Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Методика проведения практического занятия





Владивосток

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Владивостокский филиал

 

Кафедра экономики таможенного дела

 

 

Методические рекомендации

по проведению практического занятия в форме кейс-стади по теме

 

«Анализ финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность предприятия»

 

 

Дисциплина: экономика предприятия

Специальности:

080100.62 Экономика и управление на предприятии (таможня),

 

Автор: Шарощенко Ирина Валерьевна, к.э.н., заведующий кафедрой ЭТД

 

 

Владивосток

Содержание

Раздел 1. Организационно-методические рекомендации по проведению практического занятия

Раздел 2. Методика проведения практического занятия

в форме кейс-стади по теме «Аналитическая работа на предприятии» дисциплины «Экономика предприятия»

Раздел 3. Опорный учебный материал для проведения практического занятия по теме «Аналитическая работ на предприятии». Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия.

Список рекомендуемой литературы



Раздел 1. Организационно-методические рекомендации по проведению практического занятия

Практические занятия – это важная форма учебной работы студентов, где они впервые практически устанавливают пути приложения научных знаний, их закрепления и расширения, оценивают методы и средства современной науки. Практические занятия следуют за лекциями. Тема практического занятия может совпадать с темой лекции или дополнять или развивать предыдущую тему лекции в рамках учебного модуля. Практические занятия проводятся с группой в 25-30 человек, иногда по некоторым предметам или отдельным темам с группой 12-15 человек.

В процессе практических занятий главное внимание уделяется формированию у студентов определенных навыков и умений применения знаний изучаемого предмета. В зависимости от специфики изучаемого предмета эти компетенции носят разнообразный характер. В одних случаях это деловые игры, тренинги, построение схем, алгоритмов, кейс-стади, в других подготовка аналитических обзоров, докладов, рефератов. Не менее важной стороной практических занятий является закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы, выполнение специальных заданий. Сочетание разных форм занятий является положительным при проведении практических занятий. Такой подход позволяет включать элементы проблемного обучения, т.е. постановку перед студентами определенных проблемных ситуаций, для решения которых они должны выбрать определенный инструментарий и использовать технические средства обучения.



Цели практических занятий можно представить в виде десяти основных положений:

1) закрепление знаний путем активного повторения материала лекций, конкретизации и расширения этого материала, его транспозиции на определенные задачи;

2) развитие способности самостоятельно использовать полученные знания для выполнения определенных действий и для получения новых знаний и навыков;

3) установление связи закономерностей, формулировок, измерительных показателей с практикой их применения;

4) приобретение первоначальных экспериментальных навыков и приобретение навыков самостоятельного решения научно-практических вопросов;

5) приведение разрозненных знаний в определенную систему и развитие связей и отношений между предметами изучения.

Исходя их общих целей подготовки специалистов, на практических занятиях нельзя ограничиваться только материалами лекций. На практических занятиях начинается самостоятельное отношение студентов к предмету изучения, а это требует и самостоятельной работы по теме занятий с использованием в первую очередь учебников и учебных пособий, а затем и самостоятельно привлекаемых источников информации.



Существенно важно, чтобы в процессе практических занятий происходило последовательное усложнение заданий с целью углубления самостоятельной работы студентов над учебным материалом, более широкого выбора методов и т.д. Развитие активного творческого мышления студентов на практических занятиях направляется соответствующими указаниями и рекомендациями преподавателя, но при этом от студентов требуется самостоятельная разработка путей решения, выполнения заданий. Атмосфера для инициативного поиска рациональных решений создается путем постановки дополнительных вопросов, обзора литературных источников, реферативных данных. Для совершенствования методики проведения практических занятий и, особенно, для развития самостоятельности студентов на этих занятиях могут быть использованы элементы программирования обучения, использование обучающих алгоритмов, программ, особенно алгоритмов поиска, распознавания и других типов, даже формируемых студентами самостоятельно в процессе выполнения заданий.

В целях обеспечения высокого качества проведения практических занятий при их организации должны быть выполнены ряд условий:

1) дидактически обоснованное планирование содержания занятия;

2) подготовка методических указаний по проведению занятия;

3) четкая организация и порядок проведения работ; установление цели занятия с определением показателей – критериев результативности;

4) выбор форм проведения занятий, с указанием современных методов и средств их проведения, в том числе интерактивных;

5) организация и проведение контроля работы, подведение итогов работы и указание путей для дальнейшей самостоятельной работы студентов по предмету изучения.

 

Выполнение этих условий является необходимым и существенно важным для проведения практических занятий в соответствии с их ролью, целями и задачами в системе обучения.

Содержание практического занятия определяется:

- умением студентов использовать учебный материал, нормативно-техническую документацию, справочные издания, каталоги; использовать информационные технологии и опыт работы таможенных органов;

- мастерством преподавателя направить учебный материал на привитие студентам навыков будущей профессиональной деятельности;

- способностью студентов решать вынесенные на занятие задачи.

