Сделай Сам Свою Работу на 5

Цвет и его место в художественном проектировании





Лекция №3

Изобразительно-выразительные средства дизайнерского (художественного) проектирования

Графика и её изобразительно-выразительные средства

Деление пластических искусств на изобразительные и неизобразительные искусства весьма условно, они тесно взаимосвязаны. Художественно-оформительская и дизайнерская практика в РФ часто обращается к такому виду изобразительного искусства, как графика, благодаря её доступности, простоте, быстроте выполнения, ясности изобразительного языка.

Графика от греческого (”графо” - черчу, пишу, рисую) - это искусство изображения предметов линиями и штрихами, а также произведения этого искусства:

1.Рисунки

2.Гравюры

3.Шрифт в книге и на плакате

4.Книжные иллюстрации

5.Плакат

6.Журнальные иллюстрации

7.Газетные карикатуры

8.Афиши

9.Дорожные знаки

10.Товарные знаки

Графика – это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белой является сама бумага, а черным – карандаш, и уголь или другой “сухой” красящий материал. В процессе исторического развития в рисунок, появившийся как самостоятельное искусство изобразительного искусства с конца 15 – нач. 16 в., активно стал проникать цвет. И теперь к графике относят:



1.Рисунок цветными мелками (пастель)

2.Цветную гравюру

3.Живопись водяными красками – акварелью и гуашью.

Но все – таки в классическом понимании под графикой понимается только черно – белое изображение.

Виды и жанры графики:

1.Станковая графика - графические произведения на отдельных листах, имеющие самостоятельное значение:

а) портреты

б) пейзажи

в) натюрморты

г) произведения на исторические, бытовые, анималистические, батальные темы и др.;

2.Плакат – художественное средство коммуникации

3.Учебно-оформительская графика (таблицы, диаграммы, схемы и др.);

4.Книжная графика (художественное оформление издаваемых литературных произведений);

5.Газетно-журнальная графика(художественное оформление периодических изданий);

6. Промышленная графика (рекламно-художественная атрибутика товаров и услуг).

Поставим следующий вопрос: при помощи чего в черно-белом варианте можно передать:



а) объемность предметного мира

б) отразить его внутренние качества и состояния

в) обеспечить художественную выразительность.

Оказывается, указанные цели достигаются всего лишь тремя изобразительно-выразительными средствами графики: линией, штрихом и тоном.

Линия – черта на плоскости (поверхности), изображаемая резцом, пером, карандашом, кистью. Линия выполняет изобразительную функцию, т.е. создает иллюзию пластической формы. Линии бывают:

1. прямыми

2. кривыми

3. вертикальными

4. наклонными

5. горизонтальными.

Прямая линия имеет направление и длину. Кривая линия, помимо направления и длины, имеет высоту (радиус) кривизну. Есть линии:

а) тонкие

б) толстые

в) длинные

г) короткие

д) ровные

е) неровные

Линии обладают эмоциональным воздействием на человека. Горизонтальная линия вызывает чувство покоя, так как ассоциируется с линией горизонта. Вертикальная линия передает стремление подниматься вверх, наклонная вызывает иллюзию неустойчивости положения. Ломаная линия ассоциируется с неуравновешенностью настроения, некоторой агрессивностью. Волнообразная, в свою очередь,- это струящаяся линия движения. В зависимости от направления ( вертикальное, наклонное, горизонтальное ) линия передает скорость движения. Спиральная линия вызывает впечатление вращательного движения в развитии. Существуют и такие определения линии: ”вялая”, “напряженная”, “динамичная” и др.

Штрих- черта, короткая линия.

Тон - видимая светлота изображаемого, передаваемая штриховкой (раздельными штрихами), окраской. Для выполнения штриховки графический инструмент держат почти вертикально, тушевки – почти горизонтально. Окраску производят следующими приёмами: заливкой, отмывкой, “сухой кистью”.



 

 

Рисунок и его изобразительно-выразительные средства.

В основе графики, как и всех видов изобразительного искусства, лежит рисунок. Леонардо да Винчи в своем “Трактате о живописи” писал: ”Юношам, которые хотят совершенствоваться в науках и искусствах, прежде всего надо научиться рисовать”.

