Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ





АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

 

 

Анри Лот

 

ТУАРЕГИ АХАГГАРА

 

 

Москва

«Наука»

Главная редакция восточной литературы

 

Henri Lhote

LES TOUAREGS DU HOGGAR

Paris, 1984

 

Редакционная коллегия

К. В. МАЛАХОВСКИЙ (председатель), Л. Б. АЛАЕВ, Л. М. БЕЛОУСОВ, А. Б. ДАВИДСОН, Н. Б. ЗУБКОВ, Г. Г. КОТОВСКИЙ, Р. Г. ЛАНДА, Н. А. СИМОНИЯ

 

Перевод с французского В. А. НИКИТИНА

 

Ответственный редактор Ю. М. КОБИЩАНОВ

 

Рецензент Л. Е. КУББЕЛЬ

 

Утверждено к печати Редколлегией серии «Рассказы о странах Востока»

 

ISBN 5-02-016591-3

ББК 63.5(3)

 

© Аrmand Colin Editeur. Paris, 1984

© Перевод, послесловие и примечания. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989

 

Лот А.

Л80 Туареги Ахаггара. Пер. с франц. В. А. Никити­на. Послесл. Ю. М. Кобищанова и А. Ю. Милитарева. М.: Наука, Главная редакция восточной ли­тературы, 1989.— 265 с. с ил. («Рассказы о странах Востока»).

 

Новая работа французского этнографа н археолога Анри Лота, хорошо известного советскому читателю по книгам «В поисках фресок Тассили» (1982), «В поисках фресок Тассилин-Аджера» (1973) и «К другим Тассили» (1984), посвяще­на описанию нравов и обычаев туарегов. Этот народ, живущий в Сахаре, отличается своеобразным, выработанным веками и не принятым у его соседей стилем жизни. В книге описаны все стороны материального и духовного бытия туарегов — от одеж­ды, жилищ, способов ведения хозяйства до религиозных обря­дов и устной литературы.



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

От редактора французского издания

Политико-административное деление

Язык, письменность и устное творчество

Язык

Письменность

Устное творчество

Общественное устройство

Классы и касты

Моногамия и матриархат

Аменокаль

Амрар (амгар)

Имхары

Инислимены

Имрады

Ассимилированные вассалы

Ибореллиты

Икланы

Иклан-эн-эгеф

Идерфаны

Энадены

Конфедерация Ахаггар

Тобол кель-рела

Тобол таитоков

Тобол теджехе-меллет

Материальные условия

Условия жизни туарегов Ахаггара

Жилище

Пища

Скотоводство

Охота, рыбная ловля



Земледелие

Гигиена и врачевание

Костюм, украшения

Искусство и ремесло туарегов Ахаггара

Социальная жизнь

Древние культы, религии и верования

Внешние связи и отношения

Торговля, караваны, караванные пути и средства пере­движения

Реззу и война

Библиография

Ю. М. Кобищанов. Туареги в истории Африки

А. Ю. Милитарев. Анри Лот о языке и письменности туарегов

ОТ РЕДАКТОРА ФРАНЦУЗСКОГО ИЗДАНИЯ

 

Люди, увлеченные Сахарой, знают: работа Анри Лота, проделан­ная на протяжении более чем полувека, была работой титанической, и каждая строка данного труда носит ее отпечаток.

Эта книга — результат целой жизни, посвященной Сахаре, туа­регам и их происхождению, итог труда и опыта, совершенно исклю­чительных по характеру.

Тем не менее мы должны обратить внимание читателей на от­дельные моменты, которые, возможно, его удивят:

— статистические данные, приводимые здесь, зачастую устарели. Это объясняется тем, что после объявления независимости Алжира публикуемые статистические данные не учитывают больше ни фак­тора кочевничества, ни различий между социальными группами туа­регов. Молодой Алжир еще не в состоянии заниматься такими мело­чами, когда его ждут другие, более насущные задачи;

— по этой причине мы не имеем новых данных относительно эволюции различных групп туарегов, а также поголовья их скота. Известно, что оно сильно пострадало от засухи 1970—1973 годоз, и это вызвало значительные изменения в жизни туарегов.

