|
Занятие 7. Православное искусство
1. Русская храмовая архитектура
2. Сюжеты и образы русской иконописи
Архитектура средневековой Руси
1-й этап. (X-XII вв.) Основные принципы арх-ры взяты из Византии: крестово-купольный тип храма, с востока – апсиды, с запада – нартекс и хоры. Материал – плинфа (кирпичные плитки) на известковом растворе с цемянкой (толченым кирпичом). Первая каменная церковь – Десятинная в Киеве (начата в 989 г.)
Софийский собор в Киеве (1037 г.) – 13-главый в отличие от византийских храмов с наружной и внутренней галереями.
Софийский собор в Новгороде (1050г.)- пятиглавый, пятинефный.
Со 2- й половины XI в. Храмы становятся в основном 3-хнефными, одноглавыми, галереи исчезают, хоры только на западе. Фасады членятся на части – прясла, разделяющими их пилястрами, прясла завершаются полукруглыми или килевидными закомарами.
2-й этап (XII-XV вв.). В период раздробленности формируются местные школы. Крупнейшая – владимиро-суздальская, княжеско-придворный стиль – торжественность, грандиозность, стремление превзойти величие Киева – Золотые ворота во Владимире. Успенский собор во Владимире, Дмитриевский собор, церковь покрова на Нерли. Особенности: часто одноглавость, использование каменной резьбы и/или рельефов на библейские сюжеты, колончато-аркатурный пояс, осн. материал – камень, туф. Новгородская школа (XIV-XV вв.) - тип одноглавого небольшого храма с двускатной крышей вместо сводчатого перекрытия, кладка из грубо отесанного камня, с почти гладкими внешними стенами без украшений – складывается уличанский стиль (строится для жителей одной улицы) с присущей новгородцам практичностью. Церковь Федора Стратилата (1361 г.), Спаса на Нередице, Спаса на Ильине улице (XIV в.).
Московская школа (собор Спасо-Андронникова монастыря).
С возвышением Москвы начинается активно каменное строительство в новой столице, складывается ансамбль Московского Кремля (первый белокаменный Кремль построен в XIV в. при Дмитрии Донском). Успенский собор (по образцу владимирского), но больше по размерам создан Аристотелем Фиораванти в 1475-79 гг. Благовещенский собор (псковские мастера). Грановитая палата (Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари), Архангельский собор (Алевиз Новый) – влияние итальянского Возрождения.
3-й этап (XVI-XVII вв.). Формируется шатровый стиль (ц. Вознесения в Коломенском, собор Василия Блаженного, ц. Ильи Пророка в Ярославле) – ярусность, дробность. Нарышкинский стиль (нарышкинское барокко)– декоративность, нарядность, «обмирщенность» (ц. Покрова в Филях)
Основные сюжеты и образы русской православной иконописи
Икона – «образ», «лик» а также особая техника изображения на доске красками на яичном желтке, на тканевом основании – паволоке, загрунтованной левкасом. Использовались приемы – плавь– плавный переход от темных к светлым частям, пробела, светлые блики для выделения выпуклых частей, охрение и др. Сверху покрывались олифой, но из-за нее со временем темнели и часто записывались.
Основные типы (изводы) изображений:
- Образы Спаса -
· Спас Нерукотворный
· Спас Вседержитель – мозаика, но впоследствии распространились фреска и икона (на доске).
· Спас на престоле
· Спас в силах
- Образы Богородицы. Повторение образов – список, не копия, а перенесение не только внешнего, но внутреннего содержания.
- Элеус (Владимирская, Донская)
- Одигитрия
- Оранта
- Великая панагия (отд. извод)
- Образы святых – часто «житийные иконы», иконы с клеймами, расцвет («предвозрождение» – в новгородской школе, затем московской, творчество Феофана, Рублева, Дионисия)
· Дмитрий Солунский - мозаика
· Св. Георгий -
· Сергий Радонежский
· Борис и Глеб
· Флор и Лавр
· Троица – Феофан, Рублев
- Другие - изображения праздников, библейских повествований, сцен из жизни Христа и т.д. – распятие, воскресение, Жизненные сюжеты (в летописных миниатюоах – Лицевых сводах, напр. Битва суздальцев с новгородцами.)