Рисунок - действенное средство познания и изучения предметного мира. Выполняя рисунки с натуры, художник вырабатывает в себе умение четко выделять главное в явлении, отбрасывая или, наоборот, акцентируя отдельные детали. Он выявляет верные соотношения различных частей предмета, прослеживает распределение света и тени на его поверхности, влияние световоздушной среды и т.д. Обучение рисунку составляет важнейшую часть профессионального обучения художника- дизайнера.

К изобразительно-выразительным средствам рисунка относятся:

1. точка (прикосновения острия карандаша, кисти, пера)

2. штрих (см. выше)

3. линия (см. выше)

4. мазок (изобразительное средство кистевой техники), в том числе: мазок-точка, мазок-штрих, мазок-линия;

5. тон (см. выше)

6. цвет (подробно рассматривается далее в этой главе).

Основные материалы рисунка. Тот, кто хочет научиться рисовать, должен хорошо знать материалы рисунка, их особенности и свойства. Правильно выбранный материал и свободное владение им помогают художнику успешно решать творческую задачу. К основным материалам рисунка относятся:

1. графитный карандаш

2. карандаш «ретушь»

3. цветные карандаши

4. древесный уголь

5. сангина

6. соус

7. пастель

8. акварель

9. перо

10. бистр

11. сепия

12. гуашь

13. фломастеры

Понятие о пропорции. Одной из составных частей теоретических основ художественного оформления и дизайна является понятие пропорции. В переводе с латинского языка слово «пропорция» означает «соотношение», «соразмерность». В пластическом искусстве пропорциями обычно называют соотношения величины элементов художественного произведения.

Постановка рисунка. С чего следует учиться рисовать? Как осуществить постановку рисунка начинающему? Моделью для рисования может быть любой предмет трехмерной формы:

Натюрморт

Голова и фигура человека

Пейзаж

Отдельные деревья

Постройки

Животные и т.д.

Конечно, начинать надо с более простых предметов, приближающихся по форме к геометрическим фигурам. Затем можно переходить к рисованию более сложных по форме и расположению в пространстве объектов.

Прежде чем начинать рисовать предметы, необходимо нанести их контуром на лист бумаги, чтобы они не просто расположились и уместились на нем, но разместились хорошо и равномерно по отношению к краям листа. Наиболее распространен метод рисования от общего к частному. Допустим, вы рисуете дерево. Прежде чем рисовать сучки и ветки, наметьте общий контур всего дерева - воображаемый многоугольник. В контуре расположите крупные детали - ствол, наиболее тяжелые ветви, затем следующие элементы – ветки, сучки, вплоть до самых маленьких. Когда все это будет нанесено на бумагу, опять вернитесь к общему и посмотрите, правильно ли разместились все части по отношению е общему и друг к другу. Таким образом, все детали будут нарисованы только в сравнении и в отношении одна к одной.

Рисунок человека. Постепенно следует переходить к рисованию более сложных объектов, в том числе и к рисунку человека. Главным предметом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств, словом все богатство личности в различных ее проявлениях.

Как отмечалось ранее, одним из жанров станковой графики является портрет. В зависимости от смысла произведения портреты разделяются на:

1. интимные

2. парадные

3. социальные и психологические

В зависимости от композиционного строя на:

1. погрудные

2. поколенные

3. однофигурные

4. групповые

Портрет, в котором художник изображает самого себя, называется автопортретом. Подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека, его внутреннего состояния. Вместе с тем художник не добьется сходства с оригиналом, если ему не удастся обеспечить точное изображение внешнего облика человека.

Несмотря на имеющиеся индивидуальные особенности строения, для рисования человека используются пропорции его лица и тела. В древние времена части человеческого тела служили естественной основой всех единиц измерения (локоть, фут и пр.). Для усвоения последовательного хода рисования пропорций головы полезно сделать схематический рисунок этой части тела в фас, чтобы затем перейти к работе с натуры.

Всю массу головы (без волос), изображаемой во фронтальном положении, начинают овоидом, у которого ширина относится к высоте примерно как 4:5. Разделив ширину и высоту овоида пополам, проводят тем самым серединную лицевую линию и линию зрачков. После этого вся высота овоида делится на 10 частей. Снизу вверх эти части выделяют следующие элементы лица: первая 1/10часть – линию подбородочно – губной борозды, вторая – среднюю линию рта, третья – линию основания носа, четвертая вместе с пятой – линию зрачков, шестая – линию бровей, седьмая вместе вместе с восьмой и девятой – внутреннюю границу волос.

