Сделай Сам Свою Работу на 5

СКЕПТИЦИЗМ: ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ ДОГМ И БУДЬТЕ БЕЗМЯТЕЖНЫМИ





Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание (греческое эпохе) от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ.

Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен.

Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик согласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека,- голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздер жание, эпохе, предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный характер.

Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.

 

НЕОПЛАТОНИЗМ



Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона. Так возник новый платонизм, или — неоплатонизм.

Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не путать с Платоном!), живший в третьем веке, т.е. значительно позднее известных событий, происшедших с Христом. Значительную часть своей жизни Плотин провел в Александрии — городе, который часто характеризуется как место встречи греческой философии с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим, Плотин учил философии, в которой платонизм дополнялся восточного происхождения мистикой.

Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое-Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое-Благо.

"Все идущее от Блага,- с пафосом замечает Плотин,- прекрасно, само же оно — выше прекрасного, выше даже высочайшего — царственно содержит в себе весь умопостигаемый мир, являющийся областью умного Духа".



Итак, есть иерархия: Единое-Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя. Будучи переполненным самим собой, Единое-Благо, изливаясь, переходит последовательно в Ум, Душу, Материю. Этот процесс мнимого изливания Единого-Блага не является чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого-Блага), нет добра.

Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому-Благу (Плотин иногда называл его богом). Это возможно посредством таинственного переживания и слияния с Единым-Благом. На греческом языке таинственное означает мистическое.

Неоплатонизм является последним всплеском античной философии. Плотин звал к Единому-Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Античная философия заканчивалась на высокой ноте Единого-Блага. Но звучала эта нота не столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот возглас Бога: "Я — сущий". Но этот возглас относится уже не к античной, а к средневековой философии.

 

СУДЬБА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христианства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ, платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма, то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстиниан запретил сторонникам античной философии преподавать, иметь школы. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться "в лоно нашей святой церкви". На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.



 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерны бо?льшая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир природы и мир человека. Для каждого из этих миров характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос.

2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии.

3. Античная философия многого достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает законов науки.

4. Этика античности — это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга или ценностей.

5. Античная философия по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни.

6. Античная философия, как мы убедимся многократно, не канула в далекую для нас историю, она сохраняет свое значение и поныне.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

· Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.

· Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.

· Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.

· Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Что такое единое? Единое — это то, что присуще не одной, а многим вещам. Известно, например, что телам присуща масса. Для указанных тел масса есть единое. Более сложный пример. Вы совершили три поступка по справедливости. Для указанных поступков единым будет ценность "справедливость". Единое не имеет смысла безотносительно к многому.

Что такое материальная субстанция? — Материальная субстанция для своего существования не нуждается в чем-либо ином, то есть способна существовать сама по себе. Например, вакуум — это материальная субстанция. Время не может существовать само по себе, оно не есть материальная субстанция. Не является материальной субстанцией и сознание.

Что такое атом по Левкиппу и Демокриту? — Атом, согласно упомянутым философам, есть мельчайшая неделимая часть вещества.

Что такое идея по Платону? — Идея, по Платону, есть смысл, образец, общее определенного класса вещей.

Что такое форма по Аристотелю? — Форма — это сущность вещи, ее активность.

Что такое демиург по Платону? — Демиург — это бог-мастеровой, который способен объединять материю с идеями. Представлением о христианском Боге Платон не владел.

Что такое перводвигатель по Аристотелю? — Перводвигатель — это то, что является первопричиной и привлекает все и вся своим совершенством умозрения. Представлением о христианском Боге Аристотель не владел.

Что такое добродетель? — Добродетель — это призвание человека, черта его характера.

 

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СОКРАТА

Сократ — сын скульптора и повивальной бабки. Умный человек, ведущий простой и здоровый образ жизни. Жил в Афинах. Афиняне считали его превыше всех своею мудростью. Очень многие ему завидовали. Сократ был упорен в кулачном бою, но подлинной его стихией стали интеллектуальные соревнования, выяснение истины в споре, диалоге. В этом деле он не имел себе равных. А поскольку ему не раз доводилось обличать в неразумении людей самомнительных, то и недостатка во врагах у него не было. Именно мнимо обиженные Сократом несколько видных афинян организовали против него судебное дело, обвинив его в том, что он не чтит богов, которых чтит город, вводит новые божества и развращает юношество. Он был приговорен судом к смерти и выпил яд — цикуту. Престарелый Сократ, видимо, устал от глупостей своих сограждан. Не мудрствовая лукаво, он обращался с ними как с равными ему по интеллекту. Благородство Сократа не было понятно. Оказавшись перед выбором смерть или лукавство, великий философ выбрал первое.

