Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика важнейших социальных институтов общества.





Познакомившись с основными понятиями и содержанием институциональной структуры общества, далее дадим характеристику основных социальных институтов.

Один из первых социальных институтов, возникших в человеческом обществе, - это семья. Н.Смелзер дает такое определение семьи:

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, т.е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все свои связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.



Семья как социальный институт проходит в своем существовании ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различные фазы этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом таком этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты некоторые общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от типа брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предполагает существование брачной пары – мужа и жены, в полигамной ( форма брака - полигиния), как правило, муж имеет право иметь несколько жен. Если брак строится на принципе – два или более мужей и одна женщина, то это – полиандрия. Существует также групповой брак – два или большее число мужей и две или большее число жен.



В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный и расширенный, или сложный, типы семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами, такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции составляют принятую в данном обществе, исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На ранних этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшимися на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общество, но и государственные органы.



Основная функция семьи - репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения - в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет ряд других важных социальных функций, к которым относятся:

1) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая - получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4) функция первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

5) функция духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная - обеспечение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменения ее социальных функций, ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционно женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи. Теперь же подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами стали участвовать в производственной и политической деятельности, в экономическом обеспечении семьи и на равных участвовать в принятии семейных решений, а иногда и занимать в семье главенствующее положение. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, такие изменения способствовали росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой - усугубили конфликтную ситуацию, повлияли на демографическое поведение, приведя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности. Более подробно о семье и браке можно прочитать самостоятельно по учебнику.[46]

Религия - это общественно-историческое образование, один из важнейших социальных институтов человечества, и поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э.Дюркгейм, М.Вебер и другие известные социологи. Так, М. Вебер в книге “Протестантская этика и дух капитализма” раскрыл связь между возникновением протестантизма и формированием социальных структур капитализма в западном обществе. Существует целая отрасль социологического знания под названием «социология религии».

Одной из самых дискуссионных проблем социологии религии является проблема определения наиболее важного признака религии. Здесь борются в основном две позиции. Первая представлена марксистским религиоведением, и в нем в качестве основного признака религии признается вера в существование сверхъестественного и наличие отношений с ним. Вторую позицию представляют Э.Дюркгейм и его последователи, считающие, что основу религии составляет культовая система. Не вдаваясь в подробную аргументацию сильных и слабых сторон той или иной точки зрения, мы будем исходить из общей предпосылки Э.Дюркгейма, которая нам представляется более научно обоснованной. Поэтому становление религии как социального института следует рассматривать как процесс институционализации религиозных культовых систем.[47]

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции:

· Мировоззренческую:

· Компенсаторную;

· Социальной самоидентификации;

· Социального контроля;

· Социально-регламентирующую:

· Адаптационную;

· Охранительную и другие.

Рекомендуем более подробно ознакомиться с этими функциями, а также с дисфункциями религии по учебнику. [48]

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее повышение невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема, как известно, решается в процессе социализации индивидов, направленной как раз на приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации выступает образование - обучение человека с целью передачи ему накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, колледжи, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы задающему объем знаний, которые требуется передать, определенные навыки и умения, которым надо научить. Эти знания, навыки и умения должны соответствовать нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе, и нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Стало быть, функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

Объектом изучения в социологии выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательные учреждения играют в нем решающую роль.

Что же касается термина «неформальное образование», то им обозначают несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации, получаемой из газет, по радио, телевидению, и т.д.

В современном обществе социальный статус человека в первую очередь определяется престижем его профессии, который зависит от полученного образования.

Подобно другим социальным институтам институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества – потребности в социализации его членов и потребности в подготовке их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе.

Вместе с тем круг функций, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно шире.

К ним относятся:

1) Трансляция и распространение культуры в обществе.

2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

3) Социальная селекция.

4) Социальное и культурное изменение.

В современном обществе более образованные социальные слои занимают более высокое положение в иерархии социального престижа. Движение индивида вверх или вниз по шкале социального престижа прямо зависит от уровня его образования. Таким образом, образование является одним из важнейших символов социальной позиции и средством достижения успеха в обществе. Расширение масштабов образованности населения, совершенствование системы образования оказывают сильнейшее влияние на социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной.

Более подробно о социальном институте образования в России рекомендуем прочитать в учебной литературе.[49]

Представляя собой по форме совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения, право по своему существу является важным социальным институтом. Положение о том, что фактические (реальные, наличные) отношения (поступки, акты поведения) предшествуют правовой норме (велению, запрету), чрезвычайно важно. Императивная форма законодательного веления («должен») может породить иллюзию, что право творит общественную жизнь, а не наоборот. Фактически основой и материальным источником права является социальная действительность, а само право - это инструмент регулирования социальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни. Императив нормы - это ее форма («должен, а не то...»), содержание нормы — конкретное правило поведения, рассчитанное на многократное повторение («должен это, а не это и не то...»). В содержании нормы отражается и воплощается социальная реальность, которая служит объектом правового регулирования, в форме нормы - отношение к этой социальной реальности законодателя, сам субъект правового регулирования (его «воля»).

Социальная сущность права проявляется в его реальном действии. Социальное действие права направлено, во-первых, на приспособление социальных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, и, прежде всего, изменений в характере материальных условий существования общества, в сфере экономики, происходящих в связи с развитием производительных сил; во-вторых, на обеспечение правовыми средствами изменения и совершенствования указанных социальных институтов применительно к сознательно сформулированным целям общественного развития, находящим свое выражение прежде всего в государственной политике.

Реальная эффективность действия права, того или иного закона значительно повышается, если при формулировании его норм, а также в ходе его применения не возникает тенденции к оттеснению или замене социальных и экономических закономерностей юридическими нормами. Право может вступить в противоречие с теми реальными социальными нормами, которые проявляются в виде устойчивых актов поведения людей в соответствующих ситуациях. Действие права будет тем эффективнее, чем полнее будут выявлены и приняты во внимание объективные закономерности, присущие данной сфере социальной деятельности.

Выявление эффективности права требует сравнения двух главных моментов, а именно, цели правовой нормы и реально достигаемого результата, сопоставления реального социального поведения людей с правовыми предписаниями, с той мерой возможного и должного поведения, которую очерчивает закон. Воздействовать на поведение людей закон может лишь в рамках тех конкретных условий, в которых находятся эти люди. Требование закона в этом случае соотносится с потребностями людей, их реальными интересами, их социальными ролями, чертами их личности. В ходе практической деятельности люди объединяются в социальные общности (группы, слои, классы), и господствующие в этих общностях идеи, взгляды, представления и настроения влияют на усвоение ими правовых норм.

Деятельность индивидов, их акты поведения (т.е. постановка цели, выбор средств, принятие решения и его выполнение) всегда адресованы обществу, влияют, воздействуют на него, затрагивают составляющие его классы, социальные группы и слои, отдельных членов. Жизнь права, жизнь и «деятельность» закона – это жизнь людей, деятельность конкретных индивидов, так или иначе связанная с правом.

Динамический характер взаимодействия между элементами социальных структур подсказывает, что для сохранения равновесия социальные системы должны постоянно приводить это взаимодействие в норму, устранять возникающие в нем отклонения. К социально-правовым компенсирующим механизмам относятся те виды социальной деятельности, цель которых – обеспечить развитие, эволюцию данной правовой системы при сохранении ее принципиальных характеристик относительно постоянными. Стремление к достижению этой цели воплощается в двух тенденциях. Первая состоит в предотвращении и устранении стихийно возникающих отклонений в социальном поведении индивидов или групп от правовых норм. Вторая тенденция заключается в приведении социальной системы в состояние устойчивого равновесия путем своевременного исправления самих правовых норм в сторону их приближения к требованиям социальных законов.

Такого рода социальной компенсацией занимаются органы и учреждения, призванные принимать законы, изменять или отменять их, обеспечивать их применение на практике. С одной стороны, в деятельности этих органов должна воплощаться сущность права как волевого предписания, как средства надлежащего регулирования поведения членов общества. С другой стороны, они должны служить средством обратной связи, когда изменение социальной реальности настоятельно требует соответствующей перестройки, переориентации определенных правовых предписаний.

Важнейшую роль в жизни современного общества играют политические социальные институты. Они изучаются в рамках политической социологии, рассматривающей взаимоотношения политической сферы с другими сферами, с различными социальными институтами общества. Ее важнейшими категориями являются: политика, политические отношения, политическая система и т.д. Однако ключевым понятием политической социологии является понятие “власть”. Государство является основным и универсальным политическим институтом, посредством которого политические партии, общественные организации и другие объекты политической системы реализуют свои программы, стратегические и тактические цели и задачи. Государство – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата). Происхождение, сущность, типы и формы государства – являются дискуссионными проблемами в современной социологии. Предлагаем самостоятельно познакомиться с некоторыми точками зрения на эти проблемы по учебной литературе.[50]

Экономическая социология (или “социология экономической жизни” в терминологии Н.Дж. Смелзера) в широком контексте изучает социальные аспекты развития экономики как социального института и его влияния на жизнедеятельность, интересы, поведение, сознание личности и социальных групп. Она представляет собой динамично развивающееся научное направление социологической науки и имеет междисциплинарный характер. Предметом экономической социологии являются социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики.[51]

Каждая эпоха рождает свои актуальные темы. Мы живем в эпоху, когда люди по всему земному шару стали участниками единого информационного миропорядка. Это во многом результат международного масштаба современных коммуникаций. Круглосуточные новостные каналы сообщают нам о происшествиях сразу же, как только они случились, и передают репортажи о развитии событий на весь мир.

Современное состояние общества характеризуется повышением значимости и ценности информации и актуализирует изучение массовой коммуникации. В последние годы информационные потоки получили мощный импульс развития благодаря непрерывному увеличению количества баз данных, персональных компьютеров, человеческих ресурсов, привлеченных в сферу коммуникативной деятельности и технологий массовых коммуникаций.

СМИ часто ассоциируются исключительно с развлечениями и как таковые рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. подобный взгляд, однако, ошибочен: массовые коммуникации связаны также с о многими другими аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой информации, как газеты, телевидение, оказывают широкое влияние на нашу жизнь, формируя общественное мнение. Отдельные исследователи массовых коммуникаций начали говорить о наступившей эпохе медиакратии – власти средств массовой информации (СМИ), которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам.

Социология массовой коммуникации как социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития СМИ как важнейшего социального института общества, акцентирует внимание на социальной обусловленности и последствиях их деятельности. С развитием и углублением представлений о сущности и закономерностях массовых информационных коммуникаций становится ясным, что СМИ ставят перед обществом ряд проблем.

СМИ могут в равной мере как интегрировать, так и дезинтегрировать общество. В условиях устойчивого общества СМИ могут способствовать его совершенствованию через многообразные формы интеграционного взаимодействия, а в противном случае – наоборот- активно влиять на развитие и углубление социальных конфликтов, на рост процессов непонимания на личностном и массовом уровнях.

СМИ способны вызывать изменения в настроениях людей и всего общества в целом – намеренно и ненамеренно, значительно и незначительно. Они могут усиливать существующее общественное мнение и резко менять его: предотвращать возникающие изменения и интенсифицировать их; способствовать появлению новых ориентаций в обществе и противодействовать им.

Перенос значительной части информационных потоков в глобальную информационную сеть Интернет затрудняет контроль над средствами массовой информации со стороны каких-либо государственных и общественных структур.

Итак, средства массовой информации обретают все большее значение в современном мире, что обусловливает их рассмотрение как важнейшего социального института, наряду с экономическими, политическими институтами, институтом образования и семьи.[52]

Краткая характеристика важнейших социальных институтов общества позволяет понять, как организованы социальные взаимодействия в важнейших сферах жизнедеятельности общества. Именно институциональный, т.е. утвердившийся, отлаженный и регулярный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности. Именно поэтому для социологии институты – один из важнейших объектов анализа, а объяснение функционирования институтов представляет собой, образно говоря, ядро социологии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как Вы понимаете, что такое институционализация общественной жизни?

2. Какие виды социальных институтов существуют в современном обществе?

3. Назовите функции социальных институтов.

4. Как Вы считаете, играют ли существенную роль институты в поддержании стабильности и устойчивости общества? Какие именно институты?

5. Верно ли высказывание, что социальные институты выступают как агенты социального изменения и развития?

6. В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов?

 

Практическое занятие по теме 2.3.

Вопросы для изучения:

1. Понятие, структура, основные признаки и функции социальных институтов.

2. Система социальных институтов: типология и характеристика важнейших социальных институтов.

3. Деформация социальных институтов России в переходный период.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.