Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава VI. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта





Ст. 33... Не допускается строительство новых государственных и муници­пальных образовательных учреждений всех типов без физкультурно-оздорови­тельных и спортивных сооружений, а также ликвидация имеющихся сооруже­ний, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пока на данной территории не будут созданы равнозначные сооружения.

ГлаваVII. Заключительные положения

Ст. 41. Должностные лица за несоблюдение положений настоящего Феде­рального Закона несут ответственность в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

Физическая культура и спорт являются сложными многофункциональными явлениями жизни современного общества и выполняют ряд важных социальных функций:

- подготовку людей к высокопроизводительному труду и защите Родины;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование;

- укрепление мира, дружбы и сотрудничества между народами.

3. Социальные функции физической культуры и спорта

Главная функция физической культуры и спорта состоит в удовлетворении потребности общества в физической подготовке людей к участию в производ­стве. С начальных этапов развития человеческого общества физические упраж­нения использовались как одно из активнейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности и имели важное значение в его приспособле­нии к постоянно усложнявшимся формам труда.



В условиях научно-технического прогресса, автоматизации и всесторонней интенсификации производственных процессов возрастает производственное зна­чение физической культуры, ее роль в повышении работоспособности трудящих­ся, экономической эффективности производства.

Физическая культура и спорт необходимы для всех людей, а не только для тех профессий, в которых нужна особая физическая сила или особые умственные усилия. Это связано с тем, что современные условия жизни приводят к неуклон­ному снижению двигательной активности человека.

Высокий уровень развития современного военного дела существенно повы­шает значение человеческого фактора. В связи с этим, а также в связи с необыч­ным увеличением мобильности войск, повышением удельного веса в них таких



родов войск, как авиационные, воздушно-десантные, танковые, атомный подвод­ный флот, новыми тактическими и стратегическими условиями военных действий, возрастает роль военно-прикладной физической подготовки (ВПФП).

ВПФП в новых условиях позволит создавать необходимые предпосылки эф­фективной службы, вооружать воина нужными в ней двигательными умениями и навыками, увеличить степень функциональной устойчивости организма к дей­ствию стрессовых факторов боевой обстановки, воспитывать физические каче­ства важные в военных условиях.

Хотя наше государство последовательно проводит политику мира, предотв­ращения войн, разрядки международной напряженности, международного сотруд­ничества, оно оказалось бы нежизненноспособным, если бы пассивно относи­лось к опасности развязывания войны со стороны агрессивных сил.

Практика современного военного дела свидетельствует, что одним из глав­ных слагаемых высокой боеспособности армии остается физическая подготов­ленность воина. Требования к ней не только не снижались, а более того - повыси­лись. По мере ускорения темпов технического перевооружения армия все больше нуждается в людях, способных овладеть сложной военной техникой в сжатые сроки и эффективно применять ее в боевой обстановке, требующей предельной моби­лизации духовных и физических сил.

Таким образом, всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигатель­ную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой де­ятельности, в разнообразных трудовых процессах, в различных условиях среды.



Физические качества человека могут наиболее полно и рационально исполь­зоваться, если он обучен двигательным действиям. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необ­ходимые в трудовой, оборонной, бытовой и спортивной деятельности. Чем боль­шим объемом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осва­иваются им новые формы движений.

Без двигательных усилий и навыков нельзя реализовать способности в прак­тической деятельности. Даже незаурядные физические задатки индивида, "полу­ченные им от природы", так и останутся потенциями, если не реализовать их в деятельности, связав с рациональными способами выполнения двигательных дей­ствий, двигательными умениями и навыками.

Формируясь как целесообразно отлаживаемые способы управления движения­ми, двигательные умения и навыки являются необходимыми слагаемыми реально проявляемых двигательных способностей. От системного формирования их в про­цессе физического воспитания во многом зависит его практическая эффективность.

Какими бы значительными не представлялись результаты, достигаемые вос­питанием физических качеств и двигательных способностей человека, они могут оказаться, по меньшей мере, бесполезными для общества, если обладатель их не воспитан нравственно, если у него не выработаны твердые моральные принципы и нет активного стремления приложить свои силы на благо общества. Общественно полезный эффект физического воспитания определяется тем, насколько тесно соединены физическое и нравственное воспитание.

В процессе физического воспитания формируются волевые качества, поло­жительные черты характера. Занятия физической культурой создают благоприят­ные условия для эстетического воспитания. Осуществляется гармоническое раз­витие форм телосложения.

