Сделай Сам Свою Работу на 5

Резное дерево волжских изб 12 глава





Палех, а также села Мстёра и Холуй бывшей Владимирской губернии были центрами иконописного ремесла. Стиль Палеха сложился под влиянием московской и ярославской школ древнерусской живописи. Палешане были иконописцами высокого класса. Им заказывали дорогие "многодельные" иконы, в которых особое внимание уделялось отделке изображения, тщательно выписывались детали. Такая работа воспитала у мастеров понимание многофигурных композиций, отточила миниатюрность, изысканность рисунка. Палешане пытались раздвинуть рамки религиозной тематики, насыщая изображения множеством эпизодов, занимательными деталями, отражающими жизненные наблюдения.

После Великой Октябрьской социалистической революции иконописцы не сразу пришли к лаковой миниатюре. Лишь в 1923 году И. И. Голиков - в будущем знаменитый художник - нашел новый материал для Палеха - папье-маше, обратив внимание на изделия федоскинских мастеров, расписанные маслом по черному лаку. Палешане же стали писать темперой - красками, разведенными эмульсией яичного желтка,- так, как работали над иконой.


И. И. Голиков. Баул 'Тройка'. 1926



В 1924 году был основан первый творческий коллектив палешан - Артель древней живописи. В него вошли семь бывших иконописцев. Вскоре их ряды стали пополняться другими мастерами, затем у них появились ученики. Это был союз смелых, талантливых людей, не боявшихся экспериментов. Первые же работы привлекли внимание содержательностью искусства, человечностью образов, традиции которых шли от гуманизма древнерусской живописи. Искусство Палеха 1920-1930-х годов А. М. Горький назвал "одним из маленьких чудес, созданных революцией".

Поиски и находки художников тех лет как бы сконцентрировались в творчестве заслуженного деятеля искусств РСФСР И. И. Голикова (1886- 1937). Любимые его сюжеты-"битвы", "тройки", "пляски" - полны экспрессии, стремительного движения. Только очень талантливый мастер мог без эскизов, непосредственно на предмете писать с легкостью сложнейшие композиции, в которых сплетаются тела десятков людей, мчатся кони, скрещиваются копья.

Поверхность крошечной пудреницы "Битва" (1935) можно уподобить узорному ковру, где сливаются в пышный орнамент фигуры всадников на разноцветных конях. Трепещущие, напряженные линии рисунка, текучие красочные пятна передают сильные чувства. Так своеобразно отразились в палехской живописи революционные настроения, новое понимание красоты мира. Даже простые житейские сюжеты обретают возвышенный строй. "Тройка" И. И. Голикова (1926) -один из шедевров в собрании Русского музея - стала воплощением красоты жизни, праздника. Огненные кони - и сказочные, и живые, могучие, с мощно вылепленными телами, несут ездоков в разукрашенной ладье среди серебристых снежных струй. Молодецкая удаль видна в фигуре привставшего ямщика, в размахе узорных петель вожжей. И вся миниатюра, прекрасно вписанная в овал шкатулки, словно радостный ликующий клич.



Торжественным гимном труду становятся произведения, выполненные на темы крестьянской работы заслуженным деятелем искусств РСФСР И. M. Бакановым (1870-1937) и народным художником РСФСР И. В. Маркичевым (1883-1955): "Молотьба" и "Утро в деревне", "Сельхозработы" и "Жнитво". Тяжелый труд в них оборачивается прекрасной своей стороной. Косцы, сеятели, жницы изображены в спокойных величавых позах. Красота природы открывается в золотых узорах стройных раскачивающихся колосьев на темно-красном фоне шкатулки "Жнитво" И. В. Маркичева (1926). Тонкие фигуры женщин словно застыли, прервалось их плавное движение. Композиция миниатюры на редкость цельная и ритмичная, и каждая фигура в ней - это образец совершенства рисунка, звучности цвета, точности золотых линий, строящих объем.