1. Если вдоль линии зрачков отложить 1/3 высоты головы, то можно найти положение зрачков глаза.

2. Разделив расстояние между ними на четыре равные части, определить положение внутренних углов глаз.

3. Длина глаза равна расстоянию между его внутренними углами.

4. Наметив глазные миндалины, веки, радужные оболочки, зрачки и брови, на линии носа отмечают его толщину (расстояние между внутренними глазными углами).

5. Чтобы нарисовать рот, нижнюю часть высоты головы делят на три части: верхняя определит место средней линии рта и крайнюю кайму губ.

6. В верхней части овоида рисуют волосы.

7. Напротив средней - ушные раковины (высота ушей равна длине носа). Затем уточняется форма подбородка и щек.

Подобным образом используются пропорции и в работе над рисунком фигуры человека. Великий мыслитель, интеллектуал, скульптор, архитектор, инженер и живописец эпохи Возрождения Леонардо да Винчи писал следующее: «Если мы человеческую фигуру – самое совершенное творение Вселенной – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней… Если теперь измерим длину от макушки до среднего пальца, когда руки опущены «по швам», то эта величина по отношению к расстоянию от среднего пальца до ступни составит то же число, что и отношение всего роста. Это отношение воплощено в человеке и оно – самое прекрасное в природе. Эллины знали его, оно описано у великого математика Эвклида. Это отношение я назвал «золотым сечением».

«Золотое сечение». Пропорции человеческого тела исследовались издревле. Древнейшие данные были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.) Известны также египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птолемеев, каноны Древней Греции и Древнего Рима. Долгое время был общепризнанным канон Поликлета. Выделяются труды Альберти, Микелианджило и Дюрера. Исследования прошлого столетия внесли еще большую ясность в эту проблему. В первую очередь следует назвать фамилии А. Цейзинга и его последователя Э. Месселя, изучавших пропорции человека на основе точнейших обмеров и сопоставлений.

«Золотое сечение» является самой популярной пропорцией, так как оно представляет собой главную составляющую гармонии. В математическом виде «золотое сечение» соответствует делению некоего отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится АВ (то есть АВ: ВС = АС: АВ) . Приближенно это отношение равно 5/3 , точнее 6/5, 13/8 и т.д. При десятичном разложении это значение имеет вид бесконечной величины 1,61803398…

Принципы «золотого сечения» используются во всех видах изобразительного и неизобразительного искусства. Случайно ли это? Что заставляет нас восхищаться творениями великих художников? Каков механизм восприятия прекрасного? В конце прошлого века немецкий психолог Г. Фехтер впервые попытался разобраться в этом вопросе. Он предъявил испытуемым 10 различных прямоугольников с отношениями сторон от 1 до 2,5 и попросил каждого из 592 человек, участвовавших в эксперименте, выбрать те, что наиболее их удовлетворяют. Максимальное число людей остановилось на прямоугольнике с отношением сторон, близким или равным 1,618. Стало быть, ощущение гармонии заложено каким-то образом в организме каждого из нас.

В 1925-1929 годах немецкий психиатр Г. Бергер открыл электрические колебания, свойственные работе мозга человека. Выяснилось, что средняя геометрическая частота делит диапазон частот любой волны мозга на две полосы – высокочастотную и относительно низкочастотную. Оказалось, что отношение этих двух областей друг к другу есть постоянная величина для данной волны.

При умственной работе человека доминирует бета – волна, которую считают главной составной частью единой системы всех электрических волн мозга. Средняя геометрическая частота бета – волны составляет 22,13 Гц, а боковые полосы равны 8,13 Гц и 12,87 Гц. Общий же диапазон (разность крайних частот) составляет 21 Гц. Отношения этих величин друг к другу приводят к удивительному результату: 21:12,87 = 12,87:8,13 =1,618. Ведь этот же «золотое сечение»! Стало быть, этот особый камертон заложен внутри нас самой природой.

Интересно, что примерно одинаковые эмоции появляются у зрителей, пришедших насладиться картинами с одним и тем же названием «Тайная вечеря»: один холст принадлежит кисти Леонардо да Винчи (1452-1519) и написан в средние века, а второй – Сальвадору Дали (1904-1990), творившему в 20 веке. Общее в картинах – композиционное построение на основе правила «золотого сечения».

