Сделай Сам Свою Работу на 5

Сворачивание описаний и оценивание





 

Ввиду ограниченности человеческой памяти и отсутствия времени на детальное ознакомление с различными сущностями люди в основном пользуются их краткими характеристиками, поэтому в выводах аналитического исследования должна содержаться краткая характеристика исследуемого объекта. Значительная часть исследования служит лишь обоснованием этой характеристики.

Возможные компоненты краткой характеристики:

- типы, к которым относится рассматриваемая сущность;

- хорошо известные аналоги, с которыми сравнивается рассматриваемая сущность;

- оценки различных качеств рассматриваемой сущности.

* * *

Любая сложная сущность может быть рассмотрена в нескольких аспектах, в каждом из которых - свой подход к классифицированию (или даже несколько подходов).

В понятие "тип " может вкладываться разный смысл:

1) описание типа содержит качества, присущие всем элементам типа: если тип A, то в него попадают элементы AB, AC, AD, AE, но не BC;

2) описание типа задает диапазон, в который попадают качества элементов типа: если тип AB..AE, то в него попадают элементы AB, AC, AD, AE, но не AF;

3) описание типа задает набор возможных, но не обязательных, качеств элементов: если тип ABCD, то в него попадают ABC, BC, CD, но не ABCDE.



Одна и та же сущность, рассматриваемая в некотором аспекте, может сочетать в себе признаки нескольких "чистых" типов, и в этом случае ее можно с более или менее вескими основаниями отнести к любому из них.

* * *

Чтобы самым кратким образом охарактеризовать некоторую сущность, можно указать сходную с ней аналогичную сущность - хорошо известную лицам, которые будут знакомиться с аналитическим материалом. Если достаточно близкая аналогия отсутствует, можно сказать, что характеризуемая сущность A ...

- является "мягким" вариантом сущности B;

- является "жестким", законченным, концентрированным вариантом сущности B;

- представляет собой сущность B, к которой добавлены (или у которой отняты) качества X и Y;

- представляет собой среднее между сущностями B и C;

- соединяет качества сущностей B и C;

- и т. д.

* * *

Оценка - суждение о значении некоторого показателя (о занимаемом им месте на некоторой шкале или о соотношении его с аналогичным показателем какого-нибудь другого объекта или того же объекта, но в другой момент времени).



Варианты оценок: A > B, A = B, A >= B.

Основные шкалы, используемые в аналитической разведке: шкала полезности (вредности), шкала потенциальной полезности (опасности), шкала важности.

Полезное - приносящее выгоду в текущее время или должное наверняка принести выгоду в будущем. Потенциально полезное - способное принести выгоду в будущем с той или иной степенью определенности или при наступлении некоторых условий.

 

|потенциальная| | вероятность | | размер |

| полезность | = |(возможность)| * | выгоды |

| | | выгоды | | |

 

Вредное - причиняющее ущерб в текущее время или должное наверняка причинить ущерб в будущем. Опасное - способное причинить ущерб в будущем с той или иной степенью определенности или при наступлении некоторых условий (= потенциально вредное).

 

| | | вероятность | | размер |

| опасность | = |(возможность)| * | ущерба |

| | | ущерба | | |

 

Важное - то, что требует внимания.

Неважное не может быть ни полезным, ни вредным. Полезное может быть опасным. Вредное в прошлом может быть полезным в настоящем или в будущем. Полезное при одних обстоятельствах может оказаться вредным при других. Многие сущности сочетают положительные и отрицательные качества, и совокупная оценка этих сущностей зависит от обстоятельств, в которых с ними придется иметь дело.

Шкала полезности может иметь примерно следующий вид:

- чрезвычайно полезное;

- существенно полезное;

- довольно полезное;

- скорее полезное, чем вредное;



- с приблизительным равновесием полезных и вредных качеств.

Другие шкалы строятся аналогично.

Следует иметь в виду, что если в некоторой вещи уравновешиваются, полезные и вредные качества, это не то же самое, как если бы у него не было ни полезных, ни вредных качеств, т. к. в первом случае равновесие может в некоторых ситуациях оказаться нарушенным, а во втором этого не случится.

При сравнении объектов, при сравнении состояний одного объекта в разные моменты времени нередко требуется использование удельных и приведенных показателей. Удельный показатель - количество некоторого свойства, приходящееся на единицу другого свойства. Приведенный показатель - количество некоторого свойства, выраженное в эквивалентном количестве другого свойства.

* * *

Проблема получения кратких характеристик осложняется тем, что многие описываемые сущности бывают неоднозначны и изменчивы, и поэтому не всегда удается сворачивать их описания без значительной потери информации. Следует учитывать это обстоятельство в процессе подготовки решений на основе разведывательно-аналитических материалов и, если позволяет время, проверять предоставляемые рекомендации путем обращения к более детальным данным о сущностях, которые решения затрагивают.

 

Выявление тенденций

 

Некоторые тенденции являются медленными, и обнаружить их можно лишь сопоставлением данных, зафиксированных в значительно удаленные один от другого промежутки времени.

Некоторые тенденции маскируются противоположными тенденциями - чередующимися с ними или существующими параллельно им. К примеру, если исследовать состояние окружающей среды, то наряду с многочисленными фактами ухудшения ее состояния можно выявить и многочисленные факты проведения удачных защитных мероприятий, из-за чего затруднительно сделать вывод о том, в какую сторону изменяется ситуация в целом. Можно убедительно истолковать такую ситуацию как улучшающуюся или как ухудшающуюся - в зависимости от пропагандистской потребности.

