Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть II. «Квартирный вопрос» в советском городе 1930-х годов (на материалах Автозаводского района г. Горького)





 

В конце 1920-х годов в СССР активно разрабатывались модели будущего общества. Люди, окрыленные революционными идеями, стремились перевернуть сложившиеся представления о системе общественных отношений, быте, семье. Взгляды социалистов-утопистов (Ш.Фурье, Р. Оуэна, Н.Г. Чернышевского), оказавшие огромное влияние на формирование нового мировоззрения, стали воплощаться в жизнь. Советский Союз стал крупнейшей экспериментальной площадкой по формированию «нового», социалистического микрообщества и человека труда. В этот процесс были включены структуры власти, общественные организации, органы образования и просвещения. На формирование нового мировоззрения человека влияло все его окружение, начиная от трудового коллектива и заканчивая семьей. Все элементы, связанные с образом жизни трудящегося, напрямую или косвенно формировали его социалистического сознание: производственные отношения (ударничество, взаимопомощь, рационализаторство и др.), досуг (спортивные мероприятия, турпоходы, посещение театра, кино, лекций, чтение книг и периодических изданий и др.), быт (дома-коммуны, совместные мероприятия жильцов дома, товарищеские суды и т.д.). Жизнь советского трудящегося должна была проходить в новых условиях, которые нашли воплощение в концепции социалистического города. Соцгород при автозаводе должен был представлять собой новые основы жизни, новые формы бытия.



ГАЗ должен был стать первым предприятием в СССР по массовому производству автомобилей. В связи с этим ряд вопросов приобретал огромное значение для интенсификации производства: в каких условиях будет жить рабочий, может ли рабочий целиком отдаться делу освоения техники и т.д. «Больше времени для технической учебы…! Больше времени для общественной работы, для поднятия культуры! Больше времени для культурного времени, спорта и разумных развлечений!», - такие требования предъявлялись к авторам проектов [16]. Новый город должен быть просторен, благоустроен, богат зеленью, иметь площади, парки, бульвары, где десятки тысяч рабочих с семьями могли бы одновременно отдыхать [17]. Большое внимание в городе будущего уделялось вопросам гармоничного развития детей и молодежи. Город социализма – это город здоровых людей. В новом городе планировалось возвести «цехи здоровья» - стадионы для десятков тысяч трудящихся. «Жалкие конурки капиталистического общества вскармливали унылый, мрачный быт. Нам нужны новые основы жизни… Церковь, карты, пьянство и поп – вот что было «культурным» уделом рабочего при капиталистическом строе… Нам же надо превратить наш город в школу культуры», - отмечал И.М. Ашавский [16]. Все аспекты будущей урбанистической системы имели одну важнейшую цель - формирование нового типа человека. Вместе с тем, комфортное жилье, парки, скверы, т.е., вся совокупность элементов соцгорода, должна была поднять на новый уровень качество жизни «человека труда». Модель соцгорода по своей сущности была антропоцентричной. На «повестке дня» у советских архитекторов оказались вопросы, связанные с развитием и функционированием института семьи, вопросы «раскрепощения» женщин от домашнего хозяйства и вовлечения их в производство, вопросы воспитания детей, проведения массовой культурно-просветительской работы, организации общественного питания и многие другие. Важным моментом в концепции соцгорода было деление его на зоны - промышленную, «зеленую» и жилую (идея была сформулирована Н.П. Милютиным) [18]. Это нашло отражение в разрабатываемых проектах Соцгорода автозавода. В 1929 г. началась работа по его планировке. Застраивать соцгород предполагалось жилыми комбинатами (с полным обобществлением быта) и домами квартирного типа, но так, чтобы их можно было легко перевести в дома- коммуны [16]. Советское правительство поручило подготовить проект американской фирме «Остин и К», разрабатывавшей чертежи заводских корпусов [53]. В 1929 -1930 гг. прошел всесоюзный конкурс на проект Соцгорода автозавода. Победу в нем одержал проект соцгорода, подготовленный коллективом из восемнадцати студентов МВТУ под руководством архитектора А.Г. Мордвинова. Проект МВТУ был доработан специалистами американской кампании «Остин», а в дальнейшем архитектором Зильбертом.





