Сделай Сам Свою Работу на 5

Создание социальных связей





Многие отмечают общий упадок социальных связей в обществе. Они выра­жают сожаление по поводу разрушения нуклеарной семьи, заката таких ос­новополагающих институтов, как церковь или гражданские объединения, а также других признаков, которые, по их мнению, указывают на конец граж­данского общества.

Хотя подобные поводы для беспокойства заслуживают самого серьезно­го внимания, они не являются предвестниками катастрофы. Сбои в обще­ственном порядке естественны в период экономических преобразований. История учит, что самая большая ошибка — пытаться остановить переме­ны или повернуть их вспять. Когда меняется сама суть экономики, старые институты перестают работать. Люди и общественные группы утрачивают прежние связи, поскольку меняются их экономические роли. Сообщества с сильным социальным капиталом, которые проповедуют Роберт Патнэм и его сторонники, не выдержат проверку временем, поскольку сегодня люди работают не так, как раньше, и стремятся к совсем другой жизни12.

И все же, одно можно сказать наверняка: нельзя рассчитывать на устой­чивую и развитую креативную экономику в расколотом и разобщенном об­ществе. Потому наши экономические и социальные задачи неразрывно свя­заны друг с другом. Как мы уже установили, открытые и разнообразные сообщества обладают несомненными конкурентными преимуществами в стимулировании креативности, продвижении инноваций и повышении благосостояния и экономического роста. Главное — создать новые механиз­мы для выработки новых социальных связей в эпоху, определяемую разно­образием, высокой мобильностью, ослабленными связями и случайными обязательствами. Долгое время мы искали не там, где следовало. Объедине­ния, подобные Ротари-клубам или лигам боулинга, дают возможность со­здавать и измерять определенный тип социальных связей, но не заменяют их. Сегодня нам необходимо создать нечто радикально отличное от того, что эффективно работало в 1960-е, во времена моего детства.



Ключом к социальным связям являются сильные сообщества, а не ин­ституты внутри них. Поскольку группы утратили свое прежнее значение, са­мо сообщество должно стать социальной матрицей, которая держит нас вместе, подобно тому как экономическая матрица сегодня соединяет людей и возможности, компании и кадры. Когда все остальное — фирмы, карьеры, даже семьи — подвержены постоянным переменам, сообщество часто высту­пает единственным постоянным членом социального уравнения. Социаль­ные группы сохраняются за счет своей географической привязки. Каждый из нас принадлежит к такой группе, пусть даже временно. Если сообщества играют центральную роль, мы обязаны сделать так, чтобы каждое из них стало максимально сильным и единым — и при этом, как ни парадоксаль­но, приспособленным к мобильности и переменам, определяющим нашу жизнь.



Как было давно замечено Джейн Джейкобс, сообщества создают соци­альную стабильность, смешивая постоянных жителей с временными13. По­стоянные члены обеспечивают преемственность, а новые привносят разно­образие и взаимодействие, обеспечивающие креативный баланс. Сегодня люди переезжают намного чаще, поэтому для любого сообщества важно в первую очередь привлечь таланты. Как я уже говорил, представители кре­ативного класса особенно разборчивы и сторонятся тех мест, которые не отражают их ценности и не позволяют им самореализоваться. Однако при­влечение людей — это лишь первый шаг. Второй состоит в том, чтобы ис­пользовать таланты тех, кто хочет участвовать в общественной жизни. Даже если срок проживания некоторых из них в сообществе ограничивается все­го несколькими годами, может оказаться, что им есть что предложить. Если им понадобится несколько лет, чтобы почувствовать себя частью сообщест­ва, этот потенциал, возможно, будет упущен. Следовательно, сообщества должны помогать людям самых разных типов проявить свою активность. По сути, необходимо дополнить низкие входные барьеры низкими барьера­ми для эффективного участия в общественных делах.



