Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1.Что такое герменевтика?





СОДЕРЖАНИЕ

Описание курса.

Цели курса.

Книги, используемые в курсе.

Задания для работы дома.

Оценка за курс.

План прохождения курса

ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Что такое герменевтика?

ГЛАВА 2. Почему важен предмет герменевтики?

1. Важность Слова Божьего.

2. Природа слова Божьего.

3. Место герменевтики в пирамиде построения веры.

4. Важность верного толкования Писания.

 

ГЛАВА 3. Библейское обоснование «грамматико-исторические» метода толкования Писания.

1. Правильный метод толкования: «Историко-грамматический» метод.

2. Определение «историко-грамматического» метода.

3. Принципы «историко-грамматического» метода.

ГЛАВА 4. Обзор неверных методов толкования.

1. Рациональный подход.

2. Мистический подход

3. Исторический подход

4. Крайнее буквальное толкование

5. Аллегорический подход

6. Догматический подход

7. Метод подгонки текстов

8. Контекстуализационный подход

9. Интеграционный подход

10. Подход преувеличенной роли жанра

11. Подход преувеличенной роли исторических сведений

12. Подход преувеличенной роли богословских сведений



13. Постмодернистский подход

ГЛАВА 5. История развития герменевтики.

ГЛАВА 6. Предпосылки, обеспечивающие верную герменевтику.

ЧАСТЬ 2.Этапы изучения библейского текста:

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП – «ОБЗОР».

· Определение обзора.

· Цель обзора.

· Предварительные требования.

· Процесс обзорного исследования.

 

ВТОРОЙ ЭТАП – «ТОЛКОВАНИЕ».

· Определение этапа «Толкования».

· Назначение стадии толкования.

· Фундаментальные (общие) принципы (правила) толкования.

· Специальные принципы герменевтики.

· Практический процесс истолкования – Экзегетический процесс.

 

ТРЕТИЙ ЭТАП – «ПРИМЕНЕНИЕ».

1. Что такое «применение» и его важность.

2. Почему не происходит применения?

3. «От текста к пониманию, что применять».

4. «От понимания, что применять к полноценному применению».

 

1. Описание курса «Герменевтика» - Принципы и практика верного истолкования Библии»

Курс посвящен изучению основных принципов и практики верного истолкования Библии. Курс освещает, что говорит Библия по вопросу её истолкования, а также делает оценку историческому и современному подходу к герменевтике с намерением определения метода толкования согласующегося с духом Писания.



 

Материал составлен с использованием:

· курса составленного служителями церкви «Слово Благодати» (Ванкувер, шт.Вашингтон);

· книги Генри А.Верклера «Герменевтика».

 

В курсе содержатся разделы под названием «Углубление». Эти разделы вставлены для удовлетворении нужды некоторых студентов в более глубоком изучении предмета герменевтики и связанных с ним вопросов.

 

Также курс содержит разделы под названием «Тренировочные Упражнения» для развития искусства практической работы с текстом, с целью верного его понимания и применения.

 

 

Цели курса

 

1. Помочь студентам понимать и уметь искусно применять на практике верные принципы толкования Библии. 2. Помочь студентам понять важность внимательного и дисциплинированного исследования в процессе толкования Библии. 3. Помочь студентам понять важное различие между толкованием (верное определение того, что означает смысл Библейского текста) и применением (определение того, как смысл написанного текста должен применяться в практической жизни читающего). Сюда входит оказание помощи студентам в вопросе сохранения объективности в процессе толкования, и тренировка в вопросе недопустимости придания тексту своего смысла основанного на предвзятых предубеждениях. 4. Помочь студентам видеть и не допускать ошибочных методов интерпретации Библии.

Книги, используемые в этом курсе



Обязательные:1. Гордон Д.Фи и Дуглас Стюарт «Как читать Библию и видеть всю ее ценность». Рекомендованные:1. Ховард Дж. Хендрикс и Уильям Д. Хендрикс «Жить по книге».2. Генри А. Верклер «Герменевтика».

 

Задания для работы дома.

