось бы пользоваться в дальнейшем.

«Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это».

«Он (она) делает это не для того, чтобы навредить мне,

а чтобы удовлетворить свои желания».

.U -адг.п-;- оН

«Я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку.

Мы благополучно все решим». ■ *• -*; —*

«Все идет нормально».

<<К этому можно подойти с юмором».

«Это останется в прошлом». г---ити-!-

«Не беспокойся и будь счастлив».

«На приеме у психолога». Учащимся предлагается поиг­рать в психологов и помочь разрешить конфликт между ма­мой и дочкой.

«Дочка сильно изменилась. Стала агрессивной, перечит, иг­норирует мои советы и замечания. Вернее, не просто игнори­рует, в штыки принимает». Инна Николаевна, мама одиннад­цатилетней Ларисы.

«Терпеть не могу, когда она начинает советы давать, кото­рые я не просила. Я стараюсь промолчать, но все равно злюсь и срываюсь. Она с детства меня ни на шаг не отпускает, я так не могу». Лариса, дочь Инны Николаевны.

Работа со сказкой.

Подумай обо мне

Жил-был мальчик, не худой и не толстый, не отличник и не двоечник. В общем, совершенно нормальный мальчик, кото­рый любил игры с компьютером дома, настольный теннис в школе на переменах, а на уроках задания, когда другой отве­чает, а ты рисуешь на обложке тетради. И считал себя маль-

7 Григорьева Т.Г. Там же. С. 96.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.