Сделай Сам Свою Работу на 5

Преодоление классовых различий





США далеко до общественного единства. Многие комментаторы отмечали увеличение разрыва в уровне доходов и растущую стратификацию, харак­терные для нашей общественной жизни. Как было показано в данной книге, наше общество разделено по классовым линиям, и это разделение все отчетливей отражается на американском экономическом ландшафте в результате растущей географической сегментации. Во всех уголках страны города и пригороды все больше "балканизируются", дробясь на сообщества имущих и неимущих. Места концентрации креативного класса предлагают своим жителям гораздо больше ресурсов для преуспевания — от хороших школ до социальных связей. Еще хуже то, что классы все больше распреде­ляются по регионам. Общество, основанное на принципе "победитель по­лучает все", которое описывали Роберт Фрэнк и Филип Кук, воспроизво­дится в гигантском географическом масштабе: или ваш регион является растущим центром креативного класса, или он плетется в хвосте из-за чрез­мерной концентрации рабочего или обслуживающего классов8.

Растущее разделение нашего общества представляет собой проблему не только с точки зрения социальной справедливости; оно экономически не­эффективно для нации в целом. Если использование человеческой креа­тивности является ключом к экономическому успеху, тогда концентрацию рабочего и обслуживающего классов, представители которых не заняты креативной работой, можно приравнять к пустой трате ресурсов. Пока что нам удавалось избежать этой проблемы, но рано или поздно мы столкнем­ся с ней лицом к лицу, как было несколько десятилетий назад, когда аме­риканские промышленные корпорации не сумели задействовать креатив­ный потенциал рабочих и в результате проиграли японским фирмам, использовавшим метод креативного предприятия. Если с этим разделени­ем общества ничего не сделать и позволить ему продолжаться, со време­нем пострадают наши долгосрочные перспективы экономического роста и развития.



Таким образом, экономические интересы, равно как и моральный импе­ратив, обязывают членов креативного класса способствовать сокращению классового разделения не только через благотворительность или перечисле­ние средств государству, но и через мобилизацию креативности как можно большего числа людей, позволяющую интегрировать их в креативную эко­номику. В этом случае экономические мотивы совпадают с гуманистически­ми. Занимать миллионы людей на рутинной работе вроде махания метлой, перетаскивания коробок или монтажа плат — это чудовищная растрата че­ловеческих способностей. Когда-нибудь это будет восприниматься как эти­ческое и экономическое ретроградство, наподобие использования живой силы для сбора хлопка на плантациях.



Креативный класс может для начала предложить другим классам кон­кретное видение того, как можно улучшить свое положение, став частью креативной экономики или научившись сосуществовать с ней. Члены ново­го класса должны стараться гарантировать открытость наших границ, как физических, так и культурных, и не отступать от принципов разнообразия. Необходимо также обеспечить доступ ко всем возможностям и неограни­ченной социальной мобильности для всех, отдавая себе отчет в том, что пре­пятствия и барьеры не только проблематичны с точки зрения морали, но и экономически непродуктивны.

В качестве примера использования такого подхода давайте рассмотрим давнюю проблему так называемых экономических низших классов. В этом вопросе, как и во многих других случаях, мы часто оказываемся в ситуации бурных дебатов, которые упускают из виду главное. Консерваторы критику­ют "государство всеобщего благосостояния" за увеличение бедности вместо ее сокращения и настаивают на том, что социальные льготы необходимо со­кратить, чтобы заставить людей работать, пусть и на низкооплачиваемых местах9. Либералы возражают, что у людей нет стимулов для такого труда, поскольку зарплаты не хватает на содержание одного человека, не говоря уже о семье, и, следовательно, решение состоит в том, чтобы повышать ми­нимальный размер заработной платы или устанавливать обязательный раз­мер минимальной оплаты труда. Они также выражают разочарование в свя­зи с исчезновением "хороших" рабочих мест на производстве, которые раньше позволяли работникам с невысоким уровнем образования или ква­лификации получать доступ к среднему уровню доходов10. Однако экономи­ческая реальность в том, что, как это ни печально, большая часть таких ра­бочих мест на производстве исчезла навсегда. А главное, что упускается из виду в подобных дискуссиях, состоит вот в чем: неквалифицированный труд плохо оплачивается, потому что это не креативная работа. Более того, нет экономической логики в том, чтобы заставлять людей заниматься бессмыс­ленной работой, которая приносит так мало экономической пользы. Гораз­до выгоднее поддерживать количество таких рабочих мест на минимальном уровне и переориентировать рабочую силу на более креативный труд, кото­рый приносит пользу, удовлетворение и более достойную оплату.



В так называемых малообеспеченных районах существует огромный не-задействованный потенциал креативности. Например, в одном из самых бедных гетто Питтсбурга, Хилл Дистрикт, выросло множество талантливых людей: джазовые музыканты Кении Кларк, Стенли Терринтайн и Джордж Бенсон, лауреат Пулитцеровской премии драматург Огаст Уилсон и многие другие. Ди-джеи и музыканты в этом и других районах такого рода находят­ся на передовой прогрессивной электронной музыки, совмещая художе­ственную креативность с технической. Иногда я спрашиваю своих студен­тов: "Откуда берется музыка, которую вы слушаете?" По большей части, постепенно понимают они, из непривилегированных районов.

Когда я рос в рабочем квартале, мне довелось лично наблюдать невероят­ный талант и креативность обычных людей, которых можно отнести к чис­лу самых умных и трудолюбивых из всех, с кем я встречался в своей жизни. Но я также видел, что существующая экономическая система и социальная структура не дает развиться их талантам. Я до сих пор помню их совет: "Учись, шевели мозгами и выбирайся отсюда". Могу себе представить, на­сколько сложнее приходится креативным людям в действительно обездо­ленных местах. Если вспомнить экстремальный пример, социолог Барбара Эренрайх, около года проработавшая уборщицей и официанткой, принесла меньше экономической пользы физическим трудом в этих ролях, чем твор­ческой работой над описанием своего опыта в книге". Не все могут или должны быть ди-джеями или музыкантами, писателями или драматургами, программистами или дизайнерами, но в малообеспеченных районах навер­няка найдется много людей, чьи таланты можно культивировать в более креативных целях, чем переворачивание бургеров, сборка электронных иг­рушек или работа охранника.

Некоторые считают само понятие креативного класса элитарным. Но су­ществование большого растущего нового класса хорошо оплачиваемых креативных работников не представляет проблемы; наоборот, насколько я пони­маю, это — здоровый знак. Элитарность, неравенство, неэффективность и даже опасность содержатся в сохранении общественного порядка, при кото­ром некоторые люди воспринимаются как прирожденные творцы, а осталь­ные существуют, чтобы их обслуживать, воплощать их идеи и удовлетворять их потребности. Ограничение креативности кругом избранных — настоя­щий рецепт всякого рода проблем, от социальной несправедливости до неэффективности. Хорошая новость в том, что креативность распространилась по всему нашему обществу и будет продолжать распространяться. Возника­ют и внедряются новые, более благоприятные для креативности формы ор­ганизации, от креативного рабочего места и креативного предприятия до креативных сообществ, возникающих по всей стране. Нам предстоит задача продолжить эти начинания и воплотить их во всех сферах общества. Для это­го потребуются новые формы социальных связей, отвечающие новым реали­ям нашего времени.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.