Организация практического занятия предполагает:

1) постановку цели, задач занятия и своевременную выдачу студентам заданий на практическое занятие;

2) обеспеченность занятия опорным материалом, образцами, техническими средствами, наглядным материалом, что предусматривает выбранная активная форма проведения занятия.

 

Для обеспечения качества обучения при проведении практического занятия преподаватель должен:

1) показать приемы выполнения практических работ;

2) сформулировать условия для самостоятельного выполнения каждым студентом полного объема предусмотренных практических работ;

3) поддерживать активность студентов, их заинтересованность в отработке вынесенных на занятие вопросов;

4) обеспечивать объективность в оценке уровня компетенций студентов, своевременно поправлять студентов, допускающих ошибочные действия;

5) создавать на занятии условия для развития творческого мышления и самостоятельности студентов, проявления их личной инициативы.

 

Раздел 2. Методика проведения практического занятия

в форме кейс-стади по теме «Аналитическая работа на предприятии» дисциплины «Экономика предприятия»

 

Кейс-стади – это технология обучения, построенная на таком учебно-методическом комплексе, задача которого обеспечить необходимым набором информационного, методического материала и осуществить контроль за самостоятельным усвоением знаний студентов по конкретной теме.

В целях активизации познавательного процесса технология кейс-стади является интересной и перспективной, т.к. стимулирует студентом на самостоятельное применение полученных знаний, поиск инструментария для выполнения задания и способствует развитию коллективной формы работы.

В ходе изучения дисциплины «Экономика предприятия» для выполнения практического задания по теме «Аналитическая работа на предприятии» выбрана такая технология как кейс-стади, т.к. она дает возможность студентам самостоятельно работать с публичными формами

Цель занятия – оценить финансовое состояние предприятия и предположить перспективы его изменения.

Для реализации заданной цели в процессе подготовки и проведения занятия должны быть решены такие задачи:

1. изучены методы анализа основных направлений деятельности предприятия. Студенты должны использовать материал лекций и кроме того, подготовить дополнительный учебный материал по данной теме, который будут использовать в ходе выполнения задания;

2. подготовлен кейс-материал – задание. Данное задание должен подготовить преподаватель. Это формы публичной отчетности конкретного предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к балансу (форма № 5);

2. сформированы группы студентов. Группа студентом может насчитывать от 2 до 4 человек. Для обеспечения максимального эффекта от занятия такую работу следует произвести заранее, полагаясь на выбор самих студентов.

Время выполнения задания – 4-6 академических часов.

В процессе реализации данной технологии у студентов отрабатываются:

- умение использовать публичную финансовую отчетность предприятия для анализа ситуации и принятия решений;

- навыки применения методов анализа (горизонтальный, вертикальный анализа, анализ с использованием финансовых коэффициентов);

- умение обобщать аналитический материал, производить экономические расчеты, делать выводы;

- навыки работы в команде и принятия коллективных решений.

 

План проведения практического занятия в форме кейс-стади по теме «Аналитическая работа на предприятии» дисциплины «Экономика предприятия»:

1. постановка цели и задач занятия;

2. размещение групп студентов в аудитории удобно для их работы, оснащение рабочих мест техническими средствами для проведения расчетов;

3. выдача кейса. Всем группам студентов выдаются формы отчетности одного предприятия. Это бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к балансу (форма № 5). Таким образом, каждая группа студентов производит анализ разных аспектов деятельности одного и того же предприятия;

4. закрепление заданий за группами студентов. За каждой группой закрепляется одно из предлагаемых направлений анализа:

· экспресс-анализ – «чтение» форм финансовой отчетности предприятия;

· анализ состояния, движения и эффективности использования основных средств предприятия;

· анализ структуры и эффективности использования оборотных средств предприятия, анализ показателей деловой активности предприятия;

· анализ платежеспособности предприятия;

· анализ движения денежных средств предприятия;

· анализ ликвидности структуры баланса предприятия;

· анализ финансовой устойчивости предприятия;

· анализ рентабельности предприятия.

5. проведение расчетов и подготовка выводов группами. Данный этап наиболее трудоемкий и длительный по времени. Группы знакомятся с формами отчетности предприятия, выбирают необходимый инструментарий для проведения анализа по направлению, производят расчеты. На этом этапе студенты могут пользоваться лекционным и подготовленным самостоятельно учебным материалом, техническими средствами для проведения расчетов.

По окончании данного этапа каждая группа должна представить заключение о том, какие показатели использованы в расчетах, какие качественные изменения в деятельности предприятия выявлены за анализируемый период (финансовый год), какие тенденции и закономерности диагностированы, какие выявлены проблемы в деятельности исследуемого предприятия;

6. представление результатов работы, обсуждение правильность расчетов, интерпретации полученных значений и выводов. Группы последовательно представляют подготовленные заключения, задают вопросы. Преподаватель обращает внимание всех студентов на выявленные тенденции и проблемы в деятельности предприятия.

7. подведение итогов практического занятия. Преподаватель формулирует общий вывод по результатам проведенного исследования, делает вывод о надежности данного предприятия как субъекта хозяйствования. На данном этапе отмечаются основные ошибки, допущенные студентами

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.