Сделай Сам Свою Работу на 5

Воздействие природных и социально-экономических факторов на жизнедеятельность организма человека. Гиподинамия и гипоксия





Влияние современных условий жизни на организм. Гиподинамия и гипокинезия, условия и проявление. Влияние на двигательные и Вегетативные функции организма, морфофункциональные и адаптивные особенности организма. Роль физ. культуры в жизнедеятельности человека.

Физ. культура – один из важнейших факторов, позволяющих поддерживать необходимый уровень здоровья и высокую работоспособность человека. Развитие массовой физ.культуры и спорта способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек – курения, алкоголизма и наркомании.

На организм влияют: физические факторы – колебания давления и температуры, радиация, шум, вибрации и др.; химические факторы – различные вещества в воде, воздухе, земле, пище; биологические факторы – инфекции, вирусы. Автоматизация и механизация производства снижают необходимый уровень двигательной деятельности и повышают нервно-психическое напряжение в жизни человека, вызывая стрессовые состояния и угрожая здоровью населения.

Выделяют 4 степени адаптации к условиям окр.среды: 1. Удовлетворительная адаптация, достаточные функциональные возможности человека; 2. Состояние функционального напряжения; 3. Неудовлетворительная адаптация, функциональные возможности организма снижены; 4. Значительное снижение функциональных возможностей организма, истощение функциональных резервов, срыв адаптации.



За последнее время обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости. Ребенок рождается доношенным, с норм. ростом и весом, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его пониженной двигательной активности, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, снижении иммунитета, слабыми и неустойчивыми эмоциональными реакциями, слабым типом нервной системы.

Гипокинезия –это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия.

Гиподинамия – это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляется, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.



При снижении парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, альвеолярном воздухе и в крови может развиваться патологическое состояние – гипоксия.

Признаки гипоксии: 1. Эйфория (повышенное настроение); 2. потеря сознания, на хорошем психоэмоциональном фоне; 3. ретроградная амнезия (утрата памяти).

Изменения функций организма при гипоксии носят адаптационный и компенсаторный характер, направлены на борьбу с кислородной недостаточностью.

Деятельность в процессе физического воспитания и занятия спортом. Система доминирующих мотивов к занятиям физической культурой. Формирование психических качеств, свойств личности в процессе физического воспитания.

Понятие о деятельности. Мотив, отражающий в сознании потребность и объект ее удовлетворения (цель), имеет следствием сознательное побуждение, приводящее человека к целенаправленной активности активности, связанной с достижением цели.Если мотив устойчив, а цель, которую ставит перед собой человек, имеет общественную значимость, то вызываемую ими активность человека называют деятельностью. Таким образом, деятельность можно определить как специфически человеческую, регулируемую сознанием "внутреннюю" (психическую) и "внешнюю" (двигательную) активность направленную на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели.Если цели, которые ставит перед собой человек, и мотивы, их отражающие, имеют спортивную направленность (занятия спортом составляют предмет, содержание деятельности), то вызываемая ими активность называется спортивной деятельностью.Особенности спортивной деятельности. Спортивная деятельность по своему воздействию на организм человека занимает особое место. Если трудовая деятельность, связанная с двигательной активностью человека, направлена главным образом на изменение в нужном направлении внешней среды, тоспортивная деятельность, также связанная с двигательной активностью. Направлена на совершенствование главным образом самого человека, притом не только его физических качеств, но и психических.Этому способствует связь двигательной сферы человека с самыми различными психическими актами. Вспомним хотя бы знаменитые слова великого русского физиолога и психолога И. М. Сеченова: "Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушка, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю .любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге везде окончательным фактом является мышечное движение"На тесную связь двигательной сферы с психической, их единство в отражении человеком окружающей его действительности указывает Н. А. Бернштейн, говоря о роли движений в "активной выработке объективно верного отражения мира в мозгу путем выверки синтеза восприятий через практику.Соревновательный, или, как говорят социологи, престижный, характер спортивной деятельности обусловил ряд ее особенностей:а) стремление максимально совершенствоваться в избранном виде спорта для достижения наивысших результатов; это совершенствование касается как физической, технической и тактической подготовленности, так и развития моральных и волевых качеств;б) большие физические и психические нагрузки во время систематической подготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях;в) большая сила, глубина и динамичность эмоциональных переживаний, связанных со спортивной деятельностью, которые захватывают спортсмена и оказывают огромное влияние на его деятельность; характерным для спортивной деятельности является быстрый переход от одних переживаний к другим, иногда противоположным по характеру;г) возникновение нравственных чувств, связанных с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность за честь коллектива, города или страны, чувство гордости и т. п.).Структура спортивной деятельности. Спортивную деятельность понимают в широком и более узком плане. В первом смысле речь идет о тренировочном процессе в целом, т. е. о деятельности, осуществляемой периодически, систематически и длительное время (в течение нескольких лет). В этом случае можно говорить о макроструктуре деятельности спортсменов. Структурной единицей деятельности в этом случае являются тренировочные занятия и соревнования, частота, длительность и характер которых соответствуют долгосрочным тренировочным планам. Тренировочные (и учебные в школе) занятия а также соревнования, как более узко понимаемая деятельность, характеризуются мезоструктурой.Структурной единицей такой деятельности являются действия (сенсорные, умственные, двигательные), в связи с чем под деятельностью нередко понимают совокупность действий, направленных на удовлетворение потребности. Однако деятельностьэто не просто сумма отдельных действий. Это действия, объединенные в целостную систему, взаимосвязанные друг с другом и выполняемые по общему плану (программе) тренировочного занятия или соревнования.Учебные тренировочные занятия, а также спортивные соревнования характеризуются преобладанием двигательных действий (физических упражнений), в которых представлены и психические, и двигательные, и вегетативные компоненты. Осуществление движений по определенной программе требует сбораинформации о ситуации, в которой протекает деятельность, т. е. участия работы анализаторов, центральных мозговых аппаратов, связанных с переработкой информации, выработкой программы действия, посылки импульсов к исполнительным органам. Но движения это и сокращение мышц это трата на него энергии, а значит биохимические реакции в мышцах, усиление работы вегетативных систем, обеспечивающих мышцы энергией и сохраняющих постоянство внутренней среды организма. Вегетатика связана с включением в работу эндокринной и вегетативной нервной систем. Все это составляет микроструктуру деятельности.

Система доминирующих мотивов к занятиям физической культурой:



1. Оздоровительные мотивы.Наиболее сильной мотивацией молодежи к занятиям физическими упражнениями является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний. Благотворное воздействие на организм физических упражнений известно очень давно и не вызывает сомнений и в настоящее время его можно рассматривать по двум взаимосвязанным направлениям: формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных; лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.