Пропорции, близкие к «золотому сечению». «Золотое сечение» - предпочтительное, но не единственное соотношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К числу подобных пропорций относятся 1:2 , 1:3, которые являются родственными «золотому сечению». Особую известность среди художников – дизайнеров имеют соотношения так называемого «ряда Фибоначчи». Здесь каждый член, за исключением двух первых, является суммой двух предыдущих – 1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144…

Вероятно, это происходит из-за особенностей психологии человека, стремящегося не к монотонности и повторяемости, а к развитию, совершенствованию, движению. Несколько неравных, но близких по размерам частей создают впечатление развития форм динамики, пропорционального дополнения друг друга.

Пропорции и художественное конструирование. Какие проблемы встают перед художником – дизайнером в связи с названными закономерностями? Ему необходимо знать:

1. соотношение отдельных частей человеческого тела и требуемое для человека пространство при различных положениях и в движении;

2. размеры предметов домашнего обихода, одежды и других окружающих его предметов, емкостей и мебели;

3. удобную величину проходов в помещениях, между мебелью;

4. как целесообразно расставить мебель, чтобы обеспечить человеку наиболее удобные условия на рабочем месте и во время отдыха, т.п.

Художники – дизайнеры используют растровую сетку, которая вычернена в соответствии с «золотым сечением». Она представляет собой прямоугольный треугольник, катеты которого соотносятся как 21:34.Опуская перпендикуляры на катеты из любой точки гипотенузы, получается подобный треугольник, соответствующий «золотому сечению». Растровую сетку можно разворачивать в любом направлении и с ее помощью строить творческую композицию.

Способы копирования. Увеличения, уменьшения рисунка. Пропорции лежат в основе способов увеличения (уменьшения) рисунка, будь то пантограф, проекционные средства или графическая сетка.

Основными проекционными средствами для увеличения рисунка является:

1.Эписко (эпипроектор) – оптико-механический прибор для проецирования на экран непрозрачных оригиналов, например, рисунков. Диапроекционные средства дают возможность увеличивать изображение на прозрачной основе.

2.Прибор эпидиаскоп позволяет работать как с непрозрачными, так и с прозрачными оригиналами. Степень увеличения оригинала зависит от расстояния проекционного средства до экрана.

Для увеличения (уменьшения) рисунка при помощи графической сетки требуется только линейка и карандаш. На копируемый рисунок (оригинал) карандашом наносится сетка из равных квадратов. Выбирается пропорция увеличения (уменьшения) оригинала. В соответствии с ней на чистый лист бумаги наносится пропорциональная увеличению (уменьшению) сетка. Для удобства идентификации местоположения квадраты сетки нумеруются одинаково. Затем производится последовательный перенос контура рисунка с оригинала на изобразительную плоскость. Уточняется правильность переноса. После этого вспомогательная сетка убирается. При необходимости в дальнейшем производится работа краскам или другими красящими материалами.

 

Композиция и свет в художественном оформлении и дизайне

 

Композиция и цвет являются важнейшими изобразительно – выразительными средствами художественного проектирования. От них во многом зависит эстетическая и смысловая ценность работы художника.

Понятие о композиции. Композиция – это конкретное построение, внутренняя структура произведения: подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно – художественное целое. Примечательно, что латинское слово «компонере» означает «сочинять», «располагать», «составлять». Художник так располагает детали, линии, пятна цвета и света, чтобы его произведение было максимально выразительным и вместе с тем обладало прекрасным качеством целостности по принципу все закончено, все работает, ничего лишнего, а каждая деталь на свое месте.

В известной картине И.Е. Репина «Не ждали» слева от двери на веранду мы видим темную ножку стула. Попробуйте прикрыть ее пальцем и вообразить, что там пустое место. Вы сразу почувствуете – эта пустота раздражает, комната превращается в длинный коридор, масса темных пятен в правой части картины начинает «перевешивать», тянуть картину вправо, вниз. Тот, кого не «ждали», не останавливается, а продолжает двигаться дальше, он словно проходит мимо смотрящих на него людей. Вот, оказывается, какова композиционная роль небольшой, как будто малозначительной детали – ножки стула!

Изобразительная плоскость. Рисунок должен всегда правильно взаимодействовать с изобразительною плоскостью (например, листом бумаги), создавать гармоничный контакт. Если изображение мало, велико, сдвинуто, на поверхности создается большой фон, то рисунок и изобразительная плоскость вступают в конфликт. Чтобы подобного не происходило, оформитель обязан продумать размеры рисунка и найти для него должное место на плоскости. При этом важно решить, каким будет расположение листа, вертикальным или горизонтальным. Это будет зависеть от композиционного сюжета.

