Сделай Сам Свою Работу на 5

Сферная организация социума (третий закон образования)





Социум, согласно современной культурологии, представляет собой, совокупность взаимодействий и взаимоотношений автономных (по законам развития и функционирования) 15-ти общественных профессиональных сфер деятельности. Если оформится сфера просвещения, их станет 16. В настоящее время можно выделить следующие сферы: политика, религия, философия, искусство, наука, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, технология, проектирование, коммерция, финансы, право, армия, материальное производство.

Отличаются сферы друг от друга содержанием основных процессов деятельности в управляемой системе так называемыми "ядрами социотехнических систем деятельности" (О.И. Генисаретский, 1974). Кроме того, специфичность той или иной сферы зависит от конкретного состава представителей других сфер в управляющей системе каждой сферы (А.А. Тюков, 1980). Именно эта кооперация представителей других сфер позволяет осуществить всю систему управляющих воздействий на систему управляемой деятельности, в результате которых происходит развитие сферы деятельности в целом.

Таким образом, каждая сфера социума развивается автономно, однако всегда при условии функционирования всех остальных сфер социального целого — цивилизации.



Для нормального и полноценного существования человечества необходимы все 15 сфер, а как показывает культурно-исторический анализ, необходимы и все 16, то есть со сферой просвещения. Различные культурно-исторические типы цивилизаций отличаются друг от друга только конкретными особенностями взаимодействия сфер между собой и с культурой, то есть осуществлением четырех основных функций культуры: культурного оформления социальных явлений, хранения оформленных образцов, защиты культурного достояния варваров и человеконенавистников, трансляции образцов культуры новым поколениям. Осуществление этих функций происходит в особом пространстве и времени, отличном от непосредственности.

Как мы уже отмечали, каждая сфера имеет свой ядерный процесс. Для науки — это исследования; для медицины (здравоохранения) — это профилактика и терапия; для философии — это построение метафизики, т.е. философствование как таковое; для армии — это защита границ, осуществление охраны государственности; для политики — это политическая борьба за власть и владение государственной системой управления общественным развитием. Для образования — это собственно образование человека в единстве трех процессов: воспитания, обучения и духовестия (А.А. Тюков, 1992).



Каждая сфера строится как взаимодействие ядра и управляющей надстройки или как "социотехническая система деятельности". Например, в сфере образования работают представители медицины, науки, философии, проектирования, права. Таким образом строится сложная кооперация представителей различных сфер. Эта кооперация направлена на управленческое обеспечение развития той конкретной сферы, где работают кооперанты. Если такая кооперация построена, то это означает, что сфера сформировалась. Если этой связи нет, то сфера еще не сформировалась. Так, например, когда мы говорим о том, что сфера финансов еще не сформировалась в России, мы имеем в виду то, что в ядерном процессе денежного обращения и обеспечения финансирования не было представителей всех остальных сфер общественного целого.

Таким образом, жизнь человечества и человека не существует вне общественных связей, направленных на культурное оформление всех социальных новшеств, возникающих в тех или иных сферах, хранения уже оформленных образцов культуры, защиты их и, наконец, передачи всего богатства человеческой культуры новым поколениям людей.

Итак, человек не живет вне общества. Он, так или иначе, включен в функционирование и развитие сфер. С самого рождения человек попадает в сферу образования и в ней организованно осваивает все богатство человеческой культуры. Достигнув зрелости и определившись профессионально,человек попадает в ту или иную сферу на конкретное место — или в систему ядерных процессов, или в качестве представителя одной сферы в систему управленческого обеспечения функционирования другой (А.А. Тюков, 1990).



Образование - общественная сфера деятельности, разделенная на две основные части социотехнической системы - ядерные процессы и организационную надстройку. Все позиции управляющей системы деятельности, являются обеспечивающими осуществление основных процессов, а процессы образования становятся формой развития человека. (А. А. Тюков, 1980)

Таким образом, даже самое общее понимание закона сферной организации обусловливает требование организационной целостности управляющих систем в сферах деятельности. Только объединенные в рамках единого государственного органа управления представители всех других сфер смогут обеспечить полноценное развитие всей системы непрерывного образования, а значит и развития человека.