Рассмотрим более детально проект Соцгорода (МВТУ-«Остин и К.»- Зильберта), принятый к исполнению. Соцгород располагался на западе от завода. В планировке использовалась схема с тремя пересекающимися магистралями и общественным центром на стыке трех функциональных зон: производственной, селитебной и зоны отдыха. Соцгород отделялся от предприятия широкой полосой «зеленой зоны». Город намечался в составе 12 прямоугольных кварталов – каждый с числом населения 6 000. Линии улиц - прямые и ровные. Первая очередь (ближе к заводу) над площадью состояла из 6 кварталов, расположенных попарно. От второй очереди они были отделены площадью, стадионом и малым парком в 14 га. Между первой группой кварталов и заводом были расположены основные коммунальные и пищевые предприятия: хлебозавод, фабрика-кухня, сеть складов, баня, прачечная. К ним примыкал торговый сектор с центральным универмагом. Ниже дороги, в зеленой «полосе», размещалась центральная поликлиника. Далее шли Дом Советов, пожарная охрана, центральная гостиница, окаймляющие площадь с одной стороны. Центральная часть города - это площадь с Дворцом культуры. Она соединялась с парком и стадионом. В верхней своей части малый стадион переходил в детский парк (с пионерским клубом), который, в свою очередь, стыковался со «школьной линией». В ней располагались детские образовательные учреждения соцгорода. В каждом квартале была своя школа политехнического типа с мастерскими. Она занимала участок в 3,6 га. На школьной площадке организовывалась спортплощадка и разбивался огород. Все учебные заведения были соединены между собой в одну линию. Первичное звено города - это квартал. Они состоял из трех секций по десять домов в каждой. Дома располагались в две линии, разделенные бульваром. Это была внутренняя часть квартала, в которой размещались детские сады и ясли. Между секциями квартала был поперечный разрыв. Дома-коммуны представляли собой пять четырехэтажных корпусов, соединенных между собой переходами в один комбинат. В каждом корпусе должно было проживать 200 чел. Общее количество жильцов дома-комбината составляло 1000 человек. Предполагалась, что на одного жильца будет приходиться 9 кв.м. площади. Для семей предусматривалось вселение в несколько комнат, соединенных между собой. Комната (кабина) для одиночек (9 кв.м.) была длинной и узкой и напоминала по форме пароходную каюту. В ней устанавливался умывальник с горячей и холодной водой. На каждом этаже размещалось до 30 комнат по обе стороны от коридора, который в середине прерывался и превращался в широкий открытый «салон», где, по мысли проектировщиков, можно было организовать читальню или красный уголок. В одном конце коридора была небольшая кухня, две уборные и ванные с душами для обслуживания всего этажа. Служебных помещений (кладовок, погребов, комнат для стирки мелких вещей) не было предусмотрено. Второй конец коридора соединялся с поперечными крытыми галереями, ведущими в столовую-клуб. Все функции организации питания предполагалось обобществить. В просторном зале второго этажа столовой-клуба жители комбината должны были получать весь свой дневной рацион питания. Продукты в столовую поступали с фабрики-кухни. Рядом со столовой располагались умывальники и уборные. Весь первый этаж предусматривался для проведения культурно-просветительской работы. Клуб закрытого типа состоял из большого и светлого физкультурного зала – для организации массовых зарядок. Он же был рассчитан для проведения собраний и просмотра кинофильмов. Рядом с залом размещались душевые кабины, кабинет врача, комната игр. В состав клуба входили комнаты для проведения занятий в кружках (воинский кружок, политкружок, женский кружок, радиокомната, шахматно-шашечная комната). Отдельное помещение занимала библиотека с громкой и тихой читальней. На первом этаже клуба-столовой размещался вестибюль с раздевалкой. К нему примыкали комнаты для почты и сберкассы. В жилом комбинате должны были работать магазин мелко-хозяйственных и санитарных предметов, телефон, парикмахерская. Клуб-столовая была обращена к югу, к уличной стороне квартала. С другой стороны (во внутриквартальном бульваре) каждый комбинат был соединен теплым переходом-галереей с яслями и детским садом. В каждом квартале, состоящем из 30 домов, планировалось построить два жилых комбината (по 5 домов с каждой стороны). Остальные дома квартала - обычного квартирного типа. Они состояли из 36 квартир, 2,3 и 4-комнатных по планировке. На площадке располагалось три квартиры. В дальнейшем предусматривалось, что дома с индивидуальными квартирами будут перестраиваться под дома обобществленного типа. В проекте соцгорода предполагалось, что треть жителей района с самого начала будет проживать в обобществленном секторе. Поэтому для нормальной жизнедеятельности соцгорода необходимо было построить мощную производственно-техническую базу. Важнейшим ее звеном являлась фабрика-кухня, которая должна была обеспечить питанием население соцгорода. Предполагалось, что фабрика-кухня будет охватывать 100 % жителей в снабжении дневным рационом питания (а трудящихся, проживающих в квартирных домах, - полуфабрикатами). В отношении торговой сети была сохранена установка на минимальный размер необобществленного товарооборота. В каждом квартале предполагалось возвести два магазина предметов широкого потребления и два-три универмага промтоваров для всего города [16].

