Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Условия реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы





Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы.

1. В школе организованы подпространства:

· Игровая комната , используемая в воспитательном процессе;

· рекреации, оборудованные для организации игр на переменах или после уроков;

· актовый зал, оборудованный для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов и т.п.)

· спорт зал, для проведения уроков физической культуры, спортивных праздников, мероприятий, эстафет, дней здоровья;

· оборудованный компьютёрный класс;

· столовая, обеспечивающая горячее питание;

· специально оборудованные кабинеты – кабинет Изо, трудового обучения, кабинет пения;

· школьный музей;

Такое пространство позволяет обучающимся:

— изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

— осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.



2. В МОУ Тулинская СОШ реализуются следующие целевые программы:

· Программа«Трудные дети»;

· Программа «Одаренные дети»;

· Программа «Семья»;

· Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

· Летний лагерь «Бу-ра-ти-но»

· Адаптационная программа для учащихся 1-х, 5-х, 10х-х классов

· «Школа будущего1-клас.»;

· Школьный музей;

· Кружки по интересам, предметные кружки

· Система самоуправления

· Спортивные секции .

3. Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

— в содержании и построении уроков;

— в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;

— в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;



— в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

— в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;

— в личном примере педагогов ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

— нравственного примера педагога;

— социально-педагогического партнёрства;

— индивидуально-личностного развития ребёнка;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

— социальной востребованности воспитания.

Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, педагогов дополнительного образования, ДК, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы, решениях общешкольных собраний, в целевых программах.

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников, должен «нести на себе» нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагог должен уметь организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями; уметь проектировать дела и мероприятия, в которых будет происходить присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.

Раздел 3. Примерные направления и содержание воспитания младших школьников



Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

Содержание программы воспитания учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни основано на трёх подходах: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания школьников, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. При этом воспитание охватывает все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм.

Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию Программы воспитания учащихся начальной школы. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации.

Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе. Что есть милосердие? любовь? закон? честь? И т. д. Понимание есть ответ на определенный вопрос. Понимание жизни, общества, культуры человеком достигается через вопрошание их ценности, значения, смысла для себя.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

В Концепции духовно нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей, которые являются обязательными. В основу нашей программы легли следующие ценности: Человек, Знания, Мир – через которые будут раскрываться содержания всех национальных ценностей, дети получат представление о духовно нравственной культуре российского общества во всём её социокультурном многообразии и национальном единстве. Приоритетные ценности: Человек, Знания, Мир будут раскрываться через шесть направлений, на основе которых выстроен воспитательное пространство школы. Каждое направление взаимосвязано, взаимодополняемо и направлено на достижение общенационального воспитательного идеала и обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

Направления Человек Знания Мир
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.   свобода и ответственность; доверие к людям. правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.   нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира. смысл жизни; свобода совести и вероисповедания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.   целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость. познание; истина; созидание; трудолюбие; творчество;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.   здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.  
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).   родная земля; заповедная природа; планета Земля.  
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).   красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.  

В соответствии с указанными основными направлениями и их ценностными основаниями задачи, виды и формы деятельности конкретизируются для работы в начальной школе. Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности.

Направления Человек Знания Мир
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.   · интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; · стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; · умение отвечать за свои поступки; · отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.   · элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, о правах и об обязанностях гражданина России, гражданского общества, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны; · представления о символах государства.   · первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;   · начальные представления о народах России, исторической судьбе, · интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение; · уважение и любовь к школе, своему селу, народу, России, к русскому языку, языку межнационального общения;  
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.   · почтительное, доброжелательное и уважительное отношение к родителям, старшим, и младшим, к сверстникам · различение хороших и плохих поступков, стремление избегать плохих поступков; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; · представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; · отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.   · первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; · знание правил поведения в школе, семье, общественных местах; · знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами», быть опрятным, чистым, аккуратным;   · элементарные представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; · бережное, гуманное отношение ко всему живому; · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;  
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.   · первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества; · умение соблюдать порядок на рабочем месте; · бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; · отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.   · ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; · элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; · умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;   · первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; · элементарные представления об основных профессиях; · уважение к труду и творчеству старших и сверстников; · первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.   · элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; · интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; · ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; · элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива); · знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; · отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.   · первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; · первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;  
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитан.   · ценностное отношение к природе и всем формам жизни; · бережное отношение к растениям и животным;   · элементарный опыт природоохранительной деятельности;   · развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;  
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). · представления о душевной и физической красоте человека; · интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; · стремление к опрятному внешнему виду;   · интерес к занятиям художественным творчеством; · отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.   · умение видеть красоту природы, труда и творчества;  

 

Планируемые виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы помогут реализовать задачи по формированию положительного отношения к приоритетным ценностям.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

  Человек Знания Мир
Направление: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека  
  Деятельность · получение первоначальных представлений о Конституции России, о государственной символике; · ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина, с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; · знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; · знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности; · участие в подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований; · получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми;
Мероприятия Акция «Дорогами добра» Конкурс рисунков «Моё государство» Проект «Мой родной край». Митинг «Память сердца» Фотовыставка «Здравствуй, малая родина!»
Направление: Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Деятельность получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
Мероприятия КТД «Протянем руку помощи»     Акция «Неделя добра», «Для чего нужны друзья» Экскурсия в музей Конкурс детских стихов Праздник «Семейные традиции»
Направление: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Деятельность первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества, знакомство с различными видами труда, профессиями своих родителей и прародителей, получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми , приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов, приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
  Мероприятия Акция «100 добрых дел» Конкурсно - игровая программа «Дело в шляпе, или Еще раз о дружбе» НПК «Шаги в науку» Экскурсия «Все профессии важны!»   Конкурс сувениров «День знаний»  
Направление:Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Деятельность приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья, составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
Мероприятия «День здоровья» «Зарничка»     Конкурс «Безопасное колесо» Конкурс рисунков «Мы против наркомании» Выставка «Моя семья» Просмотр видеофильмов Акция «Спасём мир»
Направление:Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Деятельность усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности, участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
Мероприятия Акция «Посади дерево» Конкурс букетов   Экскурсия в лес Проект «Зелёный дом» Конкурс поделок из природного материала Виртуальная экскурсия «Совершенство природы»
Направление: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Деятельность получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами обучение видеть прекрасное в окружающем мире, в поведении и труде людей, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности.
Мероприятия Концерт «Пойте вместе с нами» Акция «Малышок» Выставка ДПИ «Театр и дети» Калейдоскоп «Народные праздники» Проект «Укрась кусочек планеты»

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.