Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 40. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ





 

.Чаще всего объектом социологического исследования выступают большие совокупности людей (например, население страны или региона), дифференцированные по различным социально-демографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) и рассредоточенные по различным поселенческим структурам (большой город, малый город, деревня). Поэтому в социологических исследованиях, как правило, применяются не сплошные, а выборочные опросы. Такая исследовательская процедура осуществляется посредством выборочного метода, который обеспечивает оптимальный выбор необходимой для опроса численности лиц с наименее возможными ошибками выборки и с наиболее возможной надежностью полученных эмпирических данных о статистических распределениях опрашиваемых лиц (респондентов) и их основных параметрах (долей, процентов, средних арифметических и т.п.). Такой метод исходит из предположения, согласно которому результаты опроса определенной доли населения могут быть распространены на все население страны. Скажем, опрос 1800 – 2000 избирателей, проживающих в различных городах и селах Беларуси или России, может дать при правильно построенной выборке довольно точные показатели политических предпочтений и избирательских намерений всего населения страны. Но чтобы достичь такой точности, выборка должна быть репрезентативной, т.е. представительной. Репрезентативная выборка дает значительную, порой очень большую долю уверенности, что группа исследуемых социологами индивидов типична по своим основным параметрам (возраст, пол, территориальное и социальное распределение, жизненные ориентации, политические предпочтения и т.п.), типична для населения в целом.



Выборка – это определенная доля индивидов или случаев (ситуаций), взятых из большой группы, которые в социологическом исследовании представляют всю данную группу в целом.

Репрезентативная выборка означает представительство в исследовании того минимума обследуемых индивидов или случаев по определенным признакам (параметрам), которые должны приближаться в максимально возможной степени к соответствующим пропорциям в исследуемом объекте, который в социологии называется генеральной совокупностью.



Генеральная совокупность – это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Выборочное социологическое исследование имеет своей целью получить достоверные выводы, характеризующие изучаемую генеральную совокупность. Выборочная совокупность выступает фактически в качестве своеобразной модели генеральной совокупности, конструируемой из тех же элементов, что и объект моделирования, но в уменьшенных размерах..

Репрезентативность, т.е. свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики исследуемого объекта, обеспечивается двумя классами формализованных процедур: дизайном выборки и расчетом ее минимального объема, способными обеспечить приемлемую точность получаемых результатов.

Дизайн выборки (т.е. способ ее проектирования) определяется двумя основными обстоятельствами: характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

Степень, в которой используемый метод социологического исследования (в данном случае – выборочный), полученные в результате его применения результаты отражают истинное состояние изучаемого объекта, (например, проектируемое электоральное поведение населения и его отдельных групп), называется валидностью.

В прикладном социологическом исследовании важное значение имеет определение и учет возможных ошибок выборки. Ошибками выборки называют отклонение статистической структуры выборки от структуры исследуемой генеральной совокупности. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них – случайные ошибки, представляющие собой отклонение характеристик выборочной совокупности от характеристик исследуемой генеральной совокупности. Они связаны с вероятностным характером процедур осуществления выборки из генеральной совокупности либо с ошибками сбора информации. Например, при проведении исследования электоральных (избирательных) предпочтений населения намечено проводить опрос в каждой двенадцатой квартире жилого массива, номера которых определены процедурами систематического отбора. Если интервьюер (анкетер) никого не застает в выбранной квартире, он чаще всего обращается в соседнюю. В итоге в выборке может оказаться значительный перевес пенсионеров по сравнению с соответствующими показателями генеральной совокупности, которые чаще других жильцов оказываются дома, или больших семей, в которых почти всегда кто-то присутствует в своей квартире, но гораздо меньше будут представлены работающие люди, малочисленные семьи и одинокие лица. Ошибки такого рода могут быть предотвращены или исправлены выборочным контролем за деятельностью анкетеров и качеством представленной ими информации.



Гораздо более существенны и опасны для результатов выборочного исследования систематические ошибки. Они обусловлены неадекватным воспроизведением в выборке основных распределений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибки связаны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составе населения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке социологического исследования этнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше – 20%), либо с ошибками инструментария исследования. Их часто трудно обнаружить, еще труднее измерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всего исследования.

Ошибка выборки – это отклонение среднего арифметического значения структуры ( или признака) выборки от структуры (признака) соответствующей генеральной совокупности. Оценивание ошибки выборки осуществляется по формуле: = х - m , где -- ошибка выборки, х -- среднее арифметическое значение признака по выборке, m -- среднее арифметическое значение признака по генеральной совокупности.