 

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПЛАТОНА

Платон (греч. плотный, широкий) — это псевдоним Аристотеля. Своему псевдониму Платон обязан мощным телом и широким лбом. Платон — ученик Сократа. Он пытался защитить своего учителя на суде, но 27-летнему юноше не дали произнести речь.

В отличие от Сократа, занятого по преимуществу врачеванием душ отдельных людей, Платон, объездивший многие страны, мечтал о переустройстве целых государств в соответствии со справедливыми идеями, доступными прежде всего философам. Он пытался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз Дионисию I, но был продан им в рабство (выкупил Платона Анникерид Киренский и тем самым прославил свое имя в веках). По освобождению из рабства Платон приобрел вблизи Афин сад и гимнасий (образовательное учреждение), которые были посвящены мифическому герою Академу. Так родилась платоновская академия. Сам Платон зарекомендовал себя превосходным педагогом, обладавшим разносторонним и энциклопедическим знанием. В наибольшей степени Платона прославила разработанная им теория идей.

 

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель родился в греческом колониальном городе Стагиры (его часто называют Стагиритом). Отец Аристотеля Никомах жил при македонском царе Аминте в качестве врага и друга. Аристотель всю свою жизнь был настроен промакедонски, что вызывало подозрение у многих афинян, боровшихся за независимость Греции от Македонии. Около шести лет Аристотель был учителем строптивого Александра Македонского, отношения с которым складывались у философа отнюдь не просто. Великие полководцы — Александр не являлся исключением — склонны сами более поучать, чем учиться.

Аристотель проучился в Академии Платона целых 20 лет. За эти годы он приобрел поистине энциклопедические познания в философии и ряде наук. На пятидесятом году жизни, уже после смерти Платона, Аристотель создает школу под названием Ликей. В Ликее он часто философствовал, расхаживая вместе с учениками. За эти прогулки аристотелианцы получили прозвище перипатетиков (от греч. "перипатео" — прохаживаюсь). В 323 г. до н.э. в Афинах произошло антимакедонское восстание, не дожидаясь худшего, Аристотель уезжает в Халкиду на о.Эвбея, где вскоре и умирает (выпив предварительно аконит, то ли как яд, то ли как болеутоляющее средство).

Аристотель возглавлял Ликей 13 лет. Бесспорно, что Аристотель стремился создать образовательное учреждение нового типа, в котором философия органично сочеталась бы с науками о наиболее важных жизненных проблемах. По сравнению с Платоном Аристотель как бы опускал философию с космических высот на землю, почву жизни.

Уже после смерти Аристотеля Ликей стал самым популярным учебным заведением в Афинах. По данным А.Н.Чанышева было время когда из 20 тыс. взрослых афинских граждан около 2 тыс.(!) были учениками Ликея.

Однако поддержать традиции Аристотеля его наследникам не удалось. Теоретический уровень преподавания в Ликее падал. Многочисленные сочинения Аристотеля, доставшиеся по наследству Нелею из Скепиеса, стали забываться.

 

ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ КИНИКОВ

Двумя крупнейшими представителями философского течения, фигурирующего под названием "кинизм", являлись ученик Сократа Ангисфен и ученик последнего Диоген Синопский. В переводе на латинский киники — это циники. Антисфен преподавал в гимнасии Киносарг ("Зоркий пес"). Некоторые киники не без гордости называли себя псами. Имелась в виду их установка на особый образ жизни, связанный с ограничением круга жизненных потребностей.

Философы всегда выступали и выступают против пустых, ненужных, надуманных потребностей. В этом отношении киники были настоящими экстремистами. Их лозунг: "Ничего лишнего". Они, презирая богатство, почести и славу, искали кратчайший и наиболее простой путь к добродетельной жизни. В этой связи у них было три главных критерия: аскесис (максимальное опрощение потребностей: малоодетость, бродяжничание, небритость), отказ от общего образования (лучше всех учит, мол, сама жизнь), автаркия (личная свобода и самодостаточность). Критики кинизма всегда подчеркивали, что назначение философии состоит не в опрощении, а совершенствовании и возвышении жизни.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.