Сделай Сам Свою Работу на 5

Кумская учебная семинария





АНАЛИЗ

РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫХ

ШКОЛ В ИСЛАМЕ

Мухаммад Хусейн Ибрахими

Перевод: Ибрагимовой Малики

 


 

Всемирная Ассамблея Ахл аль Байт

 

Анализ религиозно-правовых школ в Исламе

Автор: Мухаммад Хусейн Ибрахими

Перевод: Ибрагимовой Малики

Заказчик: Отдел переводов

Редактор: Алмат Абсаликов

Издатель: Всемирная ассамблея Ахл аль Байт

Год издания:2007

Тираж: 3000

Издательство: «Итимад»

www.ahl-ul-bavt.org

Info(a)ahl-ul-bavt.org

ISBN: 964-8686-92-0

 


 

 

Оглавление

 

Оглавление. 3

ВСТУПЛЕНИЕ. 5

Особенности книги. 5

Что представляет из себя ваххабизм?. 5

Особенности. 5

ГЛАВА ПЕРВАЯ.. 7

Ислам - религия единства. 7

Взаимопонимание, далекое от фанатизма. 7

В чём заключается необходимость познания ваххабизма?. 8

Духовные лидеры и единство. 8

ГЛАВА ВТОРАЯ.. 10

Краткая биография шейха Ибн Сауда. 10

Дети и ученики шейха. 10

Смерть шейха. 11

Ибн Сауд. 12

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.. 13

Монотеизм с точки зрения шиизма и ваххабизма. 13

Место интеллекта в ваххабитской идеологии. 13

Высказывание шахида Муртазы Мотаххари. 13

Единобожие с точки зрения исламских философов и шиитских схоластиков (мутакаллим) 14



Основы единобожия в ваххабизме. 14

Многобожие и его пределы в ваххабизме. 15

Общественное и политическое влияние единобожия с точки зрения ваххабизма. 15

Отличия ваххабитской и шиитской точек зрения о многобожии. 15

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.. 17

Посредничество, смерть и заступничество с точки зрения шиизма и ваххабизма. 17

Посредничество с ваххабитской точки зрения. 17

Смерть с точки зрения ваххабизма. 18

Дозволенность посредства к Аллаху. 19

Посредничество к живым.. 19

Преимущество непосредственного обращения к Богу. 19

Посредничество - это поклонение раба. 19

Заступничество с точки зрения Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба и Ибн Таймии. 20