СЕССИЯ № 1
Задания для работы дома
1. Посещение и участие Посещение каждого урока и активное участие в них обязательны для всех. Данный курс составлен в виде интенсивной преподавательской сессии, поэтому полноценное участие в каждом уроке составляет основу его успешного усвоения для каждого студента. Если, по достойной причине студенту пришлось пропустить сессию, то он должен прослушать ее в аудио формате.  
2. Работа с Библией (обзор, исследование текстов, заучивание напамять) 1. Прочесть книгу Ездры.
  • записать название каждой главы этой книги;
  • разбить книгу Ездры на логические части, т.е. объединить так главы, чтобы была видна завершенность истории, события, речи и т.п.;
  • к каждой главе (определенному сложному для толкования тексту главы) сформулировать вопрос, ответ на который даст толкование этого сложного текста. Например, 1 - Ездр.1:1 – какое слово из уст Иеремии начало исполняться? 2 – Ездр.1:5 – как выглядело, что Бог возбудил дух людей? Как Он это сделал?
2. Выучить на память Ездра 7:10.  
3. Работа с книгами 1. Прочесть предисловие и главы 1,2 книги Гордона Д.Фи и Дугласа Стюарта «Как читать Библию и видеть всю ее ценность».
  • в каждой прочитанной главе выделить ДВЕ самых ярких мысли, которые привлекли ваше внимание;
  • напишите, каким образом та или иная истина повлияла или будет влиять практически на ваше сердце, служение, всю жизнь*.
4. Работа с материалами 1. Прочесть статьи (смотрите раздел «РЕСУРСЫ»)а)http://almaz.in.ua/articles/istoriya-razvitiya-germenevtiki-s-vlozheniem «История развития «Герменевтики».   б)http://almaz.in.ua/articles/etapy-formirovaniya-nashei-very-ili-mesto-germenevtiki-v-piramide-postroeniya-very-s-vlozhe «Этапы формирования нашей веры или место Герменевтики в пирамиде построения веры».   2. В каждой прочитанной СТАТЬЕ выделить ДВЕ самых ярких мысли, которые привлекли ваше внимание. 3. Напишите, каким образом та или иная истина повлияла или будет влиять практически на ваше сердце, служение, всю жизнь*. *истины, которые привлекли ваше внимание, должны быть аккуратно и ясно цитированы одним предложением или фразой с последующим личным комментарием. На одной странице должно быть изложено ДВЕ истины с комментариями.  
5. Сессионные тесты Тест на общее усвоение учения, которое преподается на занятии. Выполняется в день сессии.
СЕССИЯ № 2
Задания для работы дома
1. Посещение и участие Посещение каждого урока и активное участие в них обязательны для всех. Данный курс составлен в виде интенсивной преподавательской сессии, поэтому полноценное участие в каждом уроке составляет основу его успешного усвоения для каждого студента. Если, по достойной причине студенту пришлось пропустить сессию, то он должен прослушать ее в аудио формате.
2. Работа с Библией (обзор, исследование текстов, заучивание напамять) 1. Работа с книгой Неемии: • Сделать ОБЗОР книги Неемии по следующим стадиям (смотрите конспект): 1. Чтение книги (три раза). 2. Определение цели книги. 3. Составление общего плана книги. 4. Исследование исторического происхождения книги (использовать справочники). 5. Исследование отрывка Неемии 8: 2-8 2. Сделать две стадии ОБЗОРА книг (стадия №2, №4 -определить цель написания и исследование исторического происхождения каждой книги): • Книги Царств, Паралипоменон; • Ев. от Матфея, Марка. Исходя из обзора, ответить на вопросы: а) Царство Божье (упоминается в Ев. от Марка) и Царство Небесное (упоминается в Ев. от Матфея) – это одно или разные царства? б) почему в книгах Царств есть информация, которой нет в Паралипоменон, и наоборот? Укажите, как обзорное исследование (стадия №2,4) помогает при верном толковании данных книг, а именно ответить на вопросы а, б? 3. Выучить на память Иак.1:22-25 4. Выполнить тренировочные упражнения (смотрите приложение A http://almaz.in.ua/news/2009/domashnee-zadanie-po-kursu-germenevtika-sessiya-7-tsbsh#attachments).
3. Работа с книгами 1. Прочесть главы 3-6 книги Гордона Д.Фи и Дугласа Стюарта «Как читать Библию и видеть всю ее ценность».
  • в каждой прочитанной главе выделить ДВЕ самых ярких мысли, которые привлекли ваше внимание;