Автозаводский селитебный район стал организовываться в 1930-1931 гг. Новаторские идеи советских градостроителей расходились с реальностью. Строители автогиганта жили в палатках, землянках, общих бараках, снимали углы в деревнях, расположенных недалеко от заводской площадки. Был огромный дефицит жилой площади. Первое время быт жителей промышленного района отличался аскетизмом. Первое время поселки района не отапливались, люди жили в холодных помещениях. Из воспоминаний О.М. Пряничниковой: «Нас поселили в фанерные бараки. Встанешь иногда, а волосы примерзли. Еле-еле отдерешь» [19].

16 мая 1930 г. после полученного от компании «Остин» доработанного проекта МВТУ началось официальное строительство соцгорода автозавода. В этот день был заложен первый камень в основание дома-коммуны (сейчас это дом № 2 по пр. Молодежному) [20]. Программа 1930 г. по строительству объектов Соцгорода не была выполнена. Перед жильцами каменных домов возникло множество бытовых трудностей: проблемы с водой, отоплением и уборными. Качество выполненных работ было низким. Стены и двери были звукопроводимыми, трубопровод был проложен по наружным стенам комнат. Корпуса были сырые и холодные. В комнаты 9 кв.м., рассчитанные на «одиночек», вселяли семьи по 2-3 чел. Одна кухня с небольшой плитой на весь этаж не могла удовлетворить потребности жильцов. Котельная и канализация не работали. Бытовые звенья комбината - клуб-столовая и ясли - не строились. По существу, идея жилых комбинатов как центрального звена в системе Соцгорода на практике оказалась дискредитированной [16]. В первом жилом комбинате была возведена столовая-клуб (октябрь 1930 г. - май 1931 г., проект компании «Остин» [21]). Но с самого начала функционирования этот объект превратился в культурно-просветительское учреждение района. Всего было сооружено три жилых комбината, два из них - без клубов-столовых [21]. Первые 45 домов Соцгорода, расположившиеся в три линии, были лаконичны по своему оформлению. Особенности планировки зданий и отсутствие декора придавали домам вид «коробочек» (как их называли жители района в то время) [21]. Еще одна, четвертая линия, была построена на пр. Кирова. Проекты этих домов были разработаны ИННОРСом. Они были более комфортабельными, по сравнению с первыми линиями Соцгорода.