Сообщества уже не в состоянии привлекать и удерживать людей просто предлагая им хорошо оплачиваемую работу, дешевое жилье и надежный транспорт, чтобы ездить туда и обратно. Люди более склонны к личному участию в сообществе, если оно представляет собой разнообразное и ау­тентичное место с хорошей репутацией и прочными социальными связя­ми для жизни и работы. Город Торонто — процветающий и многомерный креативный центр, где представители креативного класса всех профессий живут бок о бок с новыми иммигрантами (составляющими приблизительно половину населения города) и менее обеспеченными жителями, чьи де­ти ходят в школу с их детьми. В США такое смешение найти весьма за­труднительно.

Обеспеченным представителям креативного класса, которые переезжают в районы с разнообразным этническим, расовым или экономическим со­ставом населения, не стоит предполагать, что само их присутствие автома­тически "оживляет" эти места. Многие жители, принадлежащие к рабочему или обслуживающему классам, так не считают. Все, что они часто получают в таких случаях — это повышение арендной платы и, возможно, небольшое количество новых низкоквалифицированных рабочих мест: официанток, уборщиц и т. п. Классы могут проживать в непосредственной близости, но практически не взаимодействовать между собой. Такие районы и сообще­ства должны доказать, что люди разного происхождения и статуса могут жить и работать вместе. Необходимо, чтобы это произошло на уровне сооб­щества и распространилось на всю страну, если мы хотим достичь прочных социальных связей и экономической жизнеспособности, от которых зави­сит наше долгосрочное процветание.

самом начале книги: чего мы действительно хотим? Какую жизнь — и какое общество — мы хотим завещать грядущим поколениям?

Этот вопрос нельзя предоставить воле случая, решениям политических деятелей или даже самым прогрессивным общественным программам. Креативный класс обязан, наконец, осознать всю свою важность, равно как и факт собственного существования. Чтобы приступить к его реше­нию, мы должны сконцентрировать весь свой интеллект, всю энергию и, самое главное, классовое сознание. Задача создания поистине креативного общества — это не пасьянс для одиночки. В такую игру мы играем од­ной командой.

 

 

Креативность ради чего?

 

Следует отдавать себе отчет в том, что открывая шлюзы креативности, мы не решаем автоматически все наши проблемы. Креативность — это не абсо­лютное благо, а человеческая способность, которую можно использовать для множества различных целей. В прошлом веке научно-техническая креа­тивность дала нам не только превосходные изобретения, но и ужасные ви­ды оружия. Массовые централизованные эксперименты с новыми формами экономического и общественного устройства привели к таким фиаско, как Советский Союз, в то время как у нас в США креативность в условиях сво­бодного рынка способствовала созданию огромного количества безвкус­ных, вульгарных и ненужных вещей.

Если так, зачем ставить продвижение креативности во главу угла в нашей общественной и личной жизни? Почему бы не взять какой-нибудь другой атрибут, более позитивный и полезный — например, духовное развитие или гражданственность? Разве это не поможет нам со временем стать лучше и научиться управлять своими естественными креативными импульсами? Да, безусловно, мы должны культивировать и то, и другое. Но это не обеспечит развитие экономической силы и ресурсов, при помощи которых мы можем сделать мир лучше. А креативность дает нам такую силу.

Необходимо задуматься о том, на какие цели мы направляем свою креаивность. В ней скрыта огромная ценность, которую нельзя растрачивать впустую, и могучая сила, применять которую можно лишь тщательно взве­сив все вероятные последствия. Что возвращает нас к вопросу, заданному в самом начале книги: чего мы хотим? Какую жизнь – и какое общество – мы хотим завещать грядущим поколениям?

Этот вопрос нельзя предоставить воле случая, решениям политических деятелей или даже самым прогрессивным общественным программам. Креативный класс обязан, наконец, осознать всю свою важность, равно как и факт собственного существования. Чтобы приступить к его реше­нию, мы должны сконцентрировать весь свой интеллект, всю энергию и, самое главное, классовое сознание. Задача создания поистине креативно­го общества — это не пасьянс для одиночки. В такую игру мы играем одной командой.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.