Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Почему важен предмет





Герменевтики?

 

ПЛАН ГЛАВЫ:

1. Важность Слова Божьего.

2. Природа слова Божьего.

3. Место герменевтики в пирамиде построения веры.

4. Важность верного толкования Писания.

1. Важность Слова Божьего.

 

Во-первых, важность умения верно толковать Слово Божье проистекает из невероятной важности самого Слова.

 

2 Петра 1-3

 

Слово Божье обладает столь радикальной важностью для всего христианства. Но чтобы Слово имело такое воздействие на отдельных людей и всю церковь, оно должно быть верно истолковано. Иначе мы не можем соприкоснуться с ним, а соприкасаемся с ересью, которая имеет авторитет истинного Слова Божьего, т.к. мы считаем, что верно понимаем Писание. Последствия такого заблуждения невозможно переоценить. Они ужасны.

 

Углубление: Более глубоко этот вопрос освещается в курсе ЦБША №1: «Библиология» и серии проповедей Н.Скопича «Затерявшаяся книга Бога».

Резюме раздела:

 

2. Природа Слова Божьего.

 

Вторая причина, по которой мы признаем высокую важность герменевтики, заключается в самой природе Слова Божьего.

Обычно мы понимаем то, что слышим или читаем, естественным образом (спонтанно). Правила, по которым мы толкуем сообщение, действуют автоматически и неосознанно. Когда что-либо препятствует естественному пониманию значения, мы начинаем обращать больше внимания на те процессы, которые происходят при понимании (например, при переводе с одного языка на другой или при разговоре с кем-то, когда мы обнаруживаем, что неверно друг друга понимали). В сущности, герменевтика - это кодификация процессов, которые мы обычно используем неосознанно при понимании значения сообщения. Чем больше возникает препятствий для спонтанного понимания, тем больше проявляется потребность в герменевтике. Мы можем назвать это простым здравым смыслом, который мы употребляем в общении (например, это можно увидеть из того, как мы понимаем письмо, или инструкцию к чему-либо).



 

Когда мы толкуем Писание, на пути спонтанного понимания исходного значения сообщения встречается множество препятствий, которые относятся к природе записанного Слова Божьего.

 

Во-первых, существует пропасть во времени, отделяющая нас от авторов оригинального текста и его первоначальных читателей. Отвращение Ионы к ниневитянам, например, становится более понятным, когда мы имеем представление о крайней жестокости и греховности жителей Ниневии.



 

Во-вторых, существует культурная пропасть, разделяющая древних евреев и нашу современную цивилизацию.

 

Третье препятствие для спонтанного понимания библейского текста - языковая пропасть. Библия написана на еврейском, арамейском и греческом языках, которые имеют совершенно другие структуры и идиоматику по сравнению с нашим языком. Представьте себе, как бы исказилось значение фразы, содержащей выражение "сесть в лужу" или "водить за нос" при переводе на другой язык, если бы переводчик не знал переносного значения выражений "сесть в лужу" или "водить за нос".

То же самое может случиться при переводе с других языков, если читатель не знает, что такие выражения как "Бог ожесточил сердце фараона" могут содержать в себе еврейские идиомы (образные выражения), которые, если их перевести на русский язык буквально, могут изменить оригинальное значение этой фразы.

 

Четвертое серьезное препятствие - мировоззренческая пропасть. Взгляды на жизнь, быт, природу Вселенной в одной культуре отличаются от взглядов в других культурах. Чтобы верно передать послание из одной культуры в другую, переводчик или читатель должен быть знаком со сходством и различием в мировоззрении.

 

Таким образом, герменевтика необходима ввиду существования исторической, культурной, языковой и мировоззренческой пропастей, которые препятствуют спонтанному и точному пониманию Божьего Слова. Т.е. герменевтика - это мост, пролегающий между ситуацией, в которой находится Слово, и ситуацией, в которой находится читатель или слушатель.



 

 

 

 

 

Герменевтика является необходимой дисциплиной в связи с тем, что толкователи Библии не боговдохновенныи не всезнающи. Фундаментальные принципы истолкования необходимы для того, чтобы построить мост между разумом толкователя и разумом Библейского автора.

