|
Построение и анализ трехмерной модели студийного помещения
В соответствии с методикой, изложенной в приложениях 1–3, с помощью программы Ulysses было выполнено построение трехмерной модели помещения, рассмотренного в данном примере, размещение на внутренних поверхностях помещения подобранны в пп. 4.2–4.3 звукопоглощающих материалов и конструкций, а также произведен анализ стандартного времени реверберации в полученном помещении в соответствии с заданием, изложенным в разделе 3.
Трехмерная проекция смоделированного помещения представлена на рис. 17.
Рис. 17. Модель студийного помещения, построенная с помощью
программы Ulysses
Результаты анализа времени стандартной реверберации приведены в табл. 20. Как было отмечено ранее, в связи с невозможностью размещения в компьютерной модели некоторых элементов основного фонда звукопоглощения, например, таких как исполнители, стулья или декорации, результат расчета времени реверберации несколько отличается от полученного в результате теоретических расчетов, однако, погрешность не превышает 30 мс. Наглядно погрешность расчета и измерения времени стандартной реверберации представлена на графике на рис. 18.
Для проведения анализа зависимости времени стандартной реверберации от заполненности помещения исполнителями и слушателями, на полу помещения были размещены две поверхности:
– зона для размещения десяти исполнителей, площадью 10×0,7 = 7 м2, размещенная в области, занимаемой ковром. В качестве поглощающего материала (табл. 9) выбраны стулья (свободные, занятые на 2/3, занятые полностью); материалы №202, 200, 201 соответственно;
– зона для размещения 75 слушателей, площадью 75×0,7 = 52,5 м2, размещенная в области, занимаемой линолеумом. В качестве поглощающего материала (табл. 9) выбраны деревянные театральные сиденья (свободные, занятые на 2/3, занятые полностью); материалы №224, 223, 225 соответственно.
Результаты измерения времени стандартной реверберации случае различной заполненности помещения исполнителями и слушателями (для каждого из трех экспериментов заполненность принималась одинаковой для исполнителей и слушателей) представлены в табл. 20. По графикам на рис. 19 наглядно видно, что в случае полной заполненности помещения, время стандартной реверберации уменьшается, причем более значительно на высоких частотах.
Таблица 20
Пример результатов анализа времени стандартной реверберации
| Т, с
| 125Гц
| 250Гц
| 500Гц
| 1000Гц
| 2000Гц
| 4000Гц
| Теоретический расчет
| 0,53
| 0,55
| 0,53
| 0,61
| 0,57
| 0,56
| Результат моделирования, без учета размещения исполнителей и/или слушателей
| 0,55
| 0,55
| 0,50
| 0,58
| 0,57
| 0,55
| Результат моделирования, с размещением 10 пустых стульев для исполнителей и 75 пустых кресел для слушателей
| 0,55
| 0,57
| 0,56
| 0,65
| 0,61
| 0,69
| Результат моделирования, с размещением 10 стульев и 75 кресел, занятых на 2/3
| 0,50
| 0,54
| 0,51
| 0,55
| 0,52
| 0,51
| Результат моделирования, с размещением 10 стульев и 75 кресел, полностью занятых
| 0,47
| 0,52
| 0,49
| 0,51
| 0,48
| 0,47
|
При проектировании любого студийного или концертного помещения, предполагающего наличие большого числа исполнителей и/или слушателей, необходимо проводить подробный анализ зависимости времени стандартной реверберации от заполненности помещения, с тем, чтобы обеспечить наилучшее качество звучания речевых, музыкальных или театральных программ в любых условиях исполнения или воспроизведения.
Рис. 18. Теоретическая (пунктир) и экспериментально полученная (сплошная линия) зависимость времени стандартной реверберации в исследуемом помещении.
Рис. 19. Зависимость времени стандартной реверберации от заполняемости помещения исполнителями и слушателями: свободное помещение (длинный пунктир); заполненное на 2/3 (сплошная линия); полностью заполненное (точка-тире).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовой проект должен содержать (в скобках приводятся примеры соответствующих таблиц и/или рисунков):
1. Задание на проектирование и акустический расчет помещения в соответствии с данными табл. 1;
2. Расчет требуемой частотной характеристики времени стандартной реверберации помещения (табл. 13–14, рис. 13–14);
3. Расчет звукопоглощения, вносимого основным фондом (табл. 15);
4. Расчет звукопоглощения, вносимого специальными материалами и конструкциями, с подробным обоснованием выбора того или иного звукопоглощающего материала (табл. 16);
5. Расчет времени стандартной реверберации (табл. 17, рис. 15);
6. Перечень примененных специальных звукопоглощающих материалов (табл. 18);
7. План расположения смежных со студией помещений (рис. 16);
8. Расчет звукоизоляции студийного помещения с подробным обоснованием выбора тех или иных звукоизоляционных конструкций (табл. 19).
После построения модели помещения в программной среде Ulysses и размещения в ней всех выбранных по результатам акустического расчета звукопоглощающих материалов, в соответствующих разделах курсового проекта следует привести:
9. Аксонометрическую проекцию и проекции на плоскости XY, XZ и YZ построенной модели помещения: а) после размещения элементов звукопоглощения основного фонда (рис. П.2.9–П.2.12); б) после размещения специальных звукопоглощающих материалов (рис. П.2.14);
10. Для каждого использованного материала (включая материалы, относящиеся к основному фонду звукопоглощения): общее количество вносимых единиц звукопоглощения, общую занимаемую площадь (блок Absorber Material в окне Face Listing);
11. Общее количество полученных в результате моделирования единиц звукопоглощения (блок Absorbtion Total в окне Face Listing);
12. Результат анализа частотной характеристики времени стандартной реверберации в построенной модели помещения и сравнение его с результатами теоретического расчета (табл. 20, рис. 18);
13. Результат анализа зависимости частотной характеристики времени стандартной реверберации от заполненности помещения исполнителями и/или слушателями (табл. 20, рис. 19).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Электроакустика и звуковое вещание: Учебное пособие для вузов / И. А. Алдошина, Э. И. Вологдин, А. П. Ефимов, Г. П. Катунин, Л. Н. Кацнельсон, Ю. А. Ковалгин, А. А. Фадеев; Под ред. Ю. А. Ковалгина. – М.: Горячая линия – Телеком, Радио и связь, 2007. – 872 с.; ил.
2. Акустика: Учебник для вузов / Ш. Я. Вахитов, Ю. А. Ковалгин, А. А. Фадеев, Ю. П. Щевьев; Под ред. профессора Ю.А.Ковалгина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009. – 660 с.
3. Щевьев Ю. П., Осташевский Е. Н. Средства акустической обработки помещений: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Типография «Береста», 2010. – 328 с.; ил.
4. Акустика: Справочник / Под ред. М. А. Сапожкова, – М.: Радио и связь, 1989.
5. Звуковое вещание: Справочник / Под ред. Ю. А. Ковалгина. – М.: Радио и связь, 1993.
6. Маньковский B. C. Акустика студий и залов для звуковоспроизведения, – М.: Искусство, 1966.
7. Проектирование театров. Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89. Общественные здания и сооружения / Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. – 40 с.
8. http://www.ifbcon.de/software/ulysses/e.php
9. https://www.virtualbox.org
10. http://www.munro.co.uk/
Приложение 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|