Истоки отрицания посредничества и заступничества. 21

Идеи Ибн Таймии и сунниты.. 21

Противостояние ученых Ибн Таймийа. 21

ГЛАВА ПЯТАЯ.. 23

Посещение кладбищ и предписания. 23

относительно этого с шиитской и ваххабитской точек зрения. 23

Посещение кладбищ с суннитской точки зрения. 23

Мнение Ибн Кудамы.. 23



Мнение шиитских учёных Алламе Маджлиси. 23

Посещение кладбищ - добрая традиция. 24

Могилы и мечети. 25

Почему ваххабиты не уничтожили могилу Пророка и двух халифов?. 25

Запрет на построение мечети и совершения молитвы у могилы.. 25

Другой довод. 26

Воздвижение мечетей у могил. 26

Высота могилы.. 26

Ваххабиты и украшение мечетей и храмов. 27

Совершение поездки для посещения мечети. 27

ГЛАВА ШЕСТАЯ.. 28

Чудотворство святых. 28

Чудотворство святых - результат богобоязненности. 28

Благодеяния, милостыня и обеты (хейрат, садакат, нузурат) 28

Получение благодати (табарруку) святых камней. 29

Получение благодати у Пророка. 29

ГЛАВА СЕДЬМАЯ.. 30

Комментирование Корана (та'виль) 30

Комментирование с точки зрения ваххабитов. 30

Шииты - «джахимиты». 30

ГЛАВА ВОСЬМАЯ.. 32

Празднества и траурные собрания с шиитской и ваххабитской точек зрения. 32

Празднества и торжества. 32

Два праздника, принимаемые ваххабитами. 32

Почитаемые места и времена. 32

Праздники в Коране. 33

Праздник в исламских преданиях. 33

Мнение Маварди. 33

Почему ваххабиты против проведения праздников. 33

Траур в Исламе и ваххабизме. 34

Анализ хадиса. 34

Другой довод ваххабитов. 34

Анализ хадиса. 34

Оплакивание мертвых в истории. 34

Виды оплакивания. 35

Оплакивание мертвых в шиитском и суннитском мазхабах. 35

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.. 37

Искажение Корана, хадисов и истории. 37

Убеждение в искажение Корана с точки зрения шиитских и суннитских ученых. 37

Мнение некоторых богословов. 37

Примеры искажения ваххабитами. 38

Искажение сунны и хадисов Пророка. 38

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ.. 41

Абсолютное повиновение правителю.. 41



Деяния сподвижников. 41

Повиновение «обладателям власти» с шиитской точки зрения. 42

Наиболее достойный «обладатель власти» после Пророка. 42

Имам Али (да будет мир с ним!) - советник халифов. 44

 

 


 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Двенадцать лет тому назад вышла в свет книга «Новый метод анализа ваххабитской идеологии». На сегодняшний день она три раза переиздавалась Центром издательства отдела исламской пропаганды при Кумской учебной семинарии. При четвертом издании книги было решено добавить к ней некоторые разделы и новые вопросы, что по воле Всевышнего Аллаха было успешно проделано.

Особенности книги

В предложенной книге проводится сравни­тельный анализ ваххабитской, шиитской и суннитской идеологий. Рассматриваются важнейшие

идеологические вопросы, общие моменты и различие между ними. Приводимые цитаты использованы из книг, опубликованных в Мекке и Медине. Ниже укажем их названия:

1. «Фатх аль маджид», автором которой является Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб, один из самых

больших предводителей ваххабизма. Комментарии к ней написал шейх Абдуррахман ибн Хасан ал аш-шейх, а Абдулла ибн Баз - примечания.

2. «Аль асила валь аджвиба аль усулийя», написанная Абдул Азизом Мухаммадом Султаном.

3. «Ат-таухид бил лугатил фарсийя», номер 27. Кроме перечисленных источников, были

использованы и другие шиитские, суннитские и ваххабитские книги, о которых указывается в примечаниях. В данной книге рассмотрена ваххабитская позиция относительно шиитов и имамов, также приводятся отличительные моменты ваххабизма и суннизма в области идеологии, политики и др.

Что представляет из себя ваххабизм?

С раннего периода Ислама и до сих пор среди мусульман возникало множество сект, религиозных и социальных реформаторских движений. Некоторые из них были лишь политическими движениями, которые стремились изменить государственный режим. Другие - религиозными реформатами, третьи - религиозно-политическими движениями подобно исламской революции в Иране, затронувшей все сферы религиозной, политической и общественной жизни в стране.

Ваххабизм, это - политическое движение в религиозной форме, которое стало результатом того, что в обществе появились особые группы отличные от традиционного мусульманского.

Особенности

Ваххабиты имеют разные названия[1], одно из которых - «салафиты». Они утверждают, что за истинными религиозными убеждениями нынешние мусульмане должны обратиться к эпохе раннего Ислама, (салаф - ранний, прошлый). Впервые, к салафизму призывал Ибн Таймийа, позже его слова легли в основу ваххабизма. Ваххабизм - это следование шейху Мухаммаду ибн Абдул Ваххабу в религиозных, политических и общественных вопросах. Ваххабиты и салафиты являются последователями Ахмада ибн Ханбала. Они также являются «захиритами», ибо принимают только внешний смысл Корана и преданий.[2] Если, например, в священном Коране говорится " И придёт Господь твой и ангелы рядами", они считают, что Господь обязательно "придёт" и его увидят собравшиеся на площади люди в Судный День.

В книге были использованы несложные доводы, доступные пониманию широкого круга читателей. Надеемся, что этот скромный труд будет принят Всевышним и Имамом Эпохи Махди (да ускорит Аллах ею пришествие!).

Мухаммад Хусейн Ибрахими,

Кумская учебная семинария


 

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Ислам - религия единства

Священный Коран призывает всех людей, представителей всех религиозных конфессий к единству. Этот призыв был направлен не только к определенной группе или исключительной нации, обладателям Писания, согласно священному аяту: Скажи: «О, обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха». (Коран, 3:4). Коран приравнивает синагогу, церковь, мечеть, ставя их в один ряд, ибо во всех перечисленных местах упоминается имя Аллаха, следовательно, они одинаково достойны почета и уважения. Приведенный выше аят, призывает всех к объединению, между тем особо отмечает единство мусульманской уммы. Ведь, мусульмане кроме веры в монотеизм, пророчество, признания одной киблы, едины и во многих других практических заповедях Ислама. А, значит, они должны более стремится к единству и сближению, развивать и укреплять научные, культурные и политические связи.