Бернард Рамм в книге Протестантская Интерпретация Библии (Bernard Ramm,Protestant Biblical Interpretation, 4) пишет:

“Люди одной культуры, возраста и географического месторасположения понимают друг друга сравнительно несложно. Принципы смысла и истолкования закладываются с детства при первых попытках говорить. К тому времени, когда ребёнок становиться взрослым, принципы интерпретации становятся для человека настолько привычными, что он не замечает и не осознаёт их. Но когда толкователь разделён культурно, географически и исторически от писателя, которого он пытается истолковать, интерпретация становится куда более сложной. Чем больше исторические, культурные и географические различия, тем более трудным становиться истолкование. Читая Библию, мы сталкиваемся с огромным количеством того, что отличается от нас и нашего времени”.

 

Резюме раздела:

3. Место Герменевтики в пирамиде построения веры

Место Герменевтики в процессе Богословия и практики христианской жизни[1].

A. Канон.   Канон означает «правило», «стандарт». Изучение канона - это изучение различий между теми книгами, которые отмечены печатью Божественного вдохновения и теми, которые не отмечены такой печатью.   1. Богодухновенность «Богдухновенность» означает «выдох» или «дыхание». Это говорит о том, что Писание - это то, что «выдохнутое самим Богом». Все, что написано в Писании есть ничто иное, как слова Самого Бога.   Два текста, которые указывают на богодухновенность Священного Писания:   1) 2 Тимофею 3:14–17 v Писания – эксклюзивны. Павел говорит: «пребывай в том, чему научен». Тимофею не нужно добавочного материала, теорий, философии для успешной радостной целостной христианской жизни. Писания, включающие канонические книги Ветхого и Нового заветов, являются эксклюзивным содержанием всей христианской жизни.   v Писания – крайне необходимы. Павел пишет Тимофею: «пребывай в учении». Это требует дисциплины ума и желаний, усилия воли, стойкости, верности, воздержания...   v Писания – «священные» (hieros). Термин, близкий по значению к hagios (святой) указывает на превосходство всего Писания над другими книгами и на уникальность, неповторимость Писаний. Поэтому душепопечение, основанное на Писании, уникально и производит уникальные неподдельные перемены.   v Писания – «могут», то есть способные или сильные сделать мудрым ко спасению. 1Кор 1:23, 30; Иоан 20:31.   v Писания – «богодухновенны». Это не вдохновение, которое испытывает поэт, художник, музыкант, монах. Не авторы вдохновенные, а Писания. «Если бы в буквальном смысле вы слышали Его голос, то вы не услышали бы ни больше ни меньше, и ничего другого, что Бог уже сказал в этой книге».[2]   v Писания – полезны. Библия не дана нам, чтобы просто удивить нас или удовлетворить наше интеллектуальное любопытство. Она дана нам, чтобы произвести действительную пользу. Пренебрегать ею, полностью или частично – это грех. Использовать ее просто для библейских КВН или умственных задачек и не знать, как вести себя на работе в среду, - значит грешить против нее. Поскольку здесь нет бесполезного или лишнего материала, все в ней полезно. Поэтому необходимо тщательно изучать каждое слово и каждый стих и каждую книгу с целью конкретных перемен в жизни. Павел говорил об этом Тимофею в 2Тим 2:15, чтоб он аккуратно и серьезно относился к слову. Петр, предупреждая верующих, говорил об опасности искажения какой либо его части (2Пет 3:16).   v Писания – достаточны. В 17 стихе Павел говорит: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Разными фразами здесь показана достаточность Писания: «да будет совершен», «ко всякому доброму делу», то есть для каждой ситуации в жизни; «приготовлен» или оснащен подобно кораблю, отправляющемуся в далекое плавание.   2) 2 Петра 1:16–21 v Подлинность Писания, стихи 16–18: o Содержание апостольского свидетельства; o Состоятельность апостольского свидетельства.   v Превосходство Писания, стих 19 o Вернейшее – более верное, чем видения и чудеса; o Пророческое – сверхествественное Божье откровение; o Сияющее – мир со своею мудростью - очень темное место; «везде одни догадки», но истина Христа – свет.   v Происхождение Писания, стихи 20–21 o Не в человеческом сердце, разуме; o Не по воле человеческой; o Работа Духа Святого.   2. Непогрешимость Писания Служитель должен быть уверен, что все, сказанное в Библии, истинно и достоверно.   (Одна мусульманка, отвечая на вопрос «что она думает о том, что небеса приготовлены только для мужчин», сказала: «Мне эта часть не нравится»).   «Если вы верите, что Писание - это непогрешимое, полное откровение Божьей воли человеку, вы подчинитесь ему, нравится вам что=либо в нем или нет. Если же вы имеете другой взгляд на Писание, тогда вы попытаетесь подчинить его вашей логике, принимая то, что хочется и отвергая то, что вам не нравится. В тот момент, когда вы решаете, какие части Писания авторитетны, а какие нет, вы сползаете в болото субъективизма... Как только вы добавляете иной стандарт для вашей веры и поведения, вы обворовуете авторитет Писания».[3]   Люди, писавшие Библию, были уверены, что записывают именно то, что Бог вложил им в сердца. Они не уходили от формулировки слов, которую давал им Бог, при этом не теряя характерную им стилистику и личностные особенности.   3. Авторитет Писания Богодухновенность и непогрешимость Писания ставит нас перед фактом: нам придется либо полностью смириться перед его абсолютным авторитетом, либо утверждать свой авторитет в противовес Божьему, что есть явным бунтарством против Создателя.   4. Достаточность Писания Писание не содержит буквально всего. Это не учебник по химии, кораблестроению, композиции, аэронавтике, хирургии. Оно и не претендует на достаточность в этих вопросах. Но оно достаточно для здоровья внутреннего человека, для богоугодной жизни, которую человек должен прожить перед Богом, ежедневно изменяясь в образ Христа.   «Наша проблема не в том, что мы не имеем чего–то достаточно в Библии, но в том, что мы не имеем достаточно Библии в нас... Даже если б мы изучали ее всю жизнь, мы все равно не сможем исчерпать всех принципов душепопечения, сокрытых в этом Богом данном источнике».[4]   «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удаливишись от господствующего в мире растления похотью»2Пет 1:3–4 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет»Псалом 1:1–3   v 1 стих – блажен - это прилагательное в превосходной степени, т.е. многократно благословен человек. Это не просто радость, но много–много радости. Такое состояние доступно для человека. Но каким указаниям нужно следовать, чего избегать, чтоб достигнуть ее? Человек не должен жить по совету мира (не ходит на совет), иначе он не сможет испытать Божьи благословения. Он не стоит на пути грешных – его жизнь, решения, направленность, и целеустремленность к Богу. Он не сидит на собрании развратителей – он не среди тех, кто смеется над Словом или пренебрегает Его своей жизнью.   v 2 стих говорит, что многократно благословен тот, кто волю Божью делает своею, рассуждая, как поступить в любой ситуации, угождая не себе, а Богу.   v 3 стих отражает результат такого послушания Слову. «Посажен» лучше всего перевести как «пересажен» при потоках вод. Человек,как дерево, рос в совершенно другой среде (в мире). Когда Бог спасает грешника, Он берет его и пересаживает с одного места в другое. Это прообраз спасения. В результате такой операции дерево питается, изобилует зеленью, приносит плод. Это не означает финансовое благополучие, но благополучие внутреннего человека. Псалом 18 – это прекрасный текст, который превозносит Божье Слово. Стихи 2–7 описывают общее откровение, а 8 и ниже – особое.   Понимание разницы между ними двумя очень актуально сегодня, особенно в вопросах душепопечения, а в частности в эпистемологии или гносеологии.[5] Многие христианские наставники, душепопечители и другие служители не только допускают, но и утверждают, что и общее и особое откровение равносильны в своем влиянии и авторитете в вопросах наставления или развития служения. На самом деле, неверно представляя суть и функцию общего, они превозносят его над особым откровением, тем самым, отвергая его. Результатом таких убеждений стал курс на интеграцию богословия и психологии.[6] Эпистемология – наука о том, откуда мы знаем, что знаем. Как мы можем узнавать? Чему, какому методу и авторитету мы должны доверять?   v Общее откровение – это то, что мы видим, к примеру, созерцая небеса. «Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь...». Почему мы называем это общим откровением?   o Содержание общего откровения. Это информация о Боге. Именно о Боге, а не о человеке. Некоторые «христиане» психологи, сторонники теории «двухкнижия», утверждают, что можно научиться понимать человека при помощи общего откровения, в которое они включают данные, достигнутые эмпирическим путем.   o Универсальность общего откровения. Речь идет о доступности общего откровения всем людям в любой момент времени, в любом месте. Исследования психологов совершенно не такие, поскольку сделаны в определенное время, одним человеком, и находясь постоянно в процессе изменения.   