Сделай Сам Свою Работу на 5

Социологический подход к личности.





В структуре личности можно выделить три уровня: биологический, психологический и социальный.

Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. наделяют ее неповторимыми, уникальными качествами.

Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное Я. Субъективное Я формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе.

С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности и взаимодействия с другими людьми, группами – совокупность знаний навыков, привычек, ценностных ориентаций.

Личность - это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его интеграции в систему общественных отношений.

В структуре личности различаются две подсистемы: отношения с внешней средой и внутренний мир личности. Совокупность связей с внешней средой представляет собой базис личности, определяющий формирование и развитие ее внутреннего мира.



Совокупность социальных связей непосредственно отражается в мировоззрении личности, в нем же содержится их оценка и установка на изменение или сохранение существующего положения вещей.

Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях инди­вид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения - ее чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется. В социологии рассматривается целый набор элементов внутренней структуры личности, определяющий готовность к тому или иному поведению: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции.

Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Создателем иерархической теории потребностей считается американский психолог А. Маслоу (1908-1970), который разделил потребности на базисные (потребность в пище, безопасности и др.) и производные, или метапотребности (в справедливости, порядке, благополучии).



Метапотребности не имеют иерархии, так как ценностно равны друг другу.

Базисные же потребности расположены в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных. А именно:

1) физиологические и сексуальные потребности,

2) экзистенциальные потребности (потребность в безопасности, уверенности в завтрашнем дне),

3) социальные потребности (в привязанности, принадлежности к коллективу, в общении),

4) престижные потребности (в статусе, престиже, признании),

5) духовные потребности (потребности в самовыражении через творчество).

Маслоу первые два типа потребностей в разработанной им иерархии назвал первичными (врожденными), три остальных - вторичными. При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных потребностей вторичными.

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности.

Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определенных потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения.

Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, - ценностные ориентации. Совокупность сложившихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов. Таким образом, ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности.



Решающая роль при выборе личностью модели своего поведения принадлежит также диспозиционной установке личности. Диспозиция (от лат. dispositio - расположение) означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.

Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Понятие «установка» связывается с состоянием психики индивида, под ней понимается предрасположенность к действию как некое состояние психики индивида.

Основателями диспозиционной теории личности были американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий, в отечественной социологии эту теорию активно разрабатывает В.А. Ядов. В соответствии с предложенной Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существует иерархия диспозиций.

К низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях.

Второй уровень диспозиционной структуры личности - социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого. Речь идет о взаимодействии индивида с отдельными объектами в разных конкретных ситуациях. Это и является социальной установкой (аттитюдом) в полном смысле слова. Третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности (в профессиональной, семейной, досуга и т.д.).

Рассматривая личность в качестве социального субъекта, деятеля, Ядов отмечает, что общие и специфические социальные условия сказываются на интересах личности. Через социальный интерес осуществляется обратная связь от субъекта к его общественному деянию: люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует относительно устойчивые готовности (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях.

Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое нестереотипное поведение. Совокупные действия социальных субъектов - источник преобразования условий их жизни, экономического и социального развития общества.[61]

Таким образом, личность и общество взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности - это социализация, со стороны общества - конституирование системы регуляторов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.

Социальный контроль.

Личность, находясь в обществе, всегда испытывает влияние социального контроля. Впервые понятие социального контроля было введено в научный оборот французским социологом Г.Тардом. Оно обозначало средство возвращения преступников к жизни в обществе, позднее Тард стал понимать под социальным контролем один из факторов социализации.

В современной российской социологии социальный контроль определяется как способ саморегуляции социальной системы, с помощью которого обеспечивается упорядоченное взаимодействие ее элементов.

Социальное поведение регулируется социальными нормами и ценностями. Социальные нормы – это ориентиры поведения человека, они показывают ему правила и формы приемлемого поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. В большинстве современных обществ наиболее важные и значимые нормы приобретают правовой статус и закрепляются в законах. Помимо правовых норм необходимо отметить и моральные нормы, которые текстуально не закреплены, как правовые, а опираются на общественное мнение, несут оценочную нагрузку и действуют через психологические механизмы. Существуют также эстетические и политические нормы. Нормы формируют привычки, обычаи и традиции.

