Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ





Понятие “деятельность” употребляется в социологии в широком смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает не только материально-практические, но и мыслительные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседневного поведения.

Определение этого социального процесса таково: Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.

Итак, деятельность осуществляет:

1) воспроизводство человека как общественного существа;

2) преобразование природного и социального мира;

3) производство материальных и духовных ценностей.

Деятельность отдельной личности включает в себя четыре вида отношений: 1) отношение человека к предмету – ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.; 2) его отношение к другому человеку – к людям, их группам, обществу в целом; 3) его отношение к природе; 4) его отношение к самому себе.



Структура социальной деятельности включает в себя четыре основных компонента: 1) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.

Деятельность характеризуется тремя специфическими признаками:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение)

В зависимости от взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей природной и социальной средой выделяются несколько основных типов деятельности:

1) материально-преобразовательная ( ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);

2) познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях и т.п.);

3) ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);



4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;

5) информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;

6) художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей – художественных образов стилей, форм и т.д.;

7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях.

9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления (руководителя или специально созданного органа) на социальный объект (общество, организация, учреждение, группа и др.) с целью сохранения его целостности, нормального функционирования , совершенствования, достижения заданной цели;

11) природоохранная, связанная с охраной природы.

С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая из них реализуется в получении или воспроизводстве уже известного результата известными же способом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.



В своем материалистическом понимании исторического процесса К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. .С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущноснтые силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества составляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения выделял два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией "социального действия". Наиболее важным он считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям. Вебер считал, что социальные действия могут быть классифицированы по четырем типам:

1) целерациональные;

2) ценностнорациональные;

3) традиционные;

4) аффективные.

В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента:

1) субъект действия - актор;

2) ситуационное окружение;

3) совокупность сигналов и символов;

4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем:

1) поведенческая подсистема;

2) личностная подсистема;

3) культурная подсистема;

4) социальная подсистема.

Каждая из этих подсистем выполняет в процессе деятельности вполне определенную специфическую именно для нее, преимущественную функцию. Эти функции должны рассматриваться в такой последовательности: 1) адаптация; 2) целедостижение; 3) воспроизводство образца; 4) интеграция.

Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже ХХ-ХХI столетий, когда человеческая деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зависимости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием.

С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все более важное значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, органически соединенная с деятельностью природоохранной и гуманитарной.

 

 

Структурно-логические схемы/

1. Основные функции, осуществляемые социальной деятельностью.

Воспроизводство человека как социальной системы
 
Деятельность Преобразование природного и социального мира
 
Производство материальных и духовных ценностей

2. Виды отношений, реализуемых в процессе деятельности

Отношение человека к предмету       Отношение человека к другому человеку
       
    Деятельность    
       
Отношение человека к природе       Отношение человека к самому себе

3. Структура социальной деятельности

 
 


Осознанная цель     Средства
Процесс деятельности     Результат деятельности

4. Специфические признаки деятельности.

     
 
 
 
 
 

 


Деятельность

  Осознанность (целеполагание)
   
  Общественно обусловленный характер
   
  Продуктивность (целедостижение)

5. Основные типы социальной деятельности

 

Материально-преобразующая       Художественная
         
Познавательная       Оздоровительная
         
Ценностно-ориентационная   Деятельность   Спортивная
       
Коммуникативная       Политическая
         
Информационная       Управленческая

Природно-охранная

 

.6. Типы деятельности, дифференцируемые по наличию в них элементов творчества.

Репродуктивная Продуктивная (творческая)

7. Характерные признаки осмысленного действия

 

       
 
 
   
 
 

 

 


Действие

  Наличие определенного смысла
   
  Направленность на достижение осознаваемых целей
   
  Средства действия адекватны его целям

 

 

8. Основные типы социальных действий в зависимости от степени их рациональности (по М. Веберу)

 

  Действия   Целерациональные
   
  Ценностно-рациональные
   
  Традиционные
   
  Аффективные

 

 

9. Основные элементы социального действия (по Т. Парсонсу)

 

Субъект действия- актор   Действие
   
Ситуационное окружение  
   
Совокупность сигналов и символов  
   
Система правил, регулирующих действия  

 

10.Система социального действия и его основные функции (по Т. Парсонсу)

Подсистемы Преимущественные функции
Социальная Интеграция
Культурная Воспроизводство образца
Личностная Целедостижение
Поведенческий организм Адаптация
   

Источник: Т. Парсонс. Система современных обществ. М.1998.с.16.

 

11. Типы социальной деятельности, дифференцируемые в зависимости от социальной значимости их результатов.

 

Благодеяние    
Социальная деятельность    
Злодеяние    

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.