o Постоянство общего откровения. Слова и фразы этого отрывка указывают на то, что откровение продолжается непрестанно. Небеса проповедуют, твердь вещает, день дню передает, ночь ночи открывает знание, по всей земле звук проходит...   o Происхождение общего откровения. По определению, откровение – это то, что открыто Самим Богом, а не выявлено в результате упорных исследований. Это действие Бога. Поэтому между психологическим исследованием и божественным откровением нельзя ставить знак равенства.   o Эффект общего откровения. Рим 1 говорит, что погибающий человек постоянно подавляет эту информацию. На окружающую природу он реагирует не так, как возрожденный истиной слова человек. Он не принимает это откровение, но зато согласен с субъективными догадками психологов. Т.о., находки мирских психологов ярко отличаются, по сути, от общего откровения по эффекту, который они производят.   Как сбалансировать текст особого откровения и общее откровение истории, культуры и все то, что мы используем для толкования специального откровения?   В общее откровение сегодня вместили слишком многое, что не является общим откровением. И поэтому мы запутываемся и искажаем текст, насилуя его историческими сведениями. Важнейший вопрос в том, что подразумевается под понятием «общее откровение».   v Особое откровение – это действие Бога, посредством которого Он доносит истину о Себе человеку.   o Закон Господа совершен à укрепляет душу. Совершен, значит, закончен, без изъяна, ничего не упущено. Укрепляет значит реставрирует, преобразует внутреннего человека.   o Откровение Господа верно à умудряет простых. Верно – значит, на него можно положиться, можно довериться; умудряет – дает мудрость, как поступать в каждой ситуации правильно; простых – слово, которое говорит о людях с «открытым» ко всему умом.   o Повеления Господни праведны à веселят сердце. Эти повеления направляют нас по прямой дороге, что приносит радость сердцу   o Заповедь Господа светла à просвещает очи. Светла – чиста, свята. Человек рождается слепым духовно и ему нужен свет истины. Слово Божье дает нам истинное познание Бога, себя, всего окружающего   o Страх Господен чист à пребывает вовек. Страх здесь не фобия, жуткая боязнь, но поклонение. Библия - наше пособие по богопочитанию. «Пребывает вовек» указывает на неизменность Слова и применимость в каждой культуре, в любое время, в любом месте, в любом возрасте.   o Суды Господни истина à все праведны. То, что мы держим в руках, Библия, есть истина. Мы имеем ее, мы должны ясно знать ее, жить ею, говорить ее с любовью другим, не идти на компромисс, и быть верным истине. Псалом 118 также говорит нам о достаточности Писания. 176 стихов написаны таким образом, чтобы его знали наизусть. Бог хочет, чтобы мы были уверенны в достаточности Его слова на все случаи жизни. В каждом стихе упоминается Слово Божие и Его сверхъестественное качество. Евреям 4:12–13 также говорит нам о достаточной силе Слова Божьего § Оно пробуждает к жизни § Оно проникает в тайники души § Оно приносит суд или благодать   B. Экзегетика и герменевтика Эффективность христианского наставника прямопропорционально зависит от верного понимания текстов Священного Писания.   1. Герменевтика   v Это наука и искусство исследования Писания, т. е. определенные правила.   v Название «историко–грамматический» суммирует принципы исследования. Он означает простое чтение Писания, основанное на анализе лексических и синтаксических и жанровых особенностей текста, понимаемых в реальности исторической и культурной ситуации, в которой жил автор.   v Одним из главных принципов герменевтики является исследование контекста, то есть каждый текст Писания следует понимать в контексте.   2. Экзегетика   v Это применение правил герменевтики в изучении отрывка Писания с целью извлечь заложенный в нем автором смысл.   v Из отрывка нужно взять именно то, что Бог хотел в нем сказать, причем не просто слова, а значение.   v При подготовке нужно стремиться к точности и ясности и избегать эйзегезы.   v Каким образом герменевтика связана с наставническим служением? Нужно хорошо и ясно понимать Слово Божье, чтобы понятно и практически передать его другим. Точно так, как проповедник готовится к экспозиционной проповеди, так и наставник должен готовить себя к труду с душой человека. C. Библейское богословие (третий уровень)   1. От экзегезы канонического текста нужно переходить к изучению конкретной доктрины в определенном тексте и формулировать ее в виде утверждения.   