  • напишите, каким образом та или иная истина повлияла или будет влиять практически на ваше сердце, служение, всю жизнь.*
*истины, которые привлекли ваше внимание, должны быть аккуратно и ясно цитированы одним предложением или фразой с последующим личным комментарием. На одной странице должно быть изложено ДВЕ истины с комментариями.  
4. Сессионные тесты Тест на общее усвоение учения, которое преподается на занятии. Выполняется в день сессии.
СЕССИЯ № 3
Задания для работы дома
1. Посещение и участие Посещение каждого урока и активное участие в них обязательны для всех. Данный курс составлен в виде интенсивной преподавательской сессии, поэтому полноценное участие в каждом уроке составляет основу его успешного усвоения для каждого студента. Если, по достойной причине студенту пришлось пропустить сессию, то он должен прослушать ее в аудио формате.
2. Работа с Библией (обзор, исследование текстов, заучивание напамять) А. Сделать ОБЗОР книги 2 Петра по следующим стадиям (используйте конспект - печатный вариант, розданный на сессии; работу оформить в виде таблицы, смотрите приложение А http://almaz.in.ua/news/2009/domashnee-zadanie-po-kursu-germenevtika-sessiya-8-tsbsh#attachments): Стадия №1 – «Чтение книги» (3 раза). Стадия №2 - «Определение цели книги». Стадия №3 – «Составление общего плана книги». Стадия №4 – «Исследование исторического фона книги». Стадия №5 – «Определение литературного стиля книги». Стадия №6 – «Определение атмосферы книги». Стадия №7 – «Исследование текста». B. Используя фундаментальные принципы (правила) толкования, исследуйте 2 Петра 2:1-22 (используйте конспект, розданный на сессии; работу оформить в виде таблицы, cмотрите приложение В http://almaz.in.ua/news/2009/domashnee-zadanie-po-kursu-germenevtika-sessiya-8-tsbsh#attachments). С. Выучить на память 1Тим.4:16
3. Работа с книгами 1. Прочесть главы 7-10 книги Гордона Д.Фи и Дугласа Стюарта «Как читать Библию и видеть всю ее ценность».
  • в каждой прочитанной главе выделить ДВЕ самых ярких мысли, которые привлекли ваше внимание;
  • напишите, каким образом та или иная истина повлияла или будет влиять практически на ваше сердце, служение, всю жизнь.*
*истины, которые привлекли ваше внимание, должны быть аккуратно и ясно цитированы одним предложением или фразой с последующим личным комментарием. На одной странице должно быть изложено ДВЕ истины с комментариями.  
4. Сессионные тесты Тест на общее усвоение учения, которое преподается на занятии. Выполняется в день сессии.
СЕССИЯ № 4
Задания для работы дома
1. Посещение и участие Посещение каждого урока и активное участие в них обязательны для всех. Данный курс составлен в виде интенсивной преподавательской сессии, поэтому полноценное участие в каждом уроке составляет основу его успешного усвоения для каждого студента. Если, по достойной причине студенту пришлось пропустить сессию, то он должен прослушать ее в аудио формате.
2. Работа с книгами 1. Прочесть главы 11-13 книги Гордона Д.Фи и Дугласа Стюарта «Как читать Библию и видеть всю ее ценность».
  • в каждой прочитанной главе выделить ДВЕ самых ярких мысли, которые привлекли ваше внимание, кратко процитируйте отрывки из главы;
  • изложите смысл цитаты своими словами так, как бы вы описали ее новообращенному христианину или неверующему;
Объем: 2 предложения.
  • почему выбрана именно эта цитата (укажите ее важность или актуальность для вас или каких-то людей (верующих или неверующих), или для церкви в общем?
Объем: 3 предложения.
  • как идея этой цитаты повлияет на вашу жизнь (как вы будете применять ее на практике)?
Объем: 4 предложения. *истины, которые привлекли ваше внимание, должны быть аккуратно и ясно цитированы одним предложением или фразой с последующим личным комментарием. На одной странице должно быть изложено ДВЕ истины с комментариями.  
3. Сессионные тесты Тест на общее усвоение учения, которое преподается на занятии. Выполняется в день сессии.
4. Заключительный экзамен Экзаменационная работа на общее усвоение учения, которое преподается на занятиях.
     

