Сделай Сам Свою Работу на 5

Маленькие победы увеличивают энтузиазм





 

Нам необходимо задуматься над тем, насколько плачев­но наше положение в этом материальном теле и материаль­ном мире. Мы живем в лагере майи, и привычный образ мыслей не позволит нам вырваться из тисков материальной энергии, пока мы не придумаем верных способов, как обуз­дать свой ум. По этой причине Бхактивинода Тхакур, вели­кий вайшнавский святой, объясняет, что до тех пор, пока че­ловек не станет парамахамсой (святым), уму следует давать определенное количество эмоционального удовлетворения. Мы должны так занять свой ум, чтобы наше служение, наше окружение, деятельность и мы сами были нам в радость. Мы не можем просто работать, как проклятые, без всякого ручи, или вкуса. Присоединившись к религиозной организации или духовной общине, мы какое-то время можем подчи­няться указаниям авторитетов, однако если мы не найдем способ развить вкус или не получим возможность достигать собственных целей на пути к цели высшей, то нас ожидает множество неприятностей.

Мы отнюдь не призываем всех делать что придет в го­лову и считать анархию равнозначной духовной жизни, тем более, что такой подход уже однажды причинил урон высшей духовной культуре и заставил людей поверхност­но относиться к религии. Кришна просит нас всегда думать о Нем, и если мы не способны постоянно медитировать на Него, Он предлагает нам альтернативы. При этом Он не отменяет высшую цель и не оставляет нас один на один с Допускающими двоякое толкование краткосрочными задачами. Он ясно говорит в «Бхагавад-гите», что мы долж­ны все время думать о Нем, и если мы не можем постоянно находиться в состоянии такой редко достижимой медита­ции, Он просит нас заниматься преданным служением. Если у нас не получается заниматься даже садхана-бхакти, Он предлагает нам работать для Него или поощрять тех, кто ра­ботает для Него. Следующие варианты включают в себя ме­дитацию или накопление знаний. Он дает нам все эти крат­косрочные задачи, чтобы помочь в нашем продвижении к высшей цели.



Зачастую, когда преданные занимаются преданным слу­жением, не понимая, каким образом пройти весь путь до конца, они в конце концов превращаются в бродячих зомби или думают, что духовный путь непроходим либо бесполе­зен. Достигая же краткосрочных целей, мы вдохновляемся на достижение следующей цели, постепенно подходя к глав­ной. Постепенное развитие от одной краткосрочной цели к другой вдохновило множество олимпийских атлетов не сдаваться и идти прямо к золотой медали. В конечном итоге они начинают мыслить так: «Я хочу стать самым лучшим в мире, и я верю, что благодаря стараниям и тренировкам смогу достичь этой цели». Даже если они не выигрывают зо­лотую медаль, а получают серебряную, это еще сильнее во­одушевляет их, и на следующих состязаниях они стараются еще больше. Как только они видят, что на горизонте показа­лась цель, они, чтобы не потерять ее из виду, выкладывают­ся до конца.



Подобным же образом достижение краткосрочных целей поможет занять наш ум и сконцентрировать нашу энергию. Наши свершения даже укрепят веру и позволят ощутить удовлетворение, в зависимости от наших склонностей или интересов. Этот энтузиазм поможет нам в попытках посто­янно думать о Верховном Отце и Матери и отдавать Им все, что у нас есть. Мы никогда не посмеем пренебречь любовью к Богу или шаранагати, полному преданию себя, — ведь это наша высшая цель. Хотя принижать значение или отвергать высшую цель опасно, но не менее опасно пренебрегать и краткосрочными целями, ибо без них мы падем в пучину безысходности. Если высшая цель кажется недостижимой, мы потерпим поражение еще на старте. Мы начнем оправ­дывать свои отклонения и довольствоваться чем-то сред­ним, ставя под сомнение весь процесс. С другой стороны, ес­ли мы не добиваемся успеха в своих краткосрочных задачах или не можем по доброй воле обуздать свой ум и чувства, они станут очень активными. Если у нас нет энтузиазма ни для одного вида деятельности в преданности, мы разовьем энтузиазм к чувственным удовольствиям.



