Сделай Сам Свою Работу на 5

Периодизация развития (второй закон образования)





ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Первый закон образования

Основной закон образования может быть выражен предельно кратко в следующей формуле: образование является всеобщей общественной формой развития человека.

Каждое слово формулы основного закона образования является категоричным и требует точного и определенного прочтения. Впервые с достаточной определенностью и категоричностью идею этого закона сформулировал в 1966 год В.В. Давыдов на конференции по проблемам обучения и развития (В.В. Давыдов, 1986).

Образование есть всеобщая форма развития — никакой другой нет. Есть образование человека, и, значит, есть его созревание, взросление, овладение богатствами культуры. Прекращается образование — останавливается развитие, человек погибает как человек. Он становится живым трупом и не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Без образования человек остается только лишь представителем вида из рода высших антропоидов.

Образование есть общественная форма. С момента зачатия, сначала в теле матери, с момента рождения телесно самостоятельно и до самого последнего момента жизни человек живет в обществе и культуре. «Человек потому и может стать человеком разумным, что он всегда является предметом образования, а не воспитания... воспитание как умышленное формирование по известным образцам, — не плодотворно, не законно и не возможно» (Л. Толстой, 1888).



Мы привели большую цитату из работы Л.Н. Толстого для того, чтобы показать, что смысл формулы основного закона образования далеко не очевиден. Так Л.Н. Толстой образованию, как процессу жизненному и естественному, противопоставляет воспитание как искусственную деятельность педагога. Следует обратить внимание на то, что современные педагоги-ученые делают скорее наоборот: образование рассматривают как искусственное или ограниченное информирование, а воспитание как некий особый и во многом таинственный процесс. Они говорят об эстетическом воспитании, о воспитании нравственном, духовном, в последнее время об экологическом воспитании, однако, не в состоянии осмысленно отличить воспитание от обучения. На наш взгляд, ошибки и смешение понятий доведены до предела, за которым уже полная неразбериха в позициях и усталость от бесплодных "научных дискуссий".



Вместе с тем, образование, согласно основному закону, является очень сложным процессом и системой, в которой в органическом единстве соединены как искусственные, так и естественные компоненты. Результаты наших исследований психологических механизмов педагогического сотрудничества позволяют представить образование как комплекс трех основных процессов, которые конституируют все особенности образования на различных его ступенях. Этими процессами являются: воспитание, обучение, духовестие.

Воспитание— это деятельность по созданию пространства гармонического развития личности. Со времени эпохи Возрождения в теориях воспитания преобладает точка зрения, согласно которой в человеке должна быть гармония интеллектуального, нравственного и физического. Мы говорим о принципиально иной гармонии. Мы говорим, что развитие личности должно проходить в гармонии свободы, самостоятельности и ответственности как фундаментальных свойств, характеризующих поступки личности. А поступки и их развитие и есть сущностная действительность личности.

Обучение— это деятельность по передаче новому поколению исторически выработанных и культурно фиксированных способов деятельности. И относительно этого процесса современная дидактика продолжает с настойчивостью повторять тезисы, сформулированные к середине ХIХ-го столетия: обучение осуществляется в рамках учебных предметов, которые, в свою очередь, являются редуцированной формой научных предметов. Мы говорим о передаче способов человеческой деятельности, а значит общественной. Индивидуальная деятельность и ее способы — это редуцированные формы способов организации коллективной деятельности. Поэтому обучение— это всегда социальное обучение, а его у нас в школе просто нет.



Духовестие — это диалог учителя с учениками, целью которого является формирование широкого плюралистического сознания, |способного устремляться к поиску добра, правды и красоты и осуществлять эти стремления.

 

Образование - человекотехническая система деятельности, система построения пространства развития человеческой субъектности или души.

Воспитание, обучение и духовестие являются не только составляющими естественного процесса образования. Они есть, прежде всего, в деятельности педагогов: (воспитателей, учителей и духовестов), они есть элементы комплекса образовательной деятельности. Образование с этой точки зрения является искусственной системой.

Таким образом, образование — это процесс естественный, если на него смотреть как на форму развития личности, сознания и деятельности, и образование — это процесс искусственный, если на него смотреть как на комплекс педагогических деятельностей воспитания, обучения и духовестия.

Процессы воспитания, обучения и духовестия осуществляются в конкретном времени и пространстве развивающихся ситуаций образования. Важнейшим социальным и психологическим феноменом этих ситуаций становится встреча как минимум двух субъектов образовательной деятельности — их межличностное человеческое общение, при котором происходит передача культурного наследия от одного поколения (старшего) кдругому (младшему). Несомненно, главным субъектом этой встречи является развивающийся человек — «учащийся». На обеспечение его развития направлены все процессы образования — он воспитывается, он учится, он впитывает дух — он воспринимает и осваивает культуру.

