Сделай Сам Свою Работу на 5

Злая собака и добрая собака





 

Мне хотелось бы завершить этот раздел притчей амери­канских индейцев. Некоторые индейские племена считают, что в каждом человеке живет злая собака и добрая собака, ко­торые постоянно сражаются между собой. Обычно побежда­ет та, которую мы лучше кормим. То же самое происходит и в нашей жизни, поскольку у каждого есть низшая и высшая природа. У каждого из нас есть выбор. Можно жить в страхе и считать всех остальных своими соперниками, с которыми нужно сражаться. Мы можем выбрать негативный образ мыслей, считая, что нужно бороться за исполнение своих же­ланий, поскольку, если мы сами о себе не позаботимся, никто нам не поможет, даже Бог. И наоборот: вместо того, чтобы просто беспокоиться или оправдывать свое бездействие, мы можем избрать правильные поступки.

Мы должны глубоко понять проблемы мира, а не пытать­ся разрешить их с помощью общественной деятельности, ко­торая меняет лишь внешнюю оболочку. Мы не хотим также попасть и категорию эгоистичных спиритуалистов, думаю­щих лишь о собственном спасении. Мы хотим участвовать в глобальной революции, которая, в сущности, является вну­тренней революцией и впоследствии приводит к позитив­ным переменам во внешнем мире.



Когда мы осознаем, что можем просто броситься в объя­тия Господа, то избавимся от страха на всех уровнях. Посту­пая должным образом, мы достигнем наилучших результа­тов, ибо у Всевышнего Господа нет любимчиков. Если, несмотря ни на какие обстоятельства, мы поступаем пра­вильно, Господь ответит нам взаимностью, ибо насколько мы предаемся Господу, настолько и Он вознаграждает и поддер­живает нас:

 

йе йатха мам прападйанте

тамс татхаива бхаджамй ахам

мама вартманувартанте

манушйах партха сарвашах

 

«Как человек предается Мне, так и Я вознаграж­даю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи»

(«Бхагавад-гита», 4.11)

 

Зная, что Господь, пребывающий в нашем сердце, одобря­ет наши правильные поступки, мы с готовностью оставим греховную деятельность и станем действовать правильно. Чем крепче наша вера в Верховную Личность Бога, тем ниже уровень нашего страха.

 

Культура страха

 

Мир погружен в войну. Мы живем в очень опасное время, ибо мир быстро движется по направлению к культуре страха, что заставляет людей опустить забрала и действовать в соот­ветствии с низшей природой. Культура страха заставляет их кормить злую собаку, которая создает в обществе беспокой­ства и позволяет им контролировать других людей. Страх может стать причиной иррационального поведения, по­скольку люди начинают желать собственного благополучия, чтобы все было так, как хочется им. Они утрачивают чувство общины, включающее в себя служение и заботу о других, и дело заканчивается тем, что они сосредотачиваются исклю­чительно на своих собственных интересах и идеях. Многие да­же не способны поддерживать нормальные отношения с дру­гими людьми, поскольку не могут поступать как настоящие партнеры. Они не готовы принять другого человека и дове­рять ему. Когда между людьми в организации возникают ду­ховные взаимоотношения, из-за недостатка любви этим от­ношениям зачастую недостает подлинности, и все вращается вокруг манипуляции, утилитаризма и эксплуатации. Если вы используете других, чтобы создать себе чувство защищеннос­ти, значит, ваши отношения развиваются на основе страха. Это происходит в сфере коммерции, образования и даже в ре­лигиозной среде. Причиной эгоистичности большинства лю­дей является страх, все больше окутывающий мир.



Постарайтесь не стать жертвой такого рода стереотипов в своей собственной жизни. Иначе мощный поток страха, захлестнувший планету и заставляющий людей все больше погружаться в сон, еду, совокупление и самозащиту, захлест­нет и вас. В Кали-югу это проявляется со все возрастающей очевидностью, что вынуждает людей становиться все более жесткими и грубыми. Их способность любить атрофирова­лась и превратилась в страх.



Вопросы и ответы

 

Вопрос: Как избавиться от препятствий в подсознании, продолжаю­щих оказывать влияние на нас? В моей жизни повторяются определенные вещи, хотя я не понимаю, почему это происхо­дит. Несмотря на мои попытки сосредоточиться на духовном и мыслить позитивно, что-то препятствует моему прогрессу.