Почему Шрила Рупа Госвами, великий знаток Вед и от­шельник, уделял такое внимание утсахе, энтузиазму? Пото­му что, если у нас не хватает энтузиазма, мы начнем оседать на дно своего сознания, где хранятся впечатления от множе­ства предыдущих жизней, когда мы были целиком порабо­щены своими чувствами и окружением. Но еще важнее осознать, что в попытках вырваться за пределы гун матери­альной природы первостепенную роль играет шраддха, или вера. Эта задача требует предельного сосредоточения, чего не добиться за один день. Если все же у кого-то это происходит довольно быстро, следует понимать, что этот человек родил­ся с очень высоким уровнем адхикара, или заслуг в предан­ном служении, которые он накопил в предыдущих жизнях. Это значит, что прежде чем достичь этого уровня, он прошел через множество видов духовной деятельности.

Храня в уме высшую цель, которая заключается в совер­шенном сознании Бога, мы должны вдохновлять друг друга На то, чтобы взглянуть более пристально на свои жизни и перепроверить те или иные цели, которых мы добиваемся, учитывая свои варны, ашрамы и характерные наклонности. Мы должны стремиться к достижениям, которые рады бу­дем предложить общине, миссии, нашим семьям и самому себе. Такие усилия преградят путь майе и ослабят ее напад­ки, несколько наши духовные заслуги займут наш ум и вдохновят нас. Каждый из нас должен понять свою приро­ду, чтобы распознать свои способности, наряду с деятельно­стью, которая вдохновляет или воодушевляет нас. Таким образом, мы сможем заниматься преданным служением, стремясь достичь своей заветной цели.

 

Непоколебимая решимость

 

Ведические писания в основном говорят о высшей цели, поскольку мы должны всегда хранить конечную цель в уме. Однако следует понять, что Господь дает нам культуру вар-нашрама-дхармы, а также методы, с помощью которых мы можем продолжать свой духовный путь, даже не будучи способными постоянно размышлять о Нем. Нам нужно по­стоянно напоминать себе о высшей цели и никогда не пре­уменьшать необходимости ее достижения. Мы действитель­но можем достичь этой цели благодаря собственным успехам и достижениям, которые приблизят нас к достиже­ниям высшим. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.41):

 

вйавасайатмика буддхир

экеха куру-нандана

баху-шакха хй ананташ ча

буддхайо вйавасайинам

 

«Идущие этим путем решительны и целеустрем­ленны, и у них одна цель. О потомок Куру, много­ветвист разум тех, кто нерешителен».

У тех, кто идет этим путем, есть только одна высшая цель — развить чистую любовь к Богу и вернуться в духов­ное царство. С другой стороны, если у человека нерешитель­ный разум, то окружение и майя быстро поработят его и ста­щат вниз. Но если у нас есть намеченный путь, ум не падет жертвой искушений. В комментарии к этому стиху из «Бхагавад-гиты» говорится:

«Разум человека, твердо верящего в то, что, действуя в со­знании Кришны, он достигнет высшего совершенства, назы­вается вьявасаятмика.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.62) сказано:

шраддха-шабде вишваса кахе судридха нишчайа

кришне бхакти кайле сарва-карма Крита хайа

 

Верой называют твердую убежденность в существова­нии высшего начала. Тому, кто посвятил себя деятельности в сознании Кришны, нет нужды заниматься какой-либо мирской деятельностью и выполнять обязанности перед се­мьей, страной или человечеством. Результаты деятельности человека зависят от хороших или дурных поступков, кото­рые он совершил в прошлом. Однако тому, в ком просну­лось сознание Кришны, больше не нужно стремиться к по­ложительным результатам в своей деятельности. Все действия человека, обладающего сознанием Кришны, ста­новятся абсолютными, иначе говоря, к ним больше непри-ложимы такие понятия, как «хорошее» и «плохое». Высшей ступенью практики сознания Кришны является отказ от ма­териальных представлений о жизни, и тот, кто развивает в себе сознание Кришны, рано или поздно обязательно до­стигнет этого уровня».

