Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 21. Социализация личности.





Человек в своем реальном социальном бытии является, с одной стороны, создателем, творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате человеческой деятельности. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо только включаясь в процессы социальных действий людей, в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.

Однако, включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность отнюдь не предстает только в качестве пассивного продукта социализирующего влияния среды. Наоборот, она очень избирательно относится к внешним воздействиям, а по мере взросления эта избирательность становится все более интенсивной и точной. По мере взросления индивид все чаще осуществляет самостоятельный выбор своих сверстников, интересов и целей действий, т.е. становится все более активным и сознательным субъектом социальных отношений и взаимодействий. Следовательно, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Поэтому личность в процессе своего формирования, развития и деятельности предстает не только в качестве объекта, но и социального субъекта общественных отношений и взаимодействий.



На основании сказанного можно дать уточненное и более содержательное определение рассматриваемого социального феномена. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.



Различают две основные формы социализации - направленная и ненаправленная. Ненаправленная социализация - это стихийное, как бы "автоматическое" формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на Комаровском рынке и т.д.

Направленная социализация - это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание - процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентаций, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.

Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться , гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняющей затрудняющей процесс социализации. Стихийная, ненаправленная социализация может стать ущербной для формирования личности и определенной социальной общности. Поэтому важно ее дополнение, а в некоторых случаях преобразование коррегирующим влиянием направленной социализации.



Весьма существенным средством социализации личности является ее идентификация. Сущность ее заключается в том, что человека формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность соотносит и отождествляет. Каждый индивид идентифицирует себя, свое "Я" с определенной социальной группой - семейной, профессиональной, субкультурной, которая накладывает сильный, предопределяющий отпечаток на процесс ее социализации. Известные американские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как процесс формирования социальных установок и позиций личности. Только принимая установки определенного сообщества ( "обобщенного другого", по терминологии Дж. Мида и Т. Парсонса) по отношению к себе, индивид начинает осознавать себя членом данного сообщества, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою индивидуальность.

Развертывание процесса социализации зависит не только от силы и направленности социализирующего влияния социального окружения, но и индивидуальной самобытности ( "самость" как назвали ее Ч. Кули и К.-Г. Юнг) формирующейся личности. Эта самобытность является внутренним социально-психологическим механизмом, через который преломляются все внешние воздействия.

Выделяются несколько этапов социализации.

Первый этапмладенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе – эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Оно начинается с обмена улыбками с матерью, с обращения к ней и к другим, вступающим с ним в контакт людьми и домашними животными (кошки, собаки, попугаи и т.п.) различными звуками, жестами, мимикой. Постепенно эти средства общения дополняют, во многом их заменяют словесные формы общения и поведения, где слово выступает уже обобщением нескольких ощущений, чувств, ожиданий, а также продуктом воплощения социального опыта в нормах и ценностях культуры. Таким образом, ведущей стороной социализации на этом этапе является усвоение норм отношений между людьми.

Второй этап социализации – ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социализации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками – погремушками, мячиками, куклами и т.п. Ведущей стороной социализации становится освоение ребенком общественно выработанных способов деятельности с различными предметами. Развивается речедвигательная активность, дети с большой заинтересованностью стараются узнать все окружающие их предметы и людей, становятся «почемучками», на вопросы которых становится все сложнее отвечать.

Третий этап социализации – дошкольное детство (6-7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра. Последняя представляет собой эмоционально – образное воссоздание поведения и действий взрослых, но осуществляющихся в игровой форме. Основной формой деятельности, формирующей ребенка, в этот период становится освоение ролей в игре в прятки, в куклы, в войну, в футбол, в автогонки и т.п., а также общение с миром сказок, книжек с картинками, художественно оформленных настольных игр, мультфильмов, видеофильмов и т.п. В этот период происходит освоение социальных ролей и взаимоотношений между людьми. Четвертый этап социализации – младший школьный возраст (6-11). В этот период происходит важное для формирующейся личности событие – переход от «возраста игр» к возрасту «учения» в школе. Изменяется доминанта социализирующего процесса - ею становится общение и познание мира, осуществляемое с помощью учителей, учебников, активного приобщения к художественной литературе, другим видам культуры. Ведущей стороной социализации оказываются освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы деятельности.