Взаимопонимание, далекое от фанатизма

Поступки и слова Посланника Аллаха являются доводом, руководством и примером для подражания. Его светлость посредством своего добронравия, благородства и неимоверного старания обратил в Ислам жителей Хиджаза, которые были язычниками, поклонявшимися идолам. Однако, после того как они приняли Ислам некоторые из них, внешне признавали постулаты веры, но в душе отвергали религию, их называли «мунафиками» (лицемерами) они тайно начали войну против Пророка. Они представляли собой людей уверовавших в Ислам на словах, но лицемерных в делах и намерениях. Они не только не содействовали пророку, но и всячески препятствовали посланнику Аллаха в распространении Ислама, стараясь внести смуту и раскол среди мусульман. В противовес деяниям лицемеров добрый нрав посланника Аллаха и цель - выполнение предписаний Корана, способствовали быстрому принятию Ислама многими язычниками. Именно таким же путём следовали имамы рода пророка, стремясь к единению мусульман.

Мы видим, что имам Али хоть и порицает в книге «Нахдж аль Балага» предыдущих халифов, но иногда хорошо отзывается о них. Он делал это для развития свободомыслия и распространения исламских убеждений и единства среди мусульман. Следовательно, в наш век развивать разногласия между суннитами и шиитами не только не принесет пользы, но нанесет невосполнимый вред Исламу. Единство суннитов и шиитов повлечет обоюдную пользу. Особенно в этом заинтересованы шииты. Ведь шиитская идеология и культура, юриспруденция, тафсир имеет вес не только в среде обывателей и семинариях. Подтверждению тому служит то, что во многих мусульманских странах широко используются книги выдающихся шиитских ученых: шейха Муфида, Туси, Аллама Хилли, Табатабаи и Мотаххари.

С единством шиитов и суннитов будет возможно распространение идей пречистого род пророка, исламской культуры в исламском и не исламском мире, что приведет к большему сближению мусульман и всего человечества в целом.

Ваххабиты, в свою очередь, больше чем кто-либо опасаются подобного единства. Поэтому во время хаджа, они препятствуют ввозу религиозных книг, Корана с персидским переводом, книг по тафсиру, исторических книг, сборников хадисов, вплоть до иранских газет и журналов. Они опасаются, что во ввозимой литературе окажется истина, которая противоречит их политике и убеждениям. Несмотря на то, что эти книги могут и не содержать противоречащей информации об Исламе, одно название, что данная литература из Ирана, или автор книги шиит, бывает зачастую достаточным, чтобы запретить ввоз подобной литературы. В идеологической сфере так называемые ваххабиты имеют серьёзные разногласия с другими четырьмя суннитскими течениями. Для этого они распространяют книги, в которых пишут, что единство шиитов и суннитов невозможно, и утверждают, что никогда не придут к взаимопониманию с теми, кто в свою пользу комментирует коранические стихи и порицает первых двух халифов.

В чём заключается необходимость познания ваххабизма?

Антиваххабитское движение «неделя единства»[3] решает важнейшие проблемы исламского мира. Именно один из самых действенных путей в ответ на антиисламскую сущность движения ваххабитов это проведение совместных собраний, в которых решались бы проблемы мусульман. Также религиозные руководители-гиды во время хаджа и во время посещения святых мест Медины должны призывать больше, чем когда-либо к единству двух течений. Нам необходимо познать метод общения с так называемыми последователями «чистого» Ислама, (ваххабитами) чтобы во время дискуссии с ними давать убедительные ответы, приводя неоспоримые доводы.

Некоторые сунниты, проживающие в Иране, также должны знать (внимательно проанализировав теории, раскрываемые их имамами), что ваххабиты во многом расходятся с ними, считают многие традиционные суннитские догмы еретическими, более того куфром.

В действительности, ваххабизм - это политическая секта, которая под религиозным прикрытием и причисления себя к суннитскому толку, стремится препятствовать объединению исламских религиозно-правовых школ, одна из целей которых внести раскол между мусульманами, в частности усилить разногласия между основными исламскими течениями: суннитами и шиитами, таким образом увековечить власть колонизаторов над мусульманской нацией.