У нас есть цель, но мы приближаемся к ней благодаря не­большим достижениям и успехам, которые усиливают нашу веру, решимость и энтузиазм. Мы не хотим никого вводить в заблуждение этими словами, ибо мы никоим образом не пропагандируем релятивизм. У нас, несомненно, есть выс­шая сиддханта, или цель. Однако дорога к этой цели выло­жена из небольших достижений, и мы хотим использовать творческие способности ума, чтобы находить способы отда­вать все больше и больше сил каждый день в служении Гос­поду. Успех в краткосрочных задачах будет поддерживать наш энтузиазм и не даст нам сойти с пути к заветной цели.

 

Гуру и ученик

 

Многие из вас, наверное, уже слышали историю про уче­ника, который очень хотел достичь самоосознания. Этот юноша искренне старался быть примерным учеником, но по каким-то причинам ему не удавалось достичь просветле­ния. Время от времени от вел со своим гуру серьезные бесе­ды и жаловался на свои неудачи. Он хотел узнать, когда ему удастся достичь самоосознания и как ему приблизиться к этой цели. Но духовный учитель, казалось, не замечал его проблем. Он даже почти ничего не говорил в ответ.

Однажды этот ученик шел рядом с гуру по берегу реки. Духовный наставник завел ученика в реку и вдруг со всей силы опустил его голову под воду, как будто желая утопить своего подопечного. Ученик не знал, что и думать, посколь­ку гуру по определению должен быть источником утешения и любви для ученика. Но гуру как будто хотел, чтобы тот за­хлебнулся. Когда ученик начал задыхаться, он не мог думать ни о чем, кроме одного — как вынырнуть и сделать вдох.

Ученик уже было совсем задохнулся, когда учитель нако­нец-то отпустил его. Гуру строго, но с заботой заговорил: «Когда я держал твою голову под водой, ты мог думать лишь о глотке воздуха. Все твое сознание сосредоточилось на этой единственной цели, и каждой клеточкой своего тела ты стремился к жизни или освобождению. Вот когда ты об­ретешь такое же жгучее желание развить любовь к Богу, не обращая внимания на соблазны этого мира, тогда ты до­стигнешь самоосознания. Когда ты будешь буквально схо­дить с ума по Богу и желать Его любви и милости, лишь тог­да ты придешь к этой заветной цели».

 

Вопросы и ответы

 

ВОПРОС: Недавно я осознала, что мне жизненно необходи­мо найти какое-нибудь дело, которое вдохновляло бы меня. В прошлый понедельник я была на одном семинаре, и там мужчина рассказывал случай на своей работе. У его сослу­живца были какие-то проблемы, и этот человек спросил его: «Что по-настоящему делает тебя счастливым? Что вдохнов­ляет тебя?» Когда он спросил об этом, его коллега вдруг за­плакал, потому что никто никогда до этого не задавал ему таких вопросов. Я хотела привести этот пример, поскольку вижу, что то же самое происходит с некоторыми из нас. Мы порой так погрязаем в своей рутинной деятельности, что нам даже на ум не приходят такие вопросы. «Что должно случиться, чтобы я в радости встречал каждый новый день, а не просто механически выполнял свои обязанности?» Я очень хочу понять это и применить к своей жизни, потому что мне нравится делиться хорошим с другими. Я полагаю, что в конечном итоге каждый из нас хочет отдать всего себя Кришне, но не сможет по-настоящему сделать это, пока не почувствует неподдельную радость от своего служения.