Однако история не останавливается на столь коротких периодах, тем более в Сахаре, где на протяжении веков перемежаются по­стоянно светлые и темные периоды. Старые же статистические дан­ные позволяют судить о могуществе различных групп, о качестве и размерах пастбищ и кочевий, и это, конечно, главное;



— то же самое можно сказать о тех центрах обитания (таких, как Мертутек), которые были покинуты жителями. Только будущее покажет, окончателен их уход оттуда или же, как это бывало и в прошлом, харратины снова вернутся в эти пустующие деревни. Мы продолжаем рассматривать их как полюсы, вокруг которых орга­низовалась жизнь отдельных групп.

В 1984 году почти невозможно представить даже приблизитель­но этнологическую картину группы, ведущей кочевой образ жизни. Слишком сильны в ней тенденции, ведущие подобные общества к дезорганизации. Мы же полагаем, что, даже если происходящая эво­люция и убеждает нас в неизбежности исчезновения кочевого образа жизни, эта эволюция произошла слишком недавно, чтобы считать­ся окончательной. Похоже, что сегодня кочевники приговорены, но кто может поручиться, что так будет и завтра?

Вот почему мы просим читателей рассматривать настоящий труд как нечто вроде гистологического среза с туарегского общества. Бу­дущее покажет, какие элементы обрисованной картины исчезнут окончательно, какие сотрутся, а какие (почему бы и нет?) возродятся однажды вновь, поскольку известно: сильные культуры никогда не отмирают полностью.

 

Раймон Шабо

 

 

ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ

 

Туареги проживают в обширном районе, который охватывает часть Сахары и Судана, или Сахеля (Мали, Буркина Фасо, Нигер). Область их расселения начи­нается у границы Большого Восточного Эрга, доходит до бассейна Нигера и заканчивается примерно у 15° с. ш., включая всю территорию, лежащую между 5° з.д. и 10° в. д.

Данное исследование касается в основном населе­ния Ахаггара, но надо иметь в виду, что оно составляет лишь незначительную часть туарегской этнической группы. Туареги делятся на несколько группировок, ко­торым мы дали наименование конфедераций, подчиня­ющихся каждая в той или иной степени своему вождю. Термин «конфедерация» удобен тем, что подразумевает определенную совокупность племен, но его нельзя пони­мать в прямом значении, предполагающем иерархизиро-ванную организацию, союз нескольких независимых го­сударств, связанных между собой общим соглашением. У туарегов дело обстоит иначе.

Когда французы заняли Сахару и страны Сахеля, они нашли населяющие их племена в состоянии полуанархии: структура различных конфедераций больше по­ходила на существовавшую много веков назад; исключение составляла конфедерация Ахаггар, где сохранилась традиционная политическая организация.

В средние века, по-видимому, существовали две груп­пы туарегов: группа северных, центральносахарских туарегов, или ахаггаров, и группа южных, суданских туаре­гов, объединенных вокруг сюзеренного племени тадема-Всетов, первоначальным местом обитания которой был Адрар-Ифорас, поскольку племена в Аире еще не были объединены в политическое целое. Сахарские племена составляли одну группу, находившуюся под властью имананских султанов и в XVI веке распавшуюся на две — кель-ахаггар и кель-аджер («кель» — означает «люди»).

Разделение племени тадемакетов датируется XII ве­ком, оно произошло в результате ухода значительной его группы — иуллеммеденов, поселившихся севернее излучи­ны Нигера; тогда оставшиеся племена воспользовались этим и, освободившись от их власти, расселились на обоих берегах реки.

Отдельные, разрозненные племена пришли в горный массив Аир, должно быть, еще в очень давние времена, потом они слились с чернокожими; особенно активно Аир стал заселяться начиная с X века пришедшими с севера группами, к которым позднее присоединились фракции, жившие до этого в Ахаггаре и в Адрар-Ифорасе.

К моменту прихода французов туареги делились на следующие группы.

1. Ахаггары, или кель-ахаггар; они жили вместе с таитоками в массиве Ахаггар и его отрогах и периоди­чески кочевали вдоль северных суданских границ близ Аира, по так называемой Тамесне, и на севере Адрар-Ифораса.

2. Кель-аджер; они населяли Тассилин-Аджер, запад­ную часть Восточного Эрга — от Форт-Флаттерса до Гадамеса, западную часть Феззана — от Тассили до под­ступов к Мурзуку.