Ряд произведений был выполнен в 1926-1927 годах по заказу Совнаркома для выставки, посвященной 10-летию Октября. И. M. Баканов в миниатюре "Союз крестьян, рабочих и красноармейцев" (1927) создал символический образ единения классов, изобразив на фоне широкого сельского и индустриального пейзажа статные фигуры людей, протягивающих друг другу руки. Народный художник СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина H. M. Зиновьев (1888-1979) тему пластины "Комсомол" раскрывает в повествовательной интонации. Четыре сюжета: "Комсомольцы на открытии пионерского отряда", "Комсомольцы спасают утопающего", "Комсомольцы на воскреснике", "Комсомольцы подготовляются к обороне страны" заключены в овальные клейма и объединены в уравновешенную композицию. Ее венчает изображение Дворца труда - прекрасного здания с башнями и флагами.

Работа Н. M. Зиновьева, как и все произведения старых мастеров, привлекает своеобразием колорита. Сдержанные оттенки красок, словно перетекающих друг в друга, поражают изысканностью сочетаний палевого, охристо-золотистого, перламутрово-серого, нежно-зеленого, голубого, со вспышками киновари. Миниатюры 1920-1930-х годов отличает совершенное владение приемами палехского письма, позволяющее достигать тончайших вплавлений прозрачных слоев краски.

Неисчерпаемый источник творчества для палешан - поэмы и сказки А. С. Пушкина. В них фантастическое тесно сплетено с былью. Особенно любим художниками чудесный мир Лукоморья. Главное действующее лицо в нем - сам поэт, сидящий под раскидистым дубом в мечтательной позе. В ярких лирических, героических, волшебных образах палехской живописи оживают прекрасные пушкинские стихи.

Они воплощаются палешанами не только в миниатюре, но и в театрально-декорационной, настенной живописи. В Русском музее хранятся эскизы костюмов к балету "Балда" (по "Сказке о попе и о работнике его Балде"), выполненные в 1939 году П. Д. Баженовым, первым талантливым учеником палехской артели древней живописи.


А. А. Дыдыкин. Пластина 'Кирибеевич и Алена Дмитриевна'. 1937

А. А. Дыдыкин (1874-1954) -один из интереснейших художников Палеха - неоднократно обращался к произведениям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В миниатюре "Кирибеевич и Алена Дмитриевна" (1937) на тему "Песни про купца Калашникова" мастер создал образ "буйного молодца" Кирибеевича, одного из самых ярких среди литературных образов Палеха. Деревянные домики и храмы слободы словно отступают назад, выдвигая на передний план фигуры купеческой жены и опричника. Сизо-серые краски пейзажа на теплом желтоватом фоне пластины из слоновой кости создают впечатление сгущающихся туч, окружающих героев. Напряжение сцены усиливают алые, малиновые, желтые пятна одежд. Художник передает и переливы бархата, и блеск драгоценной парчи, и пышность меха.

Произведения А. А. Дыдыкина нельзя не узнать среди других. Индивидуальность его манеры проявляется и в пейзаже, и в изображениях людей. Сильные тела людей очерчены упругой динамичной линией. По-своему пишет он лица персонажей: у них полные, налитые щеки, глубоко сидящие глаза под широкими бровями.

Пластина А. А. Дыдыкина - частица уникальной коллекции палехской лаковой живописи, собранной ленинградским скульптором, уроженцем Палеха, заслуженным деятелем искусств РСФСР Н. В. Дыдыкиным (1894- 1975). Более 20 произведений после его смерти поступило в Русский музей. Среди них ценнейшие работы 1920-1930-х годов, исполненные известными мастерами Палеха на папье-маше, тончайших пластинах слоновой кости, на фарфоре.

Палехские миниатюры требуют пристального разглядывания. Но иногда можно сразу узнать особенную, индивидуальную манеру мастера.


И. В. Маркичев. Шкатулка 'Жнитво'. 1926

Один из старейшин Палеха И. И. Зубков (1883-1938), пожалуй, сильнее всех умел передать обаяние освещенной солнцем природы. Он выписывал тонкие стволы деревьев, ажурную молодую листву, любовался каждой веткой. Его автобиография, вошедшая в книгу "Палешане", названа "Жизнь, прошитая золотом". И каждая миниатюра тоже пронизана золотыми узорами.