То же самое я замечала на примере с детьми. Чтобы вы­явить самое лучшее в наших детях, особенно в рамках обра­зования, необходимо, чтобы они интересовались тем или иным предметом. Нужно, чтобы они хотели учиться или заниматься определенной деятельностью. В этом случае нам даже не надо отчитывать их или кричать на них, потому что они будут делать всё по доброй воле. Поскольку я никогда не задумывалась над этими вопросами, теперь я хочу не­много поразмышлять, что есть и что было. Я хочу спросить себя, что же в действительности вдохновляет меня в моей духовной жизни. Спасибо Вам за то, что Вы говорите об этом. Ваши слова всегда касаются сути предмета, они понят­ны всем, трогают сердце, исполнены заботы и духовной любви.

ОТВЕТ:Спасибо Вам за добрые слова. Я — человек малень­кий, но стараюсь относиться к другим людям, особенно к тем, кто посвятил себя познанию трансцендентого, как к самому важному в своей жизни. Вы затронули интересный момент. Если мы просто работаем не покладая рук и не при­слушиваемся к тому, что происходит у нас в уме и сознании, мы в конечном итоге столкнемся с проблемами. Пока мы не разовьем ручи, или духовный вкус, мы будем развивать вкус к занятиям, никак не связанным с сознанием Кришны. На­пример, для некоторых из нас сложно сосредоточиться на чтении книг; но если вам предстоит читать лекцию по «Шримад-Бхагаватам» или «Бхагавад-гите», вы начнете со всем усердием штудировать их. Вы увидите глубокие мысли в этих книгах, поскольку вам нужно будет делиться своим пониманием прочитанного со слушателями. Поскольку у вас есть цель — прочесть лекцию, ваш ум окажется в ситу­ации, в которой он укротится и станет более внимательным и управляемым. Если вы просто читаете книги и вам не гро­зит предстоящая лекция, вы, возможно, не сможете усвоить столько же материала.

Дети — еще один хороший пример. Вспомним свое соб­ственное детство и те времена, когда нам нравилось ходить в школу и учить уроки. Кто-то из вас, может быть, любил рисовать, и когда звенел звонок на урок рисования, вас охва­тывали радость и энтузиазм. Вы затаив дыхание внимали учителю, потому что были счастливы. Но когда приходила очередь уроков по математике или истории, это станови­лось смертельной пыткой. Вам казалось, что вы будете си­деть в комнате и слушать монотонный голос учителя целую вечность. Позже вам, может быть, и удавалось сдать экзаме­ны, но вынесли вы из стен школы немного. Вы просто силой заставляли себя запомнить какие-то цифры и факты. Нам всем хорошо известно, что мы уходим с головой лишь в ту деятельность, которая интересна нам, и в результате прино­сим больше пользы общине и самому себе.

 

ВОПРОС:У меня вопрос по поводу Вашего примера с деть­ми. Мы можем и не любить историю, но, тем не менее, нам нужно будет сдавать экзамены. Каким образом развить эн­тузиазм к предметам, которые нам нужно будет сдавать?

ОТВЕТ:Мы можем использовать тот же самый пример, что­бы ответить на Ваш вопрос. Некоторые подростки бросают школу, потому что им было скучно учиться, но другие оста­ются в школе, хотя им так же скучно. У них есть интерес к определенным областям знания, и они прилагают усилия в этом направлении. Они продолжают учебу и сдают экза­мены, поскольку некоторые из предметов и внеклассной де­ятельности интересуют их. Никто не ожидает, что человеку будет нравиться всё без исключения из того, что он должен учить и делать. Но мы должны найти те сферы деятельнос­ти, которые вдохновляют нас, иначе проблем не избежать. Брахману, или ученому священнику, не всегда легко сми­риться с уборкой улиц или мытьем котлов, но поскольку у Него есть цели, которых он хочет достичь, он будет хорошо мыть котлы, чтобы потом его никто не отвлекал от деятельности, которая ему по душе. Если этот брахман помыл и вы­чистил кастрюли, он может с чистой совестью идти в свою комнату читать, и изучать мантры и молитвы хоть четыре часа подряд. Опасность возникает, когда у человека вообще нет интереса ни к одному из видов деятельности, потому что в этом случае он пойдет на дискотеку, начнет выпивать или пристрастится еще к какому-нибудь виду чувственных удовольствий.