Ответ: Если вы увидите, что я снова и снова сую руку в огонь и сно­ва и снова обжигаюсь, вы, естественно, зададитесь вопросом: зачем я это делаю? Если человек продолжает действовать в со­ответствии со старыми стереотипами, он будет получать те же самые результаты. Подобные стереотипы поведения ука­зывают на то, что мы находимся на том же уровне сознания, что и раньше, соответственно, и результаты будут прежними. Что же делать с этими стереотипами? Если наше нынеш­нее окружение усиливает их, то, может быть, нам нужно сме­нить общение, поскольку иногда общение оказывает на нас негативное воздействие. Чтобы духовно возродиться, мы должны стараться общаться с людьми с аналогичными инте­ресами, учиться у них и черпать в общении с ними реши­мость в достижении своей цели. Наши стереотипы можно сравнить с наркотической зависимостью. Любой наркоман знает, что определенное общение, место и умонастроение приведет к возобновлению зависимости. Если после выздоровления он проходит через период тоски или одиночества, то может искать вовне искусственной стимуляции, чтобы как-то заполнить пустоту.

Существует три психологических методики, которые могут помочь человеку справиться со своими проблемами. Можно практиковать следующее: отстаивать свои права, поставить себя на место другого человека и уйти от обще­ния. Любовь — это не просто какая-то концепция. Она включает в себя слова, поступки и мысли. Если проблема относится к сфере взаимоотношений, возможно, вам при­дется отстаивать свои права, чтобы устранить недопонима­ние. Но порой бывает необходимо поставить себя на место другого человека. Нужно не только размышлять над про­блемой, но и попытаться представить себя на месте другого человека. Попытайтесь представить, как он отреагирует на ваши слова и действия. Например, если вы поссорились со своей супругой или супругом (или ребенком), у вас есть не­сколько вариантов. Вы можете продолжать считать свою по­зицию правильной, что иногда тоже необходимо, но можно также подумать о том, как другой человек воспринимает ва­ши действия. В результате вы увидите ситуацию в совер­шенно ином аспекте.

Последний пункт мы назвали уходом от общения. Быва­ют случаи, когда вам необходимо просто уйти от общения, чтобы взглянуть на свои поступки и поступки другого чело­века со стороны. Это помогает взглянуть на себя и на других с меньшей предубежденностью и привязанностью и откры­вает наш ум для других возможностей. Тогда, действуя с лю­бовью, вы сможете легче решить свои проблемы. А проявить любовь легче, если сначала попытаться понять мысли и по­ступки другого человека. Мы можем испытать шок, когда увидим, насколько эгоистична и наша позиция. Ведь чаще всего, к сожалению, мы сосредоточены лишь на собственных желаниях.

Применение этих трех методик может помочь нам изме­нить свое сознание, при понимании, что все ситуации, в кото­рые помещает нас Господь, предназначены для нашего выс­шего блага. Если же допустить, что происходящее в нашей жизни не приносит нам никакого блага, значит, Бог крайне жесток. Если Он допускает, чтобы люди испытывали всевоз­можные трудности, значит, Его совершенно не волнуют их страдания. Зачем служить Богу, который позволяет происхо­дить таким вещам, невзирая на то, что мы стараемся служить Ему? Но ведь мы знаем, что у Бога все под контролем:

 

ахам сарвасйа прабхаво

маттах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам

будха бхава-саманвитах

 

«Я — источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем».(«Бхагавад-гита», 10.8)

 

Бог правит как материальным миром, так и духовным, и это означает, что все прямо или косвенно происходит со­гласно Его санкции. Приняв во внимание, что обстоятельст­ва, в которых мы находимся, предназначены для нашего бла­га, мы сможем установить связь с аспектом любви Господа и научимся извлекать пользу даже из казалось бы неблаго­приятных ситуаций. Тогда мы будем расти, учиться и посту­пать должным образом. Суть в том, что причиной страха яв­ляется почти полное отсутствие у людей веры в Бога. Они в действительности не верят в то, что Бог любит их и хочет помочь им. Они не осознают даже собственной природы, связанной со Всевышним Господом, и, следовательно, не дей­ствуют в соответствии с ней.

Хотя зрелый преданный понимает, что в материальном мире нас на каждом шагу подстерегают страдания и опаснос­ти, подам подам, йад выпадам на тешам, он остается дхирой, очень уравновешенным, и акуто-бхайям, бесстрашным и свободным от сомнений. Преданный знает, что Бог есть любовь и все покоится на Нем.