Необычной кажется среди сюжетных композиций пластина И. И. Зубкова "Сказочные птицы" (1935). Миниатюра написана золотом и лишь слегка подцвечена красноватыми и золотисто-зелеными красками. Линия рисунка настолько изящна, что изображение словно тает, растворяется в глубине черного лака. Легкой перекрестной штриховкой, россыпью точек художник моделирует форму фантастических цветов и птиц. Это произведение И. И. Зубкова свидетельствует о глубоком понимании им народного орнамента.

С первых дней работы над лаковой живописью мастера учли важную роль золотого орнамента, дополняющего композицию. Скромный "бегунок", проведенный кистью словно пером - то с нажимом, то тонкой линией, очерчивает край крышки. На стенках злато-серебряные гирлянды, завитки более пышны, они опоясывают шкатулку каймой. На пластинах узорная обводка украшает косо срезанные грани, превращая их в изящную рамку. Орнамент подчеркивает драгоценность самого предмета.


Н. М. Зиновьев. Пластина 'Комсомол'. 1927

Как и во всяком центре народного искусства, в Палехе живут и работают целые династии мастеров. Имена Буториных, Зубковых, Котухиных, Мельниковых говорят о причастности к традиционному ремеслу. Поэтому неудивительно, что представитель третьего поколения палешан, дочь И. И. Зубкова - Т. И. Зубкова (1917-1973) унаследовала от отца любовь к природе, к пейзажу и стала незаурядным мастером орнамента. Любимые темы заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина Т. И. Зубковой - народная и современная песня, литературные сюжеты: сказы П. П. Бажова, "Сказание о невидимом граде Китеже", поэтичная сказка А. Н. Островского "Снегурочка". .. И во всех работах художницу привлекали не только драматическая завязка сюжета, но и богатство эмоциональных оттенков. Ларец "Каменный цветок" (1947) в форме старинного ларца-теремка с четырехскатной крышкой выполнен Т. И. Зубковой по мотивам сказов Бажова "Медной горы Хозяйка", "Каменный цветок", "Горный мастер". В пяти миниатюрах на стенках и крышке раскрываются образы их героев.


И. И. Зубков. Пластина 'Сказочные птицы'. 1935


Т. И. Зубкова. Ларец 'Каменный цветок'. 1947

На передней стенке изображен Данила-подпасок, играющий на рожке. Сочная зелень деревьев и луга, яркая арка радуги - светлый пейзаж Зубковой полон радости земной жизни. По сравнению с лирическим настроением этой миниатюры особенно напряженной кажется сцена на крышке ларца. Величественной холодной Хозяйке противопоставлены обнявшиеся Данила и Катя. Их живые фигуры в ярких одеждах выделяются на фоне призрачно-зеленоватых стен подземного царства с фантастическими окаменевшими растениями-кристаллами. И сама Хозяйка словно вышла из камня. Узоры на ее платье - как прожилки малахита, прозрачная накидка искрится. Зубкова великолепно использует приемы живописной миниатюры. Щедрые, звучные краски в ее работах переливаются множеством оттенков. Важную роль в них играет золотой орнамент. Он не просто сложен и красив, но и содержателен. Скаты ларца "Каменный цветок" покрыты тонкой вязью, в которой сплетаются змейки, ящерицы, сказочные цветы. Орнамент становится своеобразной заставкой к живописному "тексту" сказов.


Б. М. Ермолаев. Марочница 'Сказка об Али-египтянине'. 1962

В 1950-е годы в искусство Палеха пришло новое поколение художников. Они создали собственное направление, осваивая и творчески развивая традиции лаковой живописи старых мастеров. В произведениях конца 1950-х и 1960-х годов - в небольших коробочках и ларчиках стенки и крышки заполняются сложными многофигурными композициями. Миниатюры отличаются яркостью локальных цветовых пятен, в них меньше золотого орнамента - ив разделках фигур, и в оформлении самого предмета.

Изображения лиц в лаковой миниатюре, как правило, рассматривают редко. Но в произведениях народного художника РСФСР Б. М. Ермолаева (р. 1934) они необычайно интересны. Так, привлекают внимание ясное открытое лицо Аркадия Гайдара в росписи коробочки "Гайдар", выразительность облика каждого персонажа шкатулки "Незнайко". В работах над темами арабских сказок "Шехеразады" героями становятся смуглые красавцы с точеными носами и орлиными взорами больших глаз. Позы визирей, шахов и их почтительных приближенных изящны, полны неги. Экзотика восточных сказок увлекает художника. Даже орнамент вокруг крышки напоминает арабские письмена.