 

ВОПРОС:Мне понравился Ваш пример с атлетами, которые должны ставить перед собой небольшие задачи, чтобы до­стичь великих целей. Я же интересуюсь по большей части лишь грандиозными проектами, что требует столько энер­гии, что я просто отмахиваюсь от небольших достижений. Я исполняю свои обязанности, но не испытываю приятных ощущений при этом. Когда мне не удается воплотить свои грандиозные замыслы, я могу даже заболеть. Спасибо Вам за эту лекцию; я надеюсь, что она вернет меня с неба на землю, и я смогу ставить перед собой посильные задачи и так посте­пенно воплощать в жизнь более широкие замыслы.

ОТВЕТ:Это очень хороший пример. Иногда у нас такие грандиозные планы, что когда нам не удается их осущест­вить, мы можем ощутить себя неудачниками. Высшая цель может оказаться такой далекой, что мы потеряем доверие к самим себе или впадем в депрессию, тревогу и уныние. Мы, может быть, даже смогли бы достичь этой цели, но та­кие мысли всё рушат и вносят столько беспокойств по пово­ду достижения этой цели, что мы в конце концов прекраща­ем сражаться. Постепенно мы потеряем саму надежду на то, что способны достичь этой цели. Здесь снова мы видим важность краткосрочных задач. Не будет ошибкой сказать, что по воле Господа каждый может сотворить какое угодно чудо и совершить нечеловеческие подвиги, но мы имеем склонность останавливать себя на пути к таким высотам, и причину этого следует искать в наших страхах, неправиль­ном общении, утрате веры и отсутствии планирования. Но даже наши небольшие достижения и победы (несмотря на их незначительность) откроют перед нами поистине вели­кие возможности.

В наши дни среди спортсменов зародилось целое движе­ние, состоящее из тех, кто хочет побить все прошлые рекор­ды и совершить сверхчеловеческие подвиги, которые еще десять-двадцать лет назад казались немыслимыми. Несмот­ря на то, что способности тела имеют свои пределы, каждый год ставится новый спортивный рекорд. Главы команд сей­час платят миллионы долларов психологам и тренерам за обучение спортсменов определенным образом настраивать свой ум, что включает в себя искусство визуализации (мыс­ленного представления того или иного события в будущем) и методы, с помощью которых спортсмены проникаются духом успеха. Как только человек обретает такой настрой, он переносит его от одной победы к другой. Тренеры хотят, чтобы спортсмены гордились своими результатами и в бу­дущем были бы способны на большее. Многие из тех, кто побеждает в соревнованиях, просто более позитивно наст­роены, чем их противники. Зачастую их физические данные одинаковы, и потому секрет успеха надо искать в более раз­витой силе духа.

Подобным же образом, в нашей мана-севе, или внутрен­нем служении, мысленные потоки окажут заметное влияние на нашу судьбу. Именно поэтому на определенном уровне нашего преданного служения и духовной зрелости мы полу­чаем способность видеть, каковы наши вечные занятия в ду­ховном мире, даже находясь еще в физическом теле. Разуме­ется, преданным необходим опытный проводник в этих сферах. Достигнув определенного уровня совершенства, преданный может получить благословение и узнать, кем он изначально является в духовном мире. Тогда он сможет вза­имодействовать с духовной средой и размышлять о ней, и такие действия и мысли станут все больше и больше увле­кать его. Со временем он целиком погрузится в них. Такова сила ума, когда он становится нашим другом, и такова опас­ность, исходящая от него, когда он превращается в нашего врага.