- Иконостас – высокий в отличие от небольшой алтарной преграды в византийских храмах. Деисусныйчин (от деисус- моление)- центр. ряд в иконостасе, изображающий Христа в центре («среднике»), справ- Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, молящие Иисуса за людей. «Царские врата» - вход в алтарь, обязательны сцены благовещения и изображения евангелистов.
- В XVI-XVII вв. в связи с «обмирщением» культуры появляется парсуна. Формируется «строгановский» стиль – больше декоративности, меньшая каноничность, которая явл. выражением кризиса эпохи.
Занятие 8. Нравственность в современном мире.
Системы ценностей
1. По внутреннему содержанию:
Материальные
Моральные
Культурные
Духовные
2. По охвату:
Личностные
Национальные
Конфессиональные
Общечеловеческие
Глобализация – процесс размывания национально-государственных границ
С нею тесно связана культура постмодерна, признавшая относительность традиционных национальных и религиозных ценностных систем
Задача этноконфессиональных сообществ – самосохранение через преодоление постмодернистского ценностного и нравственного релятивизма
От православной и иных цивилизаций требуется адекватный ответ вызовам глобализма
Нравственность в данном случае играет немаловажную роль
Моральные представления определяют поведение:
- Нормы поведения (не лги, почитай старших, не укради);
- Моральные качества (доброжелательность, мудрость);
- Нравственные принципы (эгоизм-альтруизм)
- Морально-психологические механизмы (долг, совесть)
- Высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье)
Моральные нормы:
- Табу
- Обычай
- Традиция
- Моральные правила
Структура нравственной культуры личности:
Культура этического мышления
- Культура чувств
- Культура поведения
- Этикет
Формируемая нравственность
| На чем основана
| Главный мотив нравственного поведения
| Для кого характерная
| Элементарная нравственность
| Послушание и подражание
| Боязнь наказания, страх, сила авторитета
| Дети, инфантильные люди
| Конвенциональяная
| Мнение окружающих
| Стыд, честь
(Что обо мне подумают?)
| Взрослые люди
| Автономная нравственность
| Саморегуляция
| Совесть (Что я сам о себе подумаю?)
| Взрослые люди
|
Наука и религия
С.Н. Булгаков (†1944) :
"Итак, в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом".
Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) (1877 – 1961 гг.) :«Наука – есть система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности. Вникнем в каждое из этих слов. Наука – это система, то есть не случайный набор знаний, но стройное, упорядоченное сочетание.
Митрополит Антоний Сурожсий: «Сейчас наука играет такую громадную роль – и справедливо, и я радуюсь этому, - что кажется нам, будто все вопросы должны решаться так, как решаются научные вопросы; и мы пытаемся применить научные методы к темам, к которым они неприменимы. Мы же не применяем методов физики к биологии, методов химии к истории. С какой стати мы должны применять методы физических наук области человеческой души?.. Часто ставится вопрос: могу ли я, культурный, образованный человек, быть верующим? Не является ли понятие веры несовместимым с понятием научной образованности? Я должен сказать, что человеку с небольшой образованностью гораздо труднее это понять, чем человеку с большой научной образованностью; потому что, скажем, физика или химия средней школы преподаются как окончательная и исчерпывающая истина о вещах; тогда как физика или химия, или биология, доступные ученому, который в поисках новых и новых областей знания, представляются совершенно иначе… Я стал верующим, когда мне было 14-15 лет, и в университет пошел в 18 лет, учился на естественном факультете физике, химии, биологии. Профессор по физике был один из Кюри, он физику знал и мог раскрыть ее как тайну, а не просто как серию фактов. Были другие профессора; они все были неверующие, но давали свой предмет как раскрытие тайны мира, и я очень легко мог видеть, как в этой тайне мира отражается лик Божий… Но я воспринял и свое научное воспитание, и свою научную работу как часть богословия, то есть познания дел Божиих, познания путей Божиих»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|