2. Разница библейского от систематического в том, что первое ищет ответа на вопрос о том, чему определенный текст или одна книга Писания учит нас, например, о молитве; в то время как систематическое задается вопросом, что вся Библия учит о молитве. Библейское богословие развивалось на протяжении истории передачи откровения Божьего от Адама до апостола Иоанна. Систематическое богословие является собирательным из всех текстов Писания.   3. Библейская теология - это изучение Божественного откровения, каким оно было дано в Ветхом и Новом Завете. Она ставит следующий вопрос: "Что и как данное особое откровение добавляет к знаниям, которыми верующие уже обладали в свое время?" Она призвана показать развитие богословских знаний на протяжении периода Ветхого и Нового Завета.   4. В противоположность библейской теологии систематическая теология организовывает библейские данные по логическому, а не по историческому принципу. Она систематизирует информацию по определенной теме (например, природа Бога, проблема жизни после смерти, служение ангелов) так, чтобы мы могли понять весь объем Божественного откровения на эту тему. Библейская и систематическая теология дополняют друг друга: вместе они позволяют нам составить более глубокое представление о теме, чем одна дисциплина. Данная схема резюмирует вышеизложенный материал и показывает центральную роль герменевтики в развитии теологии в целом.   D. Систематическое богословие (четвертый уровень)   Все, что мы делаем в нашей жизни, есть отражение нашей теологии, нашей веры.   «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» Матф.12:34,35. «Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его» Пс.36:31.   Практически вся наша жизнь является всего лишь выражением и осуществлением личной веры во что-то или в кого-то. Все поступки обязательно имеют под собой какое-то богословие. Дела показывают, в какое богословие мы верим. Богословие, которое руководит каждым из нас, можно подразделить на ряд основных разделов. А именно:   1. Богословие – учение о Боге.   Любое библейское служение должно совершаться с ясным пониманием того, кто есть Бог. Только понимая Бога человек может понять, кто он сам. Бог - это среда, в которой живет человек. Человек не может укрыться от Него. Человек не может верно понимать себя или жизнь без верного понимания Бога.   a. Бог триедин.   Библия учит, что Бог триедин, то есть что в Нем сочетаются три Личности. Эти три личности живут в единении. Невозможно понять эту истину до конца, но все же нужно пытаться понимать ее.   Кто-то сказал: «Если вы попытаетесь объяснить это, вы потеряете свои мозги, но если вы не верите в это, то вы потеряете свою душу».   Все личности Божества равны по значению. Между ними нет различия по степени важности. Какие бы характеристики мы не находили и одной Личности, их все можно применить и ко второй и к третьей. Каждое из лиц Троицы свято, все Они суверенны, все Они всесильны.   Это не три разных Бога. Мы верим в единого Бога, проявляющего Себя в трех лицах. Все Лица равнозначны и совершенны в Своем бытии.   Эту истину мы можем изучать с двух сторон – онтологическая Tроица и экономическая. Первая указывает на природу и сущность Бога в трех лицах. Вторая – о функции Бога Отца, Бога Сына, и Бога Духа Святого.   Учение о Тройце указывает на нашу ограниченность и нашу ответственность. Бог совершенно другой, не похож на нас... Мы не сможем все понять... Мы не сможем найти все ответы на все проблемы. Но Божья необъяснимая величественная природа делает возможным для человека поклоняться Богу, доверяясь Ему и Его совету (Втор 29:29). Мы можем и должны поклоняться Богу, который больше нас и отличается от нас.   Учение о Троице указывает на постоянство и различие. Бог никогда не меняется, но Он открывается нам в трех лицах. Он один, но существует в трех лицах.   Учение о Троице помогает нам понимать социальные отношения и нашу личную ответственность. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух говорят друг с другом, но Отец отвечает за одно, тогда как Сын за другое. Их функции разные. В Троице существует равноправие и подчинение. В Троице существует порядок и авторитет без давления.   b. Бог – Творец. Он есть Бог, создавший человека. Если человек поймет это и поверит в это, он обретет смысл в жизни. Поскольку Бог – Творец всего сущего. Если все произошло от Бога и все к Нему, тогда душепопечение всегда должно быть богоцентричным, а не человекоцентричным. Не Бог для человека, но человек для Бога.   c. Бог – суверенный. Он делает что хочет, когда хочет, как хочет, и кому хочет. «Господь творит все что хочет на небесах и на земле, на морях, и во всех безднах»Псалом 134:6. «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.... Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» Иов 42:2, 6.   Он никогда не застигнут врасплох каким-то событием в мире, в нашей жизни. Он не ответственен перед кем-либо, но все люди ответят перед Ним.   Он избирает, определяет и действует совершенно независимо и в сфере спасения. Это не должно страшить нас, но дать надежду и упование.   Однажды мы посмотрим в прошлое и увидим красоту и величие Его планов.   Наставничество, таким образом, должно быть теоцентрично, не человекоцентрично. Другими словами, наставничество должно быть Богоцентрично. 2. Эпистемология – учение о познании.   Человек постоянно познает окружающий его мир и интерпретирует его. В зависимости от интерпретации будет определяться его жизнь, решения, убеждения, и все мировоззрение.   Пять способов или методов, как человек познает. Это пять источников знания:   a. Интуиция, чувства – когда человек верит в то, что он верит только лишь потому, что он переживает какое-то чувство. Он говорит: «я ощущаю», «у меня такое предчувствие...». Этот источник, хоть и субъективен, но очень часто используемый духовными мистиками. Для них это «открытая дверь» или «дух сказал», «тихий голос» и т.д.   b. Разум, человеческая логика, рационализм – когда человек свой разум и логику делает последней инстанцией в интерпретации окружающего мира и всех событий. Если он слышит что-то, что не согласуется с его логикой, он сразу же отбрасывает это. Человек сам избирает, чему верить, а чему нет. Это подобно ситу – принимается лишь то, что «осталось».   c. Эмпиризм / научные исследования – когда люди верят в то, что они верят, потому что наука доказывает это. Если наука чего-то не доказала, то этому нельзя верить. По той же причине они отвергают Слово Божье, утверждая, что, если наука не согласовывается с Библией, то неправа Библия.   d. Опыт – когда люди верят в свой личный опыт или опыт других и считают его верным источником своих убеждений. Все, что не согласуется с опытом, недостойно внимания.   e. Божье откровение – это истинный источник всякой информации и истинное мерило всего, что человек встречает на своем пути и того, что он думает.   Именно Бог определяет реальность и все ее стихии, такие как время, силу, энергию, пространство и материю.       «В начале Бог создал...»Бытие 1:1   «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» 2Пет.1:19   «Ибо слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет» Евреям 4:12-13   Этот же Бог определяет всю историю и каждое событие до мелочей, включая жизнь каждого человека от первого до его последнего вздоха.   Бог видит всю картину во всей полноте и все, что за ее рамками. Почему важно знать об этом?   Как человек вообще может утверждать что-то, если то, что он знает, всего лишь крохотная частица огроменного мира информации. К тому всему то, что он утверждает сегодня, опровергается другим человеком. Чтобы что-то вообще утверждать, нужно знать все факты прошлого, настоящего и будущего и нужно знать их верно, чтобы какой-то новый факт не опроверг того, что человек (думает) знает.   Отвечая на эту проблему, Грудем пишет следующее: «Бог знает все факты, которые когда-либо имели место или еще только произойдут в будущем. И этот Бог всеведущ, обладает абсолютно точным знанием, т.е. никогда не возникнет того факта, которого Он бы уже не знал; таким образом, не может появиться такого факта, который доказал бы, что нечто, о чем мыслит Бог, на самом деле является ложью. И именно основываяясь на этой вечной сокровищнице истинного знания, Бог, который никогда не лжет, обратился к нам в Писании, в котором Он сказал нам много истинного о Себе, о нас и о мире, который Он сотворил. Ни один факт не опровергнет истину, изреченную Всеведущим. Таким образом, нам следует быть уверенными в истинах, изложенных в Писании...»[7]   Бог один определяет что хорошо и что плохо (Бытие 1). Бог один определяет что истинно и что ложно (Бытие 3).   Поскольку Библия является Божьим откровением, каждая библейская истина прямо или косвенно относятся к реальной жизни.   Бог определяет реальность и даёт категории реальности. Это значит, что только Бог видит всю картину происходящего! Если вы или наставляемый хотите иметь здравый рассудок, тогда вам следует видеть вещи так, как их видит Бог, и определять их так как Он.   «Светский менталитет похож на мощную пилу, настроенную на неправильный угол. Она способна распилить массу деревоматериалов, но все эти материалы окажутся бракованными».