В марочнице Б. М. Ермолаева "Сказка об Али-египтянине" (1962) звонкие краски горят на золотом фоне, столь редком в искусстве Палеха. История каирского купца, который потерял и вновь нашел свои сокровища и стал царским визирем, рассказана в росписи коробочки высотой 3,5 см. На маленькой поверхности художник разместил изображения 26 человеческих фигур и двух верблюдов, написанных с филигранной тонкостью.

Марочница Б. М. Ермолаева - одно из уникальных произведений своеобразного направления в искусстве Палеха 1960-1970-х годов. Его можно было бы назвать "сверхминиатюрой". Крошечные ларчики, бисерницы, марочницы расписывают, пользуясь лупой, и рассматривать их тоже хочется при сильном увеличении. Маленькие размеры предметов дают возможность продемонстрировать изощренную живописную технику. Эти коробочки хранят на своей сверкающей поверхности образы дорогих нам героев былин и стихов, песен и сказок.

В Русском музее представлено немало выдающихся работ, выполненных мастерами разных поколений. Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина А. А. Котухина и заслуженный художник РСФСР А. В. Борунов окончили Палехское Художественное училище еще перед Великой Отечественной войной. Народные художники РСФСР H. И. Голиков и Б. M. Ермолаев, художник Б. H. Парилов принадлежат к среднему поколению. Сейчас в коллективе Палеха много молодых по возрасту, но ставших уже зрелыми мастеров. Собрание Русского музея постоянно пополняется произведениями, которые позволяют судить о сегодняшнем развитии палехской миниатюры.

Особое место в ней занимают героические образы. Шкатулка "Тачанка" (1975) написана молодым художником Г. H. Кочетовым (р. 1941). Ее композиция немногословна: по золотистой дороге мчится тройка, запряженная в узорную легкую колесницу. В ней трое воинов с развернутым знаменем. Кони убраны нарядной упряжью. Что это: праздничный выезд, парад? Но нет, один из воинов склонился над пулеметом. По краю миниатюры, словно алые цветы, вспыхивают язычки пламени - разрывы снарядов. Художник условно изображает картину боя.

Интересно сравнить эту работу с произведением А. М. Куркина (р. 1916) на ту же тему. У Куркина тачанка (1948) рвется сквозь клубы дыма и взрывы. В стремительном беге коней видится отчаянный порыв, тяжесть последнего усилия. Миниатюра покоряет искренностью чувств, эмоциональной напряженностью. В ней отразились переживания автора, прошедшего через битвы Великой Отечественной войны.


Г. Н. Кочетов. Шкатулка 'Тачанка'. 1975

У Кочетова - иные чувства, хотя и не менее искренние. Для него тачанка - образ легендарный, почти сказочный. В его миниатюре царит звонкая и веселая удаль. Возвышенная приподнятость образов, орнаментальность рисунка, лаконизм композиции, богатство золотого узорочья - эти свойства искусства 1920-1930-х годов возрождаются в искусстве молодых художников.

В миниатюрах на темы фольклора и литературных произведений сильно повествовательное начало. Каждая сценка, раскрывающая смысл куплета или строки песни, эпизода сказки или поэмы, включает множество конкретных деталей, занимательных подробностей. В этом направлении в 1970-е годы работает ряд мастеров, и особое место занимают произведения художыиц-палешанок. В них интересны женские образы - то лирические, то озорные.

Миниатюры В. А. Буториной (р. 1940) - "Куманечек, спобывай у меня" и "Тетушка Арина по рыночку ходила", Р. А. Смирновой (р. 1935) - "Я на горку шла" и "Вдоль по Питерской" 1970-х годов написаны на темы шуточных песен. Их героини - бойкие, ловкие молодушки. Они всегда заняты делом, даже если это дело - принести в решете "полтора зерна".