В композиции важно все: массы предметов, их силуэты, их зрительный «вес», колорит картины, группировка действующих лиц, направление линии перспективного сокращения предметов, распределение светотени, интенсивность цвета; позы, жесты и перспектива.

Перспектива. Перспектива – искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью их отдаленности от точки наблюдения.

В той же картине И. Репина взгляды всех присутствующих устремлены на вошедшего мужчину в одежде ссыльного, и почти все перспективные линии идут к его фигуре. Фигура представлена в свободном пространстве как силуэт на более сложном фоне. Цвет арестантской одежды гармонирует с цветом всех остальных предметов в комнате. Вместе с тем он нигде более не повторяется (в отличие от черных тонов) и поэтому помогает выделить главную фигуру и тем самым выразить основное содержание картины.

Перспектива предполагает воображаемую линию горизонта и точку зрения на изображаемое. Точка зрения может находиться на уровне глаз, сверху (с «птичьего полета») или снизу (так называемая «лягушачья перспектива»). Существуют различные виды перспективы, в том числе:

1. воздушная

2. панорамная

3. плафонная

4. театральная

5. рельефная

6. диорамная

7. архитектурная

8. стереоскопическая

9. военная

10. линейная и др.

Одним из видов перспектив является линейная перспектива. Она имеет свои законы:

1. Если линии в пространстве параллельны, но их перспективы проходят через общую точку схода;

2. Вертикальные линии всегда вертикальны;

3. По мере удаления от картины равных отрезков их перспектива уменьшается пропорционально удалению;

4. Круг в горизонтальной плоскости приобретает форму овала.

Композиционные средства выражения. К композиционным средствам выражения в художественно-оформительской и дизайнерской практике относятся:

1. Ритм

2. Симметрия

3. Асимметрия

4. Равновесие

5. Контраст

6. Нюанс

Ритм- повтор и чередование изображаемых фигур на изобразительной плоскости. Ритм задается ритмическими элементами: акцентом и интервалом (например, фигура-расстояние между фигурами). Акценты и интервалы образуют ряд художественного произведения.

Симметрия – равное, однообразное расположение изображаемых фигур. Симметрия создает гармонию и соразмерность в рисунке.

Асимметрия – отсутствие симметрии, обладает способностью придавать художественной форме динамику, движение.

Равновесие – относительно одинаковое размещение зрительного веса массы изображаемых предметов. Равновесие может быть легким и тяжелым. Для достижения легкого равновесия используются предметы небольшого размера, сильно изрезанные контуры, светлоокрашенные поверхности. Чтобы добиться тяжелого равновесия, помещаются крупные предметы с упрощенными контурами и темноокрашенные поверхности.

Контраст – несхожесть качеств, признаков, противоречивость сторон изображаемого. Контраст - своеобразное воплощение единства и борьбы противоположностей. В картине В.М. Васнецова «Богатыри» исполинские фигуры контрастируют с маленькими деревьями. Если деревья прикрыть рукой, то фигуры измельчают. Контраст может достигаться не только величиной изображаемого, но и тоном (например, сочетанием красного и зеленого), а так же светлой и цветной теплотой.

Нюанс – выразительное средство, обеспечивающее целостность и гармоничность изображаемого предмета через создание тонкого различия. Чаще всего нюансы создаются при помощи сочетания цветов, например:

а) белый и светло – серый

б) черный и фиолетовый

в) белый и розовый

г) фиолетовый и темно – фиолетовый

 

 

Цвет и его место в художественном проектировании

Понятие о цвете и цветоведении. Из отмеченного ранее становится очевидным, что из важнейших средств создания эмоциональной атмосферы композиции является цвет, световой тон чего-либо, окраска.

Наукой о цвете – цветоведением – накоплены сведения, весьма полезные дизайнеру и художнику. Различные физические тела по – разному излучают и отражают свет. Видимый оптический спектор ограничен диапазоном волн от 760 до 380 миллимикрон (табл. 1)

От белых предметов отражается любой цветной свет в равной мере. Будучи освещены красным светом, они кажутся красноватыми, зеленым светом – зеленоватыми и т.д. Серые предметы отражают света меньше, черные еще меньше, поглощая световую энергию и преобразуя ее в тепло.

 

Таблица 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.