Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть III. Система образования и просвещение горожан в 1930 –е годы (на материалах Автозаводского района г. Горького).





На заре своего развития советская система образования и воспитания молодежи исходила, прежде всего, из тезиса, сформулированного В.И. Лениным, о том, что «вместе с преобразованием старого капиталистического общества учение, воспитание и образование новых поколений, которые будут создавать коммунистическое общество, не могут быть старыми» [24]. Он подчеркивал, что «старая школа» была «школой учебы, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний» [24], «старая школа вырабатывала прислужников» [24]. При этом глава советского правительства подчеркивал необходимость сохранение отдельных сторон «старой школы», так как «пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которое человечество выработало» в прошлом [24]. Перед системой образования ставилась задача подготовки всесторонне развитых членов коммунистического общества. «И нужно, что Коммунистический союз молодежи свое образование, свое учение и свое воспитание соединил с трудом рабочих и крестьян, чтобы он не запирался в свои школы и не ограничивался лишь чтением коммунистических книг и брошюр. Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать коммунистами», - отмечал В.И. Ленин [24].



Во второй половине 1920-х годов в связи с началом индустриализации на повестку дня был поставлен вопрос о политехнизации школьного образования.

В 1931 году в районе насчитывалось три школы: две фабрично-заводские семилетки (на Восточном и Западном поселках), в которых обучались советские ребята, и одна «особая» школа, предназначенная для детей иностранцев, трудившихся на Автострое [25]. Самая большая школа располагалась на Западном поселке – здесь обучалось примерно 1200 учащихся, и около 500 ребят посещали занятия на Восточном поселке [25]. На Западном поселке занятия проходили в небольшом холодном бараке и «мизерном доме» бывшей сельской школы (с 3 классными комнатами). Фабрично-заводская семилетка (ФЗС) на Восточном поселке располагалась в бараке. Заводская многотиражка констатировала в сентябре 1931 года: «Не говоря уже о полнейшей неприспособленности этих зданий, - они не могут удовлетворять предъявленным требованиям даже с количественной стороны» [25]. Обучение в ФЗС Западного поселка проводилось в три смены. Причем на площади в 20 – 25 квадратных метров размещалось по 30-40 человек [25].



В отношении политехнизации школ ситуация была крайне сложной. ФЗС должны были готовить кадры высококвалифицированных рабочих для будущего автогиганта. На практике в школе на Западном поселке имелось два холодных барака, отведенных под школьные мастерские (в одном из них было несколько тисков и сверлильный станок, в другом - верстаки). ФЗС на Восточном поселке школа располагалась в бараке, мастерских в ней не было. Обе школы осенью 1931 года заключили договоры с предприятиями - литейным цехом автозавода и гаражам 13 Стройтреста. «Однако дальше формального подписания договора дело не пошло. Никаких попыток дать учимся производственную практику, никакого содействия политехнизации со стороны предприятий-шефов не заметно», - отмечала газета «Автогигант» [25].

Первое время в школах катастрофически не хватало буквально всего - учебников и тетрадей, парт и стульев. Но самым главным был страшный дефицит квалифицированных педагогических кадров. В 1931 году в школе на Западном поселке насчитывалось 32 учителя, причем все - без высшего образования. Преподаватели первого концентра имели образование 9 классов школы, некоторые из них прошли краткосрочные курсы. Во втором концентре – преподаватели, закончившие педтехникум. Дело с учителями осложнялось еще и тем, что, несмотря на директивы ЦК, приравнявших педагогических работников в отношении снабжения к нормам промышленных рабочих, кооперативная организация в 1931 году долго не могла определиться, к какому списку – первому или третьему, отнести учителей [25]. В итоге - «качество учебы в школе, - писала заводская многотиражка, - не может стоять на высоком уровне. Слабость дисциплины мешает сколько-нибудь регулярно наладить занятия» [25].



В «особой» иностранной, или американской, школе (она располагалась на Американском поселке) условия для занятия иностранных детей были лучше, по сравнению с тем, как учились их советские сверстники. Но дело «скверно обстояло» с учебными пособиями, планами, программами, преподавателями [25]. В 1931 году эту спецшколу посещало 30 ребят, разделенных на две группы по знаниям, соответствующим 4 и 6 группам ФЗС. Педагогический коллектив состоял всего из двух учителей. Все занятия велись на английском языке. Ученики, распределенные на две группы, изучали русский, английский, финские языки, математику и обществоведение [25].