Удобно различать "первичные тенденции" и "тенденции изменения тенденций" (аналогия в физике: скорость и ускорение). К примеру, если имеет место отрицательная тенденция, но также и существенная тенденция ее изменения, направленная в нужную сторону, то можно говорить о положительной перспективе. "Тенденция изменения тенденции" - это производная первого порядка от функции, выражающей "первичную тенденцию".

Социальные тенденции должны рассматриваться на нескольких уровнях:

1-ом: уровне понимания ситуации субъектами, которые к этим тенденциям причастны;

2-ом: уровне подготовки различных субъектов к оказанию влияния на тенденции;

3-ем: уровне мероприятий, влияющих на тенденции;

4-ом: уровне влияемых процессов (собственно тенденций).

О том, как скоро и насколько будут изменены те или иные социальные процессы, можно судить по тому, до какого уровня (1-го, 2-го или 3-го) и в какой форме развилась реакция на них.

 

Выявление событий

 

Выделение событий в пространственно-временном континууме является делом условным. Некоторые события выделяются там, где их можно было бы и не выделять. Делается это в пропагандистских целях или когда какой-нибудь исследователь желает отличиться вкладом в науку. Для аналитика обнаружение существенного события, которого до него никто - несмотря на доступность соответствующих фактов - не замечал, является делом чести. Таким событием может быть подготовка государственного переворота или состоявшийся скрытый государственный переворот, смена тенденций развития чего-нибудь, переход какой-нибудь критической точки, появление какого-нибудь нового социального феномена, использование какого-нибудь нового скрытого средства воздействия на общество и т. д.

Чтобы сделать такого рода открытие, нужна прежде всего настроенность на него: следует взирать на мир с вопросом, а не осталось ли незамеченным что-то существенное.

Для приобретения должной пытливости полезно ознакомиться с некоторыми прецедентами (пусть даже сомнительными). Рекомендуются следующие источники:

Бержье Ж., Повельс Л. "Утро магов";

Бушков А. "Россия, которой не было";

Гумилев Н. "В поисках вымышленного царства";

Мухин Ю. "Как уродуют историю твоей Родины", "Антиаполлон. Лунная афера США";

Суворов В. "Ледокол", "День М", "Очищение".

 

Работа со сложностями

 

Умение работать со сложностями включает в себя следующее:

- умение представлять сложные сущности посредством наборов простых моделей;

- умение компактно и понятно выражать сложные представления, в том числе посредством формул и схем;

- умение упорядочивать данные в компьютере и на бумаге таким образом, чтобы было удобно находить нужные сведения, а также выискивать закономерности в совокупности данных;

- умение одновременно работать со множеством вариантов, имеющих разные степени достоверности и значимости и по-разному соотносящихся между собой.

Иерархическая система упорядочения данных оказывается, как правило, недостаточной или неудобной, так как одни и те же наборы данных бывает нужно рассматривать в разных сочетаниях. Выход может быть в том, чтобы упорядочивать документы линейно (к примеру, по дате поступления) и далее строить различные системы ссылок на эти документы.

* * *

Как правило, сложный феномен получает несколько объяснений (моделей), каждое из которых представляется более или менее убедительным. Надо пробовать свести различные объяснения в одно, но это не всегда удается. В таком случае выход состоит в том, чтобы действовать, насколько это возможно, с учетом всех известных убедительных объяснений: считать, что, скорее всего, каждое из них верно отражает какую-то сторону феномена, но каждое - свою. Можно отдавать предпочтение одному из объяснений, но не забывать при этом и об остальных и эпизодически пробовать смотреть на феномен глазами их приверженцев.

Это нормально - иметь в виду одновременно несколько вариантов объяснения некоторого феномена, допускать смесь этих вариантов, быть более или менее неопределённым в оценке их достоверности и их "доли" в смеси, несколько изменять свои представления в этой области при получении всякой новой порции относящихся к ней сведений. Сохранение неопределённости и неустойчивости представлений - это не обязательно признак несамостоятельности ума и неспособности к адекватному восприятию действительности: это может быть признаком гибкости и умения работать с нюансами. Качество, противоположное гибкости и умению работать с нюансами, - схематизм. Схемы удобны своей простотой, чёткостью и неизменностью, но реальность всегда сложнее отражающих её схем, и из-за этого расхождения между схемами и реальностью нередко настолько существенны, что обесценивают действия, основывающиеся на схемах.

* * *

На политическом поле, в экономике и т. п. субъекты склонны объединяться в какие-то группы, но в отношении этих групп следует иметь в виду, что они имеют более или менее неопределенный состав, более или менее неустойчивы; что всегда какие-то группы находятся на этапе становления, но большинство из них не сложится; что у групп со временем изменяются цели, лидеры, возможности, представления, причем перемены, определяемые в основном мнениями, иногда происходят очень быстро - к примеру, за несколько дней или даже часов. Аналитик, тяготеющий к системным представлениям, стремится вырабатывать какие-то схемы, то ест рассматривать некоторые вещи как четкие и неизменные, тогда как на самом деле четким и неизменным остается очень немногое, и аналитик оказывается во власти не вполне адекватных представлений. Но поскольку в построение схем вкладывается значительный труд, и они привлекают своей детальностью и определенностью и, кроме того, в чем-то очень похожи на действительность, то расставаться с ними бывает трудно. Между тем, суждения аналитика, опирающиеся на эти схемы, начинают со временем всё больше походить на заумный бред.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.