Сделай Сам Свою Работу на 5

Чисть I. Теоретические основы психологической ряботы с детьми





ности в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, име­ет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии».

Факторы риска и типология нарушений психологического здороВоп детей

Безусловно, для эффективной организации психологичес­кой поддержки надо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей и их типологию.

Для начала, однако, необходимо остановиться на обсуж­дении вопроса о том, какого ребенка можно считать нор­мальным. Проблема нормы является одной из сложнейших в психологии и смежных науках (психиатрии, медицине) и да лека сегодня от ее однозначного решения, может быть, пото­му, что определяется множеством социальных и культурных факторов. Поэтому предварим обсуждение этого вопроса крат­ким историческим обзором динамики понятия нормального детства.

Исторически понятие детства связывается не с биологичес­ким состоянием незрелости, а с определенным социальным ста­тусом, то есть с кругом прав и обязанностей, с набором доступ­ных для него видов и форм деятельности и т.д. Социальный статус ребенка не всегда был таковым, каким мы можем наблю­дать его сейчас. Р. Зидер пишет, что «детство крестьян (и сель­ских низов) в XVIII —XIX вв. было прямой противоположнос­тью детству в современных индустриальных обществах» (1997, с. 36), а по мнению Ф. Арьеса, вплоть до XIII века «никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человечес­кую личность» (1999, с. 16). Есть мнение, что подобное равно душное отношение к ребенку, безразличие по отношению к дет­ству в целом являются следствием демографической ситуации того времени, то есть высокой рождаемости и большой детской смертности. Мы же полагаем, что оно также зависит от куль­турно-духовного уровня развития общества.




Глявя 2. Психологическое здоровье кяк цель и kputepuu успешности... ^|

На данный момент наблюдается повышение социального статуса ребенка и детства в целом, увеличивается продолжи тельность детства, а вместе с этим усиливаются требования к ребенку и контроль над ним. Возрастают требования к его личности, умениям, знаниям и навыкам. Так, значительно из­менилась учебная программа, многое из того, что раньше дети изучали в 5 —6 классах, на современный момент изучают во 2 — 3 классах. Всемерно распространилось раннее обучение де­тей с 3-летнего возраста. Существует литература с развиваю­щими программами для младенцев. Таким образом, можно сделать вывод, что одной из тенденций развития нормы в дет стве является ее сужение, то есть появление личностных и по­знавательных «рамок», нормативов, которым ребенок обязан соответствовать, причем это соответствие контролируется ок­ружающими взрослыми: педагогами, психологами, родителями через различные формы тестирования, собеседования и т.п.



При этом, с другой стороны, современная европейская пе­дагогика придает большое значение детской индивидуальнос­ти. Воспитание, при котором ребенок выступал как объект со­ответствующих воздействий, уходит на задний план, уступая место субъект-субъектным отношениям, где ребенок является активным и действующим началом, способным изменять себя и окружающий мир. Все чаще звучат слова о ценности инди­видуальных характеристик ребенка, о необходимости развития его собственного неповторимого потенциала. Появился даже такой термин, как «личностно-ориентированное обучение», то есть обучение, опирающееся на индивидуальные особенности ребенка.

Кроме того, на понимание нормы развития в детстве ока­зывает влияние характерное для современного европейского общества изменение полоролевого стереотипа, то есть ослабле­ние поляризации стереотипов маскулинности и фемининностп в целом. Как известно, резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи, власть мужчины пошла на убыль, а вместе с тем изменилось положение женщины в со­циальной структуре общества. Возрастает спрос на женскую рабочую сил, что влечет за собой и изменение представлений


 



 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.