 

ВОПРОС: На мой взгляд, наша цель менее осязаема на мате­риальном уровне, чем золотая медаль на Олимпиаде. Напри­мер, я недавно прочел, что мы должны медитировать на тре­тью шлоку из «Шикшаштаки», где говорится, что человек должен быть смиреннее травы на дороге и терпеливее дере­ва. Он должен выражать почтение другим и не ждать ника­кого почтения взамен. Такого умонастроения сложно до­стичь, и в определенном смысле я боюсь достичь здесь успеха, потому что это может вскружить мне голову. Я ви­дел, как это случалось с людьми на духовном пути. Не могли бы Вы назвать несколько краткосрочных задач, которые по­могут в достижении нашей высшей, нематериальной цели?

ОТВЕТ: Вспомните последнюю шлоку из «Шикшаштаки»:

 

ашлишйа ва пада-ратам пинаштумам

адаршанан марма-хатам кароту ва

йатха татха ва видадхату лампато

мат-прана-натхас ту са эва напарах

 

«Нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и я не изменю Ему, даже если Он грубо обнимет меня или разобьет мне сердце, не показываясь мне на глаза. Он волен делать все, что пожелает, ибо Он — мой Господь на все времена — неважно, что со мной будет».

 

Какая красота и сила в этих словах! Это — цель, но мы отдаем себе отчет, что ее не достичь в одночасье.

Ваше сомнение справедливо, поскольку люди боятся не только неудач — они страшатся и успеха. Подсознание мо­гущественнее осознанных мыслей. Если подсознание скажет «нет», то сколько бы мы ни вели разговоров и ни прилагали усилий, у нас ничего не получится. Мы уже говорили об этом в лекциях, посвященных внутреннему диалогу. Среди мирских людей и даже среди преданных немало таких, кто перестает действовать или убегает от цели, поскольку боит­ся успеха или последствий такого успеха. Но если в наших мыслях наряду с долгосрочными планами находится место и для краткосрочных задач, страх не одолеет нас, поскольку увлеченность успехом сделает нас счастливыми. Таким об­разом, мы не поддадимся малодушным мыслям о том, какие побочные эффекты принесут с собой наши успехи; наобо­рот, мы сможем делать дальнейшие шаги и постепенно об­ретать необходимые качества для осуществления своей за­ветной мечты.

Несмотря на то, что на этом пути нас поджидают всевоз­можные сложности, мы должны четко уяснить, что путь этот на самом деле очень прост. Продвижение по нему зави­сит от наших мыслей. Мы хотим постепенно превратить наш ум в нежно любящее существо, которое не будет боять­ся искушений или глубокого чувства любви. Таков долг ду­ховного воина. Богатые мы или бедные, здоровые или боль­ные, руководим большим проектом или занимаемся простым служением, всё, чего мы хотим, — чтобы Бог с лю­бовью обнял нас. Что бы ни стряслось в нашей жизни, мы Должны напомнить себе, что Кришна приютил нас после множества жизней в материальном мире, чтобы подвести к этому моменту уже в этой жизни. Если мы просто разо­вьем ментальную культуру, последние препятствия падут, и Кришна, постоянно ждущий нас, будет счастлив прибли­зить нас к Себе. Он надеется, что на этот раз мы не потеря­ем нашего шанса.

У нас может быть много обязанностей, но мы не должны добавлять лишние сложности к уже имеющимся. Следует понять, что сознание Кришны — это нечто большее, чем просто строительство огромных зданий, заучивание наи­зусть стихов или проведение больших программ, фестива­лей и т.п. Сами по себе эти действия не дадут нам чистой любви к Богу. На самом деле мы уже имеем связь с Госпо­дом, но чтобы осознать этот факт, нам нужно сбросить по­кров иллюзии. Когда мы начнем приходить в себя с помо­щью краткосрочных задач, мы наконец поймем, что наша высшая цель всегда была рядом с нами, и от нас требуется только отыскать ее вновь.