В. А. Буторина. Коробочка 'Тетушка Арина'. 1977

У каждой художницы свой излюбленный типаж. У В. А. Буториной это полногрудая красавица с пышными золотистыми волосами, лукавым лицом. В росписи круглой коробочки "Тетушка Арина" переданы события целой недели, о которой поется в песне: на крышке изображена героиня, весело прохаживающаяся по рынку, на стенках - последующие эпизоды: она несет воду в баньку, во вторник идет париться, "во середу с угару" с томным видом лежит в постели... Живая прихотливая линия, очерчивающая фигуры, кудрявые деревца, как будто следует затейливому "кружевному" напеву. Героини шуточных плясовых вызывают улыбку. Такими они вошли в многоликий мир образов Палеха.


И. В. Ливанова, Н. Л. Гаттенбергер. Комплект украшений 'Русская красавица'. Кулон 'Лесная песня'. 1972

В 1970-е годы в искусстве Палеха появились произведения, выполненные в соавторстве с художниками-ювелирами. В Русском музее хранятся комплекты украшений работы И. В. Ливановой (р. 1937) и Р. А. Смирновой. Разные по форме пластиночки папье-маше в брошках, браслетах, серьгах, гривнах обрамлены завитками скани, крупной зернью, соединены изящными простыми звеньями. В этих произведениях неожиданно контрастное сопоставление массивной металлической оправы и крошечного изображения или выпуклой весомой миниатюры и ажурной филиграни.

В комплекте украшений "Русская красавица", в кулоне "Лесная песня" (1972), выполненных И. В. Ливановой совместно с московской художницей-ювелиром Н. Л. Гаттенбергер лирическое настроение достигается красотой рисунка и особой теплотой колорита. Миниатюры написаны в сдержанной золотисто-красной гамме, богатой оттенками. В одеждах девушек переливаются коричневато-красные, алые, оранжевые краски. Мерцание золотых точек и мелких штрихов, обозначающих травы и ветви и украшающих одежды, объединяет всю композицию, словно заливает фигуры мягким светом.

Позы девушек разнообразны, но всегда полны изящества. Силуэты фигур подчинены форме маленьких предметов. Оправа украшений проста и ненавязчива, но нарядна.

Ювелирные украшения - только одна из многих линий развития современной палехской миниатюры. Искусство Палеха широко проникает в жизнь: художники оформляют спектакли и иллюстрируют книги, реставрируют памятники стенной живописи и расписывают современные общественные здания. Палех ищет новые пути в искусстве. Он, как живой организм, растет и развивается.

 

Лаковая миниатюра мстёры

В коллекции произведений современных художественных промыслов, хранящихся в Русском музее, значительное место занимает лаковая миниатюра Мстёры.

Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках возникло в нынешнем поселке Мстёра Владимирской области в тридцатые годы нашего столетия. Собрание Русского музея дает представление о путях становления и развития искусства Мстёры за почти полвека его существования. Среди экспонатов есть и такие, которые нам открывают одну из страниц предыстории промысла. Это различные бытовые предметы из дерева, расписанные темперными красками и покрытые слоем лака: круглые плоские коробочки с орнаментом, лоток с лубочной сценкой, сосуды с крышками (так называемые "кубышки"), одни - с персонажами песен Кольцова, другие - с библейскими сюжетами. Изображения святой троицы или скачущих на лошадях волхвов, помещенные на закругленных стенках сосудов, вызывают невольное удивление. Чтобы понять, как появились на свет эти предметы из дерева, созданные в послереволюционные годы, нужно обратиться к еще более раннему периоду истории Мстёры.

Богоявленская слобода Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии начиная с XIV века была одним из многих в то время центров русской иконописи. К середине XVIII столетия на долю владимирского края выпала миссия продолжения иконописного дела, когда в других центрах оно шло к затуханию. Именно во Мстёре, а также в Палехе и Холуе с этого времени сосредоточилось основное производство икон, расходившихся по всей России. Мстёрцы овладели виртуозным мастерством подражания различным школам древнерусской живописи. Особенно хорошо у них получались строгановские "мелочные письма" - с миниатюрными сценами и множеством деталей.