Осенью 1931 года ситуация в сфере образования района оставалась крайне сложной. Газета «Автогигант» писала, что если строительство новой капитальной школы ФЗС в Соцгороде «не будет форсировано (а на это есть все предпосылки), то вне стен школы остается 800 чел. детей» [26]. Строительство большой трехэтажной каменной фабрично-заводской семилетки Соцгорода (фабрично-заводская десятилетка № 1 имени Горького) задерживалось [27]. В дальнейшем с открытием в 1932 году этой первой капитальной школы положение в системе районного образования заметно улучшилось [28]. Процесс обучения стал системным и четким. И, по существу, именно с этой школы и начинается истории среднего образования на Автозаводе.

Изначально вся образовательная система района была сориентирована на подготовку кадров для Горьковского автозавода. Как и на других предприятиях страны в конце 1920-х – начале 1930-х годов, она строилась на идеях НОТ (Большую работу в этом направлении проводили Центральный институт труда (ЦИТ), возглавляемый А.К. Гастевым – основоположником советской научной организации труда) [29], концепции «непрерывного обучения» [30]. Кузницей кадров автогиганта называли Профтехкомбинат предприятия, историю которого, вероятно, следует начинать с 1931 года, когда стали действовать отдельные его структуры еще за пределами промышленного района [31]. Профтехкомбинат, размещавшийся в специально построенном для него громадном четырехэтажном корпусе, состоял из семи различных учебных заведений (школа ФЗУ; автотехникум; производственно-технические курсы; курсы по повышения квалификации инженеров, техников, мастеров; автошкола; филиал Горьковского индустриального института им. Жданова и рабфак) [32]. В 1934 году в Профтехкомбинате обучалось с отрывом и без отрыва от производства 5 000 человек [32].

В 1934 году газета «Автогигант» писала: «всего три года существует автозаводская школа ФЗУ. За этот срок она добилась немалых успехов. Во втором всесоюзном соревновании школа взяла 2- е место по Союзу. За три года завод получил 1251 человек квалифицированных рабочих из молодежи. Большинство наших ребят выпущено со 2-3 разрядами. После перестройки работы школы (срок обучения - 10 месяцев) мы даем выпускникам 3 и 4 разряды… В короткие сроки мы выпускаем квалифицированных токарей, фрезеровщиков, авторемонтеров, контролеров, слесарей… Все увидели, что фабзайец – достойная смена старых кадровиков» [33]. Бригадир ремонтной базы УРГАЗ Погодин отмечал: «Мне дали бригаду «фабзайцев». Их было 13 человек. Ну, думаю, будет с ними канитель! Но уже через некоторое время пришлось отбросить эту мысль. Я убедился, что в школе их воспитывают как сознательных, дисциплинированных рабочих социалистического завода» [34]. Дирекция завода всегда внимательно относилась к запросам ФЗУ. В 1934 году руководство автогиганта выделило дополнительно 36 000 рублей на питание, завком также передал 14 000 рублей «фабзайчатам» на питание [33]. В конце 1933 года в Гнилицах открылся ночной санаторий для учеников ФЗУ. Только за 7 месяцев работы санатория в нем отдохнуло 175 физически слабых учеников. Для «фабзайцев» здесь были созданы все условия. В санатории имелись музыкальные инструменты, разнообразные игры. В нем работал массовик, который проводил игры с отдыхающими [35].

В 1931 году на Автозаводе насчитывалось 3 школы [36], в 1934 году – 18 (из них: 12 начальных и 3 неполных и 3 полных средних школы) [57]. Если в 1930-1931 году учащихся насчитывалось 543 чел. [36], то в 1935 году – 9 451 чел. [53] Количество учителей на Автозаводе составляло в 1930-1931 году 25 чел. [36], в 1934 -1935 г. - 248 педагогов [53].

Автозаводские школьники начала 1930-х годов не только учились, но и активно занимались общественной работой. Пионеры в поселках, где они проживали, устанавливали шефство над бараками рабочих. Юные большевики в возрасте 10-14 лет проводили общие собрания жильцов, вывешивали плакаты и лозунги о подписке на займы пятилетки и выполнение Промфинплана, проводили субботники по уборке жилых помещений, боролись с пьянством и «религиозными заблуждениями» в среде рабочих, обучали их грамоте, устраивали концерты, проводили революционные праздники.

В школах практиковались социалистические соревнования за лучшую успеваемость учеников. Устраивались внутрисемейные соревнования между родителями и детьми. «Ребята вызывали отца или мать, работающих на заводе, быть примерными рабочими, и, в свою очередь, брали на себя обязательство - быть примерными учениками и пионерами. Причем по своей конкретности ряд таких договоров по соцсоревнованию мог служить образцом для взрослых», - отмечалось в отчете парткома автозавода за 1933 год [11].