 

маттах паратарам нанйат

кинчид асти дхананджайа

майи сарвам идам протай

сутре мани-гана ива

 

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужи­нам, нанизанным на нить» .(«Бхагавад-гита», 7.7)

Вопрос: Вы сказали, что некоторые люди боятся отдать свое сердце другому, потому что не хотят рисковать, при этом упуская возможность испытать радость глубоких взаимоотношений. В каком-то смысле этот страх оправдан, поскольку во вре­менном материальном мире никакие отношения не длятся вечно. Любые отношения с другой обусловленной душой ра­но или поздно закончатся. Даже если они продлятся всю жизнь, в конце концов смерть прервет их. Отношения с Бо­гом и Его преданными на духовном уровне и в духовном ми­ре вечны, но в материальном мире все временно. Так что же плохого в том, что человек боится отдавать свое сердце дру­гим обусловленным душам, которые не способны в полной мере удовлетворить наши ожидания вследствие обусловлен­ности гунами материальной природы?

Ответ: Представьте, что кто-то задает вам вопрос: «Зачем так беспо­коиться о начальном образовании вашей дочери и ее потребностях? Через десять лет она станет подростком, а затем взрослой женщиной. Зачем же беспокоиться о ее нынешних нуждах?» Представьте, что вам говорят: «Нет необходимости так сильно любить ее, потому что в будущем она поступит в колледж, выйдет замуж и покинет ваш дом».

Хотя подобные соображения и имеют какой-то смысл, вы, тем не менее, чувствуете естественную потребность выпол­нять свои обязанности. Как ваша дочь сможет стать нормаль­ным подростком, а затем зрелой женщиной, если о ней долж­ным образом не позаботятся в детстве? Хотя позже она покинет ваш дом и будет любить своего мужа сильнее, чем вас, заботиться о ней вполне естественно. Тем более что вы будете по-прежнему связаны с ней и будете продолжать лю­бить ее.

Мы знаем, что в духовных общинах есть люди, которые утверждают, что в материальном мире нет настоящей любви и что любовь есть только в раю или в духовном мире. Такие люди думают только об отдаленном будущем, однако они не понимают, что будущее — это вечно развертывающееся на­стоящее. Именно то, что мы делаем в настоящем, определяет наше будущее. Настоящее -- это тренировочная площадка для будущего.

Да, действительно, наиболее зрелое проявление любви, вечная любовь обычно недоступна в материальном мире. Но это не означает, что мы не должны стараться проявлять мак­симум любви уже сейчас. Конечно, маленькая девочка когда-то станет подростком, а затем повзрослеет и покинет роди­тельский дом, что вовсе не значит, что мать может быть по отношению к ней грубой, бесчувственной или безразличной. Если она будет так относиться к дочери сейчас, будущее ре­бенка будет катастрофическим.

Нам всем нужно кого-то любить и нам всем необходимо, чтобы нас любили. Без этого невозможно быть целостной личностью. Я рекомендовал бы вам обратиться к моей книге

«Духовный воин - 2», в которой говорится о том, как превра­тить вожделение в любовь. Когда мы говорим о любви, речь идет не о голливудском романе, а о бескорыстной, необуслов­ленной, божественной любви, которая не может существовать без Бога. Есть много людей, которые встают на духовный путь, оставаясь эмоционально сухими, и в этом кроется одна из причин, почему некоторые из тех, кто принял отреченный образ жизни, позже вступают в незаконные отношения или отказываются от отречения ради тех или иных эмоциональ­ных отношений. Есть и другие — те, кто встал на путь отрече­ния, подавив в себе эмоции и отвергнув любовный обмен. Но если они не трансформировали свое вожделение, оно может проявиться в другой, извращенной форме, например как ложное эго, чрезмерный авторитаризм, грубость, оскорбле­ния или эксплуатация. Некоторые люди не торопятся отдать свое сердце, поскольку обладают заниженной самооценкой. Человек должен чувствовать себя достойным любви; он дол­жен быть живым и способным на взаимность.

Если человек избегает глубоких отношений из страха, что его сердце будет разбито, значит, оно уже разбито. Мы долж­ны выйти из этого состояния. Нам встречаются не только люди с разбитыми сердцами, но и те, кто никак не соглаша­ется признать, что их сердца совершенно разбиты. Не при­знают они и того, что живут в печали и страдании. Долг ду­ховного воина — уметь распознавать тех, кто эмоционально мертв и помогать им становиться трансцендентно живыми. Долг духовного воина — помогать тем, кто охвачен хрониче­ским страхом, печалью и болью, вдохновляя их принять ис­тинное противоядие, которым является любовь.

 

 

Глава третья

 

йенопасриштат пурушал

пока удвиджате бхришам

на будхас тад-вашам гаччхед

иччханн абхайам атманах

 

«Тот, кто хочет освободиться от рабства в матери­альном мире, никогда не должен поддаваться гне­ву, ибо человек, обуреваемый гневом, становится источником страха для окружающих».

