Сделай Сам Свою Работу на 5

Инновационная деятельность предприятия





Под инновацией (англ. – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он выделил пять вопросов инноваций:

-использование новой технологии, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

-внедрение продукции с новыми свойствами;

-использование нового сырья;

-изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения;

-появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновации можно квалифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:



-радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становится основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

-улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

-модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

-продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

-технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

-процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

-комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

-отраслевые;

-межотраслевые;

-региональные;

-в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:



-реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

-стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

-экономическая;

-социальная;

-экологическая;

-интегральная.

 

Инновационная деятельности – это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Инновационная деятельность включает:

-выявление проблем предприятия;

-осуществление инновационного процесса;

-организацию инновационной деятельности.

Для развития инновационной деятельности предприятия важное значение имеют количественные и качественные показатели его научно-технического потенциала. К ним относят:

· материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и проч.;

· кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;

· научно-теоретические, характеризующие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;

· информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;



· организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;

· инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;

· рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок и проч.;

· экономические, характеризующие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;

· финансовые, характеризующие инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования (возможность выпуска акций и облигаций, привлечения зарубежного и частного инвестора и т.д.).

Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности.

При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

Инновационная деятельность может осуществляться венчурными фирмами.

Венчурная фирма – это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных идей, связанных со значительным риском. Для разработки перспективной идеи привлекается венчурный капитал крупных фирм, заинтересованных в инновациях.

 


КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И КОНКУЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Понятие качества продукции

2. Стандартизация и сертификация

3. Сертификат

4. Конкурентоспособность предприятия

 

1. Понятие качества продукции

 

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

Качество – это совокупность характерных свойств, фирмы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.

Качество – установленный стандарт на производство какой-либо продукции.

Важнейшей составляющей всей системы качества является качеств продукции.

Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”. Фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, т.к. именно качество может привлечь потребителя, которого интересует надежность товара, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические свойства продукции.

 

Сертификат

Слово сертификат в переводе с латинского означает «сделано правильно». Когда этот термин применяется к продукции, то с его помощью может быть установлен изготовитель данного товара (страна), название фирмы, ее юридический адрес и т.д. Этот вид сертификата называется сертификатом происхождения, и он имеет важное значение в торговле, особенно в международной. Другой сертификат носит название сертификата качества. В этом документе производитель указывает количественные характеристики различных свойств продукции, характеризующих ее качество.

Наиболее широкое распространение получил сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям,т.е. сертификат соответствия – документ, которым завершается процесс сертификации, а документальным результатом проведения специальной процедуры, называемой сертификацией соответствия.

Наряду с сертификатом, осуществляется знак соответствия, зарегистрированный в установленном порядке, которым по правилам, установленным в данной системы сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Сертификат и знак соответствия на систему качества имеют отличия от сертификата и знака соответствия на продукцию. Знак соответствия системы качества состоит из единого знака системы, свидетельствующего об аккредитации органа сертификации, и знака органа сертификации. Знак соответствия размещается на сертификате на систему качества. Не допускается нанесение знака соответствия на продукцию.

4. Конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность предприятия – это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).

Конкурентоспособность фирмы – понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента – нет. Фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

-соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребителей, удовлетворяемых с ее помощью;

-соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

-соизмеримостью фазы жизненного цикла, в котором функционирует фирма.

Для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления.

Конкурентоспособность зависит от ряда факторов:

-технико-экономические;

-коммерческие:

-нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

-конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

-предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

-рекламу (наличие и действительность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

-имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования.

Основой конкурентоспособностью предприятия является конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность продукции – это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкурентной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента – потребительские свойства и цена – являются главными составляющими конкурентоспособностями товара (услуги). Однако, рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие факторы, такие как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

Управлять конкурентоспособностью – значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, роме угрозы банкротства. В результате идет процесс «вымывания» с рынка некачественной продукции.

Движущей силой конкуренции является поиск и реализация инноваций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.