[8]   3. Антропология – наука о человеке   a. Человек – это творение Бога Человек ­­– не животное. Он существенно отличается от них. Он не продукт эволюции. Поэтому лабораторные исследования Скиннера над животными не могут применяться к человеку, созданному по образу Божьему. Человек – не жертва неблагоприятных обстоятельств. Бог целенаправленно ведет каждого и каждый человек не случайность, но создан для планов Божьих. Улучшение среды, сваливание вины на других, различные рода терапии, химические препараты не вылечат его душу. Человек – не бог. Он никогда им не станет. Повышение самооценки (чем заняты современные психологи), улучшение имиджа не помогает, а наоборот, обожествляет человека и этим оказывает деструктивное действие на его личность. Каждый человек должен увидеть себя таким, каким его видит Бог. Это добрая весть, которая дает надежду.   b. Человек не создан быть автономным, независимым от Бога   Он создан для тесного общения с Богом. Tакую потребность вложил в нас Творец. Он создан поклонником и должен во всем поклоняться Богу.   c. Человек управляем сердцем. Все его поведение, дела и слова происходит из сердца.   Библия говорит о сердце как о центре управления всей жизнью Притчи 4:23.   В этом центре произошла катастрофа: Иеремии 17:9, Марка 7:21-23.   Таким образом: не внешняя перемена поведения, но перемена сердца, трансформация его желаний, изменения всего курса жизни изнутри – вот цель библейского душепопечителя.   4. Хамартиология – учение о грехе   a. Грех передается по наследству. Психология учит, что человек рождается хорошим, невинным, нейтральным, добрым. Затем его поведение формируется обстоятельствами, воспитанием и т.д. Библия учит, что он рождается грешником. Он не становится грешником, когда грешит, но грешит потому, что грешен. Взрослея, он больше и больше проявляет свою унаследованную от Адама природу: · Рим 5:12­–21 · Еф 2:3 · Пс 50:7 · Пс 57:4   b. Грех становится привычкой. Грех порабощает человека, его волю, память, чувства, совесть. Он сам по себе всегда избирает грех. Он любит грех, находит в нем наслаждение и спешит делать грех 2Пет 2:14   c. Грех делает каждого виновным перед Богом.   Человек, каждый в отдельности, ответственен за свой грех. Бог Сам лично будет наказывать каждый грех, сделанный человеком. Христианский душепопечитель должен настаивать на ответственности человека и не позволять перекладывать вину на кого-то еще (влияние фрейдизма), не уменьшать или упразднять вину согрешившего (подход скиннерианства). Бог возлагает ответственность за грех на человека. Без признания своей ответственности у человека нет надежды на выход из проблемы.   d. Грех является основной проблемой человека. Во всех своих проявлениях грех является главной проблемой, с которой сталкивается каждый служитель. Это делает его служение уникальным. «Стили греховной жизни (комбинация грехов и методов их совершения) у всех людей свои, но за этими стилями лежит общее основание. В задачу душепопечителя входит обнаружение этого основания, скрытого за индивидуальными проявлениями греха».[9] Картина греха достаточно конкретно открывается в Писании и дает информацию для обнаружения распространенных греховных привычек (Быт. 6:4–5, Исх. 20, Галл. 5:19–20; 1Кор 6:9–10; Откр. 21:8; Рим 13:13, Мрк. 7:21–32; 1Тим. 4:1–5; 2Тим. 3:1–7)  
Подход Особый вид Взгляд на проблему Решение
Знания эксперта, психиатра, «профессионала», «светского священника» Фрейд Плохая адаптация к обществу; Человек жертва правил установок; Виноваты другие Реадаптация экспертом через психоанализ, долгую экспедицию в прошлое или экзотерику
Знания эксперта, ученого Скиннер Неблагоприятная окружающая среда; Человек – животное; Не несет ответственности Изменение условий; Перепрограммирование реакции человека при помощи поощрения и контроля
Общие знания (не нужен Бог, Писание, Дух, церковь) Роджер Неспособность использовать свой потенциал; Неосознанная самодостаточность; нерелиазованный потенциал добра Реализация ресурсов в самом себе через рефлективный процесс  
Общие знания Группы общения, группы столкновения, группы гармонизации, «открытости», обсуждения Плохое поведение в отношении к другим Ресурсы в себе и в группе через интеграцию в группе, групповая терапия, повторная адаптация
Божья мудрость Писание Христос; Его представители Грех против Бога; Ответственность человека; «проблема» трамплин к служению Богу Духовные ресурсы в Слове Божьем  

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.