Это обсуждение призвано помочь нам выстоять в посто­янно ухудшающейся обстановке в мире. В наше время зем­лю заполонили горе и страх. Правительства меняются, эко­номическая ситуация ухудшается, и как следствие людей все больше и больше охватывают страх и неуверенность в завт­рашнем дне, что позволяет майе проникать в каждый уголок нашей планеты. Чтобы уничтожить страх и заблуждения и противостоять этим врагам, нужно развить в себе глубо­кое чувство любви. В каком-то смысле в природе существу­ют лишь любовь и страх. Как только мы по-настоящему обуздаем свой ум, мы сможем проявить больше любви, ибо нам будет отрадно осознавать, кто мы есть сейчас и кем ста­нем в будущем. Мы поймем, какое это великое счастье и ка­кое небывалое приключение - - полностью осознать Бога. Однако если наш ум не успокоится до конца, у нас внутри зазвучат «пыльные записи» и темы наших предыдущих жизней (а может быть, и этой жизни), и остановить их будет невозможно. Если наше подсознание осквернено этими «скрипучими голосами», мы будем оглушены и истощены ими, чем бы мы при этом ни занимались.

 

В тот день, когда мы вернемся в духовный мир, мы огля­немся на наши жизни и поймем, что борьба не была напрас­ной. Несмотря на то, что борьба и страдания, которые она влечет за собой, кажутся нам такими трудными (если не смертельными), в один прекрасный день мы узрим их про­стоту. Все, что от нас требуется сейчас, — это правильно се­бя вести, чтобы получить поддержку, которой никто не обде­лен. Время, проведенное в материальном мире, может показаться очень долгим, но в сравнении с миром духовным это всего лишь мгновение. Нам станет ясно, что мы покида­ли наш вечный дом лишь на несколько дней. Мы думали, что время бесконечно, а задачи наши неосуществимы, но когда всё закончится, мы будем вспоминать это, как страшный сон. На пути к встрече с Верховным Господом в духовном мире каждая краткосрочная задача, которую мы решим, бу­дет реально продвигать нас к высшей цели. Маленькие побе­ды приведут к окончательной победе. Вперед и только впе­ред, духовный воин, ибо вечный триумф уже не за горами!

Глава третья

 

там сукхарадхйам риджубхир

ананйа-шаранайр нрибхих

критаджнах ко на севета

дурарадхйам асадхубхих

 

«Какая благодарная душа откажется с любовью и преданностью служить такому великому госпо­дину, как Личность Бога? Чистым преданным, ко­торые ищут только Его покровительства, нетруд­но угодить Господу, но грешникам практически невозможно заслужить Его благосклонность»

(«Шримад-Бхагаватам», 3.19.36).

 

БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ

 

Всё покоится на Господе

 

Когда нас охватывает уныние и страх, когда мы забыва­ем, что Верховный Господь прямо или косвенно имеет от­ношение ко всему происходящему, мы теряем способность к духовному росту, а также слабеем физически и умствен­но. Такое нездоровое состояние ума может сделать нас не­удачником и превратить нашу жизнь в сплошную череду несчастий. Поэтому мы хотим рассказать вам об искусстве быть благодарным — это поможет вам противостоять по­добным разрушительным умонастроениям. Чувство благо­дарности развивается вместе с пониманием, что все покоит­ся на Господе.

 

маттах паратарам нанйат

кинчид асти дхананджайа

майи сарвам идам проктам

сутре мани-гана ива

 

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужи­нам, нанизанным на нить»

(«Бхагавад-гита», 7.7).

 

Если мы действительно поймем, что все покоится на Нем (т.е. зависит от Верховной Личности Бога), то любое обсто­ятельство своей жизни мы станем использовать для духов­ного роста. Мы попытаемся узреть в любой ситуации урок или испытание, которое нам необходимо пройти. Так нам будет легче улучшать свое служение или глубже понимать других людей, окружение и самого себя. Также это поможет нам по достоинству оценить силу и милость Господа и уви­деть, каким образом майя влияет на нас, и что нужно сде­лать, чтобы преодолеть эти препятствия. Чувство благодар­ности - - драгоценное лекарство, излечивающее наши физические, ментальные и духовные недуги.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.