Совершенные формы тела выражают в какой-то мере совершенство функций организма. Являясь одним из естественных выражений нормального физическо­го развития человека, черты телесной красоты внешне свидетельствуют о его жизненных силах, а в связи с этим представляют эстетическую ценность. Не слу­чайно образы телесной красоты с давних времен вошли в эстетическое представ­ление человечества. В Древней Греции они получили свое воплощение в знаме­нитых произведениях искусства: "Дискобол", "Копьеметатель", "Кулачный боец".

Кроме совершенствования телосложения, можно решать и задачи лечебно-про­филактического характера (исправление осанки, борьба с плоскостопием и т. д.).

Лесгафт П.Ф. подчеркивал, что было бы принципиально неверным ограни­чивать физическое воспитание лишь заботой о развитии телесных качеств чело­века, что не менее важно научить каждого "изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к пре­пятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежу­ток времени сознательно производить наибольшую работу".

4. Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт

Ценностные ориентации на физическую культуру и спорт основаны на том, что сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, т. к. физическая культура и спорт - общепризнанные матери­альные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение при изучении личности. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для общества и человека. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духов­ной культуры личности, важными регуляторами поведения. Каждый тип культу­ры имеет свою специфическую систему ценностей.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосред­ственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от ква­лификации и возраста занимающихся сознательно создает на занятиях познава­тельные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся сами должны принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретае­мые занимающимися, служат их духовному обогащению, способствуют разви­тию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать сред­ства физического воспитания в повседневной жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие фи­зических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое усло­вие для нормального умственного развития. В результате осуществления физи­ческого воспитания повышается жизнедеятельность организма, что ведет к росту продуктивности умственной деятельности.

Под здоровьем понимается нормальное развитие всех органов и систем цело­стного человеческого организма, обеспечивающее его активную деятельность в конкретно-исторических условиях жизни.

Здоровье населения страны рассматривается как самая большая ценность, как условие для полноценной деятельности. На базе крепкого здоровья и хорошего раз­вития физиологических систем организма можно достигнуть высокого уровня раз­вития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уров­ня физических способностей, продлевая работоспособность людей.

Физические упражнения улучшают течение компенсаторно-приспособитель­ных реакций организма при старении, предупреждают его преждевременное на­ступление, замедляют инволюцию дыхательной функции, способствуют продле­нию жизни и творческой активности человека.

При решении любых специальных задач физического воспитания (спортив­ная тренировка, производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка и т. д.) обязательным должно оставаться достижение оз­доровительного эффекта.

В связи с этим одним из обязательных условий при занятиях физической куль­турой и спортом является медицинский и педагогический контроль за состояни­ем здоровья занимающихся со стороны преподавателя и врача.

Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития.

Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представите­лям других стран, к их обычаям, позволяют преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество.

Мощнейший прорыв в область высоких спортивных технологий во многих странах мира заставляет людей обмениваться новыми технологиями в изготовле­нии оборудования, инвентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригиналь­ных сооружений. Современные медицинские технологии позволяют использовать нетрадиционные средства фармакологической поддержки и восстановления ра­ботоспособности спортсмена. Эти технологии становятся достоянием всей ми­ровой спортивной индустрии.

Сегодня можно наблюдать высокую эффективность технологий в области методики спортивной подготовки, спортивной техники, программирования тре­нировок.

Все это свидетельствует о том, что спорт развивает и создает совершенно уникальную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью.

В дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. Уже сейчас спортсмены разных государств играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тре­нируются в национальных центрах, тренеры работают в различных национальных командах. Лучшие достижения в области науки и методики становятся достояни­ем всех спортсменов мира.

Физическая культура и спорт как часть экономической системы неразделимы в современных условиях. Спортивная индустрия включает в себя производство спортивных товаров, рекламный спортивный бизнес, профессиональный спорт, спортивные средства массовой информации. Интенсивная коммерциализация со­временного спорта связывается с получением доходов: от спонсорской деятельно­сти, от продажи телевизионных прав на трансляцию самых различных соревнова­ний, от рекламных кампаний, от продажи билетов, символики, от средств, получа­емых вследствие заключения контрактов со спортсменами, тренерами. В спортив­ную индустрию вовлекаются миллионы людей. Спорт создает рабочие места.

В высшем учебном заведении общее руководство физической и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоя­нием их здоровья возложены на ректора. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому вос­питанию студентов в соответствии с государственным образовательным стандар­том высшего профессионального образования, государственной программой воз­ложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физ­культурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с ка­федрой. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья сту­дентов в течение учебного года осуществляется здравпунктом вуза.

 

 

Лекция 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.