Пятый этап социализации – подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализации учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большинства учащихся) одновременно с ослаблением эмоциональной отзывчивости и потребности общения. Последнее становится более избирательным, что находит свое воплощение в дружбе, которая, возникнув в школьные годы, сохраняется нередко на всю жизнь.

Шестой этап социализационного процесса – юношеский возраст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом – завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентаций. Сохраняется социализирующая доминанта, воплощенная в потребности познания мира и окружающих людей, но она изменяет свою дислокацию: юноша, в отличие от подростка, стремится получить нужные ему знания, ценности, систему оценок и представлений о добре и зле, благородстве и подлости не из учебников и уроков, а из собственного опыта и общения со сверстниками, из активного приобщения к художественной литературе, музыке, театру, несколько позже – к политической, религиозной и иной активной деятельности. Именно в этот период наряду с освоением общих и профессиональных знаний происходит формирование жизненных позиций будущих революционеров, музыкантов, поэтов, актеров, спортсменов, конструкторов, математиков и т.д. Приобретение разнообразного жизненного опыта становится преимущественным средством формирования самосознания, мировоззрения, жизненной позиции.

Седьмой этап – поздняя юность (18-25 лет). Этот этап знаменует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинает играть трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных, трудовых умений и навыков. Важную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его производительности, а, с другой, профессионально-квалификационному развитию личности. Этот этап еще называют этапом «человеческой близости» – именно в данное время чаще всего молодые люди вступают в супружеские отношения, создают семьи, начинают воспитывать собственных детей.

Восьмой этап социализации – это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование. Начавшаяся на предыдущем этапе социализации специализация получает дальнейшее углубление и развитие. Человек в процессе социализации приобретает специфические особенности и социальные черты как:1) член специфической профессиональной группы – рабочий – металлист или строитель, инженер, врач, учитель и т.п.(микроуровень); 2) член конкретного трудового коллектива – Минского тракторного завода, Магнитогорского металлургического комбината и др. (мезоуровень); 3) член работающей части населения определенного государства – России, Беларуси, Украины (макроуровень). Социализация на этом этапе более органично взаимодействует с процессом культурализации, т.е. приобщения личности к идеалам, ценностям и нормам определенной культуры, главным образом посредством само -образования. Происходит самоутверждение личности в труде, семейно-бытовых отношениях, в культуре, политике.

Девятый этап социализации – послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охватывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов. Освободившись от повседневной суеты, человек становится более мудрым, дает более взвешенные оценки прошедшему и настоящему. Иногда с чувством полного самоудовлетворения дает самооценку самому себе, осуществляет глубинное постижение смысла жизни.

Важное значение в социологии придается факторам социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:

1) биологические (в частности, биологическая наследственность индивидов);

2) психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);

3) социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования т.п.).

Важнейшую роль в осуществлении социализационных процессов выполняют социальные агенты, институты социализации. Таковыми являются :

1) семья – первичная группа и социальный институт, где формирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;

2) школа – социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.

3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на социализационную активность формирующейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориентаций и смысложизненных установок, на формирование жизненных позиций;

4) трудовой коллектив, который социализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность, развивает в ней индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обогащению и развитию социального опыта как индивида, так и социальной группы (общности);

5) средства массовой информации – включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий, социально-культурный, политический горизонты, делают ее социализационные выборы более многогранными, интересными, обогащающими духовный мир и жизненный опыт индивида и группы;

6) культура – важнейший социальный институт социализации, поскольку именно культура всем богатством человеческой творческой деятельности и продуктов этой деятельности, воплощенных в духовных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает ее более богатой духовно и развитой социально, способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида, общности и общества в целом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.