Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы физического совершенства.





Физическое совершенство - процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.

К показателям физического совершенства относятся:

уровень здоровья;

физическая подготовленность;

творческое долголетие.

Физическое совершенство, взятое само по себе, не может стать самоцелью. Смысл и социальную значимость оно приобретет лишь в органической связи с другими сторонами гармонически развитой личности. Нарушение таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб духовным и моральным качествам.

16. Основные характеристики умственного труда студентов.

Стремительный рост объема научной информации, включаемой в учебные предметы, увеличил умственную нагрузку на студентов. Это, в свою очередь, обусловило смещение центра тяжести суммарной ежедневной нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную.



Известно, что учебная деятельность студентов – это более 36 часов академических занятий в неделю. Обязательным продолжением академических занятий является самостоятельная работа с литературой. Все это свидетельствует о малоподвижном образе жизни, о том, что их двигательный режим определяется в основном постановкой физического воспитания в вузе.

Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего, увеличивается потребность в кислороде и в питательных веществах для тканей головного мозга.

Человеческий мозг имеет большие компенсаторные возможности, но интенсификация жизни опережает эволюцию развития приспособительных психических и эмоциональных реакций, поэтому стремление человека, особенно студента, больше увидеть, запомнить, осмыслить, познать не проходит для организма бесследно. Устойчивость умственной работоспособности и внимания во многом поможет студентам овладеть знаниями, предусмотренными учебными планами.



При всякой более или менее умственной работе состояние работоспособности не остается постоянной, оно то ухудшается, то улучшается. Эти колебания происходят под влиянием субъективных и объективных факторов обучения. Это факторы физиологического и психологического характера.

В процессе относительно продолжительной умственной работы снижается величина условных реакций, сглаживаются реакции на различные по силе раздражители, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания. Большому напряжению подвергаются системы непосредственного запоминания и сосредоточения внимания.

Действие эмоциональных факторов и нервно-психического напряжения во время умственной работы заметно сказывается на аппарате кровообращения и дыхания. При эмоциональном напряженном, умственном труде дыхание становится неравномерным, оно может учащаться и углубляться, наблюдаются его кратковременные остановки, снижается насыщенность крови кислородом.

Умственная работа студентов может быть обусловлена определенными особенностями. Во-первых, тем, что учебная деятельность характеризуется постоянным переключением разных видов умственной деятельности лекциями, семинарами, лабораторными занятиями и др., сменой обстановки. Во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями. В-третьих, сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса. В учебной деятельности, работоспособность в определенной степени зависит от психологических свойств личности, от новизны выполняемой работы, от интереса к ней. На работоспособность влияет информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.



Умственная работоспособность студента может изменяться по ходу деятельности в зависимости от самочувствия и настроения, понимания студентом смысла выполняемой работы, от эмоций и волевых усилий, от воздействия со стороны других лиц в виде поощрений, указаний, призывов и т.п. При этом один и тот же фактор может оказывать на работоспособность различных лиц противоположное влияние. Так, неудовлетворенность собой и своей деятельностью одних очень мобилизуют, других угнетает. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Есть студенты с устойчивой стереотипичностью и последовательностью изменения работоспособности и студенты с неустойчивой последовательностью изменения работоспособности. В зависимости от времени повышения работоспособности некоторые студенты наиболее активны с 9–10 до 14 часов. Они наиболее адаптированы к существующему режиму обучения, их биологический режим практически совпадает с учебным ритмом дневного вуза. Другие наиболее работоспособны с 18–20 до 24 часов. В первую половину дня их работоспособность снижена, они поздно ложатся спать, чаще не высыпаются. Эти студенты (дневных вузов) находятся в менее благоприятных условиях обучения. Возможно условное распределение студентов для анализа изменений работоспособности и по другим признакам, характеризующим типологию свойств нервной системы. Все это необходимо для учета особенностей организации самостоятельной работы, быта и отдыха студентов.

17. Динамика работоспособности студентов в процессе учебно-трудовой деятельности.

Вариантность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и другие виды деятельности).

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. С началом занятия они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в работу. Период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями и длится 10–20, а иногда и более 30 минут прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня.

Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5–3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

В шестом периоде, при дальнейшем продолжении деятельности, в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты происходит резкое уменьшение продуктивности выполняемой работы.

Учебный день студента кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности объясняется не только суточным ритмом, а главным образом психологической установкой на выполнение учебных заданий.

Работоспособность в начале рабочей недели бывает несколько понижена, что связанно с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели, как правило, наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности, а к концу недели она снижается. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связанно с явлением «конечного порыва». Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.

Однако подобная классическая работоспособность может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающий учебную работу на протяжении ряда дней.

При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс реализации их учебно-трудовых возможностей затягивается до 3–3,5 недели (период врабатывания). Затем наступает период стабилизации работоспособности на протяжении 2–2,5 мес.

Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным мотивационным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8–9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 80–100%. Сам процесс экзаменов характеризуется значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами.

Во время экзаменационной сессии иногда наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности. Это происходит под влиянием напряженной умственной деятельности при отсутствие в этот период физической активности, как средства эмоциональной разрядки и рекреации. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для учебного труда студентов независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года), изменения умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет высокое значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности средствами физической культуры и спорта.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующее:

1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре;

2) ритмичную и системную организацию умственного труда;

3) постоянное поддержание эмоции и интереса к обучению;

4) организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха.

5) отказ от вредных привычек;

6) физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

7) обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.