Более того, следование этому закону требует радикальной перестройки всей структуры системы управления в сфере образования, выделяя в качестве ведущего ориентира формирования стране подлинно университетского образования как системообразующего фактора развития всей сферы в целом. В этой работе следует учитывать действие еще одного закона образования человека.

 

Требования к педагогической деятельности

(четвертый закон образования)

Ежечасно в мире происходит великий акт воспроизводства человеческого существования и деятельности, и осуществляется этот акт в процессах образования. Но каждый раз эти процессы происходят в конкретных условиях, с участием конкретных людей, причем, не только непосредственных субъектов педагогической деятельности, но и большого числа людей, обеспечивающих эту деятельность.

Образование — важнейшее общественное дело, и если оно происходит не систематически и полноценно (как это сейчас имеет место у нас) или происходит с ошибками, то процессы воспроизводства жизни человечества начинают разрушаться и последствия этих разрушений могут оказаться катастрофическими.

С точки зрения функций трансляции культуры и воспроизводства жизнедеятельности человечества сфера образования является основной и ведущей, так как именно в этой сфере происходит восстановление и актуализация в формах живой человеческой способности исторического опыта, который в культуре "покоится в формах предметного инобытия". Для того, чтобы сфера образования могла выполнять свои функции полноценно, в ней должны работать в качестве субъектов педагогической деятельности люди, сами находящиеся на высших ступенях своего развития и образования.

При этом мы имеем в виду не строку в анкете, и не удостоверение об окончании вуза или докторантуры в виде диплома. Мы, прежде всего, говорим о качестве и уровне образования. Мы еще и еще раз подчеркиваем эту мысль: качество и уровень образования есть показатели развития человека!

Требование высшего образования для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, является необходимым, так как только профессионалы с высшим образованием могут полноценно передавать богатства человеческой культуры новым поколениям.

Причем не имеет значения, на какой ступени образования эта деятельность осуществляется - в детских яслях, где осуществляется забота о раннем развитии ребенка, или в университете, где формируется высшее профессиональное мастерство.

На основании результатов проведенных нами исследований закономерностей педагогического сотрудничества в подсистеме учитель - ученик, можно сформулировать закон обратной зависимости между требуемым уровнем педагогической квалификации "учителя" и возрастом "ученика".Согласно этому закону для педагогов, работающих с младшими возрастами, требуется большая профессиональная педагогическая квалификация. Это может показаться парадоксальным, но если высказываться категорически, то для воспитания младенцев нужны доктора наук, а для обучения директоров предприятий достаточно эрудированного ассистента без степени.

Суть этого закона может быть выражена, как совершенствование способности к самообразованию человека по мере взросления и повышение сопротивляемости человека к педагогическому вмешательству с повышением уровня его собственной образованности. Требования к соблюдению этого закона заставляют совершенно иначе, чем это было традиционно, относиться к содержанию профессионального педагогического образования. Согласно этому закону даже бакалавр не может иметь права самостоятельной педагогической деятельности, не говоря уже о выпускнике педагогического училища, в качестве самостоятельного воспитателя детского сада, а на сегодняшний день именно такая ситуация является стандартной и массовой.

Если мы хотим, чтобы система непрерывного педагогического образования соответствовала этому закону, мы должны перестроить всю систему аттестации и квалификационной оценки педагогических кадров.

В целом, характеризуя результаты этой части обоснования Программ возможного развития образования, мы можем сделать принципиальный вывод:

Система общего образования и, в частности высшего профессионального педагогического образования, должна быть построена так, чтобы выпускники вузов могли осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с четырьмя основными законами образования человека.

В заключение автор хотел бы высказать одно единственное пожелание. Вы можете не соглашаться с формулировкой законов. Вы можете искать новые, еще не открытые законы образования человека. Единственное, чего вы не можете и не имеете права как учителя: не знать фундаментальных законов образования человека.Знание жизни в ее фундаментальных процессах есть основа нашего педагогического мастерства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.