К сожалению, на сегодняшний день, ваххабиты, овладев благодатным краем Саудовской Аравией, посредством использования величайшего богатства, данного Богом, превратились в весьма сильное движение и основали повсеместно во всем мире центры для пропаганды своих убеждений. Для этой цели они выделяют деньги на постройку семинарий на территории Пакистана, где проживает малообеспеченное суннитское население. Они расходуют огромные суммы на студентов семинаристов и другие нужды, привлекая их тем самым на свою сторону. А так как, большинство братьев суннитов, в частности Ирана, проживают на приграничных зонах, то легко поддаются отрицательному воздействию ваххабитской пропаганды.

Теперь, когда шииты и сунниты сплотились против общего врага, который скрывается за завесой так называемой «ваххабизм», чувствуется большая необходимость во внимательном исследовании ваххабизма шиитскими и суннитскими учеными. Они должны быть распознаны, и тогда всем станет ясно, что эта секта, несмотря на их упорные усилия представить себя истинными последователями суннизма, противостоит не только шиизму, но и суннизму. Сунниты должны знать, что те принципы, которые ваххабиты считают отличительной чертой между ними и шиитами, являются общими вопросами идеологии суннизма и шиизма. А также, что суннитский мазхаб намного ближе к шиизму, чем к ваххабизму.

Духовные лидеры и единство

В прошлом были люди, мечтой и лозунгом которых являлось единство мусульман. Однако они не смогли достичь этой мечты, а их труды на пути её достижения оказались недостаточными. О единстве мусульман писал покойный аятолла Боруджерди, основавший «Институт сближения религиозно-правовых школ», цель этого заведения рассмотрение путей и методов данного сближения. Были и другие ученые и факихи, последовавшие его методу. В этой сфере не от кого не скрыты усилия, приложенные имамом Рухоллой Хомейни на пути к единству мазхабов. В настоящее время, нынешний духовный лидер Ирана аятолла Сейид Али Хаменеи призвал возобновить и возродить исламское единство, что обнадеживает и радует.

Необходимо отметить, ранние ученые, такие как шейх Туси, Муфид, сейид Муртаза также стремились к единству в исламском мире, оставив после себя бесценные труды. Книга «Аль Хилаф», в которой рассматриваются схожие моменты в убеждениях двух мазхабов, или «Тазкират аль фукаха» Аллама Хилли, написанная в соответствии с шиитской юриспруденции и четырех суннитских мазхабов. Всё это служит подтверждением близости догм и фетв и стремлению факихов к мирному диалогу и сближению.

В настоящее время суннитские ученые создают энциклопедии по исламской юриспруденции, где приводятся шиитские фетвы и практические заповеди, как «Энциклопедия Джамала Абдуннасира и фикх согласно пяти религиозно-правовым школам» и др.


 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

Краткая биография шейха Ибн Сауда

В этом разделе будет обзорно приведена биография Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба, известного как «шейх» и Мухаммад Сауда.

Дети и потомки шейха в данный момент проживают в Саудовской Аравии и известны как «Али шейх», что означает семейство шейха. Его сыновья, некоторые из которых занимают важные поста и руководят страной, известны как «Али Сауд».

Саудовская Аравия ранее называлась «Хиджаз», и в период правления Малика Абдул Азиза была переименована в королевство Саудовской Аравии. Шейх Мухаммад ибн Абдул Ваххаб, родом из провинции Надж, родился в одном из городов Наджда - «Айния», в 1114 году лунной хиджры. Его отец шейх Абдул Ваххаб был ученым и судьёй той провинции. Поэтому, убеждения шейха Мухаммада приписывают его отцу. Вслед за получением начального духовного образования у отца, для продолжения учебы он направляется в Медину. Он был изгнан из города ввиду его неверного индивидуального понимания некоторых идеологических вопросов и противостоянию ему богословов Медины. Тогда он отправился в Ирак и поселился в Басре. Здесь он знакомится с человеком, которого звали шейх Мухаммад Маджмуи. Он раскрывает для него свои идеи. В результате, они принимают общие убеждения и сходятся на одной точке зрения.

Другие ученые мусульмане Басры, которые были из Персии, стали противостоять шейху и прогнали его из города. Тогда он направился в Дамаск, но по причине его престранных убеждений и трудной жизни, не смог более оставаться в этом благодатном городе. Однако, возврат в Мекку и Медину был невозможным для него, следовательно он возвращается на родину. У шейха был брат, с которым у него были расхождения в вопросах идеологии. Первым, кто написал книгу в опровержение убеждений шейха, был его брат. Отец поддерживает позицию сына Сулеймана в противовес Мухаммаду, и здесь шейх встречает противостояние отца, брата и других ученых, но продолжает следовать своему учению. Их споры продолжались вплоть до смерти отца.

