Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы докладов и сообщений





1. П.Бергер и Т. Лукман о психологических, социальных, культурных источниках институционализации.

2. Явные и латентные функции социальных институтов. Дисфункции социальных институтов.

3. Ослабление семьи как социального института, изменение его социальных функций, ролевых семейных отношений в современном обществе.

4. Образование как социальный институт. Важнейшие функции социального института образования.

5. Правовое регулирование социальной жизни.

6. Роль СМИ как социального института.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы могут вызывать изменение такого социального института, как семья? Какие тенденции в изменении этого института Вы наблюдаете сегодня?

2. Назовите общие тенденции процесса институционализации в современном обществе.

3. Каким образом происходит процесс институционализации? Какова последовательность этого процесса? Наблюдаете ли Вы в настоящее время становление новых для российского общества социальных институтов?

4. Какие типы функций социальных институтов можно выделить? Как они соотносятся друг с другом? Существует ли иерархия социальных институтов по масштабу подчиненности, общественной значимости? Почему институт семьи является базовым, приоритетным в любом обществе?



5. Какой из институтов современного российского общества находится в состоянии дисфункции? В чем это выражается?

6. Какую общественную потребность удовлетворяет социальный институт образования?

 

Задание для интерактивной работы на занятии:

Кейс:

1. Люди вступают в формальные организации по ряду причин. Вы также являетесь членом нескольких организаций. Используя типологию организаций А. Этциони (добровольные, принудительные, утилитарные), определите какие это организации.

Дискуссия:

1. В качестве обязательного и завершающего этапа процесса институционализации исследователи называют материальное и символическое оформление возникшего социального института, т.е. приобретение помещения, мебели, бланков, печати, создание юридических текстов, эмблемы, набор персонала и т.п. Объясните назначение и смысл этого этапа. Проведите анализ нескольких институтов.



Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Основная литература

а) учебники:

1. Социология: учебник / Под ред. В.Н.Лавриненко. - 2 изд.,перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.

2. Социология: учебник / Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, В.Н.Нечипуренко, А.В.Попов. – М.: Гардарики, 2005.

3. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006.

4. Социология: учебник / Под ред. Д.В.Иванова. – М.: Высшее образование, 2005.

5. Тощенко Ж.Т. Социология / Ж.Т.Тощенко. – М.: Юрайт, 2003.

б) учебные пособия:

1. Общая социология: учеб. пособие / Под общ. ред. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Социология: учеб. пособие / М.В.Удальцова, Т.В.Попкова, А.А.Булыгина и др. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.

3. Филатова О.Г. Общая социология: уч. пособие / О.Г.Филатова. – М.: Гардарики, 2005.

г) научная литература:

1. Добреньков В.И. Фундаментальная социология в 15 т. Т. 5. Социальная структура / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2004.

г) периодические издания:

1. Бузин В.Н. Проблема использования данных социологических медиаизмерений российского медиапространства / В.Н. Бузин // Социология власти. - 2010. - № 3.

2. Буланова М.Б. Новые информационные технологии в социологическом образовании / М.Б. Буланова // Социологические исследования. - 2010. - № 5.

3. Давыдов А.А. Социология изучает блогосферу / А.А. Давыдов // Социологические исследования. - 2008. - № 11.

4. Еляков А.Д. Дефицит и избыток информации в современном обществе / А.Д. Еляков // Социологические исследования.- 2010. - № 12.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.sociobook.ru. Кабинет научной литературы института социологии РАН

2. http://www.statinfo.ru. Система открытых социологических исследований.



Дополнительная литература

а) учебники:

1. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука-пресс, 2007.

б) учебные пособия:

1. Козлова О.Н. Социология: учеб. пособие / О.Н. Козлова. - М.: Омега-Л, 2004.

в) научная литература:

1. Добреньков В.И. Социологическое образование в России: монография / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, Д.А. Гутнов. - М.: Акад. проект: Alma Mater, 2009.

2. Заславская Т.И. Избранные произведения: в 3 т. Т. 3: Моя жизнь: воспоминания и размышления / Т.И. Заславская. - М.: Экономика, 2007.

г) периодические издания:

1. Лещенко Т.А. Связи с общественностью как системообразующий элемент субкультуры бизнес-сообщества: социологический аспект / Т. А. Лещенко, Н.Я. Павлюк // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. - 2010. - № 4.

2. Литвинцев Д.Б. Социологические аспекты правового регулирования Интернет / Д.Б. Литвинцев // Социология власти. - 2010. - № 4.

 

Тема 2.4.Социальные изменения: основные понятия и концепции

План лекции:

1. Социальные изменения: основные понятия и концепции.

2. Понятие прогресса и регресса.

3. Концепция линейного развития.

4. Циклическое развитие обществ

5. Концепция спиралевидного развития

6. Модель техно-социальной эволюции Д.Белла. Модернизация.

 

1. Социальные изменения: основные понятия и концепции.

Условия и образ жизни современных людей виды их деятельности разительно отличаются от того, как жили и взаимодействовали люди сто или тем более двести или триста лет назад. И сейчас мы находимся в такой фазе социального прогресса, когда внимание к изменениям более чем актуально.