В 1939 году на Автозаводе уже насчитывалось 30 школ, в которых обучалось более 16 000 школьников [53] и работало примерно 500 учителей [57]. Большая работа в эти годы проводилась в области ликвидации безграмотности (так, с 1936 г. по 1938 г. было обучено неграмотных 5492 чел., малограмотных - 7471 чел.; на 1 января 1939 г. в школах ликбеза обучалось неграмотных 1668 чел., малограмотных – 2987 чел.) [53].

Большую просветительскую работу проводила библиотека автозавода, которая начала формироваться в 1931 году. Первоначально она состояла из двух ящиков книг в вестибюле заводского комитета профсоюза. Потом ей передали две комнаты в нижнем этаже заводского клуба, в них расположились шесть стеллажей и два стола для читателей. Спрос на книги был колоссальным [37].

«Жажда знаний в те годы не знала предела», – отмечал И. Эренбург [39]. Особенно остро ощущалась нехватка художественной литературы [42]. Администрация предприятия постоянно организовывала поездки за книгами в Москву. Для увеличения книжного фонда партком и завком предприятия обратились в ЦК профсоюзов РАТАП и в правление Союза советских писателей с просьбой об оказании помощи книгами. Столичная библиотека иностранной литературы предоставила во временное пользование автозаводским коллегам одну большую передвижку [37].

Большую просветительскую работу проводила заводская библиотека (заведующие Зарубина, Чиркова, Т.Е. Вознесенская, И.И. Куприянов, В.Т. Солнцев). Опыта организации заводских библиотек тогда еще не существовало. Поэтому автозаводские библиотекари разработали собственную систему. Намного позже, в 1958 году, она была принята в качестве эталонной для построения структуры государственных и профсоюзных библиотек на крупных предприятиях. Основные фонды библиотеки разместились в 1932 г. Центральном клубе Соцгорода, а в производственных цехах были организованы ее филиалы.

Большинство читателей составляли рабочие, незначительную часть – ИТР и служащие. Учитывая низкий уровень грамотности своих читателей, библиотекой проводилось множество массовых мероприятий, рассчитанных на популяризацию книг и знакомство с ними именно малообразованных людей. Так, устраивались беседы, громкие читки, печатались специальные книги с крупным шрифтом. В 1934 году библиотечные работники приняли активное участие в Первомайской демонстрации, неся макеты книг, портреты писателей, лозунги, призывающие к чтению, содержащие информацию о книгах, пропагандирующие знания. Со специального красочно декорированного автомобиля разбрасывались листовки-приглашения в библиотеку с указанием адресов всех ее филиалов [37].

Вплоть до 1940 г. на заводе еще работали школы ликбеза, многие рабочие проходили обучение в учебных заведениях, кружках и на курсах и поэтому нуждались в самой разной литературе. С 1933 года начал работать созданный усилиями библиотечных работников кабинет самообразования, содержащий фонд справочной и учебной литературы, периодику, энциклопедии. Были составлены специальные тематические альбомы по ряду вопросов: 1) Программы учебных заведений, их адреса и правила поступления в них; 2) Подборки по актуальным темам жизни страны; 3) Советы, как выбирать и читать книги, вести конспект, готовить доклад и др. [42] Об открытии кабинета автозаводцев информировали специальные листовки, изданные тиражом 500 экз. и раздаваемые всем посетителям филиалов библиотеки. Формы работы кабинета отличались большим разнообразием: проводились групповые и индивидуальные консультации по разным вопросам, предоставлялись справки по запросам читателей, составлялись индивидуальные читательские планы с учетом предпочтений и требований конкретного человека, проводились лекции и беседы по политическим вопросам, истории партии, общеобразовательным дисциплинам, основам марксистско-ленинского учения и т.д. Одной из самых востребованных услуг была помощь в подготовке к поступлению в учебные заведения. Под эгидой кабинета самообразования действовало несколько организованных в соответствии с интересами автозаводцев кружков (английского и немецкого языка и др.). Одним из самых любимых был кружок популяризации науки. В лекционном зале проходили вечера занимательной физики, химии, биологии, математики, астрономии. После лекции Т. Горяинова об устройстве Вселенной по просьбам рабочих появился кружок астрономии. На крыше клуба был установлен телескоп, в который кружковцы наблюдали в теплые летние ночи движения небесных светил. Основной формой массовой работы с читателем были громкие читки [37]. Вот описание одной из читок: «Утро в прессовом цехе… еще через час позовет гудок на утреннюю смену, а в цехе людно. Народ спешит. Куда?

- «Пошли скорей! В цехе злоумышленник, - шепчет работница в красной косынке, подхватив свою подругу под руку. Подходя к цеху, она по складам прочла на афише одно это слово.

- «Пошли скорей, - торопит она недоверчивую подругу, - там разберемся на месте».

