Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 19. Социальные институты





Одним из важнейших общественных объединений, рационально упорядоченных в своих целях и средствах и обеспечивающих относительную устойчивость социальных отношений и взаимодействий в обществе, является социальный институт.

Макс Вебер выделил две характерные особенности социального института:

1. Социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков, умений и т.п.

2. Наличие в социальном институте рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входящим в состав этого института, и специфического аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установленных в нем норм и правил, в том числе и принуждение.

Социальные институты обладают следующими признаками:

1. Наличие более или менее определенной цели (целей) своей деятельности.

2. Наличие определенных функций, обеспечивающих достижение поставленной цели (целей).

3. Четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института.



4. Особый тип регулирования взаимоотношений, система определенных установлений, предписаний, норм, правил, которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института.

5. Система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.

Значительная часть признаков социального института совпадает с признаками социальной организации. Такое совпадение объясняется тем, что социальный институт представляет собой особый тип социальной организации. Однако оно имеет и такие существенные признаки, которые отличают его от организации. Они таковы:

1) Действия индивидов и их групп в рамках социального института в своих целях и средствах их достижения упорядочена принятыми в данном институте установлениями, (т.е. тем, что установлено, превращено в норму, закон), определяющими их обязанности. Если же возникают расхождения между поступками и обязанностями, а определенные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, которые регулируют соответствующие типы поведения.



2) Социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий и поведения людей, что отличается о многих организаций. Например, церковь как социальный институт функционирует на протяжение столетий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в России просуществовали 10-15 лет.

3) Социальный институт - крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации, имеет широко разветвленную, иерархизированную структуру, включающую в себя систему организации местного, регионального и общестранового уровня. Такова, например, структура государства как сложного социального института, имеющие свои страновые, региональные и местные органы власти.

4) Социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а так же эффективное осуществление нормативного контроля.

5) Социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института.

Определение рассматриваемого феномена гласит: "Социальный институт - это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установленных стандартов поведения, предопределенных содержанием решаемых задач.



Социальные институты отличаются четким разграничением социальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью их действий, регуляцией этих действий и контролем за их осуществлением. Благодаря этому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и устойчивость социальных связей и самой структуры общества.

Важное значение имеет типологизация социальных институтов. В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности они подразделяются на формальные и неформальные. Формальные институты отличаются тем, что взаимодействие между субъектами в них осуществляется на основе формально оговоренных установлений, правил, норм, положений (воинский устав, кодекс чести дворянина, клятва Гиппократа и др.), а выполнение определенных обязанностей связано с разделением труда и профессионализацией выполняемых функций, осуществляется управление совершаемыми действиями и контроль над ними. Неформальные социальные институты, хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, не обладают жесткой регламентацией, а взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п. Примером здесь может служить дружба, которй присущи такие нормы, как доверие, верность, преданность и др., но регламентация дружеских отношений не носит формального характера.

В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на следующие типы.

1. Политические, имеющие своей целью завоевание, удержание, укрепление, ниспровержение власти (государство, политические партии, система права).

2. Экономические, представляющие собой систему объединений и организаций, обеспечивающих экономическую деятельность и отношения людей, связанные с производством, обменом, распределением товаров, владением или не владением собственностью, с финансовыми потоками кредитными операциями и т.п. (предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли, сферы услуг, финансовые корпорации и т.п.)

3. Социально-культурные, объединяющие взаимодействия и отношения людей по поводу создания и распространения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и др.), творческие объединения и союзы (писателей, художников композиторов, театральных деятелей и т.д.)

4. Институт образования, представляющий систему объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей.

5. Институт религии - совокупность объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также организаций и учреждений (церковь, монастырь, духовная семинария и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни человека и общества.

6. Институт здравоохранения и социального обеспечения - система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объединения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.

7. Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов общества, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли.

8. Наука - социальный институт, включающий в себя объединения ученых и научные организации (институты, лаборатории, проектно-конструкторские учреждения, исследовательские центры и др.), осуществляющие деятельность по генерированию нового научного знания, осуществлению научных экспериментов, проектно-конструкторских разработок и распространению научной информации во всех сферах общества.

9. Вооруженные силы - социальный институт, объединяющий организации и общности вооруженных людей, способных и готовых отразить нападение врагов или распространять власть своего государства на чужие территории, служить опорой властвующих структур и проводимой ими внутренней и внешней политики.

10. Правоохранительные органы - социальный институт, включающий в себя организации и учреждения, ориентированные на обеспечение общественного порядка и пресечение противоправного и преступного поведения (суд, прокуратура, милиция, тюрьма и т.п.)

Процесс возникновения, формирования и развития социальных институтов называется институциализацией. Она включает в себя шесть основных этапов:

1. Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им условий.

2. Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей.

3. Возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института (армии, науки и т.п.)

4. Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (политическое бюро партии, командные структуры в армии и т.п.)

5. Создание характерной для данного института системы статусов и ролей (например, военнослужащих или членов партии)

6. Процесс интернализации (усвоение) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.

Социология разделяет явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции - такие последствия действий, которые входили в намерения и осознавались участниками института, латентные - такие последствия, которые не входили в их намерения и не были ими осознаны.

Явные функции социальных институтов сводятся к следующему:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

2. Адаптационная функция, обеспечивающая приспособляемость, адаптируемость к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды - как природной, так и социальной.

3. Интегративная функция, обеспечивающая взаимозависимость, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и всех членов общества.

4. Коммуникативная функция, обеспечивающая распространение и освоение информации не только в пределах данного института (например, науки), но и во всех сферах общества, во всех организациях, институтах, общностях.

5. Социализирующая функция, играющая решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, реализации ею своего социального статуса.

6. Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.