Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭТАП ГЕНЕЗИСА – ПОЗИТИВИРОВАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.





ГЕНЕЗИС ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Права человека обладают исторически преходящим характером, изменяясь, они пытаются отвечать на вызовы времени. Динамичность прав человека является следствием конкртено-исторических условий, которые корректируют значимость и актуальность тех благ, что стоят за правами.

Борьба за свободу и права всегда была частью социальных потрясений, свергавших власть и изменявших государственный строй, она сопровождала поиски оптимальных форм общественного устройства, а главное – выражала отношения индивида с государством.

Каждый человек стремится получить определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных).Эти блага условно можно назвать правами человека. Такая условность определяется разделением общества на этапы его развития (рабовладение, феодализм и т.д.), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская). Все эти факторы не давали возможности правам человека стать универсальными, получить современное звучание.

Динамика основных подвижек прав человека позволяет предположить следующую периодизацию и выделить такие главные этапы их развития:



1 этап – зарождение идеи (2 половина 5в. до н.э. и формирование учения о правах человека (С Нового времени)

2 этап – позитивное закрепление прав человека как системного образования (вторая половина 18в)

3 этап – социализация прав человека ( с начала 20в)

4 этап интернационализация прав ( с середины 20в)

5 этап –глобализация прав (на рубеже 20-21вв.).

Необходимо заметить, что каждый последующий период «открыл» новую страницу жизни прав человека, но не «закрыл» всех старых проблем. Каждая новая фаза удерживала в следствии преемственности значительную часть предшествующих составляющих феномена прав, но не отрицала и не замещала собой всего ранее накопленного, она основывалась на не, добавляя неизвестные измерения и углубляя содержательно права человека.

В первобытный период правила проведения в обществе назывались «мононормы», так как они не дифференцировали нормы религии, морали, обычного права. Они выражали стихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племени. Можно сказать, что родовые нормы содержали в себе первичные представления человека о добре и зле. Так как они предусматривали правила взаимопомощи, взаимозащиты. Но в целом это были жесткие предписания, продиктованные крайне трудными условиями существования человека – приходилось противостоять суровым силам природы, враждебным племенам. Хотя еще рано было говорить о нормах морали, признаках религии. Главная цель мононорм была поддержать и сохранить род, племя.



Для мононорм было характерным то, что они не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство».

Но суть первобытного равенства состояла в отсутствии свободы, поглощении человека его сообществом - родом и племенем, в жесточайшей регламентации его деятельности. Поэтому нельзя идеализировать первобытное равенство. Однако появление мононорм – это свидетельство грандиозной эволюции человечества. Эти нормы пришли на смену стадным инстинктам и свидетельством осознания человеческим сообществом особенности своего существования и необходимости его поддерживать и сохранять. Благодаря мононормам люди на практике убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.

Исторической Родиной прав человека является Западная Европа, а точнее античный Рим и Греция.

В Греции и Риме были посеяны впервые зерна идеи о том, что полноценное существование человека и расцвет общества не могут состояться в условиях насилия и произвола, свобода человека как его метафизическая сущность должна быть защищена.

Свобода человека – основной предмет интереса дравнегреческой политической теории и практики. Однако тогда свобода не считалась всеобщим достоянием, рабам она не принадлежала. Только свободные граждане активно участвовали в политической жизни, пользуясь полным набором прав членаа полисного коллектива.



Античные законы провозглашали идеи равенства прав, это было особое равенство – равенство по достоинству, в зависимости от личного вклада. Греческие и римские юридические документы указывали на разный правовой статус для представителей различных социальных и этнических групп.

Но в сознании людей этого периода приоритет принадлежал несомненно права общности, т.е. полиса, государства. Теме не меннее, уже в этот период существовал ряд индивидуальных прав, Они были весьма передовые для своего времени. Это позволило им быть усвоенными европейской цивилизацией. Это право на занятие должности, право на участие в отправлении правосудия, право частной собственности, свобода слова (особенно на античной сцене), установление наказания за похищение людей.

Древнеримская республика продолжила тенденцию развития уровня прав свободы личности, внеся в них элементы новизны. Появились право сделок, право передвижения, состязательность судебного процесса. Римляне разработали идеи естественного права.

После кризиса полисной системы и последующей потери древнегреческими полисами своей независимости происходит переоценка прежних приоритетов, критикуется и отвергается деление людей на свободных и рабов. Свобода начинает трактоваться в большей степени не как социально-политическое, а как духовное явление. На этой основе провозглашается принцип всеобщей свободы и всеобщего равенства людей как закон природы и естественного права. Протагор утвержал что «мера всех вещей - человек, существующих, что они существую, а несуществующих, что они не существуют. Ликофрон в 340г. до .н.э. утверждал, что люди равны по природе и поэтому равны их личные права, закон же является договором и гарантией личных права. Эпикур трактовал свободу человека как его ответственность за разумный выбор своего образа жизни и за себя.

Стоики обосновывали космополитическое представление о том, что все люди равны по своей природе и по закону мироздания являются гражданами единого мирового государства. И что человек есть гражданин Вселенной.

В это же время закладываются гуманистические идеи о сущности человека и его общественных связях. «Не желаешь зла себе, не желай и другим. Или Тебе не нравится быть рабом – не обращая в рабство других.

В период средневековья

Средние века известны как период утверждения сословной структуры. Например во Франции только в 17в. исследователи насчитывают 22 социальные группы, которые разделялись на 569 подгрупп. По закону каждое сословие наделялось соответствующими правами и обязанностями по отношению к власти и другим сословиям.

Уже в этот период в Англии возникают попытки ограничить права монархии, определить для монарха правила, которым он должен следовать. Так в 1215г. в Англии была принята Великая Хартия вольностей. В ней содержатся статьи, направленные на ограничение произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять; ограничило возможность незаконного задержания, лишения права собственности.

В Петиция о правах 1628г. (Англия)из 11 статей 8 были посвящены неприкосновенности личности (остальные правам парламента).

Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явилась Хабиас Корпус 1678г.,который явился средством восстановления свободы арестованного лица. Это документ установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и ряд других важнейших для защиты прав личности положений.

Следующим важнейшим актом является Биль о правах 1689г.

Биль отводил большую роль парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны.. Биль внес неоценимы вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.

Все указанные нормативные акты - свидетельство «первооткрывательства» Англии в области прав человека.

Массовый еретизм также оказал влияние формирование новых идей о свободе и равенстве.

Немецкий теолог Марен Лютер формулирует принцип равноправия: никто из людей не имеет превосходства над себе подобными, Клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Итогом было законодательное признание равенства католиков и лютеран.

 

ЭТАП ГЕНЕЗИСА – ПОЗИТИВИРОВАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

В отличие от законодательства предшествующего периода, гарантировавшего отдельные права отдельным группам населения, в 17-18в. появляются юридические акты, провозгласившие права и свободы, принадлежащие всем без исключения гражданам. При этом права именуются естественными и неотчуждаемыми, т.е. не зависящими от воли властей. По содержанию это были в основном личные и политические права.

Появление в декларациях и конституциях этого преиода формулировок о правах человека означало, что они перестали быть предметом изучения исключительно ученых, а стали общеобязательными правилами и приобрели юридическую силу, т.е. из идеологического лозунга превратились в букву закона.

К Одним из первых исторических документов такого содержания относятся документы принятые в США: Декларация прав Вирджинии 1776г., Декларации независимости 1776г., Конституции США 1787, и Биль о правах (10 поправок к Конституции США) 1791.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.