Красный уголок заполнен до отказа. Звучит рассказ Чехова «Злоумышленник». Рабочие слушают внимательно, с большим интересом. А дальше, как всегда, - большой разговор. Мало кто говорит о рассказе, все выступающие говорят о жизни, выступающие разоблачают цеховых воров, бракоделов» [37].

В 1934 г. на автозаводе были организованы двухмесячные курсы чтецов. На заводе по инициативе комсомольской организации молодые рабочие стали сдавать литературный минимум по «специальным маршрутам» (например, Бабель «Конармия», Новиков-Прибой «Цусима», Толстой «Петр 1», Гладков «Энергия» и др.) [40].

Библиотекой Горьковского автозавода, появившейся одновременно с началом его строительства, прилагались огромные усилия для ликвидации неграмотности и малограмотности среди рабочих, помощи в учебе, поступлении в учебные заведения, популяризации знаний. В пропаганде книги, в расширении читательской аудитории важная роль принадлежала заводской газете «Автогигант». Именно это печатное издание, появившееся в 1930 году, стало самой востребованной газетой рабочих, инженеров и служащих предприятия (главные редакторы С.Л. Козьменко, П.И. Бурага, В.Г. Макаров, Ю.В. Мирецкий, М.В. Кузнецов, М.В. Драгунов, М.А. Камчатов, А.М. Недосугов) [41]. Руководил заводским издательством И.В. Бибихин. Газета старалась объективно отразить все стороны жизни трудового коллектива. Ее корреспонденты (А.В. Рудаков, З.А. Розанова, И.О. Филиппов, П. Кузнецов, В.В. Ефимкин (Булыжник) и другие) принимали активное участие в решение сложных производственных вопросов, рассказывали о передовиках производства, оперативно реагировали на письма читателей. В 1934 году в газете появилось приложение «Литературный Автогигант». Заводская многотиражка был не просто газетой, а настоящим собеседником инженеров и рабочих.

В 1930-е годы росла сеть клубных учреждений. Так, в 1933 г. было 4 клуба (с пропускной способностью 1650 чел.) и один театр с пропускной способностью 930 чел. [58]. Большой популярностью у автозаводцев пользовались Центральный клуб Соцгорода (ЦКС) и Щитковый театр, а одним из любых форм проведения досуга – просмотр кинофильмов. В клубах демонстрировались последние новинки отечественной и зарубежной киноиндустрии. В 1930-е годы самым популярным фильмом стал «Чапаев». Вот что писала заводская многотиражка: Весть о прибытии фильма на Автозавод «быстро разнеслась по цехам и поселкам» [43]. Заявки на билеты даны уже на целую пятидневку. Театр Щиткового поселка «был набит битком» [43]. В первый день 29 ноября 1934 г. фильм посмотрело 906 чел. партийного и профсоюзного актива. Во второй день - рабочие механического цеха, вечером - работники центральной лаборатории, ОТК. 1 декабря - 1 760 рабочие прессового цеха, типографии «Автогиганта» и ИТР. За три дня фильм посмотрели 4 143 человека. Рабочий Семенов отмечал: «Я не могу вспомнить на одного кинофильма, такого захватывающего, как «Чапаев»… от каждого кадра фильма… веет жизненной правдой» [43]. Массового зрителя собирали киноленты «Бэлла», «Завтра ночью», «Тарас Трясила», «Москва – Кара-Кум – Москва» и др. В ККЗ, Щитковом театре, ЦКС часто устраивались спектакли.

В конце 1930-х - начале 40-х гг. исторический жанр в кино активно развивался и пользовался огромным успехом у зрителей. Примерами этого могут служить фильмы «Петр I», «Салават Юлаев», «Гибель «Орла»», «Суворов», «Богдан Хмельницкий», «Александр Невский», «Минин и Пожарский» и др. Перед демонстрацией фильмов зрителям показывались кадры великих строек индустриализации, заводы, музеи, концертные залы и другие достижения страны, тем самым подчеркивалась мощь и величие Советского Союза. Большинство из этих фильмов не сходили с экранов кинотеатров годами. Активное сотрудничество литературы и кино, несомненно, способствовало популяризации художественных произведений. Для постановки или экранизации отбирались безупречные в художественном и идеологическом отношении произведения именно в связи с огромным воспитательным воздействием радиопостановок, фильмов и спектаклей. Например, Ф.И. Шаляпин, рассказывая о своем посещении фильма «Петр I», отмечал, что «получил удовольствие» и ушел, «по уши переполненный гордостью за Русь» [38].

Итак, в период 1930-х годов наблюдалось динамичное развитие образовательной сети промышленного района. Школы, библиотеки проводили большую работу с населением Автозавода. Многие «вчерашние крестьяне» благодаря колоссальной просветительской деятельности становились грамотными, приобщались к произведениям мировой художественной культуры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.