ГЛАВА 29. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понятие “деятельность” употребляется в социологии в широком смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает не только материально-практические, но и мыслительные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседневного поведения.
Определение этого социального процесса таково: Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.
Итак, деятельность осуществляет:
1) воспроизводство человека как общественного существа;
2) преобразование природного и социального мира;
3) производство материальных и духовных ценностей.
Деятельность отдельной личности включает в себя четыре вида отношений: 1) отношение человека к предмету – ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.; 2) его отношение к другому человеку – к людям, их группам, обществу в целом; 3) его отношение к природе; 4) его отношение к самому себе.
Структура социальной деятельности включает в себя четыре основных компонента: 1) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.
Деятельность характеризуется тремя специфическими признаками:
1) осознанность деятельности (целеполагание);
2) общественно обусловленный характер деятельности;
3) продуктивность деятельности (целедостижение)
В зависимости от взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей природной и социальной средой выделяются несколько основных типов деятельности:
1) материально-преобразовательная ( ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);
2) познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях и т.п.);
3) ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);
4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;
5) информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;
6) художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей – художественных образов стилей, форм и т.д.;
7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;
8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях.
9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;
10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления (руководителя или специально созданного органа) на социальный объект (общество, организация, учреждение, группа и др.) с целью сохранения его целостности, нормального функционирования , совершенствования, достижения заданной цели;
11) природоохранная, связанная с охраной природы.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая из них реализуется в получении или воспроизводстве уже известного результата известными же способом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
В своем материалистическом понимании исторического процесса К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. .С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущноснтые силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде всего в производственно-трудовой.
Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества составляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения выделял два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.
Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией "социального действия". Наиболее важным он считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям. Вебер считал, что социальные действия могут быть классифицированы по четырем типам:
1) целерациональные;
2) ценностнорациональные;
3) традиционные;
4) аффективные.
В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента:
1) субъект действия - актор;
2) ситуационное окружение;
3) совокупность сигналов и символов;
4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.
Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем:
1) поведенческая подсистема;
2) личностная подсистема;
3) культурная подсистема;
4) социальная подсистема.
Каждая из этих подсистем выполняет в процессе деятельности вполне определенную специфическую именно для нее, преимущественную функцию. Эти функции должны рассматриваться в такой последовательности: 1) адаптация; 2) целедостижение; 3) воспроизводство образца; 4) интеграция.
Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже ХХ-ХХI столетий, когда человеческая деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зависимости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием.
С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все более важное значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, органически соединенная с деятельностью природоохранной и гуманитарной.
Структурно-логические схемы/
1. Основные функции, осуществляемые социальной деятельностью.
|
| Воспроизводство человека как социальной системы
|
|
|
| Деятельность
|
| Преобразование природного и социального мира
|
|
|
|
|
| Производство материальных и духовных ценностей
|
2. Виды отношений, реализуемых в процессе деятельности
Отношение человека к предмету
|
|
|
| Отношение человека к другому человеку
|
|
|
|
|
|
|
| Деятельность
|
|
|
|
|
|
|
| Отношение человека к природе
|
|
|
| Отношение человека к самому себе
|
3. Структура социальной деятельности
Осознанная цель
| Средства
| Процесс деятельности
| Результат деятельности
|
4. Специфические признаки деятельности.
Деятельность
|
| Осознанность (целеполагание)
|
|
|
| Общественно обусловленный характер
|
|
|
| Продуктивность (целедостижение)
|
5. Основные типы социальной деятельности
Материально-преобразующая
|
|
|
| Художественная
|
|
|
|
|
| Познавательная
|
|
|
| Оздоровительная
|
|
|
|
|
| Ценностно-ориентационная
|
| Деятельность
|
| Спортивная
|
|
|
|
|
| Коммуникативная
|
|
|
| Политическая
|
|
|
|
|
| Информационная
|
|
|
| Управленческая
|
.6. Типы деятельности, дифференцируемые по наличию в них элементов творчества.
Репродуктивная
| Продуктивная
(творческая)
|
7. Характерные признаки осмысленного действия
Действие
|
| Наличие определенного смысла
|
|
|
| Направленность на достижение осознаваемых целей
|
|
|
| Средства действия адекватны его целям
|
8. Основные типы социальных действий в зависимости от степени их рациональности (по М. Веберу)
Действия
|
| Целерациональные
|
|
|
| Ценностно-рациональные
|
|
|
| Традиционные
|
|
|
| Аффективные
|
9. Основные элементы социального действия (по Т. Парсонсу)
Субъект действия- актор
|
| Действие
|
|
| Ситуационное окружение
|
|
|
| Совокупность сигналов и символов
|
|
|
| Система правил, регулирующих действия
|
|
10.Система социального действия и его основные функции (по Т. Парсонсу)
Подсистемы
| Преимущественные функции
| Социальная
| Интеграция
| Культурная
| Воспроизводство образца
| Личностная
| Целедостижение
| Поведенческий организм
| Адаптация
|
|
| Источник: Т. Парсонс. Система современных обществ. М.1998.с.16.
11. Типы социальной деятельности, дифференцируемые в зависимости от социальной значимости их результатов.
Благодеяние
| Социальная деятельность
| Злодеяние
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|