«Шримад-Бхагаватам», 4.11.32

 

УКРОЩЕНИЕ ГНЕВА

 

Всепроникающий гнев

 

По мере того, как мы вступаем в двадцать первый век, мы .видим, как наряду со страхом и беспокойством увеличи­ваются также и проявления кродхи, гнева. По всей планете на­блюдается рост числа приступов ярости, проявляющихся как административная ярость, спортивная ярость, транспортная ярость и особенно автомобильная ярость. Даже обычные лю­ди в казалось бы цивилизованных странах не чувствуют себя комфортно из-за страха и паранойи, постоянно держащих их в напряжении. Из-за усиления влияния майи эта тенденция будет сохраняться в ближайшие несколько десятилетий, и многие, на первый взгляд, устойчивые системы рухнут. От­ношения между людьми тоже будут разрушаться, и они бу­дут еще больше сражаться друг с другом как в материальной, так и в духовной сфере. В результате общество станет еще бо­лее безбожным. Потратив много лет на духовную практику и не достигнув никаких результатов из-за неправильного подхода, некоторые люди будут возвращаться к своим ста­рым, дурным привычкам. Это может случиться даже с неко­торыми из вас, дорогие читатели, если вы не будете внима­тельны и осторожны.

Таким образом, мы должны задать себе вопрос: существу­ют ли у меня трудности с гневом и всегда ли я способен спра­виться с ним? Может выясниться, что такие проблемы у нас есть, но мы их просто не замечали. Готовясь к обсуждению этой темы, я решил взглянуть на себя, чтобы понять, как об­стоят дела с этой эмоцией у меня, и обнаружил, что, хотя я ста­раюсь мыслить и говорить на основе любви, иногда мной овла­девает гнев. Тем из вас, кому кажется, что у них нет проблем с гневом, стоит обратить внимание на его тонкие проявления, такие, как неспособность прощать или даже физические недо­могания. Если вы постоянно носите в себе сильное разочарова­ние, это будет отрицательно влиять на ваше здоровье.

Гнев может проявляться по-разному. Во многих частях мира люди сегодня убивают не только друг друга, но и самих себя. Гнев всегда находит свою жертву. И убийство, и само­убийство являются следствием различных проявлений гнева. Иногда самоубийства и депрессии являются проявлением по­давленного гнева. Депрессия, как правило, порождается тре­вогой, разочарованием или потерей, которая оставила глубо­кий след внутри, однако гнев может проявляться также и внешне — как физическое или словесное нападение. Часто люди направляют свой гнев на Бога или на верующих, обла­дающих духовными полномочиями. Некоторые люди в гне­ве разрушают природные ресурсы, данные нам Кришной. Та­кое поведение зачастую является выражением гнева, порожденного отдельными людьми, обществами или нация­ми, потерявшими контроль над ситуацией. Это часто приво­дит к войнам или геноциду, когда одна этническая группа пытается уничтожить другую.

Сражение начинается внутри нас. Если мы не способны ус­тановить баланс в своем собственном сознании, эта неустойчи­вость, несомненно, проявится в том, как мы общаемся с людь­ми, и в том, как мы воспринимаем мир. Поняв, что страх и гнев являются нашими врагами, мы с большей вероятностью сможем избежать этих врагов или снизить эффективность их атак. Если у нас нет возможности полностью избежать встречи с врагами, то мы должны, по крайней мере, найти пути умень­шить их воздействие на нас, чтобы не стать их жертвами и не позволить им замедлить наше развитие. И действовать нужно с огромной осторожностью, ибо вражеский лагерь может ата­ковать наши позиции, что повлияет на всю нашу жизнь.

 

Поле битвы

 

В серии «Духовный воин» мы рассматриваем наше созна­ние как поле битвы, а нашим оружием в этой битве являют­ся истинное знание, целостность, сострадание и любовь. С их помощью мы сможем защититься и создать себе здоровое, прогрессивное окружение. Люди, лишенные этого оружия, будут подвержены сильному влиянию негативной менталь­ной культуры, распространяющейся по планете. Если у чело­века нет сильной садханы и преданности, он будет подвержен этим влияниям. Многие из вас замечали, что ваш ум каждый день испытывает поразительные перепады. Иногда мы даже не находим каких-либо причин этому во внешнем мире, по­скольку это происходит из-за недостаточной внутренней си­лы. В ходе нашего обсуждения мы хотели бы обрести вдохно­вение и энтузиазм для серьезной духовной практики, что естественным образом происходит, когда мы раскрываемся и по-настоящему глубоко проникаем в суть предмета.