Уже в конце 1930 г. стало ясно, что возводимые каменные дома не будут построены к пуску завода. И даже с учетом их ввода они все равно не смогут обеспечить жильем всех рабочих. ВСНХ и ВАТО приняли решение срочно построить не менее 300 деревянных двухэтажных щитковых и каркасных домов [22]. Щитковые и каркасные дома были квартирного типа. Институт «Стандартгорпроект» и сектор городского проектирования строительного управления Автостроя внесли коррективы в генплан Соцгорода. В кварталах щитково-каркасного строительства не было предусмотрено канализации: туалеты планировались на улице. Водоснабжение должно было осуществляться через колонки. Темпы строительства щитковых и каркасных домов были ускоренные. За 1931 г. было возведено более 150 двухэтажных щитковых и 40 каркасных домов [21].

В 1930-1931 гг. возникли первые поселки рабочего района: восточный, американский, адмцентр, гаваньский, западный, старо-северный. Силами Автостроя было спроектировано около 150 бараков на территории временных поселков [21]. Они застраивались без определенного плана, располагались на местах, не требующих каких-либо значительных затрат на подготовительные работы. Такой метод освоения привел к их разбросанности, в отдельных случаях - к размещению поселков в границах промышленной площадки и территории, занимаемой в дальнейшем под капитальное городское строительство [21]. Исключение из общей картины временных поселков представлял собой элитный «американский поселок» (еще одно, более позднее, название - Приокский), возведенный за период 1930-1931 года и предназначенный для расселения иностранных специалистов. Дома элитного поселка соответствовали американским стандартам, причем это признавали сами иностранцы. В квартирах для иноспециалистов устанавливались раковины, умывальники, ванны. Вода, подаваемая в дома, была как горячей, так и холодной, что было большой редкостью для жилищных условий советских граждан. Каждый из домов снабжался аппаратом для нагрева воды. В поселке была построена центральная тепловая станция для отопления жилищ, центральная прачечная, оборудованная трубами, раковинами, лоханями и стоками для воды [54]. В Американском поселке был клуб, детский сад, магазины. Была своя спортивная площадка, на которой дети играли в футбол, а взрослые - в баскетбол. К 1933 году в поселке стала работать баня, парикмахерская, почта-телеграф, сберкасса.

В августе 1931 г. в распоряжении автозавода имелся 21 каменный дом, 18 стандартных, в американском поселке - 27 домов, зимних бараков, 2 городских дома (общей площадью 46 199 кв.м.). Этого было крайне недостаточно – в очереди на получение жилплощади лежало до 5000 заявлений рабочих [47]. Кроме того, жилая площадь Соцгорода в санитарном отношении создавала угрозу эпидемии. В квартирах не работал водопровод, не действовали уборные (туалеты в каменных домах до 1933 года располагались на улице) [47]. Как отмечалось в документах, «квалифицированная рабочая сила бежит из грязных бараков» [48]. Доходило до того, что «квартирный вопрос» на Автозаводе иногда приходилось «решать с боями», с привлечением милиции.

Еще в 1931 г. было принято решение об изменении генерального плана Соцгорода. В октябре 1931 г. к проектировочным работам был привлечен «Стандартгорпроект», с которым Автострой заключил договор на последующую планировку автозаводского городского района. Перед «Стандартгорпроектом» ставилась задача на основе проекта «МВТУ-«Остин и К.»-Зильберта» создать план развития города, рассчитанный на три этапа: 1) город на 80 тыс. чел, 2) до 130 тыс. чел., 3) до 200 тыс. чел. [53]. В 1932 г. новый проект Соцгорода был подготовлен. В нем была учтена застройка каменными, щитковыми и каркасными домами. Причем по плану два последних типа домов заняли всю юго-восточную и юго-западную часть, отведенную под парк и стадион [21].