Шейх после смерти отца. После смерти отца шейх приобретает большую свободу действий в распространении своих убеждений. Для этого он совершил поездки в различные страны. Познакомившись с губернатором Айнийи - Османом ибн Ахмедом ибн Мухаммадом, женится на его дочери, которую звали Джаухара.

Несмотря на то, что его убеждения нашли своих последователей, но из-за чрезмерного противостояния традициям, он был изгнан из родного города. Так, он приказал разрушить купол, воздвигнутый на могиле Зейда ибн аль Хаттаба, брата Умара, а также, срубить древнее дерево в том городе, почитаемое людьми.

Одним словом, шейх ввиду своеобразных убеждений, как неуважительное отношение к предводителям четырёх мазхабов, потерял уважение и вызвал гнев и неодобрение людей. Отвергнутый, он направляется в город Дарию.

Дети и ученики шейха

У шейха Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба было несколько сыновей и дочерей. Одна из его дочерей вышла замуж за Мухаммада ибн Сауда, вождя племени. Её сыновья: Хусейн, Абдулла и Ибрахим стали судьями после его смерти. В настоящее время его потомки один после другого занимают религиозные и политические посты в Саудовской Аравии.

Шейх воспитал многих учеников и написал книги, которым ученые и студенты Аравии уделяют огромное внимание. Ниже приведем список его книг.

1. Книга о монотеизме.

2. «Кашф аш-шубахат» (Опровержение критик суннитских ученых в адрес его убеждений).

3. Польза и моменты некоторых коранических рассказов.

4. Книга о великих грехах.

5. «Масаил аль Джахилийя» (в которой он сравнивает невежественные обычаи Эпохи Невежества со своим временем).

6. «Фаваид ас-сира ан-набавийя» (Известна как «Ас-сират ан-наби», т.е. жизнеописание Пророка. В книге также приводится жизнь некоторых сподвижников, сражения, в которых принимал участие пророк Ислама.

7. «Ихтисар аш-шарх аль ахбар».

8. «Адаб аль машь фис-салат» (Глава о молитве во время ходьбы).

Все перечисленные сочинения доступны читателю на сегодняшний день.

Смерть шейха

Вслед за политическими и религиозными спорами, многочисленными поездками в некоторые исламские страны и непризнание его учеными, он находит своих единомышленников, которые ныне называются как ваххабиты, т.е. последователи Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба.

Согласно различным источникам, как его противников, так и последователей и доброжелателей, он посетил Басру, Неджеф, Кербелу, и по некоторым данным Исфахан и Шираз, шейх возвращается в город Дария, где он скончался в девяносто двухлетнем возрасте. В конечном итоге, после смерти шейха, его идеи и убеждения нашли широкое распространение настолько, что на сегодняшний день, многие руководители, также некоторые духовные личности, как в Саудовской Аравии, так и за её пределами стали последователями взглядов Абд аль Ваххаба. Ваххабиты, посредством постройки мечетей и библиотек, распространения Корана, отправки миссионеров и других средств, активно пропагандируют свой мазхаб в странах Европы, Америке и Азии. Итак, эта идеология, восходящая к шейху Мухаммаду ибн Абд аль Ваххабу, называется ваххабизмом. Шейх внешне придерживался ханбалитского толка, однако не следовал богословам. В действительности, он считал себя независимым знатоком и богословом-либералом. Он считал себя основоположником новой идеологии. Ниже мы укажем на его идеи и убеждения.

1. Он считал всех мусульман неверными или еретиками, однако себя, истинным верующим.

2. Считал грехом посещение кладбищ и воздвижение мавзолеев и куполов на могилах сподвижников Пророка и их потомков.

3. Считал грехом выполнение обетов и молитв, принесение жертвоприношений к могилам святых.

4. Посредничество к святым (тавассул).

5. Считал обязательным джихад против тех, кто не разделяет его идей.

Был убежден в необходимости джихада против неверных до тех пор, пока на земле не останется смуты и не установится навечно истинный Ислам. Коран говорит: «И убивайте их, пока не останется смуты» (Коран, 2:193).

Джихад, в данном аяте, он трактует как войну против мусульман, а истинный Ислам - свои идеи.