 

Оценка за курс

 

Все задания курса делят отличную (100%) оценку за курс на равные части. Т.е. каждое из заданий и посещение сессии серьезно определяет итоговую оценку за изучение курса «Библиология – Характеристики и роль Священного Писания».

 

План прохождения курса

Сессионный день Темы Страницы
Сессия 1   1-6.Вступление. 7. Что такое герменевтика? 8. Почему важен предмет герменевтики? 9. Библейское обоснование «грамматико-исторические» метода толкования Писания. 10. Обзор неверных методов толкования. 11. История развития герменевтики.   1-49
Сессия 2     12. Предпосылки, обеспечивающие верную герменевтику. 13. ПЕРВЫЙ ЭТАП изучения библейского текста – «ОБЗОР».   50-82
Сессия 3 14. ВТОРОЙ ЭТАП изучения библейского текста – «ТОЛКОВАНИЕ»: § Определение этапа «Толкования». § Назначение стадии толкования. § Фундаментальные (общие) принципы (правила) толкования.     83-96
Сессия 4 § Специальные принципы герменевтики. § Практический процесс истолкования – Экзегетический процесс. 16.ТРЕТИЙ ЭТАП изучения библейского текста – «ПРИМЕНЕНИЕ».   97-155

Часть 1. Введение

Глава 1.Что такое герменевтика?

 

Прежде чем мы начнем изучать герменевтику нам необходимо понять, что подразумевается под этим термином. А также важно понять, что подразумевается под связанными с ней понятиями.

Мы проясним значение таких понятий, как (1) герменевтика, (2) экзегетика и толкование (3) смыслового значения текста, (4) применение и (5) экспозиция.

 

Герменевтика.

Слово «герменевтика» произошло от греческого слова герменеуо, что означает пояснять или толковать.

Таким образом, герменевтика это наука и искусство библейского толкования. Герменевтика считается наукой, так как она имеет правила, и эти правила можно свести в упорядоченную систему. Она считается так же искусством, поскольку сообщение динамично и, следовательно, механическое, жесткое и не мудрое применение правил может иногда исказить истинное значение текста Библии.

 

Существует общая герменевтика и специальная.

Общая герменевтика содержит фундаментальные (общие) принципы толкования, применяемые к Библии в целом, как в Новом, так и в Ветхом Заветах.

 

Специальная герменевтика содержит специальные (особенные) принципы, которыми необходимо пользоваться при толковании определённых видов библейской литературы (поэзия, притчи, пророчества, историческая и повествовательная литература и т.д.). Эти принципы не отменяют принципы общей герменевтики, а только уточняют их в особых случаях. Они служат как более специфические правила в интерпретации определённого вида материала.

 

Экзегетика (толкование).

Термин экзегетика, (от греческого слова ексегесис, буквально означающее: выводить, указать путь).

Этот термин необходимо отличать от термина эйзегетика(означающий: ввести в). Эйзегетика происходит в том случае, когда толкователь “вкладывает” в текст предвзятое смысловое значение, которого в самом тексте нет.

Приставка экз (ех) - "вне", "из" выражает ту мысль, что толкователь пытается извлечь понимание из текста, а не привносит свое значение в текст (ейзегетика).

Экзегетика определяет практическое применение принциповгерменевтики к тексту Писания. Цель экзегетики заключается в определении “смыслового значения” текста.

Поэтому чья-либо экзегетика может быть настолько верна, насколько верны принципы герменевтики, на которых она основана.

Пример:Известен случай, когда проповедник, желая сохранить своё влияние на семью женившегося сына, использовал для основания текст из книги Руфь 1:16 «народ твой будет моим народом». Это очевидная попытка «вложить» в текст смысл, которого там нет. Во-первых, данный текст просто описывает происшедшее событие, а не предписывает что-либо. Во-вторых, ситуация Руфи, у которой умер муж, сильно отличается от ситуации, в которой отец хочет подчинить себе сына, у которого есть своя семья. В-третьих, здесь не сказано ничего о подчинении отцу, здесь речь идёт о готовности Руфи принадлежать народу, к которому принадлежала её свекровь.

 

3. Смысловое значение.

Определение смыслового значения библейского текста является конечной целью экзегетики. Исследователь Писания применяет принципы герменевтики (экзегетику) для того, чтобы определить смысловое значение текста.

Что такое смысловое значение? Смысловое значение - это то, что автор намеревался выразить, используя определённые слова и грамматику языка, на котором он писал. Другими словами, выражение “смысловое значение” в данном случае говорит о “намерении автора”. В процессе экзегетики студент должен задать два вопроса:

1. ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЛ АВТОР ПОД ЭТИМИ СЛОВАМИ?

2. КАК ПОНИМАЛИ НАПИСАННОЕ ТЕ ЧИТАТЕЛИ, К КОТОРЫМ БЫЛО НАПРАВЛЕНО ЭТО ОБРАЩЕНИЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО?