В плане Соцгорода осталась идея широких проспектов. В окружении уже возведенных домов создавались новые кварталы. По форме это были замкнутые прямоугольники, состоящие из 6-8 домов. Внутри квартала располагались детские учреждения, школы, площадки. На первых этажах домов размещались магазины. В генеральном плане появились 3-12 кварталы в центральной части соцгорода, кварталы на северном поселке и в западной части района.

 

В 1934 г. была полностью закончена застройка центральной части города капитальным домами.

На 1 января 1934 года в жилом фонде района было 297,5 тыс. кв. м., при этом удельный вес каменного жилья составлял только 22,2 % [55]. Как отмечалось в отчете Автозаводского райсовета, «большая часть барачного фонда к 1934 году составляла бараки общежитного фонда, неудобные для жилья и мало отвечающие требованиям санитарии» [55]. В 1934 году на одного жителя района приходилось лишь 2,8 кв. м. жилой площади [55]. В 1935 г. жилая застройка Автозавода имела следующий вид: 1) постоянное строительство (Соцгород, Американский поселок, облегченные кварталы (щитки)); 2) временные поселки (Восточный, Адмцентр, Западный, Ново-западный, Гавань, поселок Водозабор, Северный, Ново-северный, поселок РЖСКТ и Гужобоза); деревни (Монастырка, Малышево, Карповка, Гнилицы, Стригино) [53]. В 1935 г. общая численность жителей, расселенных во временных поселках, составляла 36-38 тыс. чел. [53].

В 1933 году вышло Постановление СНК Союза о расширении производственных мощностей Автозавода со 140 000 до 300 000 автомобилей в год. Это решение привело к тому, что разработанный Горстройпроектом (до этого - «Стандартгорпроект») эскизный проект планировки Автозаводского района был снят с рассмотрения СНК РСФСР. Его постановлением от 20 сентября 1933 года было предложено НКТП представить новую схему планировки города при Автозаводе [53]. Группа Горстройпроекта под руководством архитектора Д.С. Меерсона приступила к разработке планировки Соцгорода автозавода.

В 1935 году схема распределения территории была принята Горьковским крайисполкомом. На совещании предлагалось «работу по составлению генерального плана вести с расчетом полного окончания его к 1 ноября 1935 года» [53]. Предварительная схема была одобрена экспертной комиссией сектора планировки ВСНХ при ЦИК Союза и Бюро Главного архитектора НКТП на совещаниях 27 сентября и 3 октября 1935 года [53].

В проекте, разработанном Д.С. Меерсоном, были сохранены принципы функционального зонирования территории и комплексного обслуживания населения. Он учитывал раннее принятую к исполнению градостроительную концепцию МВТУ-«Остин и К»-Зильберта. Более того, Д.С. Меерсону необходимо было «вписывать» в проект развития Соцгорода уже возведенные в центральной части района сооружения и «решать вопрос» с временными поселками. По этому проекту Автозаводский селитебный район с населением 260 тыс. человек разбивался на 5 культурно-бытовых районов, тяготеющих каждый к своему центру и имеющих в своих границах учреждения всех видов обслуживания. Свободные территории между селитебным районом и заводской площадкой, а также - железнодорожной веткой, были намечены для организации пояса зеленых насаждений вокруг города и устройства подсобных огородных хозяйств. Планом предусматривалось два типа строительства. Первый - капитальная застройка. Она подразумевала возведение пятиэтажных многоквартирных домов с полным внутренним благоустройством. В прибрежной полосе кварталов, а также в кварталах вблизи городского парка проектировалось шестиэтажное строительство [56]. Второй тип застройки - это индивидуальные поселки, состоявшие из одноэтажных и, частично, двухэтажных деревянных двухквартирных домов, рассчитанных на две семьи [56].

