Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальные группы и их классификация.





Социальная группа – это совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности (ощущение “мы – группа”).

Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков: устойчивостью, продолжительностью существования; определенностью состава и границ; общей системой ценностей и социальных норм; осознанием своей принадлежности к данной социальной общности; добровольным характером объединения индивидов (для малых социальных групп); объединением индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп); способностью входить в качестве элементов в другие социальные общности.

Различают большие и малые группы. Большая группа состоит из значительного числа людей, функционирующих в масштабах общества в целом и действующих совместно в социально значимых ситуациях. Члены группы не вступают в непосредственное общение друг с другом, разъединены общностью жизненных стратегий и социальных претензий (статусные группы – социальные классы, социокультурные страты, элиты, маргиналы и т.д.; функциональные группы – медики, военные, студенты, предприниматели и т.п.; этнические группы – раса, народность, нация). Критериями выделения малой группы являются ее размеры (немногочисленная по составу), а также объединение участников общей деятельностью, непосредственным личным общением, наличием групповых норм и развитой структуры, чувством принадлежности к данной группе. Малая группа начинается с диады (состоящей из двух человек). Верхняя граница малой группы точно не определена. Верхний предел размера группы зависти от характера решаемых задач. Например, в трудовых коллективах он может достигать 30-40 человек. Хотя наиболее распространенным является представление о верхней границе равной так называемому магическому числу – “7 плюс-минус 2”.



Особый интерес для научного исследования социологов представляют малые группы, поскольку являются элементарными частицами социальной структуры. Именно в малой группе зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений. Феномен малых групп был открыт и получил подробное описание в первой половине XX в. специалистом в области индустриальной социологии Элтоном Мэйо. Другой ученый, Якоб Морено, изобрел специальную технику анализа малых групп – социометрию. А Курт Левин положил начало исследованиям внутреннего функционирования групп – того, что называют сегодня “динамикой группы”.[88]



Многообразие социальных групп обусловлено, прежде всего, многообразием задач, для решения которых образуются группы.

В современной социологии социальные группы классифицируются по разным основаниям. Среди всего многообразия социальных групп чаще всего выделяют:

1) лабораторные и естественные;

2) формальные и неформальные;

3) первичные и вторичные;

4) группы членства и референтные группы.

Лабораторные группы специально создаются для участия в экспериментах, естественные функционируют в реальных жизненных ситуациях.

Деление групп на первичные и вторичные было предложено американским исследователем Ч.Кули. Отличительными признаками первых являются непосредственные межличностные контакты ее членов, которые характеризуются высоким уровнем эмоциональности (семья, компания друзей, одноклассников, единомышленников). Члены вторичных групп не связаны между собой интимностью отношений, между ними почти отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей (трудовые, политические, религиозные группы). В таких группах на основе неформальных отношений могут образовываться первичные группы, но важно отметить, что малая группа может быть как первичной, так и вторичной – в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Большая социальная группа всегда выступает в форме вторичной.



Формальные (организованные) группы образуются для реализации определенных организационных функций. О них более подробно пойдет речь в следующем вопросе темы. Неорганизованные (неформальные), спонтанно возникшие группы имеют своим основанием родственные связи, производственные интересы, проживание на одной улице, в одном доме, увлечения спортом, охотой и т.д. Спонтанные группы могут возникать как в рамках организованных групп, так и вне их. Различия между этими группами относительно. Так, при определенных обстоятельствах спонтанная группа может приобрести статус организованной, а организованная – неформальной.

Среди групп особо выделяются референтные группы (термин, впервые предложенный американским социологом Г.Хайменом). Их основные значения: на них данный индивид ориентируется в своих действиях, они служат эталоном для оценки личного поведения, членом их индивид стремится стать. Группы членства – это те объединения, к которым принадлежит данный индивид. В данном случае группа рассматривается просто как место пребывания индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентаций. Так, Г.Хаймен обнаружил, что определенная часть студентов не принимает норм и ценностей группы, к которой они принадлежат (семья, школа, группа в институте, рабочий коллектив). Тем не менее они разделяют нормы и ценности других общностей, которые для них становятся примером для подражания. Если группа, участником которой является индивид, не соответствует его референтной группе, у индивида в некоторых случаях может возникнуть ощущение относительной депривации – неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что имеет человек (обстоятельства, сопутствующие принадлежности индивида к определенной группе), и тем, что, по его мнению, он должен был бы иметь (положение, характерной для референтной группы). Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению, подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений.