 

Поскольку смысловое значение является намерением автора, выраженным через его слова, библейская экзегеза/толкование должна определяться как процесс, ведущий к пониманию намерений автора. Bernard Ramm (Protestant Biblical Interpretation) определяет истолкование как процесс осуществляемый с целью определения того, что Бог сказал в Священном Писании; чтобы определить значение Слова Божия.

 

Применение.

После того как толкователь исследует текст, точно применяя все принципы герменевтики в процессе экзегетики, и сделает вывод о смысловом значении текста, он должен определить, каким образом значение исследуемого текста применимо к практическим обстоятельствам его жизни и жизни других. Хотя у каждого текста есть только единственное смысловое значение, достаточно часто возможно много вариантов практического применения конкретного текста в жизни.

Применение не является частью эгзегетического процесса. К нему обращаются после того, как экзегетика завершена. Однако, без применения интерпретация является всего лишь умственным упражнением. Каждый должен делать гораздо больше, чем только понимать Слово Божие. Верный истолкователь обязательно должен повиноваться Слову.

Следует отметить, что результаты интерпретации должны контролировать фазу применения. Другими словами, применение конкретного текста должно соответствовать толкованию данного текста, прочно основанного на результатах экзегетических исследований. К сожалению, многие исследователи Библии, владея верными принципами интерпретации, совершают ошибку, неправильно применяя результаты своей интерпретации.

В связи с тем, что применение непосредственно зависит от результатов толкования, ясно, что в случаях, когда применяются неверные принципы толкования, практическое применение также будет неверным.

 

Экспозиция.

Словарь Вэбстера (Webster’s Universal College Dictionary) определяет экспозицию как “действие разъяснения, изложения или пояснения”.

Библейская экспозиция - это планомерное действие объяснения смыслового значения текста Писания.

Экспозицией мы занимаемся, когда совершаем служение передачи Слова Божьего другим. Такое служение передачи Слова совершается в разных формах и обстоятельствах. Это служение совершается в евангелизме, ученичестве, наставлении, душепопечении, служении домашних групп и в проповеди.

Служение Экспозиции, т.е. передачи Слова Божьего другим будет глубоко изучаться в 4-й части обучения Церковной Библейской Школы «Алмаз».

 

 

Углубление: Экспозиционная проповедь - это вид проповеди, который сфокусирован на систематическом проповедовании одного текста Писания. Экспозиционная проповедь доносит до слушателей результаты и выводы, сделанные в процессе истолкования, передаваемые в систематической, продуманной и проникновенной форме. Этот вид проповеди отличается от тематической проповеди, которая обычно комбинирует серию библейских текстов не очень тесно связанных между собой по теме. Кроме того, этот вид проповеди отличается и от поверхностной проповеди, которая использует текст Писания как своего рода трамплин для проповедования определённой доктрины. Др. Ричард Мэйхью (“Rediscovering Expository Preaching,” in Rediscovering Expository Preaching, ed. Richard L. Mayhue and Robert L. Thomas, 12-13) суммирует суть экспозиционной проповеди следующим образом: 1. Проповедь должна иметь своим единственным источником Священное Писание. 2. Проповедь извлекается из Писания посредством тщательного экзегетического исследования. 3. Процесс подготовки проповеди верно толкует Писание в его нормальном смысле, в соответствии с контекстом. 4. Проповедь ясно объясняет первоначальное, определённое Богом значение Писания. 5. Проповедь применяет значение Писания к практической жизни сегодня. Таким образом, экспозиционная проповедь будет хороша настолько, насколько хороша экзегетика, на которой она основана. Если в процессе истолкования применялись неверные принципы герменевтики, библейская экспозиция (изложение) будет полна неверными и ошибочными выводами. Те, кто желает быть эффективными проповедниками Слова Божьего, должны уделять серьёзное внимание герменевтике. Walter C. Kaiser, Jr. (Toward an Exegetical Theology, 45) очень хорошо обобщает ответственность проповедника следующими словами: “Важнейшая задача проповедника – объяснить как можно яснее то, что имел ввиду автор, когда он писал данный текст. Дело толкователя представить текст без личных предвзятостей, субъективных чувств или суждений. Он должен избегать опасности быть вовлечённым в eisegesis, ‘вкладывание в’ текст того, что он хочет сказать.

Резюме главы:

Верные принципы герменевтики порождают верную экзегетику (толкование), которая порождает верное значение текста, который приводит к пониманию верного применения и верной экспозиции – передаче Слова Божьего другим.

При нарушении одного из оснований происходит автоматическое нарушение вышестоящих элементов пирамиды.

 

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.