Планом распределения численности жителей по типам застройки предполагалось, что в кварталах капитальной застройки будет проживать 253 тыс. чел.; в северном поселке индивидуальной застройки – 4 тыс. чел.; в западном – 2 тыс. чел.; в американском – 1 тыс. чел [56]. Садово-парковая зона должна была составлять почти четверть от общей площади района (включая заводскую территорию). Кроме того, в Стригинском бору за пределами района предусматривалась организация «центрального» ПКО [56]. В Соцгороде планировалось создать разветвленную сеть культурно-просветительских учреждений. Особое внимание в проекте Соцгорода уделялось развитию физкультуры и спорта [23]. Планом предусматривалось динамичное развитие города до 1955 года [56]. Заметим, что война с фашистской Германией не позволила реализовать эту интересную градостроительную концепцию на практике.

На 1935-1941 гг. приходится следующий этап в процессе градостроительного развития Автозавода. В этот период каждое здание приобрело свой «авторский почерк».

В 1935 г. закладывается квартал № 8. Проект был разработан архитектурной мастерской братьев А. и В. Весниных. Каждый дом этого квартала имеет свои особенности. В сер. 1930-х годов был построен квартал № 3. С 1936 г. по 1940 г. был возведен квартал № 4 - «серо-бусыгинский». Проект разрабатывала московская мастерская профессора И.А. Голосова (авторы - арх. Л.К. Дюбен и Н. Иванов). Квартал № 4, состоящий из шести домов, отличается монументальностью форм и строгостью композиции [21].

Заметим, что в 1938-1939 гг. на волне шпиономании и борьбы с вредительством начинается очередная «ревизия» проектов, по которым уже были построены и продолжали возводиться жилые комплексы в Соцгороде. В «Отчете Автозаводского райсовета о работе за 1934-1938 год (к выборам в местные советы в 1939 г.)» отмечалось, что в результате подрывной деятельности «врагов народа, бухаринско-троцкистского охвостья» в жилищном строительстве района был допущен ряд просчетов: слабое использование нижних этажей многоэтажных домов под помещения для обслуживания повседневных нужд населения (пошивочные мастерские, ремонтные и т.д.); большое количество четырех и пятикомнатных квартир; многоэтажное строительство, что замедляло сдачу нижних этажей в эксплуатацию; архитектурное оформление в первые годы (до 1935-1936 гг.) страдало примитивностью и упрощенчеством, а в последующие два года (1937-1938 гг.) - в ряде случаев - сложной формой архитектуры (корпус квартала № 3 и № 8 и др.) – это увеличивало объем проводимых работ и оттягивало сроки сдачи домов в эксплуатацию; «увлеченность» венчающими карнизами с большими выносами, балкономанией и другими ненужными «излишествами». Но, несмотря на «критику», никаких конкретных решений в отношении изменения архитектурной композиции, строящихся жилых комплексов, не было принято. На 1 января 1939 г. жилой фонд района составлял 509,8 тыс. кв.м. (удельный вес каменного - 27,5 %) [52]. Достаточно динамичное развитие Соцгорода было прервано начавшейся войной. Период 1930-х годов являлся одной из самых ярких страниц в градостроительном развитии промышленного района. В годы первых пятилеток Автозавод стал одной из самых масштабных в стране экспериментальных площадок по созданию новой концепции города. Впервые не только в российской, но и в мировой истории в градостроительной теории и практике в широком формате был поставлен вопрос о влиянии городской среды на образ жизни человека. В развитии архитектурного ландшафта Соцгорода автозавода 1930-х гг. нашли отражение наиболее новаторские подходы и идеи, которые разрабатывались ведущими архитекторами. На протяжении 1930-х гг. проект Соцгорода претерпевал неоднократные изменения: от концепции города-коммуны, ориентированной на полное обобществление быта, до традиционной городской системы, сохранившей индивидуально-семейный принцип организации жизни. Уже с первых лет реализации на Автозаводе новой градостроительной парадигмы «кабинетные идеи» входили в острое противоречие с действительностью, что, в конечном итоге, отражалось на облике Соцгорода.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.