Хотя в большинстве случаев гнев обладает негативной природой и мы главным образом будем рассматривать его недостатки, нам хотелось бы коснуться и некоторых позитив­ных аспектов гнева. Поэтому в конце главы мы поговорим о здоровом проявлении гнева — трансцендентном гневе. На­деемся, что понимание социального, психологического и ду­ховного аспектов гнева поможет вам стать хорошими руко­водителями и даст возможность помогать другим.

 

Откуда берется гнев

 

Фактически гнев порождается остальными врагами ума. Зависть, жадность, безумие, иллюзия, страх и особенно вож­деление — все это порождает гнев, проявления которого за­частую отвратительны. В третьей главе «Бхагавад-гиты» Гос­подь объясняет происхождение гнева, отвечая на вопрос Арджуны:

 

арджуна увача атха кена прайукто 'йам

папам чарати пурушах аниччханн апи варшнейа

балад ива нийоджитах

 

Арджуна сказал: «О потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже против его воли?»

 

шри-бхагаван увача

кома эша кродха эша

раджо-гуна-самудбхавах

махашано маха-папма

виддхй энам иха ваиринам

 

Верховный Господь сказал: «О Арджуна, эта сила — не что иное, как вожделение, которое возника­ет под влиянием гуны страсти, а затем превраща­ется в гнев. Вожделение — всепожирающий, гре­ховный враг всех существ в этом мире»

(«Бхагавад-гита», 3.36-37)

 

Оказывается, что в основе каждого из врагов ума лежит вожделение, неверно направленная любовь. Гнев также свя­зан с Рудрой, Господом Шивой, полубогом, известным своей страстью и способностью к разрушению. Иногда мы связы­ваем гнев с Раваной, поскольку он связан с демоническим умонастроением ракшасов, неистово противостоящих Богу и духовности. Этот принцип хаоса действует как источник разрушения и уничтожения. В писаниях сказано, что Рудра (одно из имен Господа Шивы) появился из межбровья Брах­мы, когда тот разгневался. Обычно гнев включает в себя страсть, но иногда верх берет низшая форма невежества. Гнев —- продукт вожделения, берущего начало в гуне страсти. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (3.12.11) сказано:

«Сотворение Рудры, который появился на свет из межбровья Брахмы как олицетворение его гнева, порожденного гуной страсти с примесью невежества, исполнено глубокого смысла. Описание принципа Рудры приводится в «Бхагавад-гите» (3.37). Кродха, гнев, возникает из камы, вожделения, которое является порождением гуны страсти. Когда вожделение и жела­ния не находят удовлетворения, рождается кродха — заклятый враг обусловленной души. Это самое греховное и губительное порождение страсти появляется в форме аханкары, ложного эгоистического представления о себе как о центре вселенной. «Бхагавад-гита» называет эгоцентризм обусловленной души, находящейся под властью материальной природы, глупым и не­лепым. Эгоцентризм — это проявление принципа Рудры в сердце живого существа, где зарождается кродха, гнев. Возни­кая в сердце, гнев проявляется через другие органы чувств: гла­за, руки и ноги. У разъяренного человека наливаются кровью глаза, иногда он сжимает кулаки или топает ногами. Подобные проявления принципа Рудры свидетельствуют о присутствии Рудры в этих частях человеческого тела. Когда человек приходит в ярость, у него учащается дыхание — так проявляет себя Руд­ра, находящийся в жизненном воздухе, или дыхании человека. Принцип Рудры проявляется и тогда, когда небо затягивают свинцовые тучи, гремит гром и дует ураганный ветер. Когда на море поднимается шторм, в разбушевавшейся водной стихии также проглядываются грозные черты Рудры, наводящего ужас на простых смертных. Присутствие Рудры можно ощутить в бу­шующем огне и в потоках воды, которые заливают землю во время наводнений».

Из этого комментария становится ясно, каким образом хаос и сильная страсть формируют часть принципа Рудры. Страсть — это деятельность, отвечающая за созидание, хаос и разрушение. Это энергетическое проявление покрыто стра­стью и проецируется посредством аханкары, ложного эго. Подобно дурной компании, вожделение, гнев и жадность приходят к нам домой, и в результате мы оказываемся в их обществе. Иногда они вступают друг с другом в сговор и на­падают на нас все одновременно, действуя с агрессией и неис­товством. Это происходит тогда, когда вожделение и другие сильные желания не удовлетворены. Эти желания ослабева­ют, когда мы развиваем отречение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.