Эти две группы часто обозначаются как северные, или сахарские, туареги.

3. Иуллеммедены, или уллиминдены; ныне размеща­ются в районе Менаки; их власть распространялась на всех туарегов, живших в излучине Нигера. В XVIII ве­ке от иуллеммеденов отделились и стали жить незави­симо кель-динник, которые кочевали в окрестностях Татуа. Племени кель-адрар, или ифорас (ифогас, ифор-хас), не удалось получить полную свободу от иуллемме­денов, пришлось признать вассальную зависимость от кель-ахаггар и ежегодно платить им дань.

4. Тенгерегифы — прямые наследники тадемакетов; занимали окрестности озера Фагибин и являлись сюзе­ренами Томбукту.

Эти различные группировки часто обозначаются как нигерские, или малийские, туареги, а также южные, или же суданские, туареги.

5. Кель-аир, или кель-азбен, включавшие кель-грес и кель-эуи; они находились под властью султана Агадеса, властью, впрочем, весьма условной. Кель-эуи, сильно смешанные с местными гобирскими элементами, обита­ли в горном массиве, тогда как кель-грес жили на юж­ных равнинах, в Дамергу и т. д.

Иногда их называют юго-восточными туарегами, а после провозглашения независимости — нигерскими туа­регами.

Таким образом, всего насчитывалось пять групп. Между ними не существовало никакой связи. Не было и верховного вождя, который мог бы объединить все пле­мена ради общего дела, по-видимому, особой необходи­мости в этом никогда и не было. Присущий этим племе­нам анархизм отнюдь не способствовал национальному сплочению. Они обладали достаточной военной силой, чтобы подчинить себе своих чернокожих соседей. И хо­тя на какой-то период древние группировки туарегов в районе Томбукту и Гао вынуждены были отказаться от своего господства над деревнями поречья в пользу сонгайского императора и даже признать его сюзеренитет, зависимость их оставалась номинальной и довольно скоро был достигнут компромисс: туарегские племена стали играть в сонгайской армии одну из главных ро­лей.

Независимость туарегов тем не менее не исключала возможности военных союзов между ними, и нередко бывало, что они обращались к соседним племенам с призывом объединиться в борьбе против общего врага.

Такой призыв всегда находил отклик, поскольку вой­на сулила немало выгод, например грабеж, на что туа­реги всегда были падки.

По данным 1933—1938 годов, численность различных групп туарегов была такова: ахаггары — 4254 человека, кель-аджер—1508, кель-аир (кель-эуи и кель-грес) — 27 765, тенгерегифы — 40 000, кель-адрар — 4223, иуллеммедены (включая племена с излучины Нигера и кель-динник) — 161 160 человек. Итого: 238910 человек. Следует отметить, что в цифру 1508 (кель-аджер) не входят туареги, кочующие в Феззане, которых может быть несколько сотен, а также подчиненные им жители оазиса Джанет и мелких земледельческих центров.

Эта численность намного превышает ту, что была получена при переписях до 1920 года. Из общего числа иуллеммеденов следует вычесть 94 000 слуг, переписан­ных вместе с ними. На сегодняшний день численность туарегов очень высока[1]. Рождаемость у них после периода спада, вызвавшего угрозу исчезновения туарегов, ова ощутимо повысилась. Их нынешнюю численность эжно приблизительно обозначить цифрой 300000. У ахаггаров, например, по состоянию на 1950 год, было 311 белых кочевников, 1642 слуги — всего 6253 человека. Следовательно, менее чем за двадцать лет население увеличилось на 2000 человек, то есть почти на 30%.

По данным 1938 года, ахаггары составляли лишь 1,78% всего туарегского населения.

Приводится еще одна цифра — 500000, но она представляется завышенной. При переписях населения, проводившихся после провозглашения независимости, давались обобщенные цифры, не делалось различий между благородными туарегами (имхарами), вассалами, ремесленниками, слугами и ассимилированными группами. Сегодня туарегами (или кель-тамашек) называют себя ракже бывшие икланы, или беллахи, кель-джанет — все вегроидного происхождения, тогда как до провозглаше­ния независимости они находились в подчинении у туа­регов. Чтобы избежать этнографической путаницы, мы предпочтем придерживаться старых данных.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.