Здесь возникает вполне естественный вопрос: что же такое среднее арифметическое? Ответ будет таким: среднее арифметическое – это сумма всех индивидуальных значений измеряемых признаков (х), разделенная на сумму всех наблюдений или случаев (f), исчисляемая по формуле

х = å х1 f1 / å f

Мера разброса данных относительно среднего арифметического называется дисперсией и вычисляется по формуле

Q2 =

В процессе конструирования выборки наряду с исчислением вероятности допущения случайной ошибки важное значение имеет определение интервала доверительности, т.е. меры погрешности, допустимой в данном социологическом исследовании. Интервал доверительности – это диапазон значений, сконструированный исходя из средней выборочной совокупности, внутри которого можно определить вероятность измерения, являющегося правильным для исследуемой генеральной совокупности. Поэтому величина доверительного интервала Z называется также предельной ошибкой выборки, а обратная ей величина Q = -- точностью оценки генеральной средней. Именно она характеризует репрезентативность выборочного исследования. Например, доверительной вероятности g = 0,05 отвечает вероятность ошибки 0,05, а это означает, что в 95% возможных выборок средняя генеральная а попадает в интервал доверительности, а в 5% -- нет, т.е. доверительный интервал располагается в пределах 5% от общего массива выборки.

Дисперсию ошибки выборки чаще всего вычисляют поправкой на объем генеральной совокупности. Она будет равна:

где N – объем генеральной совокупности. Следовательно, формула для оценивания ошибки выборки примет вид:

,

а формула для вычисления необходимого объема выборки станет выражаться следующим уравнением:

n =

Процедура формирования выборки ориентирована на то, чтобы свести возможные выборочные ошибки к минимуму, и состоит из трех этапов. Первый этап должен дать ответ на вопрос, какого рода люди и сколько их (все население, определенная социально-демографическая группа – молодежь, предприниматели и т.п.) должны составить генеральную совокупность. В таком случае генеральная совокупность предстает как целевая группа, из которой будет произведена выборка для исследования и которая зависит от его цели (изучение политических предпочтений, ценностных ориентаций и т.п.).

Второй этап формирования выборки предполагает ответ на вопрос о том, сколько и каких людей (по их возрасту, полу, профессии и т.п.) необходимо опросить, т.е. имеет целью определение объема (размера) выборки. Объем выборки зависит от: 1)меры однородности исследуемых социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; 2)от степени добротности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; 3)от намеченного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования (т.е. уровня его доверительности).

Третий этап формирования выборки имеет своей целью определение того, как выбрать конкретных людей для опроса, т.е. выделить необходимые для цели исследования единицы наблюдения. В качестве единиц наблюдения чаще всего выступают отдельные индивиды (респонденты), но могут рассматриваться и различные их сообщества: семьи, отдельные предприятия или организации, населенные пункты, регионы страны и т.п.

. Важное значение в прикладной социологии имеет типологизация выборок, которая может быть осуществлена по нескольким основаниям. Наиболее часто применяются в социологических исследования следующие типы выборок.

Случайная выборка – это отбор людей из генеральной совокупности на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого элемента генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых. Основными трудностями, с которыми сталкиваются социологи при осуществлении случайного отбора респондентов, обусловлены двумя обстоятельствами: 1)невозможностью получения полных списков генеральной совокупности; 2)разной степенью доступности респондентов и их готовности участвовать в исследовании.

Систематическая выборка представляет собой процедуру отбора каждого N – го элемента из списка элементов изучаемой совокупности с использованием определенного "шага", т.е. через определенное количество номеров (например, в жилом массиве опрашиваются жильцы каждой пятнадцатой, начиная с первого номера списка, квартиры) причем номер первого элемента выборки часто определяется случайным образом. Систематическая выборка применяется обычно при исследовании динамики семейных бюджетов, при изучении степени удовлетворенности работников оплатой и условиями труда на предприятиях, которые отбираются из общего списка исследуемых объектов при помощи определенного "шага" (интервала), например, каждый десятый или двадцатый.

Квотная выборка – это отбор опрашиваемых людей с конкретным набором характеристик, осуществляемый квотами (долями, частями) от каждой определенной группы населения в соответствии с заданными пропорциями. При построении данной выборки учитываются характеристики, непосредственно связанные с базисными признаками исследуемой совокупности (пол, возраст, образование, доход, тип поселения и т.п.). Такая выборка чаще всего используется при изучении общественного мнения и особенностей включения индивидов и их групп в рыночные отношения.