Итак, эта была краткая биография Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба, взятая из книги «Ат-таухид бил лугатил фарсийя». В дальнейшем приводимые материалы также будут использоваться из этой книги.

В период своего пребывания в Мекке и Медине шейх Мухаммад знакомится с книгами, которые сыграли немаловажную роль в формировании его идей. Это были книги Ахмада ибн Ханбала, в частности «Муснад», Ибн Кайюма Джузи, а также Ибн Таймии. Они раскрывают в своих книгах новые идеи, противоречащие общепринятой традиции суннитских богословов, которые можно проследить в книгах фикха и истории. Необходимо отметить, шейх был особо подвержен влиянию книг Ибн Таймии.

Ибн Таймия жил в 8 веке лунной хиджры, являясь последователем Ахмада ибн Ханбала, жившего в 3 веке. Он был убежден в «теорию телесности Бога» (таджассум), что у Бога есть тело, ноги, руки, глаза, язык, рот, место. В подтверждении, он приводил внешний смысл коранических аятов, имеющих аллегорическое значение. Утверждал, что Аллах восседает на небе на своем троне.

Его полное имя - Абул Касим Такиуддин Ахмад ибн Абдул Халим. Родился в городе Хароне, в Турции, затем в сопровождении отца и семейства переселяется в Дамаск. Здесь же получает начальное религиозное обучение. Однако во многих религиозных вопросах впадает в крайность или проявляет неучтивость. Ибн Таймия был верен идее «телесности Бога», запретил посещение кладбищ и посредничество к Пророку, позволил проклинать имама Али ибн Абу Талиба (мир ему!),стал противоречить традиционным фетвам имамов четырех суннитских мазхабов.

Из вышесказанного становится ясно, что шейх Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб не является первым, кто выдвинул идеи, противоречащие традиционному суннитскому Исламу, но до него был Ибн Таймия, внесший нововведения. Ибн Таймия, также как Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб, был преследуем учеными того времени и сослан в Египет, однако при содействии правительства вернулся в Дамаск. В итоге, после продолжительного противостояния духовенству того времени, был заключен в тюрьму Дамаска. Умер в заключение, после чего был погребен в том же городе.[4]

Ибн Сауд

В одном из горных районов Хиджаза, в местечке под названием Дария, был человек, которого звали Ибн Сауд, возглавлявший большое арабское племя. Шейх Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб знакомится с Мухаммадом ибн Саудом и раскрывает ему свои убеждения. Тот принимает взгляды шейха. После непродолжительных переговоров они решают образовать обширное государство: шейх взял на себя религиозные дела, судейство, пропаганду, руководство пятничной молитвы, а политику и решение государственных вопросов предоставил Ибн Сауду.

Следует отметить, что поначалу в Хиджазе царил кочевой образ жизни. Что касается провинции Хиджаз, то она входила в состав Османской империи, столица которой находилась на территории современной Турции. С установлением в Хиджазе власти Мухаммада ибн Сауда, страна отделяется от турков - османов, но быстро переходит в подданство Англии. Этот факт нельзя не считать маловажным в становлении Аравии.


 

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Монотеизм с точки зрения шиизма и ваххабизма

Место интеллекта в ваххабитской идеологии

В ваххабизме прослеживается интеллектуальная сухость и отсутствие сакрального действия религиозного духа. Шейх Мухаммад ибн Абдул Ваххаб хоть и считал себя знатоком, занимаясь критикой четырех суннитских течений и некоторых шиитских убеждений, однако сам в области теологии и права придерживался частных незначительных теорий и доктрин, предавая им большое значение. Что касается такого важного момента как единобожие, то он был убежден в телесность Всевышнего Аллаха, следуя внешнему смыслу аятов.

Его приверженцы, также как и он, отрицают место интеллекта в толковании аятов и преданий, не признают даже простейшую логику, философию и ирфан (мистику). Поэтому их интеллект ограничивается узким кругом, они неспособны соотносить аяты и хадисы с нуждами времени в котором живут. Запретив в одно время использование телефона и других средств связи, они не достигли желаемого результата, и в конечном итоге были вынуждены со всем примириться. Их сознание не способно принять такие понятия как: заступничество, посредничество, непорочность Пророка. В отношении Посланника Аллаха они думают весьма ограниченно. Высокое духовное положение святых людей они воспринимают как обычное, а их смерть - считают переход в небытие. В то время как шииты и сунниты считают их живыми даже после смерти и наблюдающими наши деяния.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.