Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 1. Объект, предмет и функции социологии.





Е.М.Бабосов

СОЦИОЛОГИЯ

Утверждено Министерством образования Республики Беларусь

В качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Минск

«ТетраСистемс»

УДК 316(075.8)

ББК 60.5я73

Б12

Автор

доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси, Почётный директор Института социологии НАН Беларуси Е.М.Бабосов

 

Рецензенты:

кафедра гуманитарных дисциплин Могилёвского государственного университета продовольствия; доктор социологических наук, профессор, проректор по учебной и воспитательной работе Гомельского государственного технического университета имени П.О.Сухого В.В.Кириенко

 

Бабосов Е.М.

Социология: учебник / Е.М.Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 288 с.

 

ISBN 978-985-536-152-8

 

Предлагаемый учебник подготовлен в полном соответствии с образовательным стандартом и типовой учебной программой по социологии. Освещены все разделы и темы курса «Социология». Отличается фундаментальностью, ясностью и доступностью изложения современного социологического знания.

Адресуется студентам и преподавателям высших учебных заведений.



 

 

УДК 316(075.8)

ББК 60.5я73

Б12

 

 

ISBN 978-985-536-152-8Бабосов Е.М., 2011

Оформление НТООО «ТетраСистемс», 2011

 

Предисловие

 

На протяжении последнего десятилетия ХХ века, когда в независимых государствах, возникших на огромном геополитическом пространстве бывшего Советского Союза, в частности, в Росси, Украине, Беларуси были отброшены отжившие идеологические догмы, вгонявшие развитие социальных исследований в жесткие идеологические рамки, определявшиеся партийными директивами, резко возрос интерес к социологии, ютившейся долгие годы на задворках советского обществоведения. Начало ХХІ века, наполненное быстрыми и крупномасштабными социальными изменениями, подчас неожиданными и непредвиденными, этот интерес еще более обострило. На книжном рынке появилось множество социологических публикаций, в том числе и учебников. В этой лавине социологической литературы встречаются и солидные, фундаментальные труда зарубежных и отечественных авторов, и скромные учебные пособия, рассчитанные на студентов определенных специальностей и даже отдельных вузов. И такое разнообразие вполне оправдано, ибо каждому потенциальному читателю предоставляется широкое пространство для выбора той или иной книги, которая в наибольшей степени соответствует его индивидуальным интересам.



Данная книга представляет собой сильно сокращенный и частично скорректированный вариант недавно опубликованного учебного пособия для студентов вузов "Общая социология". Ее отличительная особенность заключается в том, что каждая из ее глав состоит из двух, взаимно дополняющих друг друга частей. Первая ее часть - это по существу краткий конспект лекций по вузовскому курсу общей социологии, а вторая - набор структурно-логических схем, помогающих студенту лучше понять, усвоить и запомнить содержание соответствующей главы учебного пособия.

Текст настоящего издания подготовлен автором с учетом многолетнего опыта преподавания социологии на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета, на ряде факультетов Белорусской политехнической академии, а также слушателям Института высших руководящих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Текст книги и прилагаемые к нему структурно-логические схемы ориентированы как на студентов, впервые приступающих к изучению социологии, так и на читателей, владеющих основами социологических знаний. Поэтому она может быть использована не только студентами и слушателями, но и преподавателями социологии и смежных дисциплин.

Автор выражает признательность младшему научному сотруднику Института социологии Национальной Академии наук Беларуси Ю. Никулиной за компьютерную подготовку текста и структурно-логических схем данного издания.



 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ.

ГЛАВА 1. Объект, предмет и функции социологии.

 

 

Социологию можно определить самым кратким образом как систематическое, научное изучение общества.

Однако такое определение является чрезмерно общим, оно может быть применимо и к другим наукам, изучающим общество, -- к истории, политологии, юриспруденции, экономической теории и т.д. Поэтому для правильного понимания специфики социологии необходимо установить, что составляет объект ее исследования и каков ее предмет.

Как и во всех других науках (физике, химии, биологии и т.п.) объект социологии существует объективно, т.е. вне человека, независимо от человека, от его сознания, чувств, воли, стремлений, действий. Но если общество в целом в своих основных чертах, особенностях, закономерностях не зависит от воли, сознания и действий одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своем поведении зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей, объединенных в определенные социальные общности -- семейные, профессиональные, территориальные, национальные и т.п.

Если объект социологии находится вне сознания человека, его изучающего, и не зависит от него, то с предметом социологии дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а только в нем, когда исследователь стремится выделить из интересующего его объекта какие-то важные для себя его стороны, части или особенности. Таким образом, предметом социологии является выделение из многообразных аспектов развития общества определенных социальных общностей, отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которых являются, с одной стороны, общество как многосложная и развивающаяся система, а с другой, -- человек, личность. А это позволяет сделать следующий обобщающий вывод: предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.

Предметом социологии выступают не только и не столько отдельные индивиды , сколько создающиеся и функционирующие в процессе их взаимодействия социальные структуры: семья, учебное заведение, предприятие, фирма, политические элиты, вооруженные силы, социокультурные или религиозные объединения и другие социальные общности, накладывающие определенный отпечаток на жизненные судьбы отдельных индивидов и на их групповые взаимодействия. Поэтому ключевой, основополагающей категорией социологии является именно социальная общность.

Социальная общность (семейная, профессиональная, территориальная, национальная и т.п.) представляет собой такое взаимодействие индивидов, которое обусловлено сходством или единством интересов, целей, ценностных ориентаций, особенностей их труда и быта в контексте общих для них экономических, политических, социокультурных и иных условий жизнедеятельности.

Основными источниками знаний социологов об обществе и жизнедеятельности в нем являются: исторический опыт, изучение реальных фактов социальной жизни, установление взаимозависимостей социальных фактов, изучение тенденций и закономерностей развития общества.

Опираясь на представление об объекте, предмете социологии, источниках социологических знаний, можно дать определение социологии. Оно таково: социология -- это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействиях различных социальных общностей и систем, о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях.

Социология как самостоятельная наука решает целый ряд важных познавательных задач. Основные из них сводятся к следующему: а)изучение социальных фактов; б)исследование социальной структуры общества; в)понимание и объяснение причин и тенденций развития общества; г)выявление возможных вариантов изменения изучаемых социальных явлений и процессов в будущем; д)формулирование научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений. А это означает, что социология имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, ибо она способна вносить реальный вклад в совершенствование существующих социальных отношений и управленческой деятельности в обществе.

В процессе выполнения своих задач социология осуществляет несколько функций. Они таковы: 1)познавательная; 2)концептуально-описательная; 3)оценочная; 4)объясняющая; 5)мировоззренчески-идеологическая; 6)прогностическая; 7)управленческая; 8)образовательная.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.