Для контроля за соблюдением социальных норм применяются социальные санкции. Санкция – это реакция на отклоняющееся поведение. С помощью санкций осуществляется нормативное регулирование социальной системы и ее подсистем. Их можно подразделить на негативные (наказания, порицания) и позитивные (поощрения). Формы наказаний: административные взыскания, ограничение доступа к социально ценным ресурсам, преследования по суду и т.п. Формы порицаний: выражение общественного неодобрения, отказ от сотрудничества, разрыв отношений и т.п. Формы поощрения: награды, денежные вознаграждения, привилегии, одобрение и т.п.

Французский социолог Р.Лапьер выделяет три разновидности санкций: физические (с помощью которых осуществляется наказание за нарушение социальных норм); экономические (блокирующие удовлетворение актуальных потребностей – штрафы, пени, увольнение, ограничения в использовании ресурсов); административные (понижение социального статуса, предупреждение, взыскания, отстранения от занимаемой должности).

Социальный контроль - совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям.

Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. В его функционировании можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе системы субъектов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций).

Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:

  • регулятивную - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;
  • охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;
  • стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

По форме осуществления контроль подразделяется на общий и детальный, или надзор. Общим называется такой способ контроля, когда контролирующий субъект ограничивается тем, что следит только за выполнением требования в целом. В случае надзора субъект контроля следит за каждой мелочью, регламентируя ход выполнения работы, сроки, проверяя подчиненного на каждом этапе. Если надзор практикуется в масштабе государства, то это означает формирование государства полицейского типа, которое контролирует не только поступки, но и образ мыслей, и частную жизнь своих граждан.

В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, последний подразделяется на формальный и неформальный. Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества - государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный контроль - это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения - первичной группы.

Социальный контроль над человеком может осуществляться путем группового общественного давления на него, принуждения, а также через социализацию.

Социальный контроль через групповое давление осуществляется путем осуждения отдельных членов группы, поведение, внешний вид или мировоззрение которых не соответствуют установленным в данной группе стандартам. В зависимости от степени нарушения отдельными индивидуумами общеустановленных в данной группе норм, групповое давление осуществляется в разной степени: от простых замечаний до изгнания из группы. Групповое давление осуществляется по-разному еще и в зависимости от характеристик и статуса индивидуума, но которого осуществляется давление, а также от характеристик группы.

Социальный контроль через принуждение – социальный контроль, осуществляемый, путем установления системы законов и наказаний (например, в государственной системе); также посредством путем неформального группового контроля первичной группы.

Социальный контроль путем социализации – это когда люди контролируются, бессознательно выполняя свои привычные роли. Социализация это один из основных видов социального контроля, так как она формирует людские привычки, желания и обычаи.

Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отношений, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений, которые контролируют поведение членов групп и общества. Особенно важная роль в этих системах "социального контроля" принадлежит социальным институтам. Благодаря социальным институтам закрепляются и воспроизводятся особо важные для общества социальные отношения.

Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов. Субъектом контролирующего действия выступает не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т.п.

В заключение следует отметить, что социальный контроль не сводится только к воздействию общества, социальных групп, институтов и организаций на личность. Это лишь одна сторона социального контроля, хотя и очень важная, особенно когда речь идет об отклоняющемся поведении. Если же иметь в виду многообразие видов человеческих действий, то социальный контроль представляет собой широкое социальное поле взаимодействующих индивидов, их различных общностей, социальных структур, общества в целом. Его главная задача - наиболее полно учитывать интересы и потребности человека с помощью базирующегося на социальном порядке рационально организованного общества.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»? Каждый ли человек личность?

2. Каковы основные социологические концепции личности?

3. В чем сущность и практическое значение теории ролей личности? В чем состоит социальный статус личности?

4. Чем по З. Фрейду определяется внутренний конфликт личности? Существуют ли способы его преодоления?

5. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество?

6. Как Вы понимаете, что такое социальный контроль?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.