Кластерная (гнездовая) выборка представляет собой отбор объектов для исследования, в качестве каковых выступают кластеры (гнезда) более мелких единиц. Преимущества ее состоят в том, что значительно проще осуществлять отбор и обследование нескольких компактных групп, чем десятков или сотен отдельных единиц. Например, отбор небольшого числа территориально-поселенческих структур (населенных пунктов, районов, жилых кварталов и т.п.), затем выборочный опрос проживающего в них населения существенно уменьшает стоимость исследования и сроки его осуществления. Основное требование при выборе кластеров заключается в том, чтобы различия между ними были мыслительными, а составляющие их единицы были бы возможно более неоднородными. Второе требование гласит: большое число малых кластеров предпочтительнее малого числа крупных.

Маршрутная выборка представляет собой вариант систематического отбора и заключается в извлечении из списка семейных квартир, упорядоченного по улицам исследуемого населенного пункта. При построении такой выборки с помощью таблицы случайных чисел отбираются большие числа, каждое из которых состоит из трех компонентов: первые две или три цифры указывают номер улицы, следующая – номер дома, а последняя – номер квартиры в выбранном доме. Например, число 17—89—5 указывает на квартиру №5, дома №89 на улице, обозначенной в списке улиц под номером 17. Организация выборки методом маршрутного опроса наиболее целесообразна и эффективна применительно к городам, где преобладают отдельные квартиры или построены отдельные коттеджи (особняки), а также в населенных пунктах, в которых существуют частные домовладения.

Стратифицированная (районированная) выборка – такой вид выборки, при котором отбору единиц измерения предшествует процедура стратификации, т.е. расслоение исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупаности, называемые слоями, стратами. Необходимость применения стратифицированной выборки обусловлена сложной структурой социальных объектов (например, наличием в современном постсоветском обществе социальных слоев рабочих, крестьян, интеллигенции, предпринимателей, менеджеров и т.п.). Данная процедура предполагает деление населения на страты, подходящие для определенного изучения, например, определенного социального класса, электоральных предпочтений, уровня дохода или статуса занятости / безработицы. Избираемый объем выборки в таком случае распределяется между стратами пропорционально их численности в генеральной совокупности, что позволяет обеспечить для каждой из страт одинаковую вероятность быть отобранной для исследования. В тех случаях, когда построение выборки осуществляется на основе выделения социальных слоев, она называется стратифицированной, когда же дифференциация исследуемых групп производится по территориальному принципу, выборку называют районированной.

Многоступенчатая выборка строится на основе применения поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем этапе. Поэтому в такой выборке выделяют единицы отбора первой степени (первичные единицы), единицы отбора второй степени и т.д. Многоступенчатый отбор используется в тех случаях, когда невозможно или сложно составить основу для всех элементов генеральной совокупности или же когда генеральная совокупность обладает слишком сложной структурой и большой протяженностью, что способно привести к чрезмерному распылению выборки по всей территории. В такой выборке каждая единица отбора представляет собой гнездо (кластер) единиц более низкой ступени, поэтому многоступенчатый отбор дает возможность локализовать выборку в меньшем числе точек.

При применении любого типа выборки очень важно соблюдать неукоснительно два основных принципа:

1)по возможности избегать случайных и особенно систематических ошибок, приводящих к смещению результатов и к их отклонению от основных параметров исследуемой совокупности;

2)на основе строго соблюдения методик случайного, систематического, квотного и других методов отбора добиваться максимальной валидности и точности полученных результатов исследования при заданных издержках.

Соблюдение этих принципов дает возможность социологу на основании исследования определенной доли населения, составляющего выборочную совокупность, составить верное суждение о генеральной совокупности, т.е. о социальных позициях, ожиданиях, ценностных ориентациях, электоральных или социокультурных предпочтениях всего населения страны, региона, города или отдельной социально-демографической группы – молодежи, предпринимателей, пенсионеров и т.п.

 

Структурно-логические схемы/

1. Важнейшие признаки выборки

 

  Репрезентативность
   
  Дизайн
Признаки выборки    
  Учет возможных ошибок
     
    Доверительный интервал
     
    Валидность

2. Процесс формирования выборки

 
 

 

 


40.6.3. Типы выборок

 

 
 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.