Современные общества становятся все более сложными системами, как это было показано в двух предыдущих тема, и в соответствии с этим усложняются требования, предъявляемые к функционированию групп. Для решения разнообразных задач создаются организованные группы людей – социальные организации, о которых пойдет речь далее.

Социальная организация

Термин “организация” (от франц. Organization, позднелат.organiso – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Примерами социальных организаций могут выступать отдельные предприятия, корпорации и компании, школы, поликлиники и больницы, спортивные клубы, политические партии и движения. Это понятие используется в различных сферах деятельности, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. А.И. Пригожин определяет ее как группу людей, совместно и координировано реализующую общую цель.

Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои потребности и интересы, но в строго определенных пределах. Эти пределы обусловливаются социальным статусом человека, социальными ролями, которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной организации. Организация — это своего рода «клеточка» социальной структуры, ее элемент. В организациях заложен огромный потенциал эффективности производства. Перестройка структуры организационных отношений может дать результат не меньший, чем внедрение достижений научно-технического прогресса, хотя особых материальных затрат на это не требуется. Примерами могут служить внедрение тейлоризма в начале ХХ в., а также переход на надомный труд в последней четверти столетия.

Как упоминалось ранее, различие между социальным институтом и социальной организацией не всегда проводится строго и однозначно. Однако с понятием социальной организации связывают представления о большей степени упорядоченности, организованности, формальности социальных систем, выполняющих ясно очерченную функцию, что связано с четко определенной целью организации.

Основными характеристиками социальной организации являются: строгое разделение труда и специализация; наличие иерархичности социальных статусов и ролей; нормативная регуляция поведения; наличие органов управления и координации; собственная система социального контроля (система санкций); безличный, формальный характер взаимодействия людей друг с другом.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

Во-первых, они обладают целевой природой, поскольку создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.

Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация – это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов.

В-третьих, организации возникают на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Поэтому в социальных организациях имеют место различные горизонтальные структуры (например, кафедры и подразделения вуза, различные цеха на заводе и т.п.).

В-четвертых, наиболее существенным для понимания социальной организации является то, что она всегда строится по вертикальному (иерархическому) признаку в котором довольно четко выделяется управляющая и управляемая подсистемы. Разнонаправленная деятельность горизонтальных структур вызывает необходимость управляющей системы. Иерархичность построения социальной организации обеспечивает достижение единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.

В результате объединения различных элементов социальной организации в целое возникает особый организационный (или кооперативный) эффект.

Организационный эффект означает синергию, прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий участников организации. Из чего же складывается этот эффект? Исследователи организации называют три основные его составляющие. Во-первых, организация объединяет усилия многих своих членов, и уже простая массовость, т.е. одновременность многих усилий, дает прирост энергии. Во-вторых, сами единицы - элементы организации, включаясь в нее, становятся несколько иными: они превращаются в частично специализированные, а следовательно, однонаправленные элементы, выполняющие лишь определенную функцию. Эта специализированная однонаправленность действия индивида позволяет также усилить его энергию, поскольку энергия концентрируется в одной точке. В-третьих, благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, а это также служит мощным источником повышения общей энергии организации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое социальная общность?

2. Что такое социальная организация? Каковы ее основные черты?

3. Что заставляет людей объединяться в организации? Какой эффект при этом наблюдается? Какие виды организаций Вы знаете?

4. Почему организации называют целевыми организационными системами?

5. Как Вы понимаете, что такое социальная группа?

6. Какие виды групп выделяют исследователи?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.