Однако осуществить он это может только в сотрудничестве с другим субъектом — воспитателем, учителем и вестником духа. Для учащегося этот субъект выступает в качестве носителя культуры и человека, способного передавать образцы и нормы человеческой деятельности, и способного делать это профессионально. Мы хотим подчеркнуть, что важнейшим при этом является и не диплом, и не квалификация, и не должность, а то, что "младший" увидел в старшем- Учителя. Важнейшим является случившийся факт встречидвух людей: Учителя и Ученика.

Периодизация развития (второй закон образования)

Вся жизнь человека, как и его образование, делится на две части — две жизни: жизнь в становлении, или в интенсивном развитии, собственно образование в узком смысле слова, и жизнь в реализации собственной зрелости, или в экстенсивном развитии.

Образование - это общественная форма развития. Оно строит и реализует "программы жизни и развития человека», как отдельного индивида, так и всех людей. Образовательные программы есть не что иное, как программы жизни и развития для каждого представителя земной цивилизации. В течение всей жизни человек образовывается и образуется. "Образование" — слово русского языка очень точно передает значение этих процессов: человек образуется по "образу и подобию", он образовывается в человека— становится им, а если ему не удается это, то мы говорим, что человек оказался без образа, тоесть он «без'образный», или «безоб'разный» человек.

В своей статье "Воспитание и образование" Л.Н. Толстой дал, на наш взгляд, образец естественной, жизненной интерпретации содержания понятия образования. Он писал: "Педагоги никогда не признают различия между образованием и воспитанием... Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека (курсив наш А.Т.), как на существо, совершенно подчиненное воспитателю. Только через его посредство образовывающийся получает образовательные или воспитательные впечатления — книги, рассказы, требования запоминания, художественные или телесные упражнения... Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемой стеной от влияния мира и только сквозь свою школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным,... я говорю о том, как понимается и прилагается воспитание у так называемых самых лучших передовых воспитателей... Влияние жизни не признается. Так смотрит наука педагогика, потому что признает за собой право знать, что нужно для образования наилучшего человека, и считает возможным устранить от воспитанника всякое вне воспитательное воздействие, так поступает и практика воспитания...

Все этапы развития имеют конкретные культурно исторически определенные возрастные рубежи. В современной европоцентристской культуре можно определить эти этапы следующими цифрами 013— 7 — 10151721233645(60).65… С повышением уровня образования, конечно, жесткость возрастных границ этапов развития значительно размывается. Вместе с тем, можно достаточно точно отделить особенности развития и образования на разных этапах.

Суть второго закона образования заключается не в простом отделении одного периода развития от другого и установлении границ между ними. Дело в том, что смена эпох и периодов характеризуется сложной диалектикой смен ведущей мотивации в возрастах: "душевным переворотом" и кризисами развития. Каждый кризис развития — это изменение всей структуры индивидуальности и соотношения основных факторов, определяющих развитие субъективности (души) человека. Второй закон образования гласит, что для нормального развития человека и возможности его перехода с одной ступени образования на другую необходимы кризисы. Однако этот же закон формулирует требование нормальности кризиса. Кризис оказывается положительным, с точки зрения полноценного образования, только при смене определенных периодов. В эти периоды разнообразные "количественные" накопления собираются в узел, приходят в противоречия друг с другом, и следующий шаг развития может быть обеспечен только за счет разрешения этих противоречий, через качественные изменения соотношения развития деятельности, личности и сознаниякак образующих существование души.

Уже в 60-е годы Д.Б. Элькониным, а раньше Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия были заложены основы второго закона образования, выраженные в принципе смены ведущих типов деятельности (изменение соотношения мотивационной и операциональной сторон деятельности) на разных этапах развития ребенка.

Основным и принципиальным следствием этого закона является требование соответствия педагогической деятельности и ступеней систематического образования межкризисным эпохам развития.

Фактически сфера образования организована достаточно адекватно, за исключением некоторых грубейших ошибок и непониманий законов перехода человека с одной ступени образования на другую.

Основной ошибкой, на наш взгляд, является понятное, но непростительное невежество большинства государственных деятелей в области современной культурологии и социологии. По этой причине мы даем общую характеристику образования в системе культуры и социума и предлагаем формулировку третьего закона образования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.