Итак, в чем же смысл понятия “социальное изменение”? Тождественно ли оно понятию “социальное развитие”? В обыденном сознании эти два понятия чаще всего отождествляются. Мы будем различать эти понятия, поскольку развитие – это не любое изменение, не всякое движение общества, а лишь такое, которое связано с глубинными, структурными изменениями, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Отличительной чертой социального развития является то, что происходящие в его рамках социальные изменения имеют определенную направленность (исключается хаотичность, произвольность изменений).

Исторически первым в социологии сложилось представление о развитии общества как движении от низшего к высшему, от простого к сложному. Таким образом, на начальном этапе развития социологии главенствовала идея социального прогресса. О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, К.Маркс понимали под прогрессом закономерное и поступательное развитие общества от “менее совершенного” устройства к “более совершенному”.

Понятие “социальный прогресс” было унаследовано социологами от философов эпохи Просвещения (А.Тюрго, Ж.Кондорсе - XVIII в.). Однако социология как эмпирическая наука не могла не отметить, что происходящий в экономике прогресс сопровождался массовыми войнами, революциями, распадом традиционных социальных отношений и общностей, что вызывало негативное восприятие таких изменений, рост отчуждения и аномию (Э.Дюркгейм). В результате понятие “прогресс” при описании и объяснении трансформации общества было дополнено, а затем и вытеснено понятием “социальная эволюция”.

Это понятие выражает позитивистский, т.е. ориентированный на констатацию фактов, а не на вынесение оценок, подход, который утвердился среди социологов во второй половине XIX в. Под социальной эволюцией понималось закономерное развитие общества от “простого” к “сложному”. В основе концепций эволюции лежала общая для естествознания идея об универсальном усложнении форм организации природных объектов. Постепенное превращение общества во внутренне дифференцированную и сложно организованную систему предполагает как совершенствование социальной организации, так и возникновение новых противоречий, порождающих конфликты и проблемы. Сознательное стремление людей к решению этих проблем и устранению конфликтов создает необходимые условия, предопределяет продолжение социальной эволюции.

Согласно взглядам Г.Спенсера, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции он утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении ко все более разнообразным и взаимозависимым.

Первыми классическими теориями социального развития являются закон трех стадий интеллектуально-социальной эволюции О.Конта и закон смены социально-экономических формаций К.Маркса.

Конт выдвинул идею о том, что совершенствование знания – интеллектуальная эволюция, являясь универсальным и непрерывным процессом, вызывает трансформацию устройства общества – социальную эволюцию. В результате действия этого причинно-следственного механизма человечество проходит в своем развитии три стадии: фиктивную (теологическую), абстрактную (метафизическую), позитивную (научную). Социальный порядок, соответствующий теологической стадии, получил у Конта название военное общество, а на научной – промышленное общество. На метафизической стадии невозможность воплотить абстрактные принципы в реальности приводит к тому, что не образуется никакого прочного социального порядка.

Маркс полагал, что связь между системой социальных отношений и формой мышления и познания прямо противоположна той, на которой настаивал Конт. В теории общественно- экономических формаций Маркса исходным является тезис о том, что производственные отношения, т.е. отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных условий своей жизни, предопределяют всю структуру социальных отношений и идеологию, а также образ жизни и то, как они осмысливают и оценивают окружающий мир. Структура экономических отношений составляет базис, на котором развивается надстройка – структуры политических, правовых, семейных отношений, формы религии, морали, идеологии.

Теоретической моделью исторического развития, соответствующего идее Маркса об основополагающей роли способа производства, стал закон развития и смены формаций. Развитие производительных сил в теории Маркса является таким же универсальным и перманентным процессом, как интеллектуальная эволюция у Конта. Поэтому прогресс производительных сил – это фактор социальной эволюции. Согласно историческому материализму Маркса процесс развития общества может иметь эволюционный (в рамках развивающейся формации) и революционный характер (при переходе от исчерпавшей потенциал развития формации к новой). Современное общество, названное Контом промышленным, Маркс определяет как буржуазное, или капиталистическое. Оно сформировалось в результате развития промышленных технологий на основе частной собственности на средства производства.

Теории Конта и Маркса дают линейную модель истории человечества, которая воспринималась их критиками как упрощенная. В середине XX в. ученые стали придерживаться мнения, что эволюция не является однонаправленной, а идет во многих направлениях. Так, ведущий представитель структурного функционализма Т.Парсонс отверг представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или просто линейный процесс, он выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.

Внимательно изучив и критически переосмыслив описанные выше теории, П.Сорокин предложил свое видение хода развития общества, механизмов и направлений этого развития. Он разработал концепцию ненаправленной динамики общественного развития, оперируя понятиями прогресса, регресса и культуры. Эта динамика проявляется в смене типов культуры, в каждом из которых были свои периоды подъема и спада. Эти периоды определяются по той или иной степени рационального отношения к действительности. Он выделяет идеациональный, идеалистический и чувственный типы. Переходы от одного к другому не определены жестко, изменения могут не повторяться и даже менять свое направление. В результате в истории общества сменяют друг друга периоды прогресса и регресса, экономического роста и спада, развития демократических свобод и авторитаризма, мира и войны, революций и эволюций.[53]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.