В начале XX века с появлением хромолитографий в промысле наступил кризис. Иконописцы не выдерживали конкуренции с фабрикантами, организовавшими механизированное производство печатных икон. Произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, и проблема разрешилась сама собой: отпала всякая необходимость в иконах. Однако перед мстёрскими художниками встала новая задача: куда идти дальше, где применить свой талант и мастерство?


Я. П. Клыков. Шкатулка 'Дубровский'. 1940

Начались поиски нового пути в искусстве. Вот тогда-то и появились на свет предметы из дерева, расписанные бывшими иконописцами и будущими художниками-миниатюристами. Проблема заработка стояла перед ними не менее остро. Начали расписывать масляными красками так называемые "коврики" из холста на сентиментальные сюжеты, которые имели широкий сбыт на местном рынке. Казалось, дело шло успешно. Поворотным пунктом, повлиявшим на дальнейшую деятельность мстёрских художников, явилось их участие в Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года. Палешане представили на ней свои шкатулки с миниатюрами. Деревянные предметы мстёрцев не выдержали сравнения с яркими произведениями палешан. Обидным было такое поражение для мстёрцев. Решили и они использовать под миниатюру тот же материал - папье-маше.

Шкатулки, ларцы, папиросницы из папье-маше явились прекрасной основой для миниатюрной темперной живописи, в которой мстёрцы нашли новые возможности для развития своего искусства. В 1931 году во Мстёре образовалась артель "Пролетарское искусство" (ныне фабрика), где был создан цех, в котором стали работать над созданием шкатулок многие бывшие иконописцы. Зачинателями нового искусства Мстёры были Н. П. Клыков, А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, Е. В. Юрин, И. Н. Морозов, В. Н. Овчинников, Г. Т. Дмитриев.

С 1930-х до начала 1950-х годов во Мстёре сложились и получили развитие основные особенности стиля местной лаковой миниатюры. За это время мстёрцы достигли высокого профессионального мастерства и создали немало значительных произведений. Одна из таких работ представлена в экспозиции Русского музея - шкатулка "Дубровский" (1940) Н. П. Клыкова (1861-1944).


И. А. Фомичев. Шкатулка 'Крестьянское восстание'. 1968

В отличие от образов палехских художников персонажи Н. П. Клыкова - это вполне реальные люди, действующие в реальной, даже конкретной обстановке. Но здесь есть необходимая в лаковой миниатюре степень условности и обобщения. Постепенно нам открываются средства ее достижения. В композиции ясно читаются три плана. Первый - полоса земли - как бы отодвигает действие в глубь своеобразной сцены, обрамленной декорацией, представляющей густой лес на фоне светлого неба. Большую роль играет колорит, построенный на сочетаниях открытых, чистых красок, которыми Клыков "лепит" фигуры персонажей, подчеркивая их объемность не светотенью, а бликами.

Реальное начало в соединении с декоративностью формы и цвета составляют характерные особенности работ Клыкова. Художник не стремился к созданию символически-обобщенных композиций. Он любил изображать людей за различными занятиями - за сбором плодов, рыбной ловлей, охотой и т. д. Часто фигурки людей включены в широкие пространства пейзажа и расположены на разных уровнях на уступах "горок", как на иконах. Однако, несмотря на условность отдельных приемов, пейзаж оставляет ощущение реального, благодаря голубым небесам с облаками, ветвистым деревьям и колориту, передающему атмосферу теплого летнего дня.


Е. В. Юрин. Шкатулка 'Фрукты'. 1953-1954

Глубоко поняв традиции древней живописи, миниатюристы первого поколения добивались исключительной декоративности шкатулок.

Последовательность приемов живописи на папье-маше осталась в целом той же, что была в иконописи. Сначала рисунок с помощью "припороха" переносится с кальки на крышку коробки. Затем следует так называемая "роскрышь" - нанесение основных цветовых пятен композиции. После этого начинается наиболее длительная стадия-"роспись", когда прописывают все детали миниатюры. За ними следуют "плави" - приведение цвета к единству. Заканчивает письмо "бликовка" белилами либо твореным золотом. Готовую вещь покрывают шестью слоями прозрачного лака, сушат в печи и полируют. Под лаком миниатюра как бы "оживает": краски приобретают звучность, появляется та глубина, которая составляет одну из особенностей лаковой миниатюры - ее обращенность не столько к зрителю, сколько к предмету.


М. К. Дмитриева. Шкатулка 'Весна в царстве берендеев'. 1954

В отличие от создателей японской или китайской лаковой миниатюры мстёрские художники не всегда ставили себе целью украшение предмета.

Их живопись имеет и отвлеченный характер своеобразного миниатюрного "панно", подчиненного скорее не всему предмету, а плоскости, ограниченной этим предметом. Поэтому мстёрцы в большинстве случаев пишут миниатюры на крышках шкатулок прямоугольной формы в отличие от палешан, которые целиком подчиняют роспись шкатулок их разнообразной форме. Также мстёрцы не используют черный лак предмета в качестве фона. Они грунтуют поверхность крышек белилами и пишут пейзаж или интерьер, являющиеся неотъемлемыми частями любой композиции. Однако, несмотря на известную самостоятельность мстёрской живописи по отношению к предмету, по своему миниатюрному строю она целиком принадлежит шкатулке и не может быть оторвана от нее. И черная блестящая поверхность с золотым орнаментом, и окрашенная красным внутренность шкатулки являются необходимыми дополнениями живописи.


Л. А. Фомичев. Шкатулка 'Царь-колокол'. 1963

Лишь утрата декоративных принципов, перенесение в миниатюру приемов станковой живописи влекут за собой полное разрушение предмета и одновременно лаковой миниатюры как особого вида искусства. Именно такие тенденции появились в работах мстёрских художников конца 1940- 1950-х годов, в чем отразилась общая установка тех лет на однобоко понятый реализм в искусстве, вследствие чего и мстёрский условный стиль был подвергнут критике.

Но и в то время в произведениях И. Н. Морозова, Е. В. Юрина, И. А. Фомичева и других продолжали жить черты, заложенные в первый период мстёрской миниатюры.


А. Д. Щадрин. Шкатулка 'Вольга и Микула'. 1971

Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина И. А. Фомичев (1890-1972) принадлежал к старшему поколению. Получилось так, что писать он начал как раз тогда, когда нужно было поддержать затухающее пламя мстёрской миниатюры. Шкатулка "Крестьянское восстание" (1968) относится к более позднему периоду его деятельности, но она хорошо выражает творческую манеру художника. В ней, как и в ряде других работ, Фомичев обращается к "примитиву", в то время как в более ранних произведениях он больше внимания уделял реальным пропорциям и объему фигур. Но чувство декоративности формы и цвета никогда не изменяло ему, так же как и знание приемов исполнения лаковой миниатюры, с помощью которых он добивался никому больше не доступных живописных эффектов. Один из них - какое-то мерцание - достигался особым способом наложения бликов, чем и сейчас стремятся овладеть многие молодые художники Мстёры.

В руках народного художника РСФСР, старейшины Мстёры, Е. В. Юрина (р. 1898) шкатулка стала украшенным предметом. Композиции с букетами цветов и натюрмортами в обрамлении затейливого орнамента покрыли поверхность его пудрениц, коробочек разной величины и портсигаров. Начав создавать свою "орнаментальную Мстёру", Юрин не отошел от нее и в последующие годы. Шкатулка "Фрукты" (1953-1955) несет в себе все лучшие черты юринского орнамента: графическую четкость, простоту и одновременно пышность и богатство, достигнутые благодаря сочетанию темперы с твореным золотом.


А. С. Николаев. Шкатулка 'Ленин в Шушенском'. 1975

Под влиянием старших некоторые из художников среднего поколения, сначала вступившие на путь "станковизма", начали возвращаться к декоративному началу. Это видно на примере шкатулки М. К. Дмитриевой (1922-1965) "Весна в царстве берендеев" (1954). В ней привлекает удивительно гармоничное сочетание реальной зимней природы и сказочных персонажей в разноцветных костюмах, которые свободно и естественно "живут" в этой среде. Здесь больше обращения к зрителю, чем к предмету. Но особый сказочный настрой дал художнице те средства, которые, несмотря на некоторую "картинность" построения, удерживают изображение на шкатулке и в целом создают впечатление декоративности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.