Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура и уровни социологического знания. Парадигмы в социологии.





В качестве основных структур в ней выделяют макросоциологию и микросоциологию. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Также макросоциология изучает глобальные процессы общественного развития, включая возникновение новых социальных институтов и адекватных им механизмов социальной активности.

Микросоциология изучает ментальность и поведение людей, их ценностные ориентации, межличностные взаимодействия в сравнительно небольших социальных группах. Микросоциологи считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов (их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми), которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нём перемены.



В ходе своего развития социология выработала ряд теоретических подходов, которые определяют стратегию и направляют ход исследования, т.е. дают ответы на следующие вопросы: что, как и зачем исследуется. Основой для развития и существования в социологии различных научных подходов является приверженность социологов различным парадигмам.

Парадигма – совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом (категории, понятия) и признающаяся группой учёных.[4]

Идею о мультипарадигмальности как нормальном состоянии современной социологии впервые обосновал в середине 1970-х гг. известный американский социолог Джордж Ритцер. Мультипарадигмальность означает, что парадигмы, созданные ранее, с появлением новой парадигмы не исчезают, а продолжают существовать наряду с нею. Вследствие этого увеличивается концептуальное разнообразие, что позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены.



Из общего множества парадигм современной социологии можно выделить основные, чаще всего применяемые в социологических исследованиях:

1. Макросоциологические парадигмы: структурный функционализм, теории конфликта.

2. Микросоциологические парадигмы: теория социального обмена, символический интеракционизм, феноменологическая социология.

3. Интегративные парадигмы: теория структурации, конструктивистский структурализм.

Более подробно об этих парадигмах речь пойдет в теме 1.3.

Говоря о структуре социологии как научной дисциплине, важно указать, что в ней выделяют общую социологию и частные отрасли социологии (социология молодежи, социология образования, экономическая социологи, военная социология и др.).

В социологической науке общепринятым является выделение теоретической и эмпирической социологии, которые решают разные вопросы: первая - теоретического свойства, вторая - комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований.

Общесоциологические теории и эмпирические исследования связаны теориями среднего уровня (этот научный термин введён американским социологом Р. Мертоном). Эти теории признаны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. В теориях среднего уровня, в целом используются идеи и терминология фундаментальных социологических теорий, сформирована система специальных понятий и определений, применяемых только в данной области социологических исследований. Все теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества – от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления изучения общества, по мере развития социологии как науки. Так, теории социальных институтов изучают такие отдельные области социологического знания как социология семьи, социология образования, социология науки, религии, социология искусства, социология армии, социология политики, социология труда и т.д. Теории социальных общностей применяются для исследования отдельных структур общества (социология малых групп, социология организаций, социология страт, слоёв, классов, социология профессиональных категорий, социология толпы, социология общностей по территориальному признаку и т.д.). Теории специализированных социальных процессов изучает социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов, социология мобильности и миграции, социология урбанизации, социология процессов коммуникации, социология общественных движений и т.д.



Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и соединяют их в теории в пределах своей узкой области. В результате этой деятельности социологи, занимающиеся теориями среднего уровня, находятся в тесном контакте с социологами, занимающимися фундаментальными исследованиями, поставляя ценные теоретические материалы, которые можно рассматривать как составную часть фундаментальных теоретических разработок.

В настоящее время среди отечественных социологов существуют и другие подходы к рассмотрению структуры социологии. Например, в самостоятельный раздел социологии выделяют различные мониторинги, социальную инженерию, социальные технологии. Есть основание полагать, что типология социологического знания будет расширяться и дальше. Тем не менее пока преобладает трехуровневый вариант: общая социологическая теория; специальные (частные) социологические теории; конкретные (эмпирические) социологические исследования.

Функции социологии.

Социология выполняет в обществе ряд функций: познавательную, прогностическую, управленческую, организационно-технологическую, гуманистическую.

Познавательная функция – одна из важнейших в социологии. Она связана с изучением закономерностей и тенденций развития и функционирования общества – осуществляется на всех уровнях и во всех структурных элементах социологии.

Прогностическая функция – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем (например, варианты поведения избирателей). В кризисные, переходные периоды развития общества социология имеет возможность представить альтернативные сценарии будущих процессов, определить диапазон возможностей, открывающихся перед людьми на данном историческом этапе.

Управленческая функция непосредственно связана с проблемами управления социальной системой. Результаты социологических исследований, прогнозы, методики, тесты служат исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях.

Организационно-технологическая функция – создание социальных технологий (социальных проектов) и внедрение их в практическую жизнь.

Гуманистическая функция – социология способствует улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию социальных отношений, дает возможность человеку познать самого себя, почувствовать взаимосвязь между личным опытом, личными жизненными проблемами и более масштабными социальными событиями. Изучение социологии – это возможность посмотреть на окружающий мир по-другому, обрести “социологическое воображение”.[5]

Итак, из рассмотренного выше становится ясно, что специфику предмета социологии определяет не круг изучаемых явлений (специальная область процессов и явлений общества), который может меняться, а особый способ их рассмотрения – раскрытие их социальной обусловленности. Это наглядно представлено в концепции социологического воображения Ч. Р. Миллса. Такой подход позволяет правильно оценить соотношение предмета социологии и предметов других социогуманитарных наук и тем самым определить место социологии в системе социогуманитарного знания. В этом вопросе студентам предоставляется возможность разобраться самостоятельно по ряду источников рекомендуемой основной и дополнительной литературы.[6]

Социологию отличает от других наук то, что она изучает общество как целостную структуру (общество, культура), структурные единицы общества (личности, группы, слои, ассоциации), социальные связи между ними (действия, взаимодействия, социальные институты), а также динамику социальных структур (социальные изменения). В связи с этим социология – это сложноструктурированная область научного знания, включающая различные компоненты.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему существуют различные трактовки объекта и предмета социологии?

2. Что включает в себя общесоциологический уровень?

3. Как Вы понимаете, что такое теории среднего уровня? Приведите примеры таких теорий.

4. В чем различия и в сходство фундаментальной и прикладной